Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЭКСКУРСИЯ – ИГРА «ДОРОГА ЗАГАДОК»



(из опыта работы ДОЦ «Орленок»)

 

В ходе экскурсии ребята знакомятся с природой родного края, рас­ширяют свои знания в области экологии, физики, учатся наблюдательности.

За правильные ответы, успешное выполнение задания ребята получают жетоны (шишки, открытки). В конце экскурсии подводятся итоги, из полученных жетонов могут быть сложены слова, предложения об охране природы, выложены из шишек и веток плакаты, призывающие к бе­режному отношению к лесу.

 

I. ДОРОГА

1. Мы отправились с вами в дорогу в яркий солнечный день. Чтобы бы­ло не так жарко, Вы оделись в светлую одежду. В темной одежде всегда теплее, чем в светлой.

Объясните - почему? (Белая поверхность отражает солнечные лучи, чер­ная - поглощает).

 

2. Сначала наша дорога шла лугом. Идти было легко, и мы быстро подош­ли к речке. Теперь мы идем по песку. Ноги по щиколотку погружа­ются в песок. Сразу пришлось сбавить шаг.

Почему по песку труднее идти, чем по твердой дороге? (При ходь­бе по твердой ровной дороге, мы должны затрачивать силу только на свое передвижение. Песок же под ногами не расступается, ноги в нем увязают. На преодоление трения песчинок тоже расходуется энергия. Лишний расход энергии и вызывает усталость.

 

3. Давайте попробуем перепрыгнуть через эту яму (можно условно).

Почему перед прыжком человек всегда немного приседает? (Присе­дание перед прыжком позволяет человеку сообщить телу большую ско­рость, т.к. сила ног при отталкивании от земли действует в течение более длительного времени.)

 

4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле? (В лесу нет ветра, а без ветра испарение замедляется).

 

5. Когда летом звуки слышны лучше, в жаркий полдень или рано утром? Почему? (Утром и вечером воздух холоднее, плотнее и влажнее, поэтому в эти часы звукопроводимости нет).

 

II. ЛЕС (РАСТЕНИЯ)

· Назовите деревья и кустарники, растущие в окрестностях лагеря.

· Какой лес шумит, а какой шелестит? (В лиственном лесу слышен шелест слабый или сильный, в зависимости от ветра. Вызывается он трением отдельных листьев друг о друга. И в хвойном лесу струя воздуха при ветре огибает ветки и иголки хвои, при этом за ними образуются маленькие вихри, издающие слабый шипящий звук. Сли­ваясь вместе, эти звуки создают шум леса.).

· Почему в сосновом лесу мы видим много отмерших сучьев, а у де­ревьев зеленеют только верхушки? (Сосна - светолюбивое расте­ние. Если ее ветки получают мало света, они отмирают. Верхушка зеленеет потому, что получает больше света.)

· Почему над соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенку не увидишь? (Сосна не может расти под темной елью, т.к. является светолюбивым растением.)

· Почему у ели всегда острая верхушка? (Т.к. всегда растет в вы­соту, а другие лесные деревья, достигнув определенного возраста, перестают расти вверх. Их стволы начинают раздаваться вширь. Закругленная вершина кроны - первый признак прекращения роста вверх.).

· Почему полено трудно разрубить поперек? Нам приходится рассе­кать его вдоль. (Когда мы рубим полено поперек, нам приходится рассекать стенки сосудов, а когда вдоль - мы отделяем одну груп­пу сосудов от других.).

 

ИНФОРМАЦИЯ: Особенностью наших лесов является богатство породного состава и преобладания хвойных пород - 78% всей площади лесов. Пло­щадь лиственных лесов составляет – 22%. Лиственница занимает – 41%, сосна - 17%, ель - 12%, березе - 12%.

 

· В каком лесу более влажная почва - где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбива, чем брусника. Там, где поч­ва более влажная, больше черники.).

· У какой земляники плоды будут слаще: у растущей под деревьями или на открытой поляне? (Образование крахмала и сахара идет только на свету. Следовательно, у земляники, растущей на открытой поляне, плоды будут слаще.)

· Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, черники, клюквы, брусники, кипрея, черной смородины и др.).

· Чем можно почистить зубы в лесу, не имея зубного порошка? (Толченым древесным углем с примесью высушенных и растертых лис­тьев мяты.).

· Из древесины какого дерева делают спички? (Из древесины осины).

 

ИФОРМАЦИЯ: Хвоя сосны живет 2-3 года, а хвоя ели - 5-6 лет. Лист осины "дрожит" потому, что имеет длинный черешок и сравнительно тяжелую листовую пластинку.

 

· Какие растения выделяют больше всего кислорода? (Хвойный кедр)

· По каким растениям можно узнать, где самый чистый воздух? (Лишайники - они растут на деревьях, пнях, почве...).

· Какое растение чемпион по содержанию витаминов? (Шиповник).

· Может ли растение быть одновременно злым и добрым, вредным и полезным? (Крапива).

· Есть ли польза от злостного сорняка чертополоха (липучки)? (Выделяет кислород, медоносное растение.).

 

 

III. ИГРА «НАБЛЮДАТЕЛИ»(для 10-12 человек)

 

Место проведения: какая-нибудь возвышенность с хорошим обзором окрестностей, берег реки.

Ход игры - участники разбиваются на две группы, садятся спиной друг к другу. В течение 3-х минут все внимательно осмат­ривают окрестности перед собой, пытаются запомнить какие-либо де­тали.

Затем команды меняются местами. Теперь все должны смотреть только перед собой. Каждой «паре» противников предоставляется право задать друг другу по одному (два) вопроса. Спросить можно о какой-нибудь характерной подробности в ландшафте.

Например:

- Сколько рыболовов на реке?

- Скошена ли трава на лугу?

- Вправо или влево уходит дорога за мостом?

Руководитель игры следит за вопросами, дает оценку им, засчитывает очки.

 

IV. ЛЕС (ЖИВОТНЫЕ)

- Чем стрекочет кузнечик? (На ноге у кузнечика зазубринки, на крыле - зацепочки, треск получается от трения ноги о крыло.).

- Сколько лет майскому жуку? (Пять лет: личинка 3 года живет в земле, на 4-й год превращается в куколку, на 5-й год - в жука.).

- Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору, т.к. у зай­ца передние ноги короткие, а задние длинные.).

- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж).

- Мы часто употребляем выражение: «... где раки зимуют». А где действительно зимуют раки? (В береговых подводных норах, ес­тественных или вырытых самими.).

- Какая самая меленькая птица в нашей стране? (Королек).

- Слепыми или зрячими родятся зайчата? (Зрячими).

- Почему лоси могут сравнительно легко бегать по болотам, где бы всякое другое животное с большим весом увязло? (Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, копыта раздвигаются, перепонка натя­гивается, давление тела животного распределяется на сравнитель­но большую площадь опоры, и лось не вязнет.).

- Можно ли назвать паука насекомым? (У насекомого шесть ног, у паука - восемь. Значит, паук не насекомое.).

 

ИНФОРМАЦИЯ: Самые трудолюбивые санитары леса - муравьи. В среднем в свое гнездо ежеминутно муравьи приносят 2-3 десятка насекомых, за час – полтысячи, за день - около 20 тысяч. Подсчитано, что за лето количество уничтоженных одним муравьиным семейством насекомых составляет солидную цифру - 2 миллиона вредителей леса. При этом учтите, что муравейчик - это часть колонии. Колония же насчитывает до 20 гнезд, и может существовать 100 лет.

 

V. КОСТЁР

ИНФОРМАЦИЯ: Если есть старое кострище, новое делать не стоит, т.к. для полного восстановления растительности на месте кострища нужно продолжительное время - 15-20 лет. Кострище – это и своеобразные раны в подпочвенном покрове леса. Костер может быть разведен не ближе 10 метров от деревьев. Если в лесу горит костер, то в радиусе 100 - 150 метров покидают гнезда совы, певчие дрозды, другие птицы и покидают надолго. И насиживаемые яйца успе­вают остыть, кладки погибают...

 

- Как сложить костер, покажите? (Виды костров - "колодец", пионер­ский, таежный и др.)

- Как лучше поджигать хворост: с той стороны, откуда дует ветер, или с противоположной? (Зажигать надо с той стороны, откуда дует ве­тер. Пламя и горячие газы будут пригибаться к костру.).

- Дым - это крошечные кусочки топлива. Они, конечно, тяжелее возду­ха. Почему же они поднимаются вверх? (Кусочки сажи и угля, образующие дым, так малы, что поднимаются даже самым слабым током теп­лого воздуха.).

- Где запрещено разводить костры? (В хвойных молодняках - здесь мо­жет возникнуть верховой пожар, под пологом леса, среди корней больших деревьев, выступающих на поверхность, у пней, на старых горельниках, участках ветровала и буреломах, на вырубках, где много су­хой травы, среди тростников и камышей, на торфяниках, в пожаро­опасную погоду, при сильном ветре.).

- Почему вода тушит огонь? (Сильно охлаждает горящее тело. Сама во­да и пары ее, образующиеся при этом, мешают притоку кислорода, без которого не может продолжаться горение.).

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.