Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VI. ОБНАРУЖЕНИЕ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ



Действия следователя по обнаружению лица, совершив­шего преступление, зависят прежде всего от того, имеются ли в исходных материалах дела сведения о виновном. Нали­чие сведений позволяет выдвинуть версию о преступнике и приступить к ее проверке. Если же сведений нет или они недостаточны для выдвижения версии, надлежит собрать данные, характеризующие виновного, после чего расследова­ние осуществляется по той же схеме, как и в первой ситуа­ции (см. рис. 4).

В сборе информации о виновном немаловажную роль иг­рают органы дознания, специалисты и общественность. Но было бы серьезной ошибкой не видеть значения деятельности самого следователя. Изучая исходные данные и осуществляя поисковые действия, следователь может получить весьма ценные сведения о виновном; более того, аналитическая деятельность следователя является непременным условием эффективного использования возможностей органов дозна­ния, специалистов, экспертов, общественности.

 
 


  Имеются сведения о виновном       Выдвижение версии о виновном     Проверка версии о виновном  
             
Первичная ин­формация (ПИ)    
           
        Нет сведений о виновном   Сбор информации о виновном    
                       

 

Рис. 4. Общая схема организации поиска неизвестного виновного

 

Имея целью в конечном счете «выйти» на виновного, над­лежит собрать следующие данные о преступнике:

— сведения, характеризующие внешний вид виновного (анатомические признаки, приметы, следы на виновном, его одежде и т. д.);

— сведения, характеризующие субъективные, социально-психические признаки виновного (состояние интеллекта, пси­хики, отношение к погибшему и той местности, где соверше­но преступление, судимость, наличие профессиональных навыков и т. д.).

Поисковую деятельность целесообразно осуществлять в двух взаимосвязанных направлениях. Первое направление — исследование события преступления и обстановки, в которой оно совершено, в частности, выявление свидетелей, видевших виновного, изучение личности погибшего, места, времени и других обстоятельств преступления, перечисленных в изложенной выше краткой программе раскрытия убийства.

Второе направление поиска — исследование событий, предшествовавших совершению преступления и последовав­ших за ним (см. рис. 5).

 

Первичная ин­формация (ПИ)     Заподозренный

 

 

Исследование события преступления   Характеристика виновного          
   
Исследование событий, предшествовавших совершению преступления и последовавших за ним  

 

 

Рис. 5. Основные направления организации поиска виновного

 

 

Исследование события преступления целесообразно на­чать с анализа исходных данных по краткой программе. Если полученная в результате такого анализа характеристи­ка виновного окажется недостаточной для его поиска, иссле­дование надлежит продолжить, выполняя необходимые следственные действия, мероприятия, используя помощь ор­ганов дознания, специалистов, экспертов, общественности.

Можно рекомендовать следующую программу обнаруже­ния лица, совершившего убийство.

1. Проверьте, не содержатся ли сведения о виновном в пер­вичных материалахдела — не видели ли преступника свиде­тели, не называют ли его имя, кличку; не описывают ли внешность (татуировки и т. п.); не указывают ли на личность преступника следы, предметы, вещи, обнаруженные на месте происшествия, и т. д.

Используйте результаты осмотра места происшествия и судебно-медицинского исследования трупа.

Изучите следы, предметы, обнаруженные на месте проис­шествия, организуйте поиск свидетелей, изготовление порт­рета с помощью фоторобота или рисунка, поиск виновного/ по кличке, татуировкам.

2. Определите круг лиц, среди которых может находить­ся виновный:

2.1. Используйте данные органов дознания.

2.2. Используйте статистические закономерности преступ­ления [15, 16].

2.3. Попытайтесь составить характеристику преступника (информационная модель) аналитическим путем. Проанали­зируйте исходные данные по элементам типовой характери­стики личности виновного.

2.4. Составьте совокупную характеристику преступника, выдвиньте версии о круге лиц, среди которых может нахо­диться виновный. Организуйте поиск преступника. Примите во внимание события, предшествовавшие убийству и после­довавшие за ним. Дайте соответствующие поручения орга­нам дознания, обратитесь, при необходимости, к общест­венности.

3. Если обнаруживается неполнота исследования обстоя­тельств убийства, организуйте более глубокое изучение собы­тия преступления и обстановку, в которой оно совершено. Вчастности, изучите перечисленные ниже обстоятельства и результаты используйте для поиска виновного.

4. Как характеризуется погибший,не указывают ли его качества на личность виновного:

4.1. Имя, пол, возраст погибшего.

4.2. Семейное положение, отношения с членами семьи, близкими лицами.

4.3. Место проживания погибшего, отношения с соседями.

4.4. Место работы, учебы. Отношение к труду, учебе, чле­нам коллектива.

4.5. Образ жизни погибшего (активный, общественно полезный, антиобщественный, пассивный, замкнутый).

4.6. Качества характера. Допросите родственников, соседей, сослуживцев. Используйте информацию органов дознания.

4.7. Состояние погибшего во время убийства (алкоголь, наркотики). Используйте результаты исследования трупа.

4.8. Кто последний видел погибшего, где, когда, при-каких обстоятельствах? С кем был погибший, чем занимался, что имел при себе, во что был одет, в той ли одежде, в кото­рой обнаружен труп? Организуйте поиск свидетелей, до­просите их.

4.9. Зачем, когда, как, с кем прибыл погибший на место происшествия? Учтите возраст, образ жизни, род занятий, привычки, особенности психики, распорядок дня погибшего.

4.10. Проанализируйте информацию о личности погибшего в совокупности. Используйте выводы для организации дальнейшего расследования и поиска виновного. Примите во вни­мание пол, возраст погибшего, возможность ошибки в объ­екте посягательства, время, орудие, мотив преступления, а также учтите статистические закономерности преступления, в частности, то, что:

— большинство убийств совершается людьми, близкими и хорошо знакомыми с погибшим;

— граждане, ведущие антиобщественный образ жизни, чаще становятся жертвами со стороны лиц такого же образа жизни и поведения;

— лица, отличающиеся конфликтными чертами харак­тера, часто становятся объектом нападения со стороны лю­дей мстительных, обидчивых, агрессивных [14, 15].

4.11. При необходимости, в зависимости от версии о мо­тиве убийства и виновном, а также других обстоятельств дела, продолжите изучение личности погибшего.

5. Где совершено преступление— осуществлено нападе­ние, нанесены повреждения, наступила смерть (на месте об­наружения трупа или в другом месте), не указывает ли место преступления на личность виновного:

5.1. Нет ли на месте происшествия следов, указывающих на то, что смерть наступила и повреждения погибшему нане­сены в другом месте:

а) соответствует ли количество крови на месте обнару­жения трупа характеру повреждений. Воспользуйтесь по­мощью специалиста. Учтите заключение экспертизы о при­чине смерти и о том, как быстро наступила смерть;

б) нет ли на трупе, его одежде и обуви, а также возле трупа следов волочения (видимых и невидимых), транспорта или приспособлений для переноски тела? Имеются ли на них следы крови, выделений и другие следы погибшего;

в) соответствует ли состояние ложа трупа предполагае­мой давности наступления смерти (состояние растительности и т. д.);

г) имеются ли возле трупа следы борьбы при наличии таковых на теле и одежде потерпевшего (поломанные, помя­тые растения, кусты и т. д.);

д) имеются ли на месте обнаружения трупа следы выст­рела, если смерть наступила от действия огнестрельного оружия;

е) имеются ли на месте обнаружения трупа брызги кро­ви? Учтите, обязательно ли эти следы должны были по­явиться;

ж) имеются ли следы иных действий, выполненных ви­новным на месте происшествия (раздевание потерпевшего, если труп обнажен, и т. д.);

з) имеются ли возле трупа, а также в районе происшест­вия следы обуви, ног погибшего? В каком месте эти следы исчезают;

и) где находятся вещи погибшего, имеются ли возле них следы его обуви;

5.2. Не указывают ли на убийство в другом месте следы, находящиеся на обуви и одежде погибшего:

а) соответствует ли одежда на трупе обстановке, в кото­рой обнаружено тело;

б) имеются ли на ногах (обуви) частицы пыли, грунта, растений, на которых лежит труп? При необходимости на­значьте почвоведческую экспертизу;

в) нет ли на ногах (обуви) легко отделяемых частиц грунта и других веществ (известь, мел и т. д.), которые от­сутствуют на месте обнаружения тела? Где могли образо­ваться обнаруженные на подошве легкоотделяемые следы? Выдвиньте и проверьте версии;

г) соответствует ли положение одежды погибшего позе трупа, способу убийства и суждению о том, что смерть насту­пила на месте обнаружения тела;

е) правильно ли надета обувь (не находится ли, напри­мер, правый сапог на левой ноге и наоборот);

ж) соответствуют ли друг другу слои одежды, находя­щейся на теле погибшего, и следы на них;

5.3. Не указывают ли на убийство в другом месте поза трупа и следы на теле погибшего:

а) соответствует ли расположение трупных пятен позе трупа? Воспользуйтесь помощью специалиста;

б) не нарушено ли трупное окоченение, не свидетельст­вует ли это о перемещении тела;

в) соответствует ли температура трупа температуре окру­жающей среды;

г) нет ли на теле следов волочения (продольных царапин и т. д.);

д) соответствует ли направление потеков крови на теле и одежде суждению о том, что смерть наступила на месте обнаружения трупа;

е) соответствуют ли отпечатки на теле характеру ложа трупа и предметов, находившихся под телом погибшего.

5.4. Не указывает ли на убийство в другом месте обста­новка, в которой обнаружен труп:

а) позволяла ли объективно обстановка (размеры поме­щения и т. д.) совершить убийство на месте обнаружения трупа? Воспользуйтесь моделированием;

б) позволяло ли освещение совершить убийство данным способом на месте обнаружения трупа;

в) позволяла ли виновному температура выполнить соот­ветствующие действия на месте обнаружения трупа;

г) не было ли рядом людей (соседи по квартире, даче, сторож, часовой и т. д.), мешающих совершению преступле­ния? Могли ли они видеть, слышать происходящее, поме­шать виновному;

д) не появилось ли тело на месте его обнаружения после поисков исчезнувшего в данном месте? Тщательно ли осу­ществлялся предыдущий поиск.

5.5. Оцените информацию в совокупности. При необходи­мости допросите понятых, воспользуйтесь моделированием. Учтите возможные изменения в обстановке до и во время осмотра, организованность проведения осмотра.

5.6. Если материалы дела указывают на то, что смерть наступила на месте обнаружения трупа, а повреждения нане­сены где-то в другом месте, выясните, как раненый оказался на месте обнаружения тела:

а) не мог ли потерпевший передвигаться после получе­ния ранений. Воспользуйтесь помощью специалиста и экс­перта;

б) откуда и как раненый прибыл на место обнаружения трупа? Используйте результаты осмотра места происшест­вия. При необходимости проведите дополнительный осмотр, выясните, нет ли следов передвижения потерпевшего (дорож­ка следов обуви, крови, утерянные вещи и т. д.);

б) откуда и как раненый прибыл на место обнаружения трупа или доставлен иным способом? Используйте рекомен­дации п. 5.7 применительно к данной задаче.

5.7. Если можно полагать, что смерть наступила в другом месте, выясните:

а) когда, как, на чем доставлено тело на место его обна­ружения (привезено, принесено, притащено, доставлено си­лами природы и т. д.). Учтите результаты осмотра трупа и места его обнаружения. Воспользуйтесь моделирова­нием:

б) доставлено издалека или откуда-то поблизости. При­мите во внимание характеристику места обнаружения трупа, вес погибшего, способ доставки тела;

в) из какого места (республика, область, город, район, микрорайон) доставлено тело. Учтите:

— личность погибшего и обнаруженные при нем доку­менты;

— фасон одежды, головного убора, обуви;

— нашивки, ярлыки, наклейки на одежде и обуви;

— содержимое карманов (пыль и т. д.);

— следы почвы, семена злаков, частицы растений и дру­гие следы;

— нахождение вещей погибшего, в частности, отдельных •предметов его туалета, в другом месте;

— образ жизни, связи погибшего;

— состояние (алкоголь, наркотики и т. д.), в котором он находился, содержимое его кишечника;

— место, где его видели в последний раз;

— особенности района, в котором обнаружено тело (то­пографические, коммуникационные и т. д.);

— события, происходившие в данном районе; в част­ности, выясните, не было ли беспокойного поведения домаш­них животных (собаки, коровы);

г) в помещении или на открытой местности совершено убийство? Учтите время, орудие, способ преступления. При­мите во внимание положение, которое занимал погибший во время нанесения ему повреждений.

5.8. Проанализируйте собранную информацию в совокуп­ности, выдвиньте версии о месте нападения и убийства.

5.9. Проверьте версии:

а) имеются ли на предполагаемом месте нападения и убийства следы пребывания потерпевшего (следы пальцев, ладоней, ног, обуви, волосы, кровь, слюна, потожир, сперма и т. д.);

б) имеются ли на трупе, одежде, обуви потерпевшего следы пребывания на предполагаемом месте нападения и убийства;

в) имеются ли на предполагаемом месте убийства следы действий, которыми была причинена смерть потерпевшему (брызги крови, следы выстрела и т. д.).

Осмотрите предполагаемое место нападения и убийства. Воспользуйтесь помощью специалиста, экспертов. При необ­ходимости примените моделирование.

5.10. Проанализируйте информацию в совокупности, сде­лайте вывод о том, где совершено нападение, нанесены по­вреждения, наступила смерть. Используйте вывод для орга­низации расследования и поиска виновного. Попытайтесь,, в частности, определить:

а) какие качества виновного проявились в выборе дан­ного места преступления;

б) кто мог воспользоваться данным местом для соверше­ния и сокрытия преступления;

в) почему и с кем потерпевший мог пойти в данное место.

Учтите особенности личности погибшего, время, орудие и другие обстоятельства преступления, а также экономи­ческие, топографические, коммуникационные и другие осо­бенности места преступления, в частности:

— помещение это или открытая местность (улица, парк, поле, лес, берег водоема и т. д.);

— удаленность от жилых помещений, предприятий, до­рог, троп;

— доступность для граждан, транспортных средств;

— наличие поблизости сторожей, охраны, постов ГАИ, железнодорожных переездов и т. д.;

— наличие особенностей, облегчающих совершение и со­крытие преступления;

— не совершались ли ранее в данном месте убийства

и другие преступления.

Примите во внимание: маскируют место преступления чаще свои для потерпевшего лица или люди, на виновность которых указывает место убийства; незнакомые при случай­ной встрече ограничиваются обычно перемещением тела на незначительное расстояние.

6, Когда совершено преступление— осуществлено нападе­ние, нанесены повреждения, наступила смерть (год, месяц, число, день недели; праздник, рабочий день; время суток,, часы, минуты):

6.1. Когда наступила смерть:

а) не указывает ли на время наступления смерти харак­тер трупных явлений. Назначьте экспертизу, обратив внима­ние на индивидуальные особенности погибшего, особенности места нахождения трупа;

б) не указывает ли на время наступления смерти фаун» трупа и плесень, обнаруженная на трупе и на одежде. На­значьте экспертизу [3, с. 79—80];

в) поручите эксперту исследование желудочно-кишечного тракта трупа и его содержимого: когда и какую пищу в по­следний раз принимал погибший, в какой секции кишечника находится пищевая масса, сколько времени прошло с момен­та принятия пищи до наступления смерти;

г) при наличии лужи и обильных потеков крови поручите специалисту определить, сколько времени прошло с момента начала кровотечения;

д) если труп захоронен или обнаружены «вросшие» в землю останки, назначьте биологическую экспертизу для определения возраста растений, проросших сквозь них, и со­ставьте суждение о продолжительности пребывания трупа в данной местности и о времени наступления смерти.

6.2. Является ли время наступления смерти временем; нанесения повреждений:

а) сразу ли наступила смерть;

б) в одно ли время причинены все повреждения, обнару­женные на трупе? Нет ли повреждений, которые были причи­нены раньше смертельных? Когда нанесены первые по­вреждения;

в) не указывает ли на время причинения повреждений количество крови, обнаруженной на месте происшествия? Воспользуйтесь помощью специалиста.

6.3. Не указывает ли на время совершения преступления одежда трупа: 1) наличие, отсутствие одежды; 2) вид одеж­ды (рабочая, выходная, домашняя, летняя, зимняя и т. д.); 3) состояние одежды (сухая, влажная, грязная, чистая)?

Сопоставьте состояние одежды с распорядком дня, при­вычками погибшего, метеорологическими условиями до обна­ружения трупа.

6.4. Не указывают ли на время преступления документы и бумаги, обнаруженные на месте происшествия, в одежде погибшего (обрывки газет, справки, квитанции, документы об оплате жилплощади, билеты в театр, кино, билеты на транспорт и т. д.); установите время их изготовления, ис­пользуйте результаты для установления времени убий­ства.

6.5. Не указывает ли на время совершения преступления давность следов ног, транспорта, других следов? Примите во внимание вид и состояние следов (степень высыхания, цвет и т. п.), определите, в каких метеорологических условиях могли образоваться данные следы (дождь, снег, слякоть, мороз, оттепель и т. д.). Выясните, когда была такая погода. Запросите метеостанцию, составьте кривую погоды до обна­ружения трупа.

6.6. Не указывает ли на время совершения преступления состояние осветительных приборов на месте происшествия: 1) электроосвещение (включено, выключено); 2) керосино­вая лампа (горит, не горит, сколько керосина осталось, как .высоко выдвинут фитиль); 3) свеча (размер, количество на­плавленного стеарина).

Сопоставьте с распорядком дня, привычками погибшего.

6.7. Не указывает ли на время совершения преступления состояние часов, находящихся на трупе и на месте происше­ствия: стоят или идут, причина остановки; если идут, сколь­ко осталось неиспользованного завода?

6.8. Не указывает ли на время совершения преступления состояние отопительных приборов (горячие, теплые, холод­ные; выгорело ли топливо)? Сопоставьте с погодой, привыч­ками погибшего, емкостью топки, особенностями топлива.

6.9. Не указывают ли на время совершения преступления вид и состояние пищи или ее остатков, обнаруженных на ме­сте происшествия? Учтите температуру, влажность и другие особенности места происшествия. Сопоставьте обнаруженное с содержимым кишечно-желудочного тракта, распорядком дня, привычками погибшего.

6.10. Не указывают ли на время совершения преступле­ния размещение и состояние предметов быта, которыми пользовался погибший: 1) постель (разобранная, заправлен­ная); 2) полотенце (влажное, сухое); 3) ставни, шторы, за­навески на окнах; 4) последняя дата на отрывном или перекидном календаре; 5) корреспонденция в почтовом ящике и в помещении погибшего; 6) пыль на полу, мебели и других предметах; 7) одежда, обувь (сухая, влажная); 8) телевизор (включен, выключен канал).

Сопоставьте с распорядком дня, привычками погибшего. Учтите, закрыты или нет двери, окна, как много пыли на улице и т. д.

6.11. Не указывает ли на время совершения преступления наличие и состояние паутины в тех местах, где она была на­рушена во время преступления.

6.12. Не указывает ли на время совершения преступле­ния состояние домашних животных: спущенная с цепи собака; 2) закрытый в хлеву скот; 3) накормленные, не кормлен­ные животные; 4) доенные, не доенные и т. д.

Сопоставьте с распорядком дня, привычками погибшего.

6.13. Не указывает ли на время совершения преступления состояние веток и листвы, обнаруженных на трупе и возле трупа: 1) не были ли они сорваны (срезаны, сломаны) в момент преступления; 2) как давно они были отделены от де­рева (свежие, увядшие, засохшие)?

Назначьте биологическую экспертизу. Учтите, какая бы­ла погода до обнаружения трупа.

6.14. Не указывает ли на время совершения преступления состояние растительности под трупом или под предметами (вещами), обнаруженными на месте происшествия? Выясни­те, как давно оказались труп и названные предметы в дан­ном месте. Поставьте вопрос перед биологической экспер­тизой.

6.15. Не указывают ли на время совершения преступле­ния события в жизни погибшего перед смертью:

а) время ухода из дома;

б) последнее посещение места работы, учебы, родных, друзей и время ухода от них;

в) объем работы, выполненной погибшим перед убийством, после того, когда его видели в последний раз;

г) последняя запись в дневнике, тетради;

д) дата последней отправки почтово-телеграфной коррес­понденции, междугородных переговоров;

е) последняя дата приобретения товаров в столе заказов,, магазине, домовой кухне, которыми пользовался погибший;

ж) дата оплаты жилплощади и коммунальных услуг;

з) дата последнего посещения поликлиники, парикмахер­ской, мастерской, других предприятий бытового обслужи­вания;

и) часы, минуты, когда были слышны крики о помощи, звуки борьбы, выстрела;

 

Допросите родственников, соседей, сослуживцев и других лиц, хорошо знающих образ жизни погибшего. Осмотрите его квартиру и рабочее место, изучите историю болезни и другие документы, отражающие жизнь потерпевшего.

6.16. Изучите путь погибшего от места, где его видели в последний раз, до места убийства. При необходимости про­ведите следственный эксперимент.

6.17. Попытайтесь выяснить, когда появился труп на мес­те его обнаружения:

а) организуйте поиск свидетелей, находившихся в районе совершения преступления, и допросите их;

б) примите во внимание обстановку на месте обнаруже­ния трупа и способ доставки тела.

6.18. Проанализируйте информацию в совокупности, сде­лайте вывод о том, когда совершено нападение, причинены повреждения, наступила смерть. Используйте вывод для ор­ганизации расследования и поиска виновного. Попытайтесь, в частности, определить:

а) какие качества виновного проявились в выборе време­ни совершения преступления;

б) кто мог находиться на месте происшествия в данное время;

в) почему и с кем потерпевший мог пойти в данное время

на место происшествия.

Учтите особенности личности погибшего, место и другие обстоятельства преступления, а также характеристику вре­мени убийства, в частности:

— какой это был день недели, время года;

— какова была обстановка на месте происшествия во время убийства, чем отличалась от обстановки в другое вре­мя (видимость, слышимость, присутствие людей и т. д.)? Кто мог знать об изменении обстановки;

— как часто раньше погибший появлялся в данное время на месте происшествия? Кто мог знать о передвижении по­гибшего и о том, что он будет в данное время на данном месте?

Примите во внимание, случайно или специально выбрано данное время для совершения преступления, а также стати­стические связи убийства [15, 16].

7. Какие орудия, инструменты использовал виновныйпри совершении преступления, не указывают ли они на личность

преступника:

7.1. Вид орудий, инструментов, использованных ви­новным:

а) изучите повреждения на трупе, следы обтирания ору­дия, следы взлома. Воспользуйтесь помощью специалиста;

б) назначьте медицинскую экспертизу. В случае сомне­ний потребуйте рентгенограмму повреждений [3, с. 113—119];

в) оцените заключение эксперта в совокупности со следа­ми и обстановкой места происшествия.

7.2. Одним или несколькими орудиями, инструментами пользовался виновный? Сравните следы. Воспользуйтесь моделированием, помощью специалистов. Поставьте вопрос перед экспертизой (медицинской, криминалистической).

7.3. Нет ли на месте происшествия орудий, инструментов, использованных виновным, или их частей:

а) организуйте поиск орудий преступления, проверьте, не выбросил ли их виновный, уходя с места происшествия, не спрятал ли в районе преступления [3, с. 89—94];

б) проверьте, обнаруженным ли орудием причинены по­вреждения. Сравните форму, размер орудия с данными о на­несенных повреждениях. Имеются ли на обнаруженном ору­дии следы преступления? Воспользуйтесь моделированием, помощью специалиста, поставьте вопрос перед экспертизой.

7.4. Если орудие и средства преступления не обнаруже­ны, соберите данные, характеризующие их:

а) не указывают ли на орудие характер повреждений и микроналожения (1) на коже вокруг раны, (2) на внутрен­них органах пострадавшего (печень, сердце), (3) на костях? Воспользуйтесь помощью специалиста, поставьте вопрос пе­ред медицинской экспертизой. Предложите, при возмож­ности, сделать слепки с раневых каналов;

б) аналогично исследуйте повреждения на одежде погиб­шего и других предметах;

в) не указывают ли на орудие преступления предметы, обнаруженные на месте происшествия? Не являются ли они частями орудия или его футляра? Если да, определите по ним внешний вид орудия. Воспользуйтесь помощью специа­листов. Назначьте при необходимости экспертизу (товаро­ведческую, криминалистическую);

г) не указывают ли на орудие преступления иные следы, обнаруженные на месте происшествия (следы выстрела, на­сечки, разрезы и т. д.);

д) проанализируйте информацию в совокупности. При необходимости постройте модель орудия преступления;

е) проверьте, нет ли такого орудия среди инструментов, предметов, вещей на месте происшествия. При необходимос­ти проведите дополнительный осмотр и назначьте соответ­ствующую экспертизу.

7.5. Определите первоначальное назначение орудий, ис­пользованных виновным (оружие, инструмент, деталь от чего-либо, предмет бытового обихода и т. д.).

Не производился ли ремонт, не внесено ли в орудие каких-либо изменений, не утратило ли в результате этого орудие свое первоначальное назначение? Осмотрите орудие, воспользуйтесь помощью специалиста, при необходимости назначьте товароведческую, техническую экспертизы.

7.6. Установите происхождение орудий преступления:

а) принесены виновным или взяты на месте происшест­вия? Проверьте, нет ли на месте происшествия следов, указы­вающих на то, что орудие находилось там до преступления, а на ладонях и одежде погибшего — следов от орудия. При необходимости проведите дополнительный осмотр, принимая во внимание особенности предполагаемого орудия. Назначь­те экспертизу (медицинскую, криминалистическую);

б) если имеются основания полагать, что орудие взято на месте происшествия, определите, где оно хранилось (ле­жало), каковы особенности места хранения (открытое, мало­заметное, тайник и т. д.), не видели ли это орудие у потер­певшего близкие ему лица;

в) если можно полагать, что орудие принес виновный, выясните:

— вид изготовления орудия (промышленное, кустарное, серийное), характер ремонта, модификации, не продавалось ли в торговой сети. Воспользуйтесь помощью специалиста (товаровед, мастер-инструментальщик и др.);

— как орудие оказалось у виновного (купил, сделал сам,, нашел, отобрал у погибшего или других лиц);

— когда, у кого купил (магазин, частное лицо)? Исполь­зуйте данные о внешнем виде орудия, наличии (отсутствии) смазки на нем, результаты экспертизы. При необходимости выясните, в какой местности и в каких магазинах продавались предметы, использованные в качестве орудия преступ­ления, кто их покупал в данное время;

— если орудие не серийное или на нем имеются следы ре­монта, модификации, выясните, где, кто его изготовил, внес изменения. Учтите способ изготовления, использованные инструменты, технологию производства. Назначьте техничес­кую экспертизу. Воспользуйтесь помощью работников орга­нов дознания;

— если имеются основания полагать, что орудие преступ­ления было похищено виновным, найдено или отобрано у третьих лиц, проверьте, когда, где, при каких обстоятельст­вах оно было утрачено.

7.7. Проанализируйте информацию в совокупности, сде­лайте вывод об орудии преступления, используйте получен­ные знания для организации расследования и поиска винов­ного, в частности, выясните:

а) нет ли на орудии данных, указывающих на личность владельца: (1) надписи, (2) маркировочные номера, (3) сле­ды пальцев, ладоней, (4) потожировые выделения, (5) микроволокна одежды, (6) микрочастицы содержимого кар­манов?

Назначьте экспертизу (криминалистическую, биологи­ческую, химическую и др.). Примите меры, обеспечивающие сохранность следов во время экспертных исследований;

б) не указывают ли вид, состояние и другие особенности орудия на профессию, род занятий, возраст, привычки его владельца? Не исчезло ли у кого-либо данное орудие;

в) не указывают ли на личность виновного обстоятель­ства, при которых орудие было приобретено (куплено, похищено, изготовлено, взято на месте происшествия и т.д.);

г) нет ли в спецучетах данных о лице, использовавшем данное орудие (пулегильзотека и т. д.);

д) где и как виновный хранил, как переносил орудие пре­ступления? Где и какие следы должны остаться на виновном и его одежде; кто мог видеть орудие;

е) не указывает ли орудие преступления на то, как ви­новный вел себя до убийства.

Примите во внимание, не случайно ли выбрано виновным данное орудие, а также статистические закономерности пре­ступления [15, 16].

8. Каким способом совершено преступление,не указывает ли способ преступления на личность виновного:

8.1. Было ли нападение внезапным или ему предшество­вал психологический контакт между виновным и погибшим? Где, каким образом виновный вошел в контакт с погибшим — на месте преступления, на пути к нему или ранее? Исполь­зуйте имеющиеся сведения, выдвиньте версии.

8.2. Не заманил ли виновный или кто-либо другой погиб­шего на место преступления:

а) откуда, каким путем погибший прибыл на место пре­ступления? При необходимости воссоздайте путь, проделан­ный погибшим:

— используйте результаты осмотра;

— организуйте прочесывание местности, осмотр ближай­ших дорог, троп, выявление свидетелей, видевших погибшего на пути к месту происшествия;

— примите во внимание время совершения преступления, особенности личности погибшего, коммуникационную, эконо­мическую, топографическую характеристику района, где совершено преступление;

б) когда, на чем погибший прибыл на место преступле­ния, не воспользовался ли каким-либо транспортом? Исполь­зуйте результаты осмотра места происшествия, данные о времени совершения преступления;

в) зачем прибыл? Используйте данные, характеризующие место и район преступления, личность погибшего, его связи;

г) хорошо ли погибший знал место, где совершено пре­ступление, бывал ли здесь ранее;

д) с кем прибыл, мог ли один прийти (приехать) в дан­ное место?

Примите во внимание психологические особенности по­гибшего (осторожность, коммуникабельность), его осведом­ленность об обстановке на месте происшествия; время, мес­то и другие обстоятельства совершения преступления;

е) если погибшего заманили, как это сделал виновный?

8.3. Как и зачем виновный оказался в районе преступле­ния и на месте происшествия — для совершения преступления, выполнения какой-либо работы, по другой причине, слу­чайно;

а) учтите особенности места происшествия и района пре­ступления, в частности, наличие (отсутствие) предприятий, учреждений, режим их работы, время совершения преступ­ления;

б) когда, каким путем прибыл виновный на место совер­шения преступления; не воспользовался ли каким-либо транспортом? Учтите результаты осмотра места происшествия, организуйте выявление граждан, находившихся на месте происшествия и на путях к нему. Выясните, не было ли в районе преступления какого-либо транспорта или спецма­шин, не воспользовался ли ими виновный.

8.4. Если преступление совершено в помещении или на охраняемой территории, как виновный и погибший проникли туда:

а) нет ли взломов (окна, двери, крыши, стены) или под­копа? Каким орудием и способом совершен взлом? Можно ли проникнуть данным путем в помещение? Проанализируй­те результаты осмотра, при необходимости проведите следст­венный эксперимент, воспользуйтесь моделированием;

б) не отжимал ли виновный ригель замка? Учтите конст­рукцию замка и двери;

в) не воспользовался ли 'виновный отмычкой или подбором ключей? Учтите сложность замка. Выясните, не имеет ли данный замок «секрета». Исследуйте замок с помощью экспертизы;

г) не воспользовался ли виновный ключами, утерянными: владельцем, похищенными у него или изготовленными по слепкам? Проверьте, сохранны ли ключи владельцев поме­щения, нет ли на их ключах частиц пластилина;

д) не воспользовался ли виновный случайно незапертой дверью? Учтите личность погибшего, время, обстановку на месте преступления;

е) не открыл ли дверь сам погибший? По какой причине и кому мог открыть дверь погибший? Примите во внимание наличие в помещении бытовых приборов (электроприборы, телефон, радио, газ, водопровод и т. д.), время преступления, привычки погибшего, состояние его одежды;

ж) определите круг лиц, которые в силу своего служеб­ного положения или связей с погибшим могли проникнуть в помещение, где совершено убийство.

8.5. Как виновный преодолел сопротивление, если погиб­ший его оказывал? Проанализируйте повреждения на трупе и следы на месте происшествия, воспользуйтесь помощью специалиста.

8.6. Как причинена смерть? Какие действия выполнил ви­новный, сколько нанес повреждений, в какие части тела, в какой последовательности? Используйте результаты осмот­ра места происшествия и трупа. Поставьте вопрос перед ме­дицинской экспертизой, учтите наибольшую выраженность, микроналожений от орудия преступления в области повреж­дений (концентрация железа, смазочных веществ и др.). От­разите на рисунке с помощью эксперта локализацию по­вреждений и последовательность их нанесения. Примите во внимание орудие преступления, при необходимости опреде­лите, откуда виновный стрелял, бросил камень и т.д.

8.7. Не совершил ли виновный одновременно с убийством каких-либо других преступлений? Каким способом они со­вершены?

8.8. Проанализируйте информацию в совокупности, сде­лайте вывод о способе преступления, использованном виновным, руководствуйтесь полученными знаниями при органи­зации расследования и поиска виновного, в частности, выясните:

а) не совершались ли ранее преступления и правонару­шения аналогичным способом? Изучите зарегистрированные случаи, организуйте выявление незарегистрированных;

б) нет ли в спецучетах данных о лице, совершившем ра­нее преступление данным способом;

в) не указывает ли способ преступления на профессию, род занятий, навыки, возраст, рост, телосложение, состояние психики, здоровье, силу виновного, его отношения с погиб­шим. Воспользуйтесь помощью специалиста. Поставьте воп­рос перед экспертизой (медицинской, психиатрической, кри­миналистической, технической) [3, с. 115, 117, 118];

г) не указывает ли способ преступления на то, какие сле­ды, повреждения образовались на теле, одежде виновного, как он вел себя ранее и как поведет после преступления.

Примите во внимание статистические закономерности преступления [15, 16].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.