Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗВИТИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ



[44]

Аннотация. Россия занимает «срединное» место на геополитической карте мира. Местонахождение России на границе Восточного и Западного миров всегда привлекало внимание исследователей. Россия занимает не окраинное место на востоке Европы, или на западе Азии, а центральное в мире. Наличие в политическом, экономическом, культурном развитии России западных и восточных черт дают основание выделить основные особенности русского национального характера в политическом устройстве общества, в отношении к власти, в социальном отношении, в религии, в общественной мысли, в художественной культуре, в психологических особенностях. Распад СССР поставил нелёгкую задачу поиска геополитической идентичности.

Ключевые слова. Цивилизационные потоки, геополитика, геоцивилизация, евразийство, бинарность, национальный характер, культура, менталитет.

Россия испокон веков, начиная со становления Руси, имела особое географическое и геополитическое положение. Её природные ресурсы, творческий потенциал всегда вызывали интерес и неоднозначное отношение, как среди соседних государств, так и в мировом масштабе.

Русский национальный характер, менталитет русского народа развивался под воздействием многих факторов – географического, климатического, исторического, культурного, идеологического.

Наша страна является великой российской геоцивилизацией – многонациональной и многоконфессиональной общностью народов, на протяжении ряда веков связанных единой исторической судьбой. Россия – центр пересечения, средоточие нескольких цивилизационно-культурных потоков, она расположена на стыке различных локальных цивилизаций. Соседями нашей страны являются государства, входящие в разные геоцивилизации. На западе – это западная и православная цивилизации. На юге – исламская цивилизация. На востоке – конфуцианско-буддистская и японская цивилизации. Ни одна другая страна в мире не граничит с таким количеством геоцивилизаций.

Геополитическую значимость России не раз отмечали классики геополитики, такие, как X. Макиндер, К. Хаусхофер, Н.Я. Данилевский и др. Данное обстоятельство объясняется тем, что Россия, располагаясь в центре Евразии, согласно многим концепциям, занимает срединное, оно же центральное, место на геополитической карте мира, контроль над которым является предметом вожделения на протяжении вот уже многих веков человеческой истории.

Евразийское положение России (а один из главных постулатов классической геополитики – «кто владеет Евразией, тот контролирует весь мир») имеет как позитивные, так и негативные следствия.

Основной причиной возникновения вопроса об определении места России является давнишнее противопоставление Востока и Запада как различных цивилизационных типов. Вполне допустимо, что подобное противопоставление является чисто искусственным, сформулированным для удобства исследований. В каждой науке есть свои условные категории, которые помогают анализировать определенное явление. Таким образом, разделение цивилизаций на западные и восточные дает возможность выделить схожие черты, а также выявить особенности.

Местонахождение России на границе Восточного и Западного миров всегда привлекало внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Западноевропейские ученые считали нашу страну, находящейся на восточной границе их мира. Средневековая Европа до XVI века считала ее Татарией, в следующий период, исходя из принципов европоцентризма, определяла ее место за пределами их цивилизации. Восточные страны никогда не рассматривали ее в рамках своей цивилизации. Отечественная наука, в рамках истории, культурологии, философии, политологии, создавала разные концепции относительно места России в мировой системе ценностей: славянофильство и западничество, позиция Н. Бердяева и евразийство, религиозная общественная мысль и революционно-демократическая. Причем, от точки зрения на положение России между западным и восточным мирами часто зависело определение ее роли в мировом процессе: от явной хулы, обвинения в маргинальности до возвеличивания ее достижений.

Другая точка зрения на место России в геополитике – Россия занимает не окраинное место на востоке Европы, или на западе Азии, а центральное в мире. Правомерно рассуждать: если Россия расположена и в географическом, и в политическом, и в цивилизационном смысле на границе между Западом и Востоком, то есть на стыке цивилизационных потоков, то значит это не окраина, а центр. Центр, который объединяет различные цивилизационные потоки. От такого взгляда судьба России не становится проще и понятнее. Быть в центре потоков гораздо сложнее и опаснее, чем на периферии. Согласно воззрениям X. Макиндера, Россия располагается в «осевом регионе» Земли, занимая в нем «центральное стратегическое положение... она может наносить и одновременно получать удары со всех направлений». Представитель «евразийцев» П. Савицкий в работе «Географические и геополитические основы евразийства» написал: «Россия-Евразия есть центр Старого света. Устраните этот центр – и все остальные его части, вся эта система материковых окраин (Европа, Передняя Азия, Иран, Индия, Индокитай, Япония) – превращается как бы в «рассыпанную храмину».

Евразийское положение России (а один из главных постулатов классической геополитики – «кто владеет Евразией, тот контролирует весь мир») имеет как позитивные, так и негативные следствия.

Наличие в политическом, экономическом, культурном развитии России западных и восточных черт дают основание выделить основные особенности русского национального характера.

Россия унаследовала культуру восточно-славянских племен, начавших свою историю с отделения от единой славянской общности в VI в. н.э. В это время большинство европейских и азиатских народов либо создавали свою культуру с древнейших времен, либо стали наследниками древних культур. Восточные славяне, расселяясь по Восточно-европейской равнине, занимали практически не заселенные ранее земли, за исключением редких поселений финно-угорских племен, находящихся на более низкой ступени развития, чем славяне. Следовательно, русская культура не могла продолжать тысячелетние традиции древнейших государств, она является гораздо более молодой, чем многие другие европейские и азиатские страны.

С относительной молодостью русской истории тесно связана еще одна ее характерная особенность – открытость. Формируясь позже других, русская культура на всем протяжении своего развития вбирала в себя достижения других народов. Сначала, до середины XV в., наиболее ярко сказывалось влияние Византии. Затем, со второй половины XV в., – Италии, с периода правления Петра I – Германии, а со времен Екатерины II и весь XIX век – Франции. Да и сейчас мы испытываем давление массовой американской культуры.

Одной из доминирующих особенностей русской культуры необходимо признать то, что она в течение многих веков формировалась под влиянием православного христианства. Православная религия, пришедшая к нам из Византии, повлияла на все стороны жизни Руси, способствовала формированию своеобразного менталитета русского народа.

Православие повлияло на политическую культуру общества, сформировав отношение русского общества к великому князю, а затем к русскому царю как к наместнику Бога на земле.

В социальном отношении православная церковь еще более смягчила отношение к рабам, осуждая жестокость и проповедуя, что все люди – рабы божьи. В то же время православие способствовало формированию покорности, смирения русского народа перед властью. Ведь власть дается Богом, следовательно, противиться ей, значит, противиться Богу. Это повлияло на менталитет русского народа, сформировало идею покорности судьбе. Недаром теория официальной народности, сформированная министром народного просвещения графом С.С. Уваровым, предполагает единство трех ее составляющих: православия, самодержавия и народности, где народность определяется существованием крестьянской общины. Претерпела изменения и культура быта. Православная церковь запретила многоженство. Брак признавался законным, только освященный церковью. Семейные отношения также регулировались церковью.

Огромное влияние православного христианства испытала художественная культура Руси. Стала развиваться литература и собственно книжная культура. Первые литературные произведения имели в основном духовный характер. Светскими произведениями были летописи, опыт составления которых также пришел из Византии. Православное христианство принесло с собой живопись: стали развиваться иконопись, фрески, мозаика. В архитектуре появилось каменное зодчество. Первым каменным сооружением на Руси было культовое здание, возведенное сразу после принятия христианства – храм Успения богородицы в Киеве, названное народом «Десятинная церковь». Христианство принесло с собой свою музыкальную культуру. Православная церковь осуждала веселые народные гуляния и вводила византийское церковное песнопение.

Однако влияние Византии не было предопределенным. Русская культура развивалась под влиянием православия, но вовсе не византийского православия. В результате сложилось своеобразие русского искусства, общественной мысли, сформировалась русская православная церковь.

Особое значение имеет еще одна характерная черта русского характера. Ее можно определить словом бинарность. Это означает двойственность, противоречивое развитие русской культуры в геополитическом, историческом, религиозном, этническом и других планах. Бинарность предполагает не просто присутствие двух разных тенденций в культуре, что, собственно, нередко встречается и в культурах других государств, но и обязательное наличие двух противоположных черт, которые и противоречат друг другу, и образуют прочный синтез.

Поэтому бинарность обусловлена самими географическими условиями формирования русского государства. Но русская культура не представляет собой простой синтез западных и восточных черт. Эти черты не только могут органично сливаться, дополнять друг друга, но и существовать одновременно, противореча друг другу. Два начала – восточное и западное – всегда боролись в русской культуре.

Очень ярко бинарность проявляется в политическом устройстве общества. С самого начала возникновения государства у восточных славян русичи стремились к единению двух противоположных тенденций в политике: к монархическому устройству и к сохранению народной демократии. Монархизм выражался во все большем утверждении княжеской власти. Демократия проявлялась в стремлении все жизненно важные вопросы решить «миром», на вече. В различные периоды истории России наблюдаются разные стремления в политическом устройстве. В этом случае отмечается влияние и восточных, и западных черт с их временным преобладанием в тот или иной период. Бинарным можно назвать и отношение к власти у русского народа. На Руси всегда было уважительно-покорное отношение к правителю, будь то великий князь, царь, генеральный секретарь. В то же время народ всегда был готов проявить непокорность, выражавшуюся в разнообразных формах: восстаниях, неуплате налогов, политической пассивности. Сейчас можно наблюдать такую же ситуацию. Мы достаточно критически относимся к государственной власти, но ничего не предпринимаем для улучшения положения в стране. Мы ждем, когда эта критикуемая нами власть обустроит нашу жизнь. Таким образом, бинарность в отношении к власти проявляется в доверии к ней, в то же самое время в критичном к ней отношении. Отсюда следует еще одно проявление бинарности: одновременное присутствие в характере русского народа покорности и бунтарства. Недаром разбойники на Руси часто героизировались в народном эпосе.

В религиозных убеждениях также проявляется бинарность. Православное христианство не смогло полностью уничтожить языческие верования. Долгое время на Руси сохранялось двоеверие. Это означает признание официальной религией христианства, соблюдение всех норм и предписаний этой религии и в то же время сохранение стойких языческих традиций, празднование веселых языческих праздников, соблюдение древних славянских обычаев. Некоторые элементы язычества дошли и до наших дней. До сих пор почитаем в народе такой праздник, как масленица. Это древний праздник встречи Весны, поклонения Солнцу. Еще более ярко проявляется бинарность наших верований в соблюдении обычаев и примет. Причем очень часто приметы соблюдают как раз весьма верующие православные люди.

Никогда не была однозначной и общественная мысль, выражающая взгляды нашего народа. Особенно ярко проявляется ее бинарность в XIX веке. Возникшие одновременно славянофильство и западничество крайне противоречат друг другу. В то же время они появились от единого стремления: освободить крестьян от оков крепостничества и возвысить русский народ, его культуру.

Также не поддаются однозначному определению психологические особенности русского народа, которые часто определяют как его характер. В русском человеке сочетаются черты, явно противоречащие друг другу. Взять хотя бы наличие в характере русского народа трудолюбия и откровенного стремления к праздности. Такое сочетание противоположностей сформировалось в древности в связи с природно-хозяйственными условиями. Славяне, занимаясь земледелием, были вынуждены интенсивно трудиться весь световой день в течение короткой весны и непродолжительного периода теплого лета, а затем долгую дождливую осень, всю зиму и холодную часть весны относительно бездельничать. Это безделье относилось, конечно, только к земледелию. Население занималось промыслами, охотой, рыболовством, бортничеством, собирательством. Но эти занятия всегда были вспомогательными для славян и не могли полностью занять их время долгой зимой. Поэтому в нашей культуре до сих пор сохранилась психологическая особенность: желание и способность быстро сделать работу в течение короткого промежутка времени, чтобы потом иметь возможность длительного отдыха.

Бинарнорсть проявляется и в противоречивых оценках самих себя, что характерно для российского менталитета. С одной стороны, испокон веков русские богатыри давали отпор иноземным захватчикам. Весь русский эпос говорит о гордости народа силой, ловкостью и смекалкой своих героев. С другой стороны, для русского человека всегда была характерна сравнительно невысокая самооценка. Он не только часто соглашался с критикой в свой адрес, но и сам дополнял ее. Недаром одним из основных героев русских сказок является Иванушка-дурачок, который, в конечном счете, оказывается и не дурачок вовсе, так как с помощью хитрости и смекалки выходит победителем из труднейших ситуаций.

Ментальная основа русской культуры состоит из «парности» взаимоисключающих свойств. Эта парность порождает как бы запрограммированную вариативность, потенциальную разветвленность социального и культурно-исторического процессов. В настоящее время среди культурологов, политологов, политических деятелей не прекращается дискуссия по проблеме определения русской ментальности.

В связи с этим возникает вопрос о путях развития России, связанный с проблемой развития русской цивилизации. Споры идут между сторонниками сохранения ее самобытности и приверженцами американо-западноевропейского пути развития.

В XX веке был взят высокий геополитический рубеж – страна, Советский Союз (государственное образование многих народов, объединившихся вокруг России) стал супердержавой, глобальным геополитическим центром силы – одним из двух (наряду с США), ставших столпами биполярной модели мирового устройства. Такое положение вещей продолжалось почти полвека.

Однако события последних десятилетий кардинально изменили геополитическое значение России в мировых делах, ее геополитический статус. Россия из сверхдержавы – одного из двух полюсов биполярной международной системы – превратилась в государство второго плана, если не учитывать ее ракетно-ядерный потенциал и геополитическое положение. Сократилась территория России, произошло смещение западных границ на восток. Россия осталась почти без военно-стратегических союзников. Вслед за роспуском ОВД, НАТО не только не был распущен, но и увеличил свой боевой потенциал за счет государств Центральной и Восточной Европы, всё более расширяясь на Восток.

Таким образом, геополитические позиции современной России гораздо менее прочны по сравнению с советской эпохой. Однако российское государство сохранило свой суверенитет, статус великой державы и остается одним из ключевых игроков современной мировой геополитики.

Распад СССР поставил нелёгкую задачу поиска геополитической идентичности перед остальными бывшими советскими республиками, многие из которых никогда ранее не были независимыми государствами. Наиболее привлекательным путем представляется интеграция в уже существующие структуры, такие как Евросоюз или НАТО (что в силу объективных причин возможно далеко не для всех этих стран), или же откровенная ориентация на Соединенные Штаты. Альтернативными вариантами являются реинтеграция с Россией или создание самостоятельных субрегиональных объединений. Новые независимые государства сталкиваются с необходимостью решать актуальные проблемы, связанные с государственным строительством и укреплением национальной безопасности (внешней и внутренней), развитием национальных экономик и интеграцией в мировой рынок. Несовпадение государственных границ с реальным расселением народов служит причиной межгосударственных и внутренних этнорелигиозных конфликтов.

Таким образом, подводя итог, уместно отметить, что миросистемные изменения последнего времени породили трансформационные геополитические вызовы, оказывающие на существование и развитие России значительное влияние. Эти вызовы требуют неотложных и адекватных ответов, содержание, быстродействие и эффективность которых обусловят последующее геополитическое положение страны, ее будущий геополитический статус.

Е.Н. Крякин




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.