Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРАВИЛА СТРУКТУРИЗАЦИИ И ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ, АНАЛИЗ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В СУ

СУЩНОСТЬ МЕТОДА

Результаты взаимодействия всех элементов в СУ прямо связаны |с поставленными целями. Именно в системе целей многие ученые ! видят условия успешной деятельности все системы.

Академик В. М. Бехтерев считал: «Чем слабее сплоченность и организованность коллектива, тем меньше коллектив имеет воз­можность достичь тех целей, ради которых он возник». При этом им отмечалось, что «общее неблагополучие объединяет людей силь­нее, чем общее благополучие». Однако в этом случае коллектив, т.е. персонал, должен быть объединен единой целью.

Цели исследования тесно связаны с целеполаганием, т.е. с их ус­тановлением. Целеполагание — одна из важнейших, первостепен­ных и ответственных функций исследования СУ.

При этом следует иметь в виду, что основные функции целепо-лагания обусловливают необходимость:

• определять и формулировать цели, что позволяет представить
желаемые конечные результаты исследования;

• концентрировать усилия по поиску путей проведения иссле­
довательских работ;

• определять критерии оценки достижения целей;

• обеспечивать возможность оценки достижения целей и слу­
жить базой для сравнения желаемых результатов с достигнутыми.

Выполнение этих функций во многом зависит не только от опыта и знаний исследователей и заказчиков, но и от инструмента, с помощью которого осуществляется установление целей.

Эффективным инструментом установления целей СУ, как пока­зывает опыт, выступает метод структуризации,более известный как метод «дерева». В процессе развития системного анализа этот метод получил название метод «дерева» целей.Он позволяет выявить ко­личественные и качественные взаимосвязи и отношения между це­лями, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сро­ками достижения.

«Дерево» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель, цели 1-го уровня (главные цели), цели 2-го уровня, цели 3-го уровня и так до необходимого уровня декомпозиции. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реали­зация каждой из главных целей — достижение соответственно сво­их конкретных целей 2-го уровня и т.д.


Вместе с тем этот метод может использоваться при решении ря де других задач в области управления (например, при структуриза ции и проектировании СУ и процессов, проходящих в них), а также в других областях, в том числе при прогнозировании в науке и тех нике, разработке сложных программ создания крупных сложных проектов и т.п.

Понятие «дерева» целей имеет ряд определений:

• граф, схема, показывающая деление общих (генеральных) це­
лей плана или программы на подцели, последний — на подцели
следующего уровня и т.д.;

• граф, т.е. схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи
элементов;

• графы, показывающие, как генеральная цель проекта разбива
ется на подцели следующего уровня и т.д. («дерево» — это связный
граф, выражающий соподчинение и взаимосвязь, элементов — це
лей и подцелей);

• «дерево», выражающее отношение между вершинами — эта­
пами или проблемами достижения некоторой цели;

• интерпретация целей в виде «дерева» задач, т.е. связного не-,
замкнутого графа, не имеющего циклов;

• специальный вид «дерева», в котором одна или несколько!
вершин соответствуют целям, а остальные вершины — подцелям этих |
целей, а дуги показывают, как декомпозируются цели в подцели;

• схема, выражающая соподчинение и внутренние взаимосвязи!
целей;

• упорядочение, взаимная согласованность и распределение це­
лей и подцелей по степени важности.

Мы будем рассматривать «дерево» целей исследования СУ как структурированную по иерархическому принципу совокупность глав ной цели и ее подчиненных подцелей системы 1-го, 2-го и после­дующих уровней («вершины» цели), соединенных между собой свя-| зями (ребрами, ветвями «дерева» целей). В таком случае «дерево» целей позволяет описать количественные и качественные парамег-1 ры, сроки достижения определенных результатов и провести анализ! иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообуслои-[ ленных целей СУ.

Структурированные цели системы чаще представляют графичс-| ски в виде «дерева» целей, отображающего связи между ними и| средства их достижения. Построенное на основе дедуктивной логи-1ки с использованием эвристических процедур «дерева» состоит nilцелей нескольких уровней: генеральная цель — главная цель нуле-[ вого уровня, цели 1-го уровня, подцели 2-го уровня, субподцели 3-ioJ


уровня и так до требуемого уровня. При этом в понятие целей на различных уровнях «дерева» вкладывается различное содержание.

Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (эти цели выступают по отношению вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей необ­ходимо реализовать более конкретные цели 2-го уровня и т.д. Обычно для построения «дерева» целей используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования.

Подцели и связи между ними характеризуются количественно — коэффициентом относительной важности (КОВ) и коэффициентом вшимной полезности (КВП).Каждый уровень целей (подцелей) сле-:ует формировать по определенному признаку декомпозиции про­цесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю.

По своему виду «деревья» могут быть простыми и циклическими. \\ последних ветви взаимно переплетаются и сращиваются.

По существу, данный метод представляет собой инструмент ор­ганизации работы исполнителей исследования.

ПРАВИЛА СТРУКТУРИЗАЦИИ И ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ, АНАЛИЗ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В СУ

Построение «дерева» целей осуществляется на основе логиче-|кой дедукции с использованием интуитивного подхода. При этом аедует выполнять определенные правила, в частности:

• декомпозиция каждой цели на подцели на том или ином ие-
архическом уровне проводится по одному избранному классифи-
щионному признаку;

• каждая цель расчленяется не менее чем на две цели;

• каждая цель должна быть субординационна к другим;

• любая цель каждого иерархического уровня должна относиться
элько к отдельному относительно обособленному элементу (напри­
мер, подсистеме, субподсистеме, подразделению — отделу, бюро,

руппе, рабочему месту) СУ, т.е. каждая цель должна быть адресной;

• для каждой цели на любом иерархическом уровне должно
предусмотрено ресурсное обеспечение;

количество целей на каждом уровне декомпозиции должно Кыть необходимо достаточным для достижения вышележащей цели, f.e. должна быть обеспечена полнота редукции цели;

• «дерево» целей не должно содержать изолированных вершин,
\.с. не должно быть целей, не связанных с другими целями;

декомпозиция целей проводится до того иерархического >вня, который позволяет определить ответственного исполнителя



Глава 5


Логико-интуитивные методы исследования систем управления 171


 


и состав мероприятий по достижению вышестоящей цели и в ко­нечном итоге главной цели;

• при наличии на иерархическом уровне структуризации более
трех-четырех целей следует предусматривать построение «дерева»
целей циклического вида.

Крайне важно при этом правильно формулировать цели каждо­го уровня, удовлетворив такие требования, как конкретность, дос­тижимость, измеримость, гибкость (возможность изменения при­оритетов, корректировки целей с течением времени и месту исполь­зования), согласованность и непротиворечивость.

Формулировка целей СУ должна, как правило:

• начинаться с глагола в повелительном наклонении в неопре­
деленной форме, определять и раскрывать сущность необходимости
реализации конкретного действия, (например, увеличить, разрабо­
тать и т.п.);

• определять желаемый конечный результат в количественном
и качественном выражениях и обеспечивать возможность измере­
ния количественных показателей, что необходимо для контроля
достижения цели («уменьшить затраты на управленческий персонал
на 10% от запланированных к 1 января 200 ... г.»);

• указывать на источники и объемы выделяемых ресурсов (на­
пример, «за счет внутренних резервов», «из инновационного фонда
на реализацию мероприятия выделить 150 тыс. руб.» и т.п.);

• целесообразно раскрывать то, что необходимо выполнить.
Все цели следует документировать и доводить до всех исполнителей.
Примеры формулирования целей:

• уменьшить в текущем году, по сравнению с предшествующим
годом, за счет повышения производительности труда затраты на
управленческий персонал на 10%;

• обеспечить маркетинговой службе в текущем году рост продаж
продукции предприятия (за счет активизации работы) на 30%.

Существенное значение имеют использующиеся при построе­нии «дерева» целей классификационные признаки декомпозиции:

1) параметрический (понятийный, аспектный) — этому признаку
главная цель четко разбивается на ряд параметрических или поня­
тийных, аспектных признаков (например, цель «повысить уровень
качества труда управленческого персонала СУ ...» можно расчленить
на подцели — «повысить уровень исполнительности управленческого
персонала», «повысить уровень профессионализма управленческого
персонала», «уменьшить число опозданий на работу»);

2) объектный — состав подцелей на одном из уровней следует
комплектовать по отдельным видам деятельности (например, по


управлению качеством, выполнению плана поставок и контрактов и т.д., по видам продукции, услугам и т.п.);

3) технологический — по этому признаку цель разбивается на
отдельные стадии, этапы, работы (например по общим функциям
управления или стадиям жизненного цикла изделий);

4) временной — это признак служит для расчленения цели на
подцели, используя временные промежутки времени (например,
годы, полугодия, кварталы, месяцы).

Примеры простого — нециклического и циклического «дерева» целей приведены на рис. 5.3 и 5.4.

Рис. 5.3. «Дерево» целей простое (нециклическое)


Рис. 5.4. «Дерево» целей (циклическое)

Вданном случае «дерево» с равномерным числом ветвей (в каж­дом случае везде по две цели) имеет три иерархических уровня: вершина Ц является целью высшего 0-го уровня (главной целью); Ц1, Ц2 — это цели первого уровня (промежуточные цели); ЦП, Ц12, Ц21, Ц22 — цели второго уровня (низшего уровня). Глубина декомпозиции целей может быть иной, т.е. иметь большее количе­ство иерархических уровней, а также содержать неравномерное (разное) количество ветвей.


Цели в каждом «дереве» характеризуются двумятакими параметрами.

1. Коэффициент относительной важности, причем сумма всех
КОВ на одном уровне декомпозиции целей равна 1, т.е.

(5.14)

2. Коэффициент взаимной полезности, который определяется по
формуле

(5.15)

Цели «дерева» на каждом из уровней декомпозиции должны быть обеспечены соответствующими ресурсами. Поэтому рядом с «деревом» целей следует построить «дерево» ресурсов (рис. 5.5).

Рис. 5.5. «Дерево» целей и ресурсов их обеспечения

Генеральную цель обеспечивает главный ресурс системы, цели первого уровня — ресурсы первого уровня, цели второго уровня — ресурсы второго уровня и т. д.

«Дерево» целей и «дерево» ресурсов — эффективный инстру­мент программно-целевого планирования.

ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ «ДЕРЕВА» ЦЕЛЕЙ

Порядок построения «дерева» целей СУ может быть следующим:

1) определение генеральной цели СУ;

2) составление банка целей, обеспечивающих достижение гене­
ральной цели;

3) оценка каждой цели банка и их отбор для построения «дере­
ва» (на основе, например, экспертных оценок);

4) определение входимости целей одна в другую (например, с
использованием матриц входимости);

5) построение исходного «дерева» целей;

6) определение коэффициентов относительной важности и вза­
имной полезности целей;

7) построение окончательного варианта «дерева» целей (для ка­
ждого из уровней).


Приведенный порядок построении «дерева» является примерным, гак как в каждом случае необходимо проявлять творческий подход.

Рассмотренный метод может использоваться на различных ста­циях исследования. При этом его применение возможно в следую­щих случаях:

• для проверок правильности формирования, формулирования
и последовательных оценок на соответствие предъявляемым к це­
пям требованиям (конкретности, достижимость, измеримости, и
пр.) в действующих СУ, что позволяет провести их корректировку;
оценку целей на соответствие требованиям можно проводить с ис­
пользованием матрицы, где следует отражать характеристики цели
по определенным градациям (например: приоритетна — не приори­
тетна, легкодостижима — труднодостижима, низкозатратна — высо­
козатратна, персонал заинтересован — персонал не заинтересован,
малотрудоемка — трудоемка, значима — не значима, ориентирована
на высокие технологии — ориентирована на низкие технологии,
требует изменения ОСУ — не требует изменения ОСУ);

• для постановки и формулирования целей во вновь создавае­
мых СУ;

• для постановки формулирования целей исследования СУ.

В первом случае при исследовании целеполагания в СУ следует сопоставлять требования и правила, предъявляемые к целям и по­строению их «дерева» и на основе этих сопоставлений делать выво­ды и проводить соответствующее совершенствование системы.

Во втором и третьем случаях все требования и правила нужно применять на практике корректно, правильно сформировать и сформулировать цели.


Метод непосредственного оценивания (балльный метод)представ-тет собой упорядочение исследуемых объектов (например, при отборе параметров для составления параметрической модели) в за­висимости от их важности путем приписывания баллов каждому из чих. При этом наиболее важному объекту приписывается наиболь-мее количество баллов по принятой шкале (дается оценка). Наибо-ice распространен диапазон шкалы оценок: от 0 до 1; 0 до 5; 0 до 10; 0 до 100. В простейшем случае оценка может быть 0 или 1.

Иногда оценивание осуществляется в словесной форме. Напри­мер, «очень важный», «важный», «маловажный» и т.п., что тоже иногда для большого удобства обработки результатов опроса пере-иодится в балльную шкалу (соответственно 3, 2, 1).

Непосредственное оценивание следует применять при полной уверенности в профессиональной информированности экспертов о свойствах исследуемых объектов. По результатам оценок определя-отся ранг и весомость (значимость) каждого исследуемого объекта пример оценивания трех объектов по 10-балльной шкале приведен i табл. 5.4).

 

Таблица 5.4 Определение результатов непосредственного оценивания объектов

 

 

Объект оценивания Эксперт № (число экспертов к = 7) Сумма баллов объектов Результи­рующий ранг объекта Весомость объекта
     
1-й 2 0,36
2-й 0,47
3-й 0,17

По результатам оценок экспертов место любого объекта можно определить по формуле

(5.6)

где В, — значимость /-го объекта (г = 1, 2,.., и), рассчитанная на основании оце­нок экспертов (/ = 1, 2, ..., к); Ajj — оценка (в баллах), данная /-му объекту _/-м экспертом.

Аналогично можно оценить экспертным методом (например, балльным методом, исходя из 5-балльной градации) какие-либо альтернативные проекты (табл. 5.5).

Использование рассмотренных экспертных методов целесообраз­но только при полной уверенности в информированности экспертов об исследуемых свойствах объекта.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.