Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КРЕВСКАЯ УНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ «ВЕЧНОГО МИРА» МЕЖДУ МОСКВОЙ И РЯЗАНЬЮ (1385 г.): ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ



[50]

Аннотация. Резкая смена политического курса Литвы в августе 1385 г. и угроза насильственного насаждения католичества на юго-западных русских землях рассматриваются в статье как основные доводы для переговорах по достижению стратегического мира между Московским и Рязанским княжествами.

Ключевые слова. Сергий Радонежский, католическая уния, защита православия, союз.

В 2014 г. православный мир России будет отмечать 700-летие повсеместно известному игумену Сергию Радонежскому. Его имя тесно связано с напутствием Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы с монголами. Русские княжества в ту пору стремились быть независимыми друг от друга, подчиняясь, в тоже время, Золотой Орде. Так, Московское и Рязанское княжества находились в состоянии междоусобицы, неприятия друг друга, хотя ситуация вокруг них требовала объединения сил. Как известно, в результате компромисс все же был найден, чему помогла посольская миссия игумена Сергия Радонежского в Рязань. Его роль в данном событии недостаточно изучена в российской историографии. Причины этого характерны для рассматриваемого периода русского средневековья: скудость первоисточников и противоречивость сохранившихся летописных свидетельств.

Однако заключение этого мира сыграло весьма важную роль не только в событиях конца XIV в., но и последующих отношениях как между двумя великими княжествами, так и образовании единого русского централизованного государства. Благодаря посредничеству в переговорах игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского восторжествовал мир между Рязанью и Москвой и «с того времени не было ни одной войны не только между Олегом (великий князь Рязанский – М.В.) и Димитрием (великий князь Московский – М.В.), но и их потомками. Место ожесточенной вражды заступили родственные и дружественные отношения, при помощи которых Рязанское княжество продлило свое политическое существование еще на целое столетие с четвертью» [7, с.187-188]. Для понимания этого исторического события необходимо рассмотреть историческую обстановку, которая предшествовала переговорам, показать последующее за этим развитие событий на землях бывшей Киевской Руси и их результаты. На наш взгляд, одним из основных доводов для заключения «Вечного мира», стала назревшая потребность двух княжеств в совместных действиях в деле защиты православной веры на юго-западных русских землях. Земли эти с середины XIII века стали желанной добычей для Литвы и Польши, население которых воспринималось на территориях православной Киевской Руси как языческое.

С начала первых присоединений русских земель к Литве в середине XIII в. и вплоть до 20-30 гг. XIV в. язычники и православные уживались друг с другом сравнительно мирно. Ситуация начала меняться, когда при князе Гедимине и его приемниках стали происходить массовые присоединения русских территорий. Папская курия не оставалась в стороне от развернувшейся экспансии, а являлась проводником и идеологом таких захватов. Это была хорошо продуманная и спланированная политика в отношении всех русских земель, известная на Руси своим коварством еще издревле, но особенно проявившая себя в XIII в.[17, с.172, 173, 175, 178-179].

В середине XIV в. положение населения заметно ухудшилось в связи с вторжением в Литву польско-венгерских войск, Тевтонского и Ливонского орденов, которые проводили на захваченных литовско-русских землях насильственное окатоличевание. В 1332 г. в Вильне были убиты 14 францисканских монахов, насаждавших католичество; такие же народные возмущения происходили повсеместно [8, с.51; 17, с.211; 19, с.187]. На землях, оккупированных поляками в 40-е гг. XIV в., православные церкви закрывались или превращались в католические, русско-украинское духовенство подвергалось преследованиям. Во многих летописях остались свидетельства того, что в 1349 г. «король краковский», придя «со многою силою», «взя лестью» Волынскую землю «много зло християном сотвори, и церкви святые претвори на латиньское богомрьзкое служение» [15, с.221; 16, с.177].

Юго-западные русские земли (Волынская, Подольская, Киевская с Переяславской и Чернигово-Северская), лишенные своей собственной государственности, оказались к концу 60-х годов XIV в. в составе великого княжества Литовского. Они оставались «русскими» благодаря тому, что среди всего населения Литвы русская этническая часть составляла господствующее большинство и была православной [18, с.13]. Многие литовские князья, несмотря на принадлежность литовского населения к язычеству, крестились в православие либо брали замуж православных женщин. Русские монахи часто посещали Литву, проповедуя там православие [19, с.51].

Ненависть к католичеству, насильно насаждаемого на галицких землях, достигло такого предела, что население даже было вынуждено обращаться за помощью к татарам [1; 17, с.211]. Тем не менее, в результате завоевания к 1380-м гг. Галицкая земля на правах королевского домена (наследственного владения) была включена в состав Польского королевства, а почти вся Волынь отошла к Великому княжеству Литовскому. Венгерское королевство контролировало большую часть Прикарпатской Руси вплоть до 1387 г.

В 1370 г. польский король Казимир III добился от Константинопольского патриарха установления на захваченных им территориях Галицкой Руси особого православного митрополита, неподвластного митрополиту Киевскому [1]. Решение было вытребовано под угрозой «крестить русских в латинскую веру», тем самым была четко определена враждебная позиция верхушки польского государства по отношению к православной церкви.

Людовик Венгерский, находившийся на польском престоле с 1370 по 1382 гг., наводнил Галицкую Русь венгерскими и немецкими колонистами, создал здесь в 1375 г. латинский епископат и пытался перенести центр этого епископата из Галича во Львов. Именно при его правлении реально организовались и развернули свою пропаганду католические кафедры в Галицкой Руси. С этой целью были вызваны сюда францисканцы, которые и должны были заниматься миссионерством. По мнению ряда исследователей, именно в связи с активной деятельностью наместника польского короля в Галицкой Руси Владислава Опольского (1372-1379 гг.) было создано основание будущего развития латинской церкви и западной культуры на территории всей Литовской Руси [6, с.71].

Обращает на себя внимание и тот факт, что сепаратистская антимосковская политика среди русских западных земель часто носила прокатолический характер. Так, в октябре 1385 г. Тевтонский орден заключил с князем Андреем Полоцким особый договор о создании «полоцкого королевства» под протекторатом Ордена [6, с.181]. История не сохранила свидетельств выполнения этого договора, однако сами указанные намерения и подписание соответствующего документа сторонами не могли не беспокоить руководство Московского княжества. Дело дошло до того, что в 1387 г. папские послы побывали даже в самой Москве с очередным предложением перейти в латинскую веру [19, с.7].

Среди целой серии папских булл-посланий этого периода, посвященных крестовому походу на Русь, выделяются буллы 1351 и 1381 гг. В буллах 1351 г. предпринимались попытки создать единый фронт антирусской агрессии, связав шведское наступление на русском севере с захватническими действиями польского короля Казимира III на юге [19, с.212]. В результате король Польши даже получил от папской курии конкретную финансовую помощь для борьбы с «русинами» [22, с.40, 49]. В папском послании 1381 г. предписывалось магистру ордена доминиканцев, ответственного за католическую проповедь на русских землях, назначить специального инквизитора для Руси и Валахии. Цель – всеми доступными средствами, какими располагала инквизиция, искоренять «заблуждения» (православие – М.В.) на Руси [17, с.212]. Сам факт введения инквизиции свидетельствовал о том, насколько серьезным оказалось сопротивление русского населения папской политике.

В конце XIV в. среди русского населения бывшей Киевской Руси еще продолжало существовать устойчивое представление о единстве всех ее частей, связанных общими языком, культурой, традициями, религией [17, с.343, 344]. А.А. Горский, исследуя патриотические настроения, характерные для литературных источников конца XIV столетия, отмечает возрождение идеи «общерусского» патриотизма (рефрен «за землю Русскую»). Однако главным стал другой, ранее неизвестный в памятниках эпохи, лозунг – «за веру христианскую» (варианты: «за святые церкви», «за христиан») [5, с.68]. Среди причин, обусловивших такую тенденцию, автор выделяет и принятия Литвой в 1387 г. католичества в качестве официальной религии. «Московское великое княжество, – делает вывод историк, – осталось единственным православным государством, представляющим реальную силу; как следствие этого защита правой веры (подчеркнуто мной – М.В.) стала синонимом защиты Отечества» [5, с.68]. В эти годы распространенными эпитетами слова «вера» становятся «непорочная», «христианская», «правая и правоверная», причем эпитет «правоверный» употреблялся также и по отношению к понятиям «архиепископы» и «крестьяне» (христиане) [9]. Из имеющихся летописных источников Северной и Южной Руси XIII-XIV вв. можно сделать вывод о том, что сложилось устойчивое представление о «литовцах» как язычниках – «поганых», нападающих на православных «русских» [20, с.56]. Причем такая оценка не менялась и после 1387 г., когда Литва официально приняла христианство по католическому обряду. Обращает внимание на себя тот факт, что при указанном отношении к «литовцам» ни разу нигде не прослеживается противопоставление на этнической почве.

В XIV в. Русская церковь продолжала организационно и территориально осуществлять свою деятельность практически в тех же рамках, что и в XI-XIII вв. Для игумена Сергия Радонежского, как человека православного, земли Литовской Руси оставались сердцем Киевской митрополии, колыбелью русской цивилизации, олицетворением единства всей Руси. Константинопольский патриархат многократно подтверждал свою позицию, по которой, вопреки всем политическим разделам, «русский народ» оставался единым и должен был управляться, как это было ранее, одним митрополитом из Киева [11, c.57]. Знаковым моментом в жизни Сергия явилось личное послание Константинопольского патриарха Филофея и его подарок – крест-мощевик, в котором, помимо частиц Сорока мучеников севастийских, находились мощи «новых мучеников литовских». Крест символизировал напоминание для пастыря не забывать в своем служении и о литовских православных епархиях, которым требовалось особое окормление в годы гонений [3, c.284-286]. Очевидно, в рамках этой политики действовал и суздальский епископ Дионисий, посланный в 1382 г. константинопольским патриархом Нилом в Новгород и Псков для утверждения жителей в православии [19, c.15].

В дальнейшем события развивались следующим образом. 14 августа 1385 г. после проведения секретных переговоров между Литвой и Польшей было достигнуто соглашение, которое впоследствии стали называть «Кревской унией». По этому соглашению Литовский великий князь Ягайло должен был заключить брак с польской королевой Ядвигой, Литва принять католичество, а Ягайло стать Польским королем, лидером польско-литовско-русского политического объединения. Достижение этого соглашения означало аннулирование другой предварительной договоренности, достигнутой в 1384 г. между Дмитрием Донским и вдовой Литовского князя Ольгерда Ульяной. Согласно договору, ее сын князь Ягайло должен был взять в жены дочь Московского князя, причем, не только жениться на ней, но и «быти въ их воле (Дмитрия Донского – М.В.) и креститися в православную веру и христианство свое объявити вовсе люди» [6, c.174].

Разнонаправленность данных договоренностей и практическое их совпадение по времени свидетельствует о том, насколько напряженной и драматичной была сложившаяся общая внешнеполитическая ситуация. Сделанный Литовским князем политический выбор коренным образом изменил соотношение сил не только между северо-восточными и юго-западными русскими землями, но и во всей Восточной Европе. Для русских же людей, проживавших на территории Литвы, решение великого князя Ягайло означало подрыв тех устоев жизни, основой которых была православная вера.

Именно эти обстоятельства определили цель визита Московского князя в сентябре 1385 г. к игумену Сергию Радонежскому. Дмитрий Донской просил Сергия возглавить московское посольство к князю Олегу Рязанскому с предложением заключить соглашение «о вечном мире и о любви» [14, с.85-86]. «…И взял (князь Олег Рязанский – М.В.) с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь в род и род. И возвратися преподобный игумен Сергий с честью и с славою многою на Москву, к великому князю Дмитрию Ивановичу, и достойно хвалим бысть и славен и честен от всех» [14, с.85-86]. Достижение мира с Рязанью, скрепленное династическим браком между детьми двух великих князей (1387 г.), стало ответным политическим шагом Москвы в отношении Польско-Литовского союза, заключенной ими Кревской унии.

Все эти события происходили в период 12-летней «смуты на митрополии» (1378-1390 гг.), когда роль игумена Сергия Радонежского в церковно-политической жизни Московского княжества была особенно высока. Из посланий митрополита Киприана известно, что Сергий имел свою собственную позицию, отличную от великокняжеской, в отношении будущего Киевской митрополии [10]. Смысл ее сводился к тому, чтобы сохранить единство митрополии, не допустить создания новых Церквей в границах национальных образований [2; 6, с.347; 11]. Экспансия католических государств на западных русских землях, несущая с собой кроме прямых территориальных захватов еще и идеологическое порабощение, представляла реальную угрозу для православного русского человека и для деятельности всей Русской церкви. Дар прозорливости, который Сергий Радонежский приобрел своей благочестивой жизнью, помог ему увидеть те реальные опасности для православия, которые несло с собой заключение Кревской унии [21].

Договор, заключенный в 1385 г. между Москвой и Рязанью, имел особый статус: «о вечном мире и о любви». Такие договоры были известны издревле. Включая широкий круг вопросов во взаимоотношениях княжеств, они посвящались, прежде всего, достижению мира на относительно длительный период [4].

Ученые, занимавшиеся и занимающиеся данным периодом в истории России, давно обратили внимание на то, что с конца 80-х гг. XIV в. в политике Рязанского князя Олега в отношениях с Литвой началась острая конфронтация, а сам Олег Иванович действовал вполне решительно и самостоятельно [7, с.189-190; 12; 13]. Такой внешнеполитический курс мог стать результатом только согласованной и скоординированной политики с Московским княжеством. Все это заставляет еще раз задуматься о реальных условиях и результатах как Польско-Литовской (Кревской) унии, так и «Вечного мира» 1385 г. между Рязанью и Москвой, поспособствовавших единению позиций во взаимоотношениях двух великих княжеств.

Литература

1. Беднов В.А. Православная Церковь в Польше и Литве. – Минск, 2003.

2. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV веков. – М., 1986.

3. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. – М.,2009.

4. Виноградов М.А., Ершова Э.Б. Дипломатическая миссия Сергия Радонежского 1385 г. в Рязань: заключение «Вечного мира» // Дипломатия: историко-психологические аспекты. Материалы XXXII Всерос. науч. конф. Санкт-Петербург, 17-18 декабря 2012 г. – СПб, 2012. – C.12-16.

5. Горский А.А. «Всего еси исполнена земля русская». Личности и ментальность русского средневековья. – М., 2001.

6. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV-XV веков). – М., 1975.

7. Иловайский Д.И. История Рязанского княжества. – М., 2009.

8. Киприанович Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве. – Минск, 2006.

9. Колосов В.А., Павлова Т.И. К этимологии терминов «православный и «православие» [Электр. ресурс]: http://pravoslavie.chestisvet.ru/index.php4?id=213.

10. Крючков Т.О. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. – М., 2012.

11. Кучкин В.А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – М.,1992. – №10. – C.85-89.

12. Лаврентьев А.В. После Куликовской битвы. Очерки истории Окско-Донского региона в последней четверти XIV – первой четверти XVI вв. – М., 2011.

13. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. – Пгр., 1918.

14. ПСРЛ. Никоновская летопись. – М., 1965. – Т.XI.

15. ПСРП. VIII летописный сборник, именующийся патриаршей или Никоновской летописью. – СПб., 1885. – Т.10 и др.

16. ПСРП. Московский летописный свод конца XV века. – М.-Л., 1949. – Т.25.

17. Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV веках. – М.- Л., 1959.

18. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI века. – Новосибирск, 1981.

19. Толстой Д.А. Римский католицизм в России. Исторические исследования графа Дмитрия А.Толстого. – СПб., 1876. – Т.I.

20. Флоря Б.Н. Исторические судьбы Руси и этническое самосознание восточных славян в XII-XV веках (к вопросу о зарождении восточнославянской народности) //Славяноведение. – М., 1993. – №2.

21. Черепнин Л.В. Отражение международной жизни XIV – начала XV вв. в Московском летописании // Международные связи России до XVIII в. Сб. статей. – М., 1961. – C.252.

22. Шабульдо Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в составе великого княжества Литовского. – Киев, 1987.

Э.Б. Ершова

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.