Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛОМБАРДА КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА



[27]

Аннотация. Изучение вопроса правового регулирования деятельности ломбардов в нашей стране по сей день является актуальным. Спрос на потребительское кредитование и потребность населения в услугах ломбарда влечет за собой необходимость изучения данного вопроса, а также внесение предложений по его совершенствованию. Несмотря на принятие ряда нормативных актов в этой сфере и попытка различных ученых исследовать данную проблему, по-прежнему остается множество вопросов.

Ключевые слова. Ломбард, субъект, краткосрочный займ, гражданское право.

Одной из ключевых неизученных проблем, имеющих ключевое значение в этой сфере является определение организационно-правовой формы ломбарда как субъекта гражданских правоотношений.

В 2003 г. Инна Михайловна Шор в своем диссертационном исследовании «Российский Ломбард в инфраструктуре кредитных отношений» проводит исследование положения ломбарда в системе кредитных отношений, порядок функционирования, где рассматривает ломбард как кредитное учреждение. Разумеется, не в смысле организационно-правовой формы юридического лица, а как некое предприятие как субъекта экономических отношений. В то время в связи с началом развития кредитных отношений и возникновения острой потребности населения в краткосрочных потребительских кредитах являлось немаловажным определение правового статуса ломбарда как субъекта гражданских правоотношений. Однако проблема организационно-правовой формы ломбарда в данной диссертации поднята не была. Принятый 19 июля 2007 г. Федеральный закон №196-ФЗ «О ломбардах» [2] (далее – ФЗ о ломбардах) так и не снял накопившиеся вопросы, четко не определив организационно-правовую форму деятельности ломбардов. Так, п. 1 Статьи 2 ФЗ о ломбардах дает определение ломбардам. Ломбард определяется как юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Т.е. законодатель выделяет два ключевых критерия для правового статуса – это создание коммерческого юридического лица (граждане – физические лица, граждане- индивидуальные предприниматели, а также некоммерческие организации ломбардами быть не могут), и определенная цель деятельности- предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. При этом, несмотря на то, что ломбард является коммерческой организацией, «Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг» (п. 4 ФЗ о ломбардах). Тем самым п. 4 статьи 2 ФЗ о ломбардах очерчивает специальную правоспособность ломбарду как юридическому лицу – субъекту правоотношений. Это коммерческое юридическое лицо, которое по определению Гражданского кодекса создается с целью извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК), однако целью ломбарда является не извлечение прибыли путем занятия любым видом деятельности, не запрещенным законом, а с


целью предоставления краткосрочных займов гражданам, а также хранения вещей и оказания информационных и консультационных услуг.

Комментируя ст. 2 ФЗ о ломбардах Кириловых А.А. усматривает проблему невозможности определения организационно-правовой формы.

«Между тем Законом №196-ФЗ не установлена организационно-правовая форма, в которой вправе функционировать ломбард. Законодатель в данном случае не ограничивает коммерческий имущественный оборот конкретными формами ведения подобного бизнеса.

При этом п. 2 ст. 50 ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Логично предположить, что ломбарды вправе образовываться в виде хозяйственных обществ и как наиболее распространенной их форме – общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяется достаточно простой юридической конструкцией построения отношений по организации управления, налогообложению, ответственности участников, которая ограничена их вкладами в уставный капитал ООО.

Не подходит для такой деятельности форма акционерного общества (АО). Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» определяет акционерное общество как коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (п. 1 ст. 2). Этим, в частности, закрепляются известные трудности в порядке управления юридическим лицом.

Организации акционерного типа определяют формы среднего бизнеса, предполагающего в основном ведение производственного предпринимательства, нежели оказания услуг в определенных областях. Это также означает несопоставимость возможных объемов услуг от реальных потребностей граждан в удовлетворении своих финансово-имущественных интересов.

Из возможного состава организаций-ломбардов следует исключить хозяйственные товарищества: полное и на вере (коммандитное). Здесь на первом плане личный элемент участия в деятельности товарищества, т.е. выполнение всеми товарищами определенных функций организации. Учитывая специфику построения отношения по ведению деятельности в ломбардах, где элемент трудового участия достаточно низкий, товарищества «выпадают» из своей юридической конструкции совместного ведения предпринимательской деятельности.

Нецелесообразным является представление в таком виде бизнеса также организаций, создаваемых публичными субъектами права – государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Правосубъектность унитарных предприятий носит усеченный состав, ее характер ограничен установками учредителя. Кроме того, унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Кроме того, из самого определения предприятий должно следовать, что основная функциональная их нагрузка состоит в производстве определенной продукции товаров. При этом основной целью деятельности унитарных предприятий является не извлечение прибыли как таковой, что, собственно, включает их в состав коммерческих организаций, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных (муниципальных), т.е. публичных, нужд.

Производственный кооператив также не отвечает требованиям эффективной деятельности в качестве ломбарда. Согласно нормам ст. 107 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах» производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Исходя из такого определения, функциональная правоспособность кооператива ограничена производственной сферой, что не исключает осуществление услуг, но определяет личное трудовое участие в предпринимательской деятельности.

Таким образом, определяется, что ломбард – специализированная организация. Это означает специальную правоспособность такой организации» [3].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что не существует такой организационно-правовой формы коммерческого юридического лица, которая наиболее идеально подходила бы под порядок и цели создания и функционирования ломбардов. Однако закон не запрещает создавать их в любой форме коммерческого юридического лица, предусмотренного Гражданским Кодексом. Просто создание ломбарда в определенной организационно-правовой форме имеет свои плюсы и минусы. Так, автор комментария к статье 2 ФЗ о ломбардах считает наиболее приемлемой форму общества с ограниченной ответственностью, поскольку «определяется достаточно простой юридической конструкцией построения отношений по организации управления, налогообложению, ответственности участников, которая ограничена их вкладами в уставный капитал ООО». Вместе с тем, отрицательным моментом такой организационно-правовой формы является ограничение ответственности перед гражданами заемщиками всего лишь риском убытков. В плане ответственности наиболее привлекательным видится хозяйственное товарищество, однако «Учитывая специфику построения отношения по ведению деятельности в ломбардах, где элемент трудового участия достаточно низкий, товарищества «выпадают» из своей юридической конструкции совместного ведения предпринимательской деятельности».

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что ломбард – это специализированное коммерческое юридическое лицо со специальной правоспособностью, создающееся с целью предоставления гражданам краткосрочных займов и хранения вещей. Отсутствие в гражданском законодательстве наиболее идеально подходящей организационно-правовой формы коммерческого юридического лица для создания и функционирования ломбарда определяет необходимость создания особой правовой формы юридического лица со специальной правоспособностью и особым статусом, причем не просто организации, а кредитной организации, что определяется ее основной целью – выдача краткосрочных кредитов.

Ведь ломбард особо выделяется среди субъектов гражданских правоотношений в сфере кредитования населения. Это подтверждается следующими доводами.

«Во-первых, история развития этого учреждения свидетельствует, что потребность в получении краткосрочного потребительского ломбардного кредита обусловила его многовековое присутствие в составе кредиторов населения, создающее весомую конкуренцию на рынке ссудного капитала. Во-вторых, ломбард специализируется на выдаче кредита непосредственно населению, обеспеченного принадлежащим ему движимым имуществом, как правило, изделиями из драгоценных камней и металлов. «Золотой» заклад является наиболее распространенным предметом инвестиций домохозяйств, поскольку является капиталоемким, имеющим большую стоимость в единице объема, удобен для хранения. В-третьих, в функционировании данного учреждения заложен более или менее совершенный способ, в смысле простоты и быстроты технического выполнения кредита, имеющий большее значение для клиентов ломбарда (даже больше, чем размер процентов за кредит). Для заемщика то время, которое он потеряет, дожидаясь в ломбарде, стоит значительно дороже, чем те проценты, которые он заплатит за свой часто малоценный заклад. В-четвертых, в организации ломбардного кредита присутствует элемент доступности ссуженной стоимости для индивидуума, имеющий высокую оценку со стороны последнего. В-пятых, наряду с кредитной операцией ломбард оказывает известный набор дополнительных сопутствующих услуг, привлекающий потенциальных клиентов, позволяющий минимизировать требования, предъявляемые к заемщикам, содействующий ускорению кредитного цикла в целом. В-шестых, ломбардные кредиты отличаются краткосрочностью потребительного использования не уведомительного характера, что означает некий момент относительной свободы в отношении их использования.

Таким образом, объективная потребность в ломбардном учреждении подводит к необходимости определения его кредитного инструментария, имеющего потребительское трансмиссионное предназначение» [4].

Литература

1. ФЗ №51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации». Часть 1 от 30.11.1994 // Собрание законодательства РФ. – №32. – 05.12.1994. – Ст. 3301.

2. ФЗ №196-ФЗ «О ломбардах» от 19.07.2007 // Собрание законодательства РФ. – №31. – 30.07.2007. – Ст. 3992.

3. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону «О ломбардах». – М.: Юстицинформ, 2009.

4. Шор И.А. Российский Ломбард в инфраструктуре кредитных отношений. Дисс…канд. экон. наук. – Волгоград, 2003.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.