Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)



[†††††††]

Аннотация. В статье анализируется социально-экономическое развитие региональной экономики Республики Калмыкия, делается вывод о необходимости оптимизации нынешней структуры экономики региона, а также корректировки направления ее развития.

Ключевые слова. Региональная экономика, региональная политика, экономические показатели, экономическое развитие, производственная специализация, производственная инфраструктура.

Социально-экономическое развитие региона определяется прогрессивной динамикой конкретных показателей.

Развитие региона – многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как: рост производства и доходов; перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества; перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках; готовность к модернизации, эффективность использования экономических ресурсов и пр. [1].

«В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

– повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

– создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

– увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение».

Республика Калмыкия, устойчиво являясь дотационным регионом, имеет ограниченный набор инструментов по воздействию на социально-экономическое развитие региона.

Однако, значимыми направлениями региональной политики, являются целевые программы, как одно из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на социально-экономическое развитие региона [4].

Целевые программы регионального уровня ориентированы на решение наиболее актуальных социально-экономических задач, направленных на решение системных проблем.

Следует согласиться с к.э.н. И.Р. Хайруллиным в том, что «рациональный и обоснованный выбор приоритетов социально-экономического развития региона в рамках разработки целевых комплексных программ позволяет концентрировать ресурсы на перспективных направлениях реализации потенциала территориально-локализованной системы и тем самым обеспечивать эффективность программных мероприятий». Однако, важно сразу сфокусировать внимание, что при принятии решения о реализации программы должна быть учтена эффективность предполагаемых мероприятий с точки зрения обоснованности бюджетных затрат на решение конкретных социально-экономических задач.

В 2007-2011 гг. году бюджетные целевые программы выступали одним из методов как программно-целевого метода управления бюджетными расходами в Республике Калмыкия на социально-экономическое развитие региона.

В состав реализуемых республиканских целевых программ в 2007-2011 гг. были включены программы, имеющие как экономическое, так и социальное направление.

Однако необходимо понимать, что реализация любой социально-ориентированной целевой программы, так же косвенно ориентирована на достижение экономических целей [2].

Из 26 действовавших республиканских целевых программ в 2009 году финансировались 21 республиканских целевых программ, на реализацию которых направлено 3428,46 млн. рублей или 26,45% от объема предусмотренного по программам в 2009 году, в том числе из федерального бюджета профинансировано – 2501,01 млн. рублей или 66,12% от предусмотренного по программам объема; республиканского бюджета – 219,58 млн. рублей или 18,11% от предусмотренного по программам объема; внебюджетных источников – 652,52 млн. рублей или 8,35%.

Из действовавших 26 республиканских целевых программ фактически из республиканского бюджета финансировались 19 республиканских целевых программ.

В 2010 году в республике действовали 24 республиканские целевые программы, что меньше на 2 программы по сравнению с 2009 годом.

Из 24действовавших республиканских целевых программ в 2010 году финансировались 19 республиканских целевых программ, из которых программа «Создание и развитие региональной системы сельскохозяйственных кооперативов в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы» финансировалась только за счет внебюджетных источников. На реализацию программ направлено 3145,91 млн. рублей или 32,73% от объема предусмотренного по программам в 2010 году, в том числе из федерального бюджета профинансировано – 1211,69 млн. рублей или 45,25% от предусмотренного по программам объема, республиканского бюджета – 312,39 млн. рублей или 31,22% от предусмотренного по программам объема; внебюджетных источников – 1598,27 млн. рублей или 27,47%.

Законом Республики Калмыкия от 25 декабря 2009 года №161-IV-З «О республиканском бюджете на 2010 год» на реализацию 20 республиканских целевых программ в 2010 году предусматривалось 449,18 млн. рублей, что составляет 44,88% от объема, предусмотренного по программам за счет средств республиканского бюджета в 2010 году.

В 2011 году в республике действовали 24 республиканских целевых программ, что соответствует количеству программ 2010 года.

Из 24действовавших республиканских целевых программ в 2011 году из всех источников финансировались18 программ, на реализацию которых направлено 2622,5 млн. рублей или 14,70% от объема, предусмотренного по программам в 2011 году, в том числе из федерального бюджета профинансировано – 1192,9 млн. рублей или 22,96% от предусмотренного по программам объема; республиканского бюджета – 211,9 млн. рублей или 12,02%; местного бюджета – 14,99 млн. рублей или 12,14%; внебюджетных источников – 1202,8 млн. рублей или 11,17%.

Из действовавших 24 республиканских целевых программ фактически из республиканского бюджета финансировались 14.

Согласно Постановлению Правительства Республики Калмыкия от 13 декабря 2011 г. №446Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Калмыкия «оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие Республики Калмыкия.

Можно отметить, что высокоэффективные программы остались в прежнем количестве к концу периода по отношению к началу, удельный вес же их возрос, однако, это связано с сокращением общего числа действовавших целевых программ, такая же ситуация характерна и для малоэффективных программ.

Количество и удельный вес эффективных и неэффективных целевых программ снизился.

В разрезе каждого года видно, что в общем количестве РЦП наибольший удельный вес приходится на неэффективные целевые программы. Под высокоэффективной программой предлагается считать целевую программу, по которой выполнены планируемые объемы финансирования, что позволило провести все программные мероприятия, достигнуты целевые индикаторы программы; осуществлено грамотное управление и контроль за ходом реализации.

Самое главное выполнено экономическое соотношение «затраты – результат» с положительным знаком, обеспеченным превышением значений результативных показателей над затратными.

Финансирование республиканской целевой программы в 2011 году за счет всех источников составило 754,51 млн. рублей, или 15,3% от предусмотренного по программам, в том числе федеральный бюджет – 126,61 млн. рублей (8,6%), республиканский бюджет – 65,2 млн. рублей (22,0%), внебюджетные источники – 562,71 млн. рублей (17,7%).

Интегральная оценка эффективности данной целевой программы составляет 113,06, что соответствует высокому уровню результативности.

В настоящее время большое внимание уделяется стратегическим направлениям социально-экономического развития региона и страны в целом. В этой связи большое значение имеет разработка и востребование модельной структуры целевых программ социально-экономического развития региона, основанная на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе. При разработке такой модели программы следует исходить из того, что стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации являются:

– обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;

– законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов: такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;

– структурная перестройка организационно-производственной инфраструктуры региона, достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий;

– оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие; обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации, эффективного участия организаций региона в реализации политики Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ;

– повышение уровня социальной защищенности населения;

– создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы; создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты; формирование экономической основы местного самоуправления и бюджетного федерализма.

Таким образом, значимость целевых программ, как инструмента социально-экономического развития региона, переоценить сложно, К сожалению, его эффективность ограничивается самым значимым и объективным фактором: возможностями регионального бюджета. Однако, исследование роли целевых программ в региональном развитии позволило прийти к выводу, что при прочих равных условиях республиканские целевых программы должны стать частью стратегии развития субъекта.

Традиционная схема стратегии развития, исходит из формирования генеральной цели (по сути – стратегия), к которой стремится объект и разрезе которой формируются подцели (по сути – конкретные программы). Однако, с таких позиций целевые программы не вписываются в общий сценарий социально-экономического развития региона, поскольку они решают конкретные и текущие проблемы [5].

Предлагается изменить такой подход на обратный, ведь достижение каких-либо стратегических целей социально-экономического развития региона невозможно без решения текущих проблем. В противном случае одно из требований, предъявляемых к целям – их достижимость – станет сомнительным.

Итак, с одной стороны, без решения текущих проблем невозможно движение вперед, с другой, если решение текущих проблем будет проходить при инерционной траектории социально-экономического развития, использовании лишь экстенсивных возможностей, то стратегические ориентиры региона останутся лишь ориентирами, не имеющими реальной подоплеки.

Например, если решается проблема социально значимых заболеваний, то лишь их выявление не уменьшит количества заболевших, только предупреждающий характер мероприятий позволит достичь заявленной цели – снижение количества заболевших.

Предлагается данный подход считать модельной структурой инновационно-ориентированных целевых программ региона, формирующих базис стратегии социально-экономического развития региона [3].

Конечно, реализация таких направлений должна иметь в своей основе инновационные подходы, только в этом случае вектор может перейти в другое направление, имеющее стратегический задел. Безусловно, эта модель требует дополнительных инвестиций. Однако, размер будущих инвестиций будет уже значительно меньше, чем мог бы быть при инерционно-экстенсивном подходе, который и демонстрируют сегодня целевые программы, а эффект от их реализации на начальных стадиях значительно выше.

Вместе с тем данный подход должен быть увязан с выявлением и развитием точек социально-экономического роста региона, которые, как правило, сопряжены с его специализацией.

Литература

1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление [Электр. ресурс]: http://vasilievaa.narod.ru/ru/stat_rab/book/Reg_ek_upr_Gavrilov/8-22.aspx.htm.

2. Гусев А. Обеспечение целевых программ регионального развития должно носить долговременный и стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными [Электр. ресурс]: http://viperson.ru/wind.php?ID=566135.

3. Убушаева Б.Г., Даганова Н.Б. К вопросу социально-экономической сущности региональной инфраструктуры // Вестник Университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2013. – №8. – С. 105-109.

4. Хайруллин И.Р. Разработка и оценка региональных программ развития реального сектора экономики с использованием инструментов индикативного планирования :на примере Республики Татарстан [Электр. ресурсы]: http://www.dissercat.com/content/razrabotka-i-otsenka-regionalnykh-programm-razvitiya-realnogo-sektora-ekonomiki-s-ispolzovan.

5. Цатхланова Т.Т., Эрдниева Э.В., Намысов С.В. Сущность региональной экономики и специфика ее развития в современной экономике // Научно-исследовательский журнал «Финансовая экономика». – 2011. – №1 (февраль). – №2. – С.54-58.

 

 



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.