Аннотация. В данной статье рассматривается проблема коррупции в этике государственных служащих. Особое внимание уделяется изучению зарубежного опыта противодействия коррупции с целью создания в России эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Предлагаются решения данной проблемы посредством создания антикоррупционного законодательства, системы контроля коррупции, усовершенствования системы материального и морального стимулирования, улучшения качества подготовки и переподготовки муниципальных служащих и др.
Ключевые слова. Коррупция, коррупционное преступление, государственная служба, механизмы противодействия коррупции, антикоррупционная стратегия, антикоррупционная культура.
Международное сообщество и правительства многих стран давно заметили, что коррупция причиняет колоссальный материальный, политический и моральный вред обществу, поэтому уделяют вопросам борьбы с коррупцией повышенное внимание, понимая, что победить коррупцию можно только при наличии твердой политической воли и только масштабными системными мерами.
По мнению ряда ученых, изучение зарубежного опыта противодействия коррупции и реализации антикоррупционных стандартов поможет создать в России более надежные механизмы борьбы с коррупцией [4]. Необходимо отметить, что наиболее существенные успехи в противодействии коррупции достигнуты такими странами, как Дания, Финляндия, Швеция, Канада, Нидерланды, Австралия, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Германия, Великобритания, Израиль, Франция, США [1]. Способы борьбы с коррупцией в этих странах весьма разнообразны: от создания эффективного антикоррупционного законодательства до пропаганды законопослушного высоконравственного поведения служащих. Коррупция отслеживается на всех уровнях и во всех ее аспектах, а антикоррупционная практика ориентирована на укрепление правопорядка и оздоровление морально-психологического климата в обществе.
Одним из первых среди современных стран активную борьбу с коррупцией начало правительство Сингапура и в достаточно короткие сроки добилось впечатляющих успехов. Антикоррупционная стратегия ориентирована на три главные задачи: упрощение бюрократических процедур; жесткая регламентация полномочий чиновников; контроль за соблюдением этических стандартов. В стране создано сильное антикоррупционное законодательство, высоким авторитетом пользуется власть, эффективно функционирует Бюро по расследованию случаев коррупции. Предусмотрены процедуры пересмотра антикоррупционных планов и конкретных мер противодействия коррупции. Широко практикуется штрафы, лишение свободы, конфискация, увольнение с работы. Кроме того, взяточник рискует не только своей свободой, но ставит под сомнение успешное будущее своих потомков.
Интересен опыт Израиля в деле борьбы с коррупцией. Израиль является одной из достаточно свободных от коррупции стран. Здесь коррупция понимается здесь как незаконное обогащение государственных служащих за счет использования служебного положения. Одна из форм борьбы с коррупцией – система мониторингового контроля за возможными коррупционными действиями. Широкой практикой стало наложение законодательных запретов и ограничений на получение подарков и других благ. Немалую роль играют кодексы профессиональной этики, которые содержат рекомендации по принятию решений, конкретные запретительные и рекомендательные правила; примеры приемлемого и неприемлемого поведения в конкретных ситуациях.
Система борьбы с коррупцией в Нидерландах построена на установках стратегии «системного устранения коррупции», ориентирована на формирование уважительного отношения к чиновнику, который служит государству и обслуживает людей. Существует программа противодействия коррупции, которая включает в себя целый комплекс мер (гласность в вопросах обнаружения коррупции; усиление контроля деятельности лиц, находящихся на должностях повышенного коррупционного риска; повышение антикоррупционной культуры; создание условий, при которых служащим становится не выгодным идти на сделку и т.д.).
Практика противодействия коррупции в США основана на сочетании мер по предотвращению коррупции с мерами по ее пресечению и привлечению к уголовно-правовой ответственности, на строгом определении ограничений, запретов и гарантий, связанных с поступлением и прохождением государственной и муниципальной службы. В США действуют обязательные для всех чиновников принципы служебной деятельности и этического поведения. Антикоррупционный контроль осуществляют соответствующие комитеты и комиссии Сената и Палаты представителей Конгресса США. Особое место отводится Федеральному бюро расследований. В мероприятиях по предотвращению коррупции и наказанию коррупционеров участвуют судебные органы, прокуратура, министерство юстиции, специальные подразделения полиции, институт независимых прокуроров [6]. Также, любой гражданин США может сообщить в министерство юстиции об известных ему фактах коррупции и получить за такую информацию часть суммы.
В Канаде коррупционные правонарушения квалифицируются как самые тяжелые преступления против общества, государственной и муниципальной службы и нередко приравниваются к государственной измене. К уголовной ответственности на равных основаниях привлекаются и взяткодатель, и взяткополучатель. Наказания весьма серьезные: парламентарию коррупционное преступление приравнивается к государственной измене, и это грозит лишением депутатской неприкосновенности и тюремным заключением сроком до 14 лет. Координирующую роль в деле борьбы с коррупцией играет специальный государственный антикоррупционный комитет. По его инициативе в 1985 г. был принят Кодекс этики государственного служащего.
Необходимо также рассмотреть опыт Китая в деле борьбы с коррупцией. Несмотря на то, что эта страна пока не особенно преуспела в сфере подавления коррупции, здесь достоинством антикоррупционной политики является опора на многовековые культурные традиции народа и приведение национального законодательства в соответствие с международным стандартом. Координирующая роль возложена на партийные организации КПК и Государственное управление по предупреждению коррупции [2]. Созданы специальные народные суды, которые заняты исключительно коррупционными делами [4]. Китайское антикоррупционное законодательство довольно жесткое, за взяточничество и коммерческий подкуп предусмотрены жесткие меры уголовной ответственности, в том числе два вида смертных приговоров. За последних десять к уголовной ответственности за взяточничество привлечено более миллиона работников партийно-государственного аппарата, расстреляно почти 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили от 10 до 20 лет тюремного заключения [3]. Важнейшей формой борьбы с коррупцией стала периодическая аттестация, квалификационные экзамены и ротация кадров, которая способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать сложившиеся служебные, дружеские и другие связи, порождающие незаконные действия.
По мнению исследователей, модель коррупции, существующая во Франции, во многом сходна с той, которая сегодня сложилась в России. К основным сферам коррупционного поражения относятся: расходование средств государственного бюджета; государственная и муниципальная служба; взаимоотношения между органами власти различных уровней и предпринимателями. В стране с 1993 года действует жесткий закон «О предотвращении коррупции и о прозрачности экономической деятельности и публичных процедурах», существует правительственная комиссия по этике, президентская комиссия по предотвращению конфликта интересов (в 2011 году ими рассмотрено 3386 коррупционных дел). В Министерстве юстиции создана Центральная служба предотвращения коррупции. Для того чтобы усилить контроль за карьерными перемещениями сотрудников, находящихся на государственной службе, а также ограничить влияние этих перемещений на решение каких-либо сугубо частных вопросов, создана Комиссия по деонтологии государственной службы.
Серьезные проблемы с коррупцией испытывает сегодня Германия. Одним из основных правовых средств борьбы с коррупцией в этой стране стали нормы федерального закона о дисциплинарном режиме государственной службы, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Достаточно быстрый рост коррупции обусловил принятие в августе 1997 г. специального закона «О борьбе с коррупцией».
Анализ антикоррупционной стратегии стран СНГ позволяет выделить несколько наиболее характерных для этих стран моментов:
1) все страны СНГ одинаково характеризуют коррупцию как самую большую угрозу национальной безопасности и считают необходимым формирование эффективных механизмов противодействия ей;
2) все страны считают, что борьба с коррупцией должна носить всеобъемлющий системный характер, опираться на прочное антикоррупционное национальное и международное законодательство и эффективную правоохранительную систему;
3) во всех странах СНГ приняты национальные стратегии, планы, программы и специализированные законы, направленные на борьбу с коррупцией;
4) во всех странах СНГ делают упор на развитие законодательства в сторону усиления моральной ответственности за правонарушения коррупционного характера;
5) все страны считают необходимым повышение уровня честности и профессионализма служащих.
Исследование зарубежного опыта противодействия коррупции позволяет констатировать, что невозможно обойтись без хорошо отлаженных механизмов правового, организационно-кадрового и информационно-разъяснительного обеспечения политики противодействия коррупции. К числу наиболее важных мер предупреждения и пресечения коррупции, как свидетельствует опыт успешных в деле противодействия коррупции стран, можно отнести следующие:
1) формирование высокоэффективной правовой стратегии и прочного антикоррупционного законодательства;
2) создание хорошо отлаженной системы государственных органов, организаций и подразделений, способной на высоком профессиональном уровне обеспечить качественное исполнение принятых антикоррупционных решений;
3) повышение уровня прозрачности управленческих процессов; улучшение контроля и отчетности; уменьшение монополизма власти [5];
4) создание механизма решения кадровых вопросов, исключающего возможность преследования частных интересов;
5) повышение профессионализма служащих;
6) оптимизация материального стимулирования и социальной защиты государственных и муниципальных служащих. Зарплата должна быть достаточно высокой с тем, чтобы обесценить доходы от взяток;
7) внедрение кодексов этики.
Многое из зарубежного опыта может быть адаптировано и учтено при реализации российской антикоррупционной стратегии. В первую очередь это касается: развития правовых основ противодействия коррупции; устранения коррупциогенных факторов; оптимизации условий и механизмов государственных и муниципальных закупок; соблюдения требований к служебному поведению; разработки гибких форм мониторинга коррупционных правонарушений в целях своевременного принятия мер; активизации международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.
Литература
1. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность: монография. – М, 2011. – 304 с.
2. Ахмедшин Н.Х. Поднебесная – судьба моя. Книга памяти. – М., 2009. – 275 с.
3. Бакланов П.А. Информационно-аналитический сборник по профилактике коррупционных правонарушений: сборник. – М., 2011.
4. Гриб В.Г. Противодействие коррупции. – М., 2011. – 192 с.
5. Кампос Э. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления. – М., 2010. – 551 с.
6. Козочкина И.Д. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Гердии, Японии): сборник законодательных материалов. – М., 1998. – 144 с.
РАЗДЕЛ IV. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ