Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ



[§§§§]

Аннотация. В данной статье автором в качестве приоритета социально-экономического развития Республики Калмыкия предлагается реализация кластерной политики через формирование агропромышленного, энергетического, нефтехимического и туристического кластеров.

Ключевые слова. Кластер, кластерная политика, регион, социально-экономическое развитие.

В условиях усиления конкуренции на национальных рынках товаров, труда и капитала экономическим приоритетом для субъектов Российской Федерации становится повышение конкурентоспособности региональных хозяйств. Растет актуальность развития теоретических концепций, позволяющих обосновать и реализовать эффективные формы территориальной организации экономики и конкурентные стратегии социально-экономического развития регионов. Кластерная концепция представляет собой относительно новый подход к территориальной организации экономической системы, фокусирующий внимание на связях между фирмами, наличии кластеров взаимосвязанных отраслей. Эффективность кластерообразования в различных отраслях экономики достигается за счет использования географической локализации взаимосвязанных компаний и объединения усилий бизнеса, правительства и науки. Как показала практика, кластерная форма территориальной организации экономики позволяет увеличить производительность труда и эффективность производства, снизить трансакционные издержки, стимулировать инновации.

В современных условиях кластерный подход оказывается оптимальным для конкурентного развития как самого кластера, то есть компаний и институтов, входящих в его состав, так и для того региона, на территории которого этот кластер находится [1].

Руководство Республики Калмыкия сегодня активно способствует закреплению кластерного подхода к развитию регионального агропромышленного комплекса, промышленности, грамотному межтерриториальному разделению труда, более полному использованию региональных конкурентных преимуществ, в том числе научно-технического и образовательного потенциала региона.

Так, в соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года развитие промышленности региона основывается на формировании энергетического и нефтехимического кластеров.

Развитие агропромышленного кластера Республики Калмыкия направлено на строительство откормочных площадок в рамках интенсивного развития животноводства. В Центре государственно-частного партнерства Внешэкономбанка (ГЧП ВЭБ) были также обсуждены вопросы финансирования совместного проекта по развитию в Калмыкии хлопководства путём строительства комплекса агроиндустриального типа по выращиванию и промышленной переработке хлопка-сырца.

Основной целью вектора социально-экономического развития Республики Калмыкия является обеспечение положительной динамики развития экономики кластерного типа, притока инвестиций и преимущественного направления их на модернизацию производства, обеспечение перехода на качественно новый этап развития и формирования экономики постиндустриального типа с увеличением доли высокотехнологичного сектора.

Эффективная реализация государственной и региональной политики в сфере модернизации развития экономики Республики Калмыкия возможна за счет формирования аграрного инновационного кластера.

Формирование кластеров будет направлено на:

– увеличение объёмов выпускаемой продукции и долей продаж, как в регионе, так и в России в целом на основе использования инновационных технологий глубокой переработки сырья с соблюдением экосистемного подхода;

– повышение экономической эффективности хозяйствования предприятий-участников кластера;

– вовлечение в современные высокотехнологичные бизнес-процессы предприятий малого и среднего бизнеса;

– максимальное использование возможностей кооперации с отраслевой и академической наукой в организации совместной деятельности, направленной на разработку технологий и освоение выпуска новых инновационных продуктов с высоким уровнем добавленной стоимости за счет использования большого количества переделов сырья;

– полное удовлетворение организаций-участников кластера в научных, инженерно-технических, управленческих, рабочих кадрах за счет внутрикластерной кооперации и вовлечение в работу кластера образовательных учреждений высшего и среднего звена;

– создание и развитие единой для кластера сети объектов инженерной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей более высокую эффективность использования и экономию доступных энергоресурсов и транспортной инфраструктуры;

– достижение синергетического эффекта путём обеспечения максимального уровня кооперации по всем направлениям между организациями-участниками кластера, использования высокотехнологичных процессов и оборудования современного мирового уровня, создания инновационных, импортозамещающих продуктов, организации производства на уровне мировых требований к бизнес-процессам с применением единой системы менеджмента качества (ИСО 9001:2008), совместного использования научно-исследовательких работ всеми участниками процесса [2].

Обеспечение экосистемного подхода к организации производства с использованием практически безотходной технологии и использования в качестве сырья отходов других производств, загрязняющих среду.

В энергетической отрасли основной акцент делается на энергоэффективность. Республика Калмыкия один из первых субъектов Российской Федерации, где реализуются крупномасштабные проекты в области возобновляемой энергетики – строительство ветряных электростанций мощностью 150 МВт на территории Приютненского района Республики Калмыкия (АО «Фалкон Капитал» (Чехия)) и проект ОАО «РусГидро» по строительству Калмыцкой ВЭС мощностью 25 МВт. В результате исследований, проведенных компанией Lahmeyer International GMbH, специализирующейся в области ветроэнергетики, было выявлено, что среднегодовая скорость ветра в месте размещения ВЭС на высоте 66 м составляет 8,1 м/с, что является очень высоким показателем. Для сравнения, в странах – лидерах по производству электроэнергии на основе использования энергии ветра, таких как Германия, Испания, США, Дания среднегодовая скорость ветра составляет 7,3 – 7,5 м/с.

В развитии нефтехимического кластера определяющую роль играет тот факт, что Республика Калмыкия относится к регионам с доказанной промышленной нефтегазоносностью и является высокоперспективной территорией для поисков месторождений нефти и газа как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря. Начальные суммарные ресурсы (НСР) углеводородов республики оцениваются в 2,81 млрд. т условного топлива (УТ), в том числе жидких – 1,208 млрд. т. При этом разведанность составляет всего 2,3%. В настоящее время на территории Республики обнаружено 41 месторождение углеводородного сырья, в том числе 19 нефтяных, 11 газовых, 6 нефтегазовых и 5 нефтегазоконденсатных.

В последнее время в регионе многое делается для динамичного развития въездного туризма. Единственный в мире Город Шахмат – Сити Чесс, крупнейший в Европе буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», своеобразная восточная архитектура, многочисленные культурные памятники, уникальная природа, искренне радушие и доброжелательность жителей Калмыкии вызывают все больший интерес и признание людей из самых разных мест нашей страны и зарубежья.

В настоящий момент решается вопрос о включении в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» двух инвестиционных проектов – туристический кластер «Сад Майтрейи» в Элисте и бальнеологический комплекс на озере Большое Яшалтинское, сообщает официальный сайт Правительства Республики Калмыкия.

Основное препятствие для развития туристической отрасли – недостаточное развитие инфраструктуры [3]. Кроме того, не во всех районах региона разработаны программы развития туризма на ближайшую перспективу.

Из федерального бюджета будет финансироваться создание инженерной инфраструктуры, что существенно снижает затраты инвесторов на реализацию проекта. В рамках развития туристско-рекреационного кластера планируется строительство грузопассажирского речного терминала на р. Волга, с перспективой использования данного терминала для речного грузосудоходства, что позволит создать водные ворота Калмыкии с выходом на основные водные артерии страны.

В свете реализации крупных инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия возникает необходимость развития существующей транспортной инфраструктуры региона и строительства новых транспортных соединений. Так, создание прямого выхода из Республики Калмыкия в Центральную часть России, посредством строительства железной дороги Элиста-Волгоград, значительно расширит транспортные возможности региона.

Не только внутренние ресурсы влияют на развитие транспортного комплекса территории, но и благодаря геополитическому положению Республика Калмыкия обладает значительным транзитным потенциалом перевозки грузов в международном сообщении.

Республика Калмыкия являлась перекрестком путей уникальной коммуникации, соединившей цивилизации Востока и Запада – Великий Шелковый путь. Веками Шелковый путь играл роль главной артерии, благодаря которой происходил обмен достижениями культуры, искусства, моды, науки и техники. И сегодня, в век глобализации, в век динамичного развития процессов интеграции между странами и целыми регионами, реализация идеи возрождения Великого шелкового пути, бесспорно, служит делу укрепления мира и стабильности, развитию общественного прогресса, экономического роста и повышения благополучия людей.

Интеграция транспортного комплекса Республики Калмыкия, как составной части транспортной системы России, в мировую транспортную систему, формирование конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием выгод географического положения Республики Калмыкия связано с включением республики в системы Международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад».

Трансконтинентальный транспортный коридор «Север-Юг», основная трасса которого пролегает по направлению Индия – Иран – Каспийское море с выходом на Европу, предполагает загрузку мощнейшей единой глубоководной системы. Доставка грузов в российские порты из Ирана и в обратном направлении позволят эффективно взаимодействовать с проектами возрождения Великого шелкового пути в рамках международного транспортного коридора «Восток-Запад», поскольку грузы через Россию и Иран можно доставлять и в Европу, и в Турцию, и в район Персидского залива (Абадан), откуда морем – в Индию, Китай. Каспийский бассейн является естественным «шлюзом» между транспортными системами Европы, Азии и Среднего Востока и Калмыкия располагает благоприятными предпосылками для развития международных трансконтинентальных коммуникаций.

Наличие сопредельных границ с Северо-Кавказким федеральным округом предоставляет возможность Республики Калмыкия выступить связующим звеном между Закавказьем и Москвой, а также включиться в международную сеть Азиатских шоссейных дорог по маршруту Выборг-Санкт-Петербург-Москва-Волгоград-Астрахань-Элиста-Махачкала-граница Азербайджана, который обеспечивает кратчайшую связь государств Закавказья и Средней Азии с Северной Европой.

Кроме того, реализация железнодорожного направления Куберле-Элиста-Аксарайская станет в перспективе важным звеном перевозочного процесса, товародвижения, пассажиропотока Северо-Кавказской железной дороге и логическим завершением соединения Кубани, Калмыкии и Астраханской области, с включением в международный транзитный коридор «Север-Юг». Соединение и проведение железной дороги Куберле-Элиста-Аксарайская позволит расширить возможности железнодорожной сети региона и Юга России, а также стать Республике Калмыкия – Евразийскими воротами, что кратчайшим путём позволит региону включиться в полноценный грузо- и пассажиропоток Азово-Черноморо-Каспийского бассейна и Поволжья с выходом на порт «Оля», Казахстана и Среднюю Азию - на востоке, на западе к крупнейшим на юге морским торговым портам Чёрного и Азовского морей, курортам Кавказских Минеральных Вод, Черноморского побережья Кавказа и Закавказья.

Одним из основных преимуществ транспортного комплекса Республики Калмыкия является высокая доступность транспортных услуг, бесперебойность работы транспортных путей, всепогодность и высокая устойчивость к экстремальным природным проявлениям.

Кроме того, проведение XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи, реализация Стратегии социально – экономического развития Северо-Кавказкого федерального округа до 2025 года приведут к значительному увеличению инвестиций в данный регион, что послужит стимулом развития обеспечивающей инфраструктуры, в том числе транспортного и туристско-рекреационного комплекса.

Реализация вышеуказанных приоритетов развития территории Республики Калмыкия обеспечит не только повышение уровня освоенности территории, создание новых рабочих мест, но также позволит значительно повысить уровень инвестиционной привлекательности территории.

Таким образом, в условиях модернизации национальной экономики успешная кластерная политика в Республике Калмыкия придаст ускорение в развитии традиционного сельского хозяйства, будет способствовать диверсификации монопрофильной экономики в целях современного развития коммуникационной, транспортной, топливно-энергетической инфраструктуры, включая энергосберегающие технологии, организации малого и среднего бизнеса и формированию имиджа Калмыкии как инвестиционно-привлекательного региона.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития, Российской Федерации на период до 2020 года / утверждена распоряжением Правительства №1662-р Российской Федерации от 17.11.2008.

2. Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 года / утверждена Постановлением Правительства №465 Республики Калмыкия от 30.12.2008.

3. Убушаева Б.Г. К вопросу формирования новой региональной социально-экономической модели (на примере Республики Калмыкия) // Вестник Университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2010. – №22. – С.139-145.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.