Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА



[‡‡]

Аннотация. В статье раскрывается наличие больших возможностей у СМИ в сфере политического влияния. В статье рассмотрены основные модели коммуникаций применительно к коммуникациям власти и общества посредством СМИ, приведены иллюстрации односторонней, двухсторонней асимметричной коммуникации и двухсторонней симметричной коммуникации. Был сделан вывод о необходимости смены ориентации с односторонней коммуникации, главной целью которой было донести информацию до получателя, на симметричную коммуникацию между властью и обществом в России. Автор также подчеркивает необходимость решения проблемы сбалансированности коммуникаций власти и общества в стране для ее продвижения по пути демократии.

Ключевые слова. Власть, общество, СМИ, коммуникация, модели коммуникаций, квазикоммуникация, псевдокоммуникация.

Современные глобальные политические трансформации оказали большое влияние на коммуникации власти и общества. Обладая достаточно противоречивым характером, такие взаимоотношения для власти представляют собой один из ключевых инструментов управления. С другой стороны, СМИ, обладая самыми различными возможностями и силой воздействия, принимают участие в разработке стратегии и тактики общественного развития, что позволяет сделать вывод о практически неограниченном воздействии СМИ в сфере политического влияния [4].

Для реализации в политике целей, имеющих коллективный характер, используются СМИ, поскольку они позволяют обеспечить единую направленность действий большого числа людей [5].

Анализ теоретических источников [1] позволяет говорить о существовании нескольких моделей коммуникаций.

При одностороннем характере коммуникаций власти и общества первая является субъектом. Общение при этом абсолютно монологично, доминантой являются интересы власти, на достижение которых и ориентировано общение. Общество является объектом воздействия. Следует отметить, что односторонняя коммуникация является наиболее распространенной в правительственных структурах, общественных и политических организациях, несмотря на то, что может дать лишь кратковременный эффект. Достижение долгосрочных программ требует корректировки действий коммуникатора в соответствии с изменениями самого общества.

В качестве примера односторонней коммуникации можно привести деятельность традиционных СМИ в предвыборный период: предвыборное личное выступление кандидата на телевидении, выступления о нем и его деятельности влиятельных лиц, прокрутка роликов, созданных в ходе избирательной кампании; радиопропаганда; статьи кандидата или статьи о кандидате в газете, выпуск специальных бесплатных «предвыборных газет».

Следовательно, современная политическая реклама, укладывающаяся в рамки рассматриваемой модели, является разновидностью агитационно-пропагандистской деятельности, реализуемой в условиях наличия конкуренции и свободы осуществления индивидуального политического выбора гражданами. Она представляет собой распространение информации о кандидате на выборную должность, избирательном объединении, избирательном блоке или ином политическом акторе, претендующем на власть. Оно осуществляется от имени данного актора, как правило, на платной основе и направлено на формирование или поддержку интереса адресатов информационного воздействия к данному политическому актору, а также побуждение, призыв к совершению определенных действий, чаще всего – проголосовать соответствующим образом на выборах. Как правило, используется целая серия целенаправленных информационных воздействий, объединяемых в коммуникационную кампанию [2].

Если говорить отдельно о модели информирования, то в постсоветский период она реализуется через общественное информирование властью путем публикации официальных материалов в таких источниках, как «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» и других специализированных изданиях, через деятельность пресс-служб, находящихся в тесном взаимодействии с ведущими телерадиокомпаниями, а также посредством создания собственных информационных интернет-сайтов.

При этом следует отметить, что очень часто агитация и пропаганда противодействуют свободной конкуренции за сознание человека, подменяя применение способов его идейного завоевания на использование методов насильственного навязывания ему заранее запрограммированных оценок и отношений, психологического давления на его сознание, рассчитанного на неосознанное восприятие и усвоение им определенных целей и ценностей.

В двусторонней асимметричной модели интересы власти превалируют над интересами общества, т.е. существует несбалансированность интересов коммуникатора и реципиента. Сама власть не меняет свои установки и поведение в результате контактов с обществом, при этом, стараясь всеми возможными методами и способами повлиять на общество и его установки.

Примером такой коммуникации может послужить деятельность политической партии по размещению в СМИ задолго до официального начала избирательной кампании так называемых «пробных» материалов о своей деятельности, которые носят скорее нейтральный, чем агитационно-пропагандистский характер, с целью выявления настроений потенциальных избирателей. Также это может быть обсуждение каких-либо политических проектов и др.

В этом плане можно говорить о наличии специфического характера обратной связи от общества к государству, обусловленного возможностью различных групп влияния артикуляции своих интересов на уровне государственной власти опосредованно, через манипулирование общественным сознанием (посредством подконтрольных им средств массовой информации). Сформированный посредством интенсивной информационной манипуляции социальный запрос общества, по сути, представляет собой опосредованный запрос именно тех сил, которые активно использовали доступные им СМИ с целью получения возможности влияния на принятие решений на уровне государства, т.е. на процесс государственного управления в целом в собственных интересах. Подобный механизм влияния на власть некоторых представителей общества придаёт коммуникациям между властью и обществом характер псевдовзаимодействия, в процессе которого происходит расхождение смысла переданной и полученной информации [9].

Двухсторонняя симметричная модель реализует субъект-субъектное общение, характеризуемое отсутствием отношений «управляющий-управляемый» и основанное на стремлении властных структур и общества как участников коммуникации учитывать интересы и потребности друг друга. В данном случае речь идет о диалоге, дискурсе, то есть о признании участниками коммуникаций равноправия между ними. Такое общение позволяет создать широкое поле для применения диалогических коммуникативных стратегий с целью реализации долгосрочных целей и выработки долговременных программ взаимодействия.

Использование данной модели целесообразно при стремлении политической партии или иного общественно-политического объединения к реализации программ, предусматривающих долгосрочное сотрудничество с деловыми кругами или отдельными влиятельными лицами, обладающими возможностью оказания в рамках действующего законодательства спонсорской или какой-нибудь иной помощи в периоды подготовки и проведения выборов.

Исходя из того, что диалог в этом ракурсе трактуется не только как вопросно-ответная форма общения, но и, прежде всего, как взаимопонимание, то в качестве основных «точек отсчета» выступают: во-первых, мотивационно-целевая, или интенциональная, первопричина общения и, во-вторых, направленность на поиск оптимальных форм и способов создания диалогического коммуникативного пространства между общающимися сторонами [1]. Основываясь на подобных рассуждениях, Т.М. Дридзе предложила в качестве модели социальной коммуникации рассмотреть модель диалогическую, разработанную в рамках семиосоциопсихологической парадигмы, где ключевое значение имеет «эффект диалога как смыслового контакта, основанного на способности и стремлении субъектов к адекватному истолкованию коммуникативных намерений партнеров по общению» [3]. Диалог связывается при этом в первую очередь с взаимопониманием между общающимися сторонами, а эффективность общения – со степенью достижения искомого взаимопонимания, причем процедура измерения степени диалогичности впервые операционализирована и характеризует оригинальный исследовательский метод – метод мотивационно-целевого, или интенционального анализа процессов общения. В его основе лежит эмпирически доказанное положение об универсальности интенциональных (мотивационно-целевых) принципов функционирования СМИ.

Говоря о коммуникации власти и общества через СМИ, следует обратить внимание на некое ее подобие, которое трактуется как квазикоммуникация и характеризует ситуацию отсутствия обмена информацией между сторонами и стремления к этому [6]. Основным признаком квазикоммуникации является асимметричность. Примером может послужить поведение людей на телевизионном политическом шоу, которое формально подобно массовой коммуникации. Однако при этом нет задачи взаимного понимания, а речь идет о навязывании для его организаторов (и участвующих в нем представителей власти) выгодных решений и ценностей, как правило, совершенно корыстных и прагматичных [8].

Таким образом, суть квазикоммуникации состоит в так называемом «механизме идеологического втягивания», неистребимом желании большого числа людей получать готовые идеологические объяснения как жизни человека и общества вообще, так и конкретных феноменов его жизни в готовом виде, но при условии, что привнесенные извне идеологические клише позволяют человеку ощущать себя существом благородным, умным и уважаемым, в том числе, уважаемым самим собой [7].

Если рассматривать коммуникацию власти и общества с помощью СМИ в России, то следует констатировать факт отсутствия эффективного и полноценного взаимодействия общества и государственной власти. При этом все больше складываются тенденции усиления манипулятивного воздействия государства на общественное сознание в интересах действующей власти и ее контроля основной части российских информационных ресурсов.

Сегодня наблюдается смена ориентации с односторонней коммуникации, главной целью которой было донести информацию до получателя, на асимметричную коммуникацию между властью и обществом. Однако следует отметить необходимость решения проблемы сбалансированности коммуникаций власти и общества в России. Выработка эффективного баланса между интересами государства и общества в рамках их коммуникации посредством СМИ является одним из ключевых условий стабильности и демократического развития Российского государства в долгосрочной перспективе. Эта задача решается только с помощью перехода на двухстороннюю симметричную коммуникацию, основная задача которой – достижение взаимопонимания между участниками коммуникационного процесса, т.е. между властью и обществом.

Литература

1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. – М.: Издательство «Дрофа», 2009. – 397 с.

2. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретико-методологический анализ дисс...д-р полит. Наук. – М., 2005. – 428 с.

3. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. – 1996. – №3. – С. 147.

4. Зимин А.Е. Взаимодействие государственной власти и средств массовой информации в современной России: дисс...канд. полит. Наук. – Ставрополь, 2005. – 193 с.

5. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. – М.: Изд-во РАГС, 2004.

6. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства: (По материалам «круглого стола») // Социс. – 2000. – №7. – С.73-83.

7. Федоров И.А., Краснова Л.В. Квазикоммуникация как атрибут ценностей современного мещанства // Социологический диагноз культуры российского общества второй половины ХIХ – начала ХХI вв. – СПб, 2008.

8. Федоров И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. – СПб: Наука, 2007. – 312 с.

9. Энциклопедия социологии [Электр. ресурс]: http://onlineslovari.com/ entsiklopediya_sotsiologii/.

А.В. Кирка

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.