Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VIII. УСТАНОВЛЕНИЕ ФОРМЫ ВИНЫ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ



 

Для решения вопроса о наличии и форме вины по делу об убийстве можно рекомендовать следующую типовую про­грамму.

1. Проанализируйте исходные данные о происшествии и выдвиньте версии о том, умышленно или по неосторожности причинена смерть. В частности, примете во внимание:

1.1. Орудие, способ, место, время причинения смерти.

1.2. Личность погибшего, его поведение на месте происше­ствия, положение, в котором находились его тело, руки в мо­мент нанесения ему повреждений, наличие (отсутствие) сле­дов обороны, нападения.

1.3. Поведение виновного на месте происшествия, мотивы его действий.

1.4. Оцените информацию в совокупности. Если данные указывают на то, что виновный действовал умышленно, опре­делите:

а) не было ли в действиях виновного необходимой обо­роны;

б) не находился ли виновный в состоянии сильного вол­нения;

в) нет ли признаков, указывающих на отклонения в пси­хике виновного.

2. Допросите подозреваемого о его отношении к своим действиям и их последствиям. Дайте ему возможность изло­жить показания о том, сознавал ли он, что в результате его действий может наступить смерть потерпевшего, желал ли или сознательно допускал ее наступление. Оцените и про­верьте показания. В частности, исследуйте названные ниже обстоятельства.

3. Проанализируйте событие преступления и его резуль­таты,в частности, учтите:

3.1. Особенности орудия, использованного виновным. При­мите во внимание осведомленность подозреваемого о поражающих свойствах орудия.

3.2. Данные о локализации, характере, числе поврежде­ний, силе и количестве ударов. При необходимости выясните осведомленность подозреваемого об особенностях здоровья потерпевшего, способствовавших наступлению его смерти. Сравните физические возможности участников конфликта.

3.3. Особенности места, времени, состояние погоды, види­мость, наличие или отсутствие людей на месте происшест­вия. Не могла ли необычность обстановки исказить представ­ление подозреваемого о происходящем.

3.4. Положение потерпевшего в момент нанесения по­вреждений, в частности, не находился ли потерпевший поза­ди виновного (п. 1.2).

3.5. Действия виновного по сокрытию следов преступле­ния (использование перчаток и т. д.).

4. Проверьте состояние психики подозреваемого и состоя­ние, в котором он находился в момент причинения смерти по­терпевшему:

4.1. Не находился ли подозреваемый в состоянии необхо­димой обороны:

а) не было ли нападения или реальной угрозы нападения со стороны погибшего:

— не совершал ли погибший противоправных действий, причиняющих вред или угрожающих причинением вреда. Изучите действия потерпевшего, в частности, выясните, не держал ли он в руках каких-либо орудий. При необходимости примените моделирование;

— на кого были направлены противоправные действия потерпевшего—на подозреваемого, других лиц, на интересы государства и т. п.;

— каковы физические данные, социальная характеристика потерпевшего, особенности орудия, которые он использо­вал, при нападении. Знал ли подозреваемый об отрицатель­ной характеристике нападавшего (судимость, агрессивность, жестокость и т. д.), а также о состоянии опьянения, позволя­ющем ожидать от него опасных действий;

— не было ли нападение внезапным, какова интенсив­ность нападения;

— число и состояние лиц, которые были с нападавшим, их поведение непосредственно перед нападением и в ходе нападения;

— не возникла ли в результате действий погибшего явная опасность интересам, защищаемым законом (жизнь, здо­ровье, половая неприкосновенность);

б) соответствуют ли действия подозреваемого характеру и опасности нападения:

— в каких конкретно действиях подозреваемого выра­зился акт защиты;

— кому причинил вред подозреваемый — нападавшему или другим лицам;

— был ли акт защиты мгновенным ответом подозреваемо­го на действия нападавшего, выполнен раньше нападения или после окончания нападения;

— если акт защиты имел место после нападения, было ли подозреваемому ясно, что нападение закончено? Примите во внимание состояние, в котором находился в момент нападе­ния (опьянение, аффектация) подозреваемый;

— каковы пол, возраст, физические данные (в сопостав­лении с данными потерпевшего), характеристика подозре­ваемого; каковы использованные им средства защиты;

в) не находился ли подозреваемый в состоянии мнимой обороны:

— имел ли подозреваемый основания считать, что потер­певший нападает, совершает общественно опасное деяние? Изучите поведение потерпевшего;

— мог ли подозреваемый сознавать, что фактически напа­дение отсутствует. Учтите состояние подозреваемого и обста­новку, в которой он действовал;

г) проанализируйте доказательства в совокупности.

4.2. Не было ли у подозреваемого в момент совершения преступления какого-либо душевного заболеванияи мог ли он отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими? При наличии оснований назначьте судебно-психиатрическую экспертизу.

4.3. Нет ли у подозреваемого психических аномалий и со­матических заболеваний,не устраняющих вменяемость, но затрудняющих возможность правильно воспринимать, созна­вать, оценивать происходящее и руководить своими дейст­виями. Допросите лиц, близко знавших подозреваемого. При необходимости назначьте психиатрическую экспертизу.

4.4. Не находился ли подозреваемый в момент соверше­ния преступления в состоянии физиологического эффекта:

а) оцените поведение подозреваемого во время соверше­ния преступления. При наличии признаков эффекта назначь­те судебно-психиатрическую и психологическую экспертизы.

б) выясните, чем вызван аффект. Не был ли аффект вы­зван действиями потерпевшего; какие конкретно действия вы­звали аффект, на кого они были направлены (на самого подозреваемого или его близких), являлись ли противо­правными, могли ли повлечь тяжкие последствия для винов­ного или его близких. Изучите действия потерпевшего, при необходимости воспользуйтесь моделированием;

в) как долго продолжалось эмоциональное возбуждение подозреваемого;

г) когда возник и был приведен подозреваемым в испол­нение умысел на убийство: сразу, как ответная реакция на незаконные действия потерпевшего, или спустя некоторое время после этих действий. Примите во внимание место, ору­дие, способ убийства, поведение подозреваемого на месте происшествия. Что он делал в указанное время?

4.5. Не находился ли подозреваемый в каком-либо ином состоянии, затрудняющем правильное восприятие окружаю­щего,руководство своими действиями (опьянение, утомление, болезнь, стресс, страх, подавленность, волнение, беремен­ность и т. д.).

4.6. Не указывают ли на психическое отношение подозре­ваемогок своим действиям и их последствиям его возраст, наличие (отсутствие) специальных познаний, навыков и иныхкачеств, свидетельствующих о том, что он предвидел наступ­ление последствий и мог руководить своими действиями? Изучите личность подозреваемого в названном аспекте. До­просите сослуживцев, соседей и иных лиц, хорошо знающих подозреваемого.

5, Не указывает ли на наличие умысла в действиях подозреваемого его поведение до и после совершения пре­ступления:

5.1. Не было ли угроз со стороны подозреваемого в адрес погибшего или близких ему лиц? Не выносил ли «приговоры», не делал ли соответствующих записей в дневнике, не высказывал ли желания отомстить?

5.2. Не готовил ли подозреваемый преступление заранее? Не изучал ли место происшествия, не составлял ли схему или план этого места, не вносил ли каких-либо изменений в обста­новку, облегчающих совершение и сокрытие преступления, не готовил ли орудия и средства преступления, не изучал ли соответствующую криминалистическую и медицинскую лите­ратуру, не готовил ли алиби, соучастников, не составлял ли план нападения и т. д.?

5.3. Не уклонялся ли от выполнения действий, которые должен был совершить при отсутствии умысла на убийство? Изучите круг обязанностей подозреваемого по отношению к погибшему и по созданию определенных условий безопасно­сти на месте происшествия (освещение, засыпка канав и т. д.)?

5.4. Не делал ли каких-либо попыток уйти от ответствен­ности за содеянное (создание инсценировок, фальсификация доказательств и т. д.).

5.5. Не пытался ли оказать помощь потерпевшему или вы­звать врачей скорой помощи, если смерть наступила не сра­зу? Реально ли было спасение жизни потерпевшего, учиты­вая тяжесть нанесенных ему повреждений; не являлось ли оказание помощи инсценировкой попытки спасения потер­певшего?

5.6. Не пытался ли подозреваемый покончить жизнь само­убийством? Проверьте, не было ли это инсценировкой само­убийства. При необходимости воспользуйтесь моделирова­нием.

6. Не указывают ли на наличие умысла мотивы действий подозреваемого?Установите мотив преступления, используйте данные о мотиве преступления для решения вопроса о на­личии (отсутствии) умысла на убийство.

7. Оцените доказательства в совокупности,сделайте вы­вод о психическом отношении подозреваемого к своим действиям и их последствиям. При необходимости соберите дополнительные доказательства.

8. Если подозреваемый предвидел и желал наступления смерти потерпевшего,выясните, не было ли убийство пред­намеренным, когда, по какому поводу возник умысел:

а) проанализируйте событие преступления в плане проду­манности, подготовленности действий подозреваемого;

б) примите во внимание поведение виновного до и после преступления, продуманность средств защиты;

в) учтите мотив преступления;

г) определите, были ли соучастники и пособники. Примите меры к их изобличению и получению правдивых показаний.

9. Если подозреваемый показывает, что сознавал возмож­ность наступления смерти потерпевшего, но не желал этого:

9.1. Проверьте, не пытается ли подозреваемый уменьшить свою вину:

а) выясните у подозреваемого:

— почему он, применяя данное орудие, данный способ преступления, действуя в данных условиях, зная данное со­стояние потерпевшего, считал, что смерть не наступит;

— принимал ли какие-либо меры к тому, чтобы смерть не наступила;

б) проанализируйте еще раз событие, мотив преступле­ния и данные о личности подозреваемого, выясните, насколько реальны были расчеты подозреваемого на то, что смерть не наступит, не относился ли он к возможности наступления смерти безразлично.

9.2. Выясните, не является ли жестокость и безразличное отношение к жизни человека характерной чертой подозре­ваемого. Глубже изучите личность подозреваемого в назван­ном аспекте, выясните, как он обращался с другими людьми (товарищами, родными, посторонними) и животными.

10. Если подозреваемый заявляет, что не желалсмерти потерпевшего и не предвидел возможности ее наступления:

10.1. Проверьте еще раз, сознавал ли подозреваемый происходящее, учтите особенности личности подозреваемого, мотивы, цели его действий (см. данная программа, п. 3), обстоятельства преступления.

10.2. Установите, мог ли подозреваемый предвидеть воз­можность наступления смерти потерпевшему. Обратите осо­бое внимание на психические и деловые качества подозревае­мого, интеллект, наличие соответствующих знаний, навыков, (см. данная программа, пп. 4.2—4.6), мотив, цель его дейст­вий, поведение до преступления.

11. Если есть основания полагать, что в преступлении участвовало несколько лиц:

11.1. Проверьте причастность к преступлению каждого из подозреваемых.

11.2. Выясните роль каждого подозреваемого в совершен­ном, форму вины, мотив преступления. Используйте рекомен­дации данной программы применительно к каждому подо­зреваемому.

11.3. Примите во внимание возможность эксцесса испол­нителя.

12. Если подозреваемый действовал умышленно, но смерть не наступила,выясните, по какой причине потерпевший остался жив:

12.1. Выдвиньте версии о причине ненаступления смерти. Не остался ли потерпевший жив:

а) благодаря активной защите;

б) по объективным причинам, не зависящим от воли по­дозреваемого.

Например, потому, что оружие дало осечку, изменилась траектория полета пули вследствие встречи с каким-либо предметом, сломалось орудие преступления и т. д.

в) благодаря вмешательству посторонних лиц;

г) в результате ошибочного мнения виновного о том, что потерпевший уже мертв или неизбежно погибнет в данных условиях вследствие полученных повреждений;

д) потому, что подозреваемый относился безразлично к смерти и жизни потерпевшего;

е) вследствие добровольного отказавиновного от убий­ства;

ж) благодаря медицинской помощи, оказанной потерпев­шему.

12.2. Проверьте версии, изложенные в п. 12.1:

а) выполнил ли подозреваемый все действия, составляю­щие использованный им способ убийства (спустил курок, на­нес удары, дал яд, оставил потерпевшего в беспомощном состоянии на морозе, подключил электричество к предмету, за который должен был взяться потерпевший, и т. д.);

б) не делал ли повторной попытки убить потерпевшего или добить его;

в) была ли у подозреваемого объективная возможность повторить попытку (наличие времени, силы, оружия);

г) по какой причине отказался от повторной попытки;

— не рассчитывал ли таким путем продлить мучения по­терпевшего;

— не нашел нового орудия преступления, если то, кото­рое он использовал, сломалось;

— не мог перезарядить оружие, не было боеприпасов, помешали люди;

— добровольно отказался от повторного покушения и т. д.

Примите во внимание динамику события преступления, характер орудия и способа преступления, интенсивность и продолжительность нападения, состояние подозреваемого и потерпевшего, характер отношений между ними, обстанов­ку, в которой совершено преступление. Оцените доказатель­ства в совокупности.

12. Проанализируйте информацию в совокупности,сде­лайте вывод о форме вины, составе преступления.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.