Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подготовительная часть урока



Вподготовительной части урока осуществляется подготовка занимающихся к успешному решению задач его основной части. Начинается она с организации группы и психологического на­строя занимающихся на активное и сознательное отношение к уроку. Оно создается прежде всего за счет воздействия педагога на чувства и эмоции занимающихся, возбуждения у них интереса к уроку. Это достигается искусством педагога оказывать влияние на занимающихся своим внешним видом, поведением, приветливо­стью и в то же время необходимой строгостью, требовательно­стью. Главным же в формировании отношения занимающихся к уроку является убеждение их в пользе занятий гимнастикой для здоровья, для повышения физической и умственной работоспо­собности, для обогащения двигательным, эстетическим, эмоцио­нальным, волевым, морально-нравственным опытом, для разви­тия психических и личностных свойств. Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной части урока, условно объе­диняются в три большие группы: физиологические (оздоровитель­ные), образовательные и воспитательные.

В группу физиологических задач входят: а) подготовка ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем занимающихся к ин­тенсивной работе; б) разогревание мышц, связок, суставов и их подготовка к выполнению предстоящих упражнений; в) подго­товка двигательного аппарата к действиям, требующим больших амплитуд движений, мышечных напряжений, быстроты, вынос­ливости. Такая разносторонняя предварительная подготовка зани­мающихся является важным профилактическим мероприятием от возможных перегрузок и травм. Методически грамотное проведе­ние перечисленных выше мероприятий содействует повышению работоспособности занимающихся, эффективности урока.

Увеличение нагрузки к концу подготовительной части урока до значительной (160 — 180 уд/мин) оказывает тренирующее воз­действие на организм занимающихся, готовит их к значительным физическим и психическим напряжениям в основной части урока и содействует установлению дисциплины, устойчивого внимания и порядка. Низкая или, наоборот, чрезмерная нагрузка приводит, как правило, к противоположным результатам.

К образовательным задачам относятся: а) обогащение занима­ющихся сведениями о технике изучаемых упражнений, о возмож­ности их использования в гигиенических, лечебных, прикладных и спортивных целях; приучение к правильному режиму учебы, отдыха, питания, занятий гимнастикой и др.; б) формирование умений и навыков в выполнении общеразвивающих, приклад­ных, спортивно-гимнастических упражнений, правильной осан­ки, красивой манеры движений, походки; в) обучение гимнасти-


ческой манере выполнения упражнений, передвижениям в соот­ветствии с требованиями строевого устава Российской Армии; г) развитие психомоторных способностей. При решении образова­тельных задач одновременно осуществляется и воспитание юных гимнастов. Им сообщаются научные знания, а они носят воспи­тывающий характер.

Занятия гимнастикой располагают большими возможностями воспитательного воздействия на занимающихся.

Воспитательные задачи: а) привитие любви и формирование активного и глубоко осознанного отношения к занятиям гимна­стикой; б) приучение к опрятности во внешнем виде, организо­ванности, подтянутости, к красоте движений; в) воспитание чув­ства собственного достоинства, скромности, трудолюбия, ста­рательного выполнения поручений учителя, уважительного от­ношения к товарищам и старшим, постоянной готовности ока­зать помощь нуждающимся в ней; г) развитие целеустремленно­сти, настойчивости в достижении поставленной цели, решитель­ности и смелости; д) приучение к коллективным действиям, вза­имовыручке; е) воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при выполнении любых заданий педагога; ж) при­учение к тщательному продумыванию техники исполнения уп­ражнений, к самостраховке в случае неудачного исполнения уп­ражнения.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решаются во взаимосвязи. Однако соотношение времени, отводи­мого на их осуществление, может изменяться в зависимости от складывающихся условий на занятиях, непредвиденных и заведо­мо не планируемых обстоятельств. Основными средствами реше­ния педагогических задач служат строевые и общеразвивающие упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упраж­нения, подвижные игры в сочетании со словом педагога, а так же упражнения нетрадиционных видов гимнастики.

Строевые упражнения и различные способы передвижения име­ют ряд специфических особенностей, которые позволяют педаго­гу: а) быстро и удобно размещать занимающихся в спортивном зале; б) формировать у них правильную, красивую осанку, обу­чать гимнастической манере выполнения движений, развивать глазомер, чувство ритма, темпа движений; в) поддерживать дис­циплину, порядок и организованность; г) устанавливать офици­альные, субординационные отношения между педагогом и зани­мающимися. Однако это всего лишь возможности этих упражне­ний, их эффективность зависит от методического мастерства пе­дагога. К числу строевых упражнений относятся: строевые приемы (повороты на месте и в движении); построения и перестроения; передвижения (шагом, бегом); размыкания и смыкания. Обычно они выполняются в самом начале занятия.


 




Основными способами передвижения являются ходьба и бег. Кроме того, передвижение по залу возможно прыжками, подско­ками на одной и двух ногах, на четвереньках, по-пластунски и другими способами. Ходьба и бег могут сочетаться с несложными движениями рук, головы и туловища. При выполнении таких уп­ражнений объяснение и показ можно делать: а) не останавливая группы, а двигаясь ей навстречу; б) остановив группу, если уп­ражнение оказалось сложным в координационном отношении; в) заведомо простые упражнения выполняются только по словес­ной инструкции преподавателя. Для начала упражнения дается ко­манда: «Группа, упражнение начи-най!» Для окончания упражне­ния подается команда: «Закончить упражнение!»

Общеразвивающие упражнения можно выполнять без предметов и с предметами (мячами, скакалками, гимнастическими палка­ми), с отягощениями (набивные мячи, гантели), на гимнасти­ческой стенке и скамейке.

Подготовительная часть урока обычно заканчивается выполне­нием комплекса общеразвивающих упражнений. Он начинается с упражнений типа потягиваний. Упражнения в комплексе распо­лагаются в порядке нарастающей интенсивности нагрузки и чере­дуются по своему назначению (для мышц-сгибателей и разгибате­лей рук, ног, туловища и др.). Принята следующая последова­тельность вовлечения в работу мышц: шеи, рук, туловища, ног, всего тела. В конце комплекса делаются наиболее интенсивные упражнения. Заканчивается он спокойной ходьбой, упражнения­ми в глубоком дыхании и на расслабление.

После больших нагрузок на функции вестибулярного анализа­тора посредством вращательных и прыжковых упражнений дают­ся отвлекающие от неприятных ощущений упражнения на внима­ние, упражнения в единоборстве, игровые и другие упражнения с большой эмоциональной окраской.

При проведении общеразвивающих упражнений необходимо добиваться: а) постепенной подготовки органов и систем орга­низма к значительным (интенсивным) мышечным усилиям в ос­новной части урока; б) восстановления и дальнейшего улучше­ния гибкости (подвижности в суставах); в) формирования пра­вильной, красивой осанки, гимнастического стиля выполнения всех упражнений; г) организации внимания занимающихся, вос­питания у них дисциплины, организованности, исполнительно­сти, сознательного и активного отношения к уроку. Проведение общеразвивающих упражнений осуществляется следующими спо­собами: раздельным, или обычным, расчлененным, поточным, проходным, «по показу», «по рассказу», игровым способом.

Раздельный способ характеризуется наличием пауз между отдель­ными упражнениями, а также относительным постоянством мес­та действия занимающихся. Преподаватель называет упражнение,


указывает на его назначение, показывает, если это необходимо, а затем подает команду для выполнения. Это наиболее доступ­ный способ, поэтому он чаще применяется в педагогической практике.

Расчлененный способ (по разделениям) предусматривает пред­варительное называние каждой части сложного по координации движений упражнения, а если необходимо, и показ ее, после чего подается команда для выполнения, например: правую руку в сто­рону, левую вверх, «делай, раз»; правую руку вверх, левую в сто­рону, «делай, два» и т.д. Этот способ облегчает овладение упраж­нением, позволяет предупредить или своевременно исправить не­точности. Он применяется при обучении сложным упражнениям, с группами, слабо подготовленными в двигательном отношении, а также в занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Поточный способ отличается от предыдущих тем, что все уп­ражнения, назначенные для проведения, выполняются непрерывно одно за другим в виде комплекса. В него включаются хорошо зна­комые занимающимся и простые по технике исполнения упраж­нения. Каждое из них повторяется заданное преподавателем коли­чество раз. При музыкальном сопровождении расчет количества повторений ведется на одну музыкальную фразу. Переход от одно­го упражнения к другому осуществляется путем краткого назва­ния и показа нового исходного положения для выполнения оче­редного упражнения. Преподаватель проделывает упражнение в зер­кальном отображении до тех пор, пока все занимающиеся не нач­нут выполнять его согласованно и правильно. Этот способ уместен в том случае, когда возникает необходимость быстро осуществить разминку и подготовить занимающихся к интенсивной мышеч­ной работе в основной части урока.

При проходном способе упражнения выполняются на ходу или со значительными перемещениями занимающихся. В комплекс упражнений включаются: ходьба и бег различными способами, прыжки, танцевальные, движения, преодоление препятствий, пе­реползание, акробатические и другие несложные упражнения. Существует два варианта этого способа: а) выполняя упражне­ния, занимающиеся передвигаются по периметру зала, площадки или по кругу в колонне по одному; б) выполняя упражнения, занимающиеся передвигаются поочередно шеренгами, используя всю рабочую площадь зала. Проходной способ считается предпо­чтительным.

Простые по технике исполнения упражнения могут проводиться только «по показу» или только «по рассказу» и игровым способом. По показу упражнения проводятся главным образом с дошколь­никами, учащимися младших классов, когда надо организовать : их внимание, дисциплинировать и повысить двигательную плот-


 




 


Можно определить время, затраченное в уроке на активные полезные движения, или так называемую моторную плотность. Она определяется по следующей формуле:

ность и физическую нагрузку. Только рассказ применяется с це­лью развития образного и логического мышления, памяти на дви­жения, координации движений. Игровой способ применяется для закрепления пройденного на уроке материала, для стимуляции активности занимающихся, увеличения физической нагрузки, эмо­циональной окраски урока или отдельной его части.

При проведении подготовительной части урока необходимо добиваться согласованности, эффективности выполнения задан­ных упражнений всеми занимающимися, поддержания интереса к их выполнению.

Основная часть урока

В основной части урока решаются следующие задачи:

1. Повышение функциональных возможностей организма, фи­зической подготовленности и работоспособности занимающихся.

2. Обучение занимающихся новым спортивным, прикладным, строевым и общеразвивающим упражнениям с целью доведения их выполнения до уровня навыка. Сообщение новых теоретичес­ких сведений о назначении вновь изучаемых упражнений и о тех­нике их исполнения, развитие способностей, необходимых для овладения более сложными упражнениями, трудовыми и военно-прикладными двигательными действиями.

3. Воспитание у обучаемых активного и сознательного отноше­ния к занятиям гимнастикой, к учебе, труду, а также воли, доб­рожелательного отношения к окружающим, чувства собственно­го достоинства и др.

Эти задачи решаются во взаимосвязи. Для этого применяются упражнения на снарядах и со снарядами, игры, эстафеты и др. Упражнения подбираются в зависимости от способностей зани­мающихся справиться с ними. Их возможности должны быть не­сколько выше, чем того требуют изучаемые упражнения, потому что обучаемым нужен успех: он вселяет уверенность в своих си­лах, вызывает интерес, побуждает к проявлению воли, формиру­ет активное отношение к занятиям. Большие трудности и неудачи вызывают неприятные чувства, переживания, неуверенность в себе, робость и в конечном итоге отрицательное отношение к уроку, к занятиям гимнастикой. Успешное решение задач этой части урока во многом зависит от его плотности.


где Р — плотность урока; / — полезно затраченное время; Т — общее время урока.

Плотность урока определяется отношением полезно затрачен­ного времени ко всему времени урока:


где Лют ~~ моторная плотность урока; t — время, затраченное на полез­ные активные движения; Т — общее время урока.

Плотность урока можно повысить применением следующих методических приемов:

а) выполнение некоторых упражнений (подтягивание, пере­
ворот в упор, сгибание и разгибание рук в упоре и др.) по два
человека одновременно на одном снаряде;

б) увеличение количества снарядов;

в) организация дополнительных мест для выполнения подво­
дящих и подготовительных упражнений и др.;

г) проведение основной части урока по методу круговой тре­
нировки с индивидуализацией двигательных заданий и др. Эф­
фективность методических приемов во многом определяется ак­
тивностью занимающихся на уроке. Низкая активность может све­
сти на нет все методические и организационные ухищрения педа­
гога. Активность можно стимулировать не только постановкой за­
дач перед уроком, но и сопоставлением наличных способностей,
двигательных умений и навыков у занимающихся с требованиями
программы, заданиями педагога. Активность занимающихся зави­
сит от объема и чередования видов упражнений, запланирован­
ных педагогом.

На объеме упражнений сказывается многотемность урока. Учи­телю приходится обучать занимающихся большому количеству самых разных по характеру упражнений (вольные, акробатичес­кие упражнения, лазание, бег, прыжки, метания, упражнения на снарядах и др.), повышать функциональные возможности их организма, развивать двигательные и психические способности, оказывать воспитывающее воздействие. Поэтому продуктивность урока во многом зависит от того, насколько удачно по количеству и степени сложности подобраны упражнения. Важно сохранить высокую работоспособность занимающихся в течение всей основ­ной части, а в конце ее можно было бы выполнить комплекс упражнений на развитие двигательных способностей, необходи­мых для овладения новыми, более сложными упражнениями на последующих уроках.

Нагрузка, испытываемая занимающимися в основной части Урока, и их работоспособность в значительной мере зависят от правильного чередования работы и отдыха во время выполнения Упражнений. Особенно важно знать, какая степень восстановле-


ния от предыдущего выполнения упражнения является оптималь­ной и как ее определить для данной категории занимающихся. Известно, что уменьшение или увеличение продолжительности отдыха от оптимальной величины приводит к возрастанию по­грешностей в технике исполнения изучаемых упражнений. Есть данные научных исследований, которые говорят о том, что таким оптимумом является промежуток времени от окончания упраж­нения до установления пульса 90 — 100 уд/мин. В течение этого времени в памяти занимающихся еще хорошо сохраняется сфор­мированный педагогом образ упражнения, а органы и системы гимнаста сохраняют высокий уровень работоспособности. Уста­новлено, что при занятиях с юными гимнастами с высокой спортивной подготовкой интервалы отдыха при выполнении це­лых комбинаций на снарядах могут быть в пределах от 2 до 5 мин: на коне и на брусьях — 4,5 мин; при выполнении опорных прыж­ков — 2 — 3 мин; вольных упражнений — 3 — 5 мин. Интервалами отдыха регулируется интенсивность нагрузки. В ее дозировании нуж­на большая осторожность, чтобы не нанести ущерб здоровью за­нимающихся. Перегрузка особенно опасна при занятиях с детьми младшего школьного возраста. Они в силу недостатка опыта и нуж­ных знаний часто переоценивают свои возможности при выпол­нении задания педагога. Дети еще плохо знают функциональные возможности своего организма, ошибаются при оценке собствен­ных способностей к овладению сложными упражнениями, требу­ющими хорошо развитой координации движений, больших мы­шечных и психических напряжений.

Для того чтобы избежать перегрузки, педагог должен уметь свое­временно определить степень утомления каждого занимающегося и, если необходимо, снизить нагрузку. Недостаточная нагрузка также не побуждает к высокой активности и не даст положительных оздоровительных, образовательных и воспитательных результатов.

Величина нагрузки планируется учителем при составлении плана-конспекта к уроку. Подбирая упражнения, определяя оче­редность их выполнения, он одновременно может составить и усредненную кривую нагрузки по пульсу. Для этого надо знать пульсовую стоимость планируемых упражнений при заданной до­зировке (темп, количество повторений или время выполнения). Пульсовую стоимость упражнения можно определить, измерив по­казатели у 3 — 5 учащихся разного уровня физической подготов­ленности. Например, ходьба в темпе 120 шаг/мин стоит 90 ударов пульса в мин. Полученная таким образом кривая нагрузки позво­ляет своевременно, еще до урока, подправить интенсивность на­грузки, более точно регулировать ее в ходе самого урока, избегать перегрузки или недогрузки.

Высокая работоспособность занимающихся достигается с по­мощью следующих методических приемов:


 

1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом снаряде, на втором — может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем — повто­ряется пройденное, развиваются двигательные способности.

2. При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с уп­ражнениями в упоре. При этом нагрузка на мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты распределяется равномерно. В работу вовлека­ется возможно большее количество мышечных групп. Этим дости­гается гармоническое развитие мышечной силы, быстроты и вы­носливости к мышечной работе. При развитии у занимающихся дви­гательных способностей в начале основной части урока выполня­ются упражнения для развития координации движений, гибкости, равновесия, затем — быстроты; урок заканчивается выполнением упражнений для развития мышечной силы и выносливости.

3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению после­дующими упражнениями или не оказало бы отрицательного вли­яния.

4. Успешное решение задач основной части урока в целом зави­сит от правильного распределения времени на каждый вид уп­ражнений, от чередования режима работы и отдыха.

15.1.5. Заключительная часть урока

В этой части осуществляется завершение урока и решаются сле­дующие задачи:

1. Постепенное снижение физической и психологической на­грузки. При этом должны быть обеспечены оптимальные условия для протекания восстановительных процессов в организме.

2. Подведение итогов урока. Здесь педагог должен предусмот­реть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани­мающихся на уроках.

3. Задание для самостоятельной работы.

Для снижения нагрузки могут быть использованы следующие виды упражнений:

1. Успокаивающие упражнения: спокойная ходьба, легкий бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхива­нии, самомассаж. Выполнение этих упражнений позволяет посте­пенно снизить нагрузку и содействовать активному отдыху.

2. Отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры, упражнения под музыкальное сопровождение.

3. Упражнения, повышающие эмоциональное состояние зани­мающихся: игры, эстафеты, танцы и пляски, ходьба с песней. Эти упражнения создают бодрое, жизнерадостное настроение, помогают сплочению коллектива, усиливают желание заниматься гимнастикой.


 




Содержание подготовительной и заключительной частей урока определяется содержанием его основной части. Поэтому при на­писании конспекта урока сначала составляется основная часть, затем — подготовительная и, наконец, заключительная.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.