До отъезда в лагерь:
· Беседа с родителями.
· Заполнение родителями анкеты с открытой формой вопросов.
Первые дни в лагере:
· Изучение медицинских документов
· Анкетирование детей (проводится в день заезда). Анкета может содержать следующие вопросы: фамилия, имя ребенка; возраст, число, месяц, год рождения; ожидания от лагеря; любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка, другие); первый или второй раз в лагере; о чем мечтает и другие
· Сведения о здоровье ребенка
· Ожидания ребенка от лагеря, смены, сверстников, вожатого
· Изучение поведения, настроения, отношений в коллективе, состояния здоровья и т.д.
Наблюдение за поведением детей. Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо постоянно наблюдать: за его поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого
· Интересы и склонности
· Карта интересов
· Техника «Личный герб»
· Нравственный опыт
· Нравственные представления
· Наблюдение
· Индивидуальные беседы
· Анкеты
· Сочинение «Что такое хорошо»
· Незаконченные предложения
· Незаконченный тезис
Текущая диагностика.
· Изучение поведения, настроения, отношений в коллективе, состояния здоровья и т.д.
· Наблюдение за поведением
· Забор откровений
· Личные ценности
· Развитие мышления, воображения, речи.
· Сказки, игры, незаконченные предложения, описание ребенком происходящих событий; ролей которые он приписывает своим героям; предметы, которые он изображает
· Самочувствие ребенка, степень развития его самосознания
· Рисунки на темы «Я», «Я и мои друзья», «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрации к сказкам
· Изучение личностного развития ребенка
· Анкетирование, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов
· Мотивы деятельности, интересы, самооценка подростков
· Методика незаконченного предложения
· Экран интересов
· Изучение настроения ребенка
· Методика «Экран настроения» (выражения собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния
Итоговая диагностика
· Удовлетворенность пребыванием в лагере
· Анкета, которую заполняют дети
· Минисочинение на тему «Как я провел время в лагере»
ЭТАП. Входная диагностика
ТЕХНИКА «ЛИЧНЫЙ ГЕРБ»
Предложенная методика помогает ребятам не только лучше понять самих себя, но и поближе познакомиться друг с другом. Дети заранее подготавливают специальные таблицы, куда потом заносят ответы на приведенные ниже вопросы.
Формы таблицы могут быть различными. Здесь все будет зависеть от фантазии автора: какая форма, способ написания текста, выбранные цвета и символы. Главное и обязательное требование к авторам – это ясность (чтобы было понятно всем) и правдивость (а иначе зачем составлять герб?). Пример и вопросы приведены ниже.
ИМЯ
То, что я действительно люблю делать
То, что я, по-моему, делаю хорошо
То, чему я хочу научиться
Мой жизненный девиз
Место,
где я живу
Моя семья
Именно этой методикой мы способствуем не только развитию воображения и фантазии. В процессе поиска ответов на вопросы, для детей создается дополнительный стимул обратиться к своему внутреннему миру.
Готовый герб можно поместить над кроватью или в отрядном уголке, или же в гербовой книге отряда.
ЗАБОР ОТКРОВЕНИЙ
На листе бумаги рисуется забор. На нем дети и будут оставлять свои мысли, переживания, пожелания. Можно сделать общий забор (рис.1), а можно использовать именной (рис.2).