Аннотация. Изучение вопроса правового регулирования деятельности ломбардов в нашей стране по сей день является актуальным. Спрос на потребительское кредитование и потребность населения в услугах ломбарда влечет за собой необходимость изучения данного вопроса, а также внесение предложений по его совершенствованию. Несмотря на принятие ряда нормативных актов в этой сфере и попытка различных ученых исследовать данную проблему, по-прежнему остается множество вопросов.
Одной из ключевых неизученных проблем, имеющих ключевое значение в этой сфере является определение организационно-правовой формы ломбарда как субъекта гражданских правоотношений.
В 2003 г. Инна Михайловна Шор в своем диссертационном исследовании «Российский Ломбард в инфраструктуре кредитных отношений» проводит исследование положения ломбарда в системе кредитных отношений, порядок функционирования, где рассматривает ломбард как кредитное учреждение. Разумеется, не в смысле организационно-правовой формы юридического лица, а как некое предприятие как субъекта экономических отношений. В то время в связи с началом развития кредитных отношений и возникновения острой потребности населения в краткосрочных потребительских кредитах являлось немаловажным определение правового статуса ломбарда как субъекта гражданских правоотношений. Однако проблема организационно-правовой формы ломбарда в данной диссертации поднята не была. Принятый 19 июля 2007 г. Федеральный закон №196-ФЗ «О ломбардах» [2] (далее – ФЗ о ломбардах) так и не снял накопившиеся вопросы, четко не определив организационно-правовую форму деятельности ломбардов. Так, п. 1 Статьи 2 ФЗ о ломбардах дает определение ломбардам. Ломбард определяется как юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Т.е. законодатель выделяет два ключевых критерия для правового статуса – это создание коммерческого юридического лица (граждане – физические лица, граждане- индивидуальные предприниматели, а также некоммерческие организации ломбардами быть не могут), и определенная цель деятельности- предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. При этом, несмотря на то, что ломбард является коммерческой организацией, «Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг» (п. 4 ФЗ о ломбардах). Тем самым п. 4 статьи 2 ФЗ о ломбардах очерчивает специальную правоспособность ломбарду как юридическому лицу – субъекту правоотношений. Это коммерческое юридическое лицо, которое по определению Гражданского кодекса создается с целью извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК), однако целью ломбарда является не извлечение прибыли путем занятия любым видом деятельности, не запрещенным законом, а с
целью предоставления краткосрочных займов гражданам, а также хранения вещей и оказания информационных и консультационных услуг.
Комментируя ст. 2 ФЗ о ломбардах Кириловых А.А. усматривает проблему невозможности определения организационно-правовой формы.
«Между тем Законом №196-ФЗ не установлена организационно-правовая форма, в которой вправе функционировать ломбард. Законодатель в данном случае не ограничивает коммерческий имущественный оборот конкретными формами ведения подобного бизнеса.
При этом п. 2 ст. 50 ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Логично предположить, что ломбарды вправе образовываться в виде хозяйственных обществ и как наиболее распространенной их форме – общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяется достаточно простой юридической конструкцией построения отношений по организации управления, налогообложению, ответственности участников, которая ограничена их вкладами в уставный капитал ООО.
Не подходит для такой деятельности форма акционерного общества (АО). Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» определяет акционерное общество как коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (п. 1 ст. 2). Этим, в частности, закрепляются известные трудности в порядке управления юридическим лицом.
Организации акционерного типа определяют формы среднего бизнеса, предполагающего в основном ведение производственного предпринимательства, нежели оказания услуг в определенных областях. Это также означает несопоставимость возможных объемов услуг от реальных потребностей граждан в удовлетворении своих финансово-имущественных интересов.
Из возможного состава организаций-ломбардов следует исключить хозяйственные товарищества: полное и на вере (коммандитное). Здесь на первом плане личный элемент участия в деятельности товарищества, т.е. выполнение всеми товарищами определенных функций организации. Учитывая специфику построения отношения по ведению деятельности в ломбардах, где элемент трудового участия достаточно низкий, товарищества «выпадают» из своей юридической конструкции совместного ведения предпринимательской деятельности.
Нецелесообразным является представление в таком виде бизнеса также организаций, создаваемых публичными субъектами права – государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Правосубъектность унитарных предприятий носит усеченный состав, ее характер ограничен установками учредителя. Кроме того, унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Кроме того, из самого определения предприятий должно следовать, что основная функциональная их нагрузка состоит в производстве определенной продукции товаров. При этом основной целью деятельности унитарных предприятий является не извлечение прибыли как таковой, что, собственно, включает их в состав коммерческих организаций, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных (муниципальных), т.е. публичных, нужд.
Производственный кооператив также не отвечает требованиям эффективной деятельности в качестве ломбарда. Согласно нормам ст. 107 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах» производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Исходя из такого определения, функциональная правоспособность кооператива ограничена производственной сферой, что не исключает осуществление услуг, но определяет личное трудовое участие в предпринимательской деятельности.
Таким образом, определяется, что ломбард – специализированная организация. Это означает специальную правоспособность такой организации» [3].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что не существует такой организационно-правовой формы коммерческого юридического лица, которая наиболее идеально подходила бы под порядок и цели создания и функционирования ломбардов. Однако закон не запрещает создавать их в любой форме коммерческого юридического лица, предусмотренного Гражданским Кодексом. Просто создание ломбарда в определенной организационно-правовой форме имеет свои плюсы и минусы. Так, автор комментария к статье 2 ФЗ о ломбардах считает наиболее приемлемой форму общества с ограниченной ответственностью, поскольку «определяется достаточно простой юридической конструкцией построения отношений по организации управления, налогообложению, ответственности участников, которая ограничена их вкладами в уставный капитал ООО». Вместе с тем, отрицательным моментом такой организационно-правовой формы является ограничение ответственности перед гражданами заемщиками всего лишь риском убытков. В плане ответственности наиболее привлекательным видится хозяйственное товарищество, однако «Учитывая специфику построения отношения по ведению деятельности в ломбардах, где элемент трудового участия достаточно низкий, товарищества «выпадают» из своей юридической конструкции совместного ведения предпринимательской деятельности».
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что ломбард – это специализированное коммерческое юридическое лицо со специальной правоспособностью, создающееся с целью предоставления гражданам краткосрочных займов и хранения вещей. Отсутствие в гражданском законодательстве наиболее идеально подходящей организационно-правовой формы коммерческого юридического лица для создания и функционирования ломбарда определяет необходимость создания особой правовой формы юридического лица со специальной правоспособностью и особым статусом, причем не просто организации, а кредитной организации, что определяется ее основной целью – выдача краткосрочных кредитов.
Ведь ломбард особо выделяется среди субъектов гражданских правоотношений в сфере кредитования населения. Это подтверждается следующими доводами.
«Во-первых, история развития этого учреждения свидетельствует, что потребность в получении краткосрочного потребительского ломбардного кредита обусловила его многовековое присутствие в составе кредиторов населения, создающее весомую конкуренцию на рынке ссудного капитала. Во-вторых, ломбард специализируется на выдаче кредита непосредственно населению, обеспеченного принадлежащим ему движимым имуществом, как правило, изделиями из драгоценных камней и металлов. «Золотой» заклад является наиболее распространенным предметом инвестиций домохозяйств, поскольку является капиталоемким, имеющим большую стоимость в единице объема, удобен для хранения. В-третьих, в функционировании данного учреждения заложен более или менее совершенный способ, в смысле простоты и быстроты технического выполнения кредита, имеющий большее значение для клиентов ломбарда (даже больше, чем размер процентов за кредит). Для заемщика то время, которое он потеряет, дожидаясь в ломбарде, стоит значительно дороже, чем те проценты, которые он заплатит за свой часто малоценный заклад. В-четвертых, в организации ломбардного кредита присутствует элемент доступности ссуженной стоимости для индивидуума, имеющий высокую оценку со стороны последнего. В-пятых, наряду с кредитной операцией ломбард оказывает известный набор дополнительных сопутствующих услуг, привлекающий потенциальных клиентов, позволяющий минимизировать требования, предъявляемые к заемщикам, содействующий ускорению кредитного цикла в целом. В-шестых, ломбардные кредиты отличаются краткосрочностью потребительного использования не уведомительного характера, что означает некий момент относительной свободы в отношении их использования.
Таким образом, объективная потребность в ломбардном учреждении подводит к необходимости определения его кредитного инструментария, имеющего потребительское трансмиссионное предназначение» [4].
Литература
1. ФЗ №51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации». Часть 1 от 30.11.1994 // Собрание законодательства РФ. – №32. – 05.12.1994. – Ст. 3301.
2. ФЗ №196-ФЗ «О ломбардах» от 19.07.2007 // Собрание законодательства РФ. – №31. – 30.07.2007. – Ст. 3992.
3. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону «О ломбардах». – М.: Юстицинформ, 2009.
4. Шор И.А. Российский Ломбард в инфраструктуре кредитных отношений. Дисс…канд. экон. наук. – Волгоград, 2003.