Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика и назначение упражнений художественной гимнастики



Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей орга­низма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразитель­ным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позво­ляет применять их в занятиях с группами различного возраста и подготовленности. От других видов упражнений они отличаются целостностью, динамичностью и танцевальным характером ис­полнения.

Целостность упражнений характеризуется одновременностью выполнения основного и дополнительных движений, отсутстви­ем остановок и фиксаций промежуточных положений в упражне­ниях и соединениях и предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Примером целостных упражне­ний служат «волна» и волнообразные движения, взмахи.

Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями скорости, тем­па, ритма, амплитуды, направления и силыдвижений.

Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тес­ной связи с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям различный характер и разную эмоциональ­ную окраску. При этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последова­тельности (циклично).

Целостность, динамичность, танцевальный характер выполне­ния упражнений тесно взаимосвязаны.

К средствам художественной гимнастики относятся: строевые, общеразвивающие, акробатические и прикладные упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и спредметами (мячом, скакалкой, лентой, обручем, булавами), специальные упражнения на согласование движений с музыкаль­ным сопровождением.

Эти средства предоставляют большие возможности для разно­стороннего воздействия на занимающихся: повышение у них функ­циональных возможностей организма, обогащение знаниями в области художественной гимнастики и смежных сней практичес­ких и теоретических дисциплин, двигательным опытом, развитие координации движений, быстроты и точности двигательных ре­акций, гибкости, прыгучести, выносливости к мышечной рабо-


те, видов и свойств внимания, памяти на движения, чувства рит­ма, музыкального слуха, воспитание эстетических, нравственных и других личностных свойств, формирование правильной, краси-Бой осанки, легкой походки, грациозности, изящества движений.

К элементам художественной гимнастики относятся разновид­ности шагов и бега, пружинные движения, «волны» и волнообраз­ные движения, махи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев, упражнения с предметами.

Разновидностями шагов и бега являются следующие движения.

Мягкий шаг. Он выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе.

Высокий шаг выполняется с подниманием согнутой ноги (бед­ро и голень образуют прямой угол).

Острый шаг выполняется резко, отрывисто, из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед, стопа другой ноги — на носок.

Широкий шаг выполняется выпадом вперед с разноименным движением рук.

Перекатный шаг выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу, одновременно с этим сгибая и затем разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую вперед-книзу. Движение повторяется с другой ноги.

Пружинный шаг выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично.

Бег. Многие разновидности бега являются аналогами ходьбы и сохраняют соответствующие названия (высокий бег, острый бег, широкий бег и т.д.). Бег, в отличие от ходьбы, имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Движения рук при выпол­нении ходьбы и бега могут быть различными.

Пружинные движения характеризуются одновременным сгиба­нием во всех суставах и последующим их разгибанием. Они выпол­няются равномерно, непрерывно, упруго, с большим мышечным напряжением и различной скоростью. Пружинные движения мо­гут быть одновременные, поочередные и попеременные. Разно-

видностями пружинных движений могут быть: пружинные движения руками — сги­бание и разгибание рук из различных ис­ходных положений в различные конечные положения (рис. 254); пружинные движе­ния ногами — из стойки на носках одно­временно или попеременно; туловищем из круглого приседа на всей стопе или на носках; целостно — выполняется с равно-Мерным напряжением сгибанием тулови­ща, рук и ног.


«Волны» и волнообразные движения ха­рактеризуются последовательным сгибани-


 

ем и разгибанием суставов. «Волны» выполняются руками, туло­вищем, целостно, равномерно без излишнего мышечного напря­жения. «Волна» руками выполняется из исходного положения руки в стороны, соединяя лопатки, последовательно согнуть руки во всех суставах, разводя лопатки, последовательно разогнуть руки во всех суставах. «Волна» туловищем характеризуется последова­тельным протеканием гребня «волны» в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника. Она может выполняться в упоре стоя на коленях, в седе на пятках, в стойке на носках и т.д. Ис­ходным положением для целостной «волны» является круглый полуприсед. При этом последовательно выводятся вперед колен­ный, тазобедренный суставы, поясничный и грудной отделы по­звоночника, круг руками вперед-книзу выполняется равномерно.

Махи выполняются руками, ногами и туловищем. Маховые дви­жения туловищем связаны с наклонами вперед, в сторону, назад и с поворотами. Махи руками и ногами выполняются в основных и промежуточных плоскостях, в различных направлениях, по дуге и кругу, одноименно, разноименно, поочередно и последова­тельно.

Взмахи выполняются руками, туловищем (вперед и в сторону) и всем телом (вперед, в сторону и с поворотом). Для взмахов ха­рактерен начальный толчок и продолжение движения по инер­ции в других звеньях тела. При взмахе последовательность движе­ний такая же, как и при «волне», но скорость неравномерная — максимальная в начале и затухающая к концу.

Равновесия подразделяются на статические и динамические. Ста­тические равновесия делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные равновесия выполняются с вертикальным положе­нием туловища, с различными положениями свободной ноги и рук. Горизонтальные равновесия выполняются с горизонтальным положением туловища и разделяются на переднее (туловище на­клонено вперед), заднее (туловище наклонено назад), боковое (туловище — в сторону). Сложность равновесия зависит от вели­чины опоры, положения туловища и свободной ноги.

Динамические равновесия — это равновесия с изменением положения туловища и свободной ноги.

Повороты делятся на повороты на двух ногах и одной. Поворо­ты на двух ногах — переступанием, скрестно на 180°, 360° и т.д.; на одной — одноименные и разноименные.

Одноименные повороты выполняются на правой ноге в пра­вую сторону, на левой ноге — в левую. Разноименные повороты выполняются на правой ноге в левую сторону, на левой — в пра­вую, с различными положениями свободной ноги, туловища, рук-Сложность поворотов зависит от количества градусов, на которое выполняется поворот, от положения свободной ноги и туловиша в момент поворота.


Прыжки в художественной гимнастике делятся на прыжки тол­чком двух ног и одной.

Прыжки толчком двух ног: выпрямившись (рис. 255), согнув ноги назад, касаясь, «разножка» продольно и поперек и т.д.

Прыжки выпрямившись выполняются на месте, с продвижени­ем вперед, назад, в сторону, с поворотами на 90°, 180°, 360°; при выполнении прыжка согнув ноги назад прогнуться и слегка со­гнуть ноги так, чтобы между туловищем и бедрами не было угла; при выполнении «разножки» ноги в полете максимально разведе­ны, приземление на обе ноги.

К прыжкам толчком одной относятся: скачок, открытый, за­крытый-открытый, шагом, перекидной и т.д.

Скачок выполняется аналогично высокому шагу, но с подско­ком (рис. 256).

Открытый прыжок выполняется шагом одной вперед, другая назад, руки в стороны.

Закрытый-открытый прыжок начинают шагом левой, правую согнуть вперед, прыжок, руки дугами книзу-вперед, плечи и го­лова слегка опущены. Затем выполняется шаг правой с последую­щим прыжком на ней, левую назад, руки дугами книзу в сторо­ны, прогнуться (рис. 257).

Прыжок шагом выполняется толчком одной ноги с приземле­нием на другую. В фазе полета одна нога вперед, другая назад, рука противоположна маховой ноге (рис. 258).

Перекидной прыжок выполняется шагом левой с последующим прыжком на ней, правой энергичный мах вперед с подъемом рук Дугами вперед-вверх. В фазе полета после маха правой ногой быст­рый поворот налево на 180° с последующей сменой ног сзади и приземлением на правую ногу (рис. 259).

К элементам бальных танцев относятся галоп, полька, вальс и др.

Шаг галопа. Музыкальный размер \. Выполняется вперед, в сто­рону, реже назад, в быстром темпе, легко и изящно. Начинается отведением ноги вперед или в сторону, шагом на всю стопу, пры-


 

жок вверх, соединяя ноги в полете. В момент приземления на одну ногу, другая скользит по полу, повторяя шаг галопа в том же направлении. Подводящим упражнением к шагу галопа является приставной шаг.

Шаг польки. Музыкальный размер \. Выполняется вперед, на­зад, в сторону с поворотом. Полька вперед начинается с неболь­шого подскока на левой, правую вперед-книзу («и»), шаг правой вперед (1), приставить левую к правой небольшим прыжком («и»), шаг правой (2). Повторить движение с другой ноги, легко и изящ­но. Шаг польки в сторону можно выполнять с поворотами кру­гом, поворот производится на подскоке в начале движения на счет «и». Подводящим упражнением к шагу польки является пере­менный шаг.

Шаг вальса. Музыкальный размер \. Начинается из стойки на носках, состоит из трех шагов: 1 — перекатный шаг правой впе­ред, 2 — шаг левой на носок, постепенно разгибая колено, 3 — шаг правой на носок. Все шаги одинаковые по длине, выполня­ются ритмично на каждую долю такта. Техника выполнения валь­сового шага назад аналогична технике вальса вперед. Шаг вальса в сторону начинается из стойки на носках, 1 — перекатный шаг правой в сторону, 2 — шаг левой на носок скрестно за правую, 3 — приставить правую в исходное положение. Движение повто­ряется в другую сторону.

К элементам народных танцев относятся русский поперемен­ный, припадание, веревочка, па-де-баск, ковырялочка, шаг с притопом и т.д.

Русский попеременный шаг. Музыкальный размер \, \. Исходное положение — стойка, руки на пояс. Выполняется по счетам: сч. 1 — шаг правой с носка, сч. «и» — шаг левой с носка, сч. 2 — шаг правой с носка, сч. «и» — пауза, на следующий такт повторить движение с другой ноги. Русский тройной является разновиднос­тью русского попеременного шага. Исходное положение то же. Сч. I — шаг правой с носка, сч. 2 — шаг левой с носка, сч. 3 — шаг


правой, спружинивая, левую вперед-книзу, скользя стопой по полу, сч. 4 — выпрямить правую ногу.

Припадание. Музыкальный размер \. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция. Сч. «и» — левую ногу в сторону-книзу, слегка поднимаясь на носок правой, сч. 1 — небольшой шаг левой в сто­рону с носка, сгибая колено, правую приподнять от пола, сч. «и» — встать на носок правой за левой, выпрямляя ее, левую в сторону-книзу, сч. 2 — повторить движение сч. 1. Движение повторяется с нового такта.

Ковырялочка. Музыкальный размер \. Ковырялочка часто вы­полняется в сочетании с тройным прыжком. Исходное положе­ние — стойка, руки на пояс. Сч. 1 — небольшой подскок на левой, правую в сторону на носок, пятка кверху, колено согнуто, сч. 2 — небольшой подскок на левой, правую на пятку (на то же место), нога прямая, сч. 3—4 — тройной притоп.

Па-де-баск. Музыкальный размер \. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция, руки на пояс. Сч. «и» — небольшой прыжок толчком левой, правую дугой вперед, сч. 1 — призем­литься на правую, левая согнута вперед, колено наружу, сч. «и» — тройной притоп в небольшом полуприседе, то же в 3-й позиции, левая впереди. На следующий такт движение начинается с другой ноги в другую сторону.

Веревочка. Музыкальный размер 2. Исходное положение — 3-я тан­цевальная позиция. Сч. «и» — согнуть правую (колено наружу), одновременно подскок на левой, сч. 1 — правую на носок скрест­но на левой, сч. «и» — 2 — повторить движение с другой ноги.

Шаг с притопом. Музыкальный размер \. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция, колени слегка согнуты, руки на пояс. Сч. 1 — небольшой шаг правой на всю стопу, пружиня, сч. «и» — скользящий удар о пол левой пяткой около правой.

Упражнения с предметами. В процессе овладения упражнения­ми с предметами занимающиеся приобретают разнообразный дви­гательный опыт, совершенствуют умение управлять движениями рук и особенно кистей/Такое умение имеет большое значение не только для достижения высокого мастерства в художественной гимнастике, но и для овладения многими профессиональными умениями и навыками. Кроме того, при выполнении упражне­ний с предметами создаются благоприятные условия для совер­шенствования функций зрительного, кожного и двигательного анализаторов.

Упражнения со скакалкой являются эффективным сред­ством развития прыгучести, выносливости, быстроты и ловкости. Прыжки со скакалкой способствуют развитию и укреплению сер­дечно-сосудистой системы. Музыкальное сопровождение при вы­полнении упражнений со скакалкой благоприятно сказывается на Развитии выносливости, так как создаваемый эмоциональный фон


заметно понижает ощущение усталости и помогает занимающим­ся выполнять интенсивные и продолжительные упражнения. Для упражнений со скакалкой подбирается музыка жизнерадостного, веселого характера. Наиболее удобными являются музыкальные произведения размером \ (галоп, полька) и народные плясовые мелодии.

Скакалка выбирается в соответствии с ростом занимающихся. Для этого нужно встать на середину скакалки (ноги вместе) и натянуть ее. Она будет соответствовать росту, если ее концы дохо­дят до подмышечных впадин.

Упражнения со скакалкой — это прыжки, махи и круги, пере­воды, броски.

Прыжки выполняются с вращением скакалки вперед, назад и в боковой плоскости, с одиночными и двойными вращениями, с промежуточным прыжком (междускоком), через сложенную ска­калку. Скакалку можно вращать просто и «петлей». Формы прыж­ков могут быть самыми разнообразными: на двух, на одной, дру­гая вперед, назад, с ноги на ногу и др. Прыжки через скакалку выполняются на носках с мягким приземлением, носки и колени в полете вытянуты. Высота прыжка должна быть такой, какая не­обходима для того, чтобы можно было перепрыгнуть через нее.

Махи и круги скакалкой можно выполнять одной или двумя руками в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. Круги бывают малые (выполняются только кистью), средние (выполня­ются предплечьем), большие (выполняются всей рукой от плеча). При выполнении этих движений недопустимо «сломанное» поло­жение скакалки. Махи и круги используются для активного отды­ха после прыжков и для смены положения плоскостей.

Переводы скакалки позволяют изменять направление движения предмета, разнообразить упражнения, служат для отдыха после прыжковых упражнений. Они выполняются вперед или назад пе­ремахом или круговым движением руки над головой («петлей»).

При выполнении махов, кругов и переводов нельзя нарушать целостность скакалки, она не должна ломаться, касаться пола и тела занимающегося.

Упражнения с мячом являются отличным средством для развития ловкости, быстроты и точности двигательных реакций. Они требуют от занимающихся внимания и точного соразмерения движений в пространстве и во времени. Упражнения с мячом — броски и ловля, отбивы, перекаты, круги и выкруты.

Броски и ловля мяча выполняются одной или двумя руками в различных плоскостях. Броскам предшествует пружинное движе­ние ногами с последующим выпрямлением тела и рук вверх. В мо­мент ловли мяча для смягчения удара его о ладонь рука слегка опускается, как бы продолжая движение с мячом вниз, стараясь погасить его скорость.


Отбивы выполняются одной или двумя руками, вертикально вниз или под углом, нажимом руки на мяч. Отбивать можно не­прерывно или с ловлей после каждого отбива мяча.

Перекаты мяча выполняются по полу или по отдельным звень­ям тела. Подскоки мяча при перекатах являются ошибкой.

Круги и выкруты мячом выполняются внутрь или наружу в го­ризонтальной и вертикальной плоскостях. При этих движениях используется центробежная сила: в кругообразных движениях, при выполнении которых рука остается с внешней стороны, центро­бежная сила прижимает мяч к руке. Такие упражнения выполня­ются без захвата мяча пальцами. На начальном этапе обучения все группы упражнений с мячом выполняются в сочетании с пру­жинными движениями ног стоя на месте.

Упражнения с обручем — это повороты, вращения, махи и круги, перекаты, прыжки в обруч и через него, броски и ловля.

Повороты обруча выполняются двумя руками в лицевой, боко­вой и горизонтальной плоскостях с различными движениями ту­ловища и ног.

Вращения обруча осуществляются в лицевой, боковой и гори­зонтальной плоскостях слегка согнутой в локтевом суставе рукой. При этом обруч находится между большим и указательным паль­цами, кисть вертикальна, большой палец обращен вверх, для того чтобы обруч не соскальзывал на предплечье. Вращение произво­дится только на кисти, независимо от положения руки (вперед, в сторону, вверх). Нарушение плоскости при вращении является ошибкой.

Махи и круги обручем выполняются по дуге, по кругу, восьмер­кой в различных плоскостях; подразделяются на малые (выполня­ются движением кисти прямой руки), средние (сгибанием руки в локтевом суставе), большие (выполняются ненапряженной рукой от плеча).

Перекаты обручем могут быть выполнены по полу в боковой и лицевой плоскостях и по различным звеньям тела без нарушения направления движения.и плоскости обруча.

Прыжки в обруч и через него характеризуются сложной коорди­нацией движений. Выполняются в качающийся обруч в передне-заднем, боковом направлениях; обруч вращают как скакалку. При выполнении прыжка в качающийся обруч кисть с обручем при­жата к туловищу на уровне пояса. После прыжка из обруча — пря­мая рука с обручем вперед (в сторону) параллельна полу. Прыжок в обруч, вращая его назад, выполняется в момент опускания его к пяткам. Прыжки в обруч и из него, через него выполняются лег­ко, с мягким приземлением.

Броски и ловля обруча — сложные движения, выполняемые в наклонном, вертикальном и горизонтальном положениях, двумя Или одной рукой. Чтобы обруч сохранил правильное положение в


 




полете, необходимо придать ему нужное направление в исходном положении.

Начинать обучение броскам следует с бросков двумя руками. Броски двумя руками выполняются в наклонной плоскости (впе­ред-кверху), в горизонтальной плоскости (хватом обруча сбоку снизу), в вертикальной плоскости (хват обруча снизу). Броски со­провождаются пружинным движением ног.

Броски одной рукой выполняются в боковой и лицевой плос­костях, после маха или с вращения. Ловля также может осуществ­ляться хватом или во вращение. Сложность выполнения бросков будет зависеть от исходного положения, ловли и дополнительных движений во время полета обруча.

Упражнения с лентой способствуют развитию подвиж­ности в суставах и силы мышц плечевого пояса и рук, тонкой и сложной мышечной координации, связанной с умением выпол­нять сильные, широкие движения туловищем и рукой, а также мелкие, быстрые движения только рукой. Упражнения с лентой характеризуются слитностью, динамичностью и пластичностью движений. Основа техники движений с лентой заключается в не­прерывном поддержании инерции полета ленты при последова­тельном выполнении различных рисунков. Движения с лентой, выполняемые в сочетании с разнообразными движениями т,ела (прыжками, бегом, равновесиями и т.д.), оказывают значитель­ное физиологическое воздействие на организм в целом.

Упражнения с лентой делятся на махи и круги, восьмерки, змейки, спирали, броски.

В начале изучения упражнений с лентой необходимо освоить хват палочки. Ее держат свободно тремя пальцами — большим, указательным и средним. Конец палочки слегка упирается в ла­донь у основания большого пальца. Хват должен быть ненапря­женным, чтобы можно было легко, без значительных усилий вы­нуть палочку из руки.

Махи и круги в зависимости от величины радиуса вращения ленты могут быть большими, средними и малыми. При выполне­нии больших махов и кругов палочка и кисть составляют прямую линию. Махи и круги выполняются в лицевой, боковой и гори­зонтальной плоскостях по часовой и против часовой стрелки.

Восьмерки, как и махи, делятся на малые, средние и большие, выполняются последовательными поворотами кисти или всей руки внутрь или наружу. Восьмерки подразделяются на вертикальные и горизонтальные и выполняются в трех основных и промежуточ­ных плоскостях, по полу и по воздуху.

Махи, круги и восьмерки лентой при их изучении на месте сопровождаются пружинными движениями ног.

Змейки бывают вертикальные (зубцы ленты вертикально полу) и горизонтальные (зубцы горизонтально полу), выполняются по


полу и по воздуху. Змейки выполняются только движением кисти, при слегка согнутом локте: либо ее сгибанием и разгибанием (вер­тикальная змейка), либо отведением и приведением (горизонталь­ная змейка). Змейки выполняются быстро, но с полной амплиту­дой, хват палочки свободный. Зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми по высоте. Обучение начинается с движений по полу. рисунок змейки не должен изменяться из-за соприкосновения ее с полом. При движении змейки по воздуху повышается частота дви­жений кистью. Основными ошибками исполнения являются вялый рисунок, змейка с большими и широкими зубцами.

Спирали выполняются круговыми движениями предплечья и кистью, локоть свободно согнут. Витки спирали должны быть оди­наковыми по величине и располагаться близко один к другому. Спирали бывают вертикальными и горизонтальными (соответ­ственно витки вертикально полу или горизонтально), направле­ние движения определяется по часовой стрелке или против нее. При выполнении вертикальной спирали палочку держат парал­лельно полу, при выполнении горизонтальной — палочка обра­щена вверх или вниз. Возможные ошибки — нарушение формы витков и их наклонное положение.

Броски лентой относятся к сложным движениям, поэтому в условиях школы они могут применяться только на секционных занятиях. На уроке по физической культуре они не используются из-за сложности движений и методического неудобства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.