Всем известно, что успех управления – это результат серии правильных и последовательно выполненных решений, каждое из которых вытекает из предыдущих. Решения правильные – значит, рациональные: в данном случае эти слова – синонимы, можно сказать и так – разумные, обоснованные, целесообразные, ориентирующие на поиск путей, способов совершенствования, и эти способы соответствуют объективным тенденциям, познанным закономерностям, а не только субъективным желаниям (представлениям, интересам, воле) субъектов управления.
Как же добиться, чтобы управленческие решения всегда были рациональными? Выделим несколько существенных предпосылок.
· Первая предпосылка – учет фактов суровой действительности.
Если вы тщательно и честно проанализировали проблемную ситуацию – правильные решения становятся очевидными (не всегда, конечно, но часто). В организациях бывает так, что сотрудники скрывают от руководителя неприятные факты. Причины – самые разные. Руководителя сотрудники могут жалеть и прячут правду, чтобы не подорвать его здоровье, не испортить настроение. Руководителя могут бояться и прячут правду, чтобы не навлечь на себя гнев начальства. Руководитель бывает ни при чем, сотрудник (ки) живет по принципу «моя хата с краю» и не заботиться о том, чем объективная реальность может обернуться. Для преодоления подобной ситуации нужны решительные действия руководителя и активных членов организации (об этом см. далее). Одно несомненно: нельзя принять правильные решения, не глядя фактам в глаза. Какими бы неприятными не были факты, они лучше, чем пустые иллюзии, либо неопределенность.
· Вторая предпосылка – простая, понятная всем модель принятия решения.
У каждой организации должна быть выработана концепция принятия решений. Это важнейший элемент организационной культуры, результат внутреннего непрерывного процесса, а не какая-нибудь случайность.
Например, стратегия организации может быть описана через концепцию трех пересекающихся кругов.
Первый круг – это компетенция, сфера деятельности, которая приносит учреждению общественную значимость в силу его полезности гражданам. Здесь главное – выявить именно те задачи (виды деятельности, объем работы), которые реально и ощутимо приносят пользу людям. В данном случае перечень того, что нужно и впредь делать, дополняется списком того, что можно прекратить делать без ущерба интересам потребителей услуг. Этот второй список (что надо прекратить делать) – ориентир в реорганизации учреждения, посылка освободиться от несвойственных, излишних функций (а значит, пустой траты энергии).
Второй круг – это качество предоставляемых учреждением услуг. Здесь главное – выявить инновационные методы, технологии, средства (оборудование), чтобы повысить качество предоставляемых услуг (товаров), а значит, обеспечить социальную эффективность деятельности и конкурентноспособность.
Третий круг – экономическая модель учреждения. Выше обосновывалось суждение о том, что наши граждане могут оплачивать (с учетом дифференцированного подхода) услуги, предоставляемые не только частным сектором, но и государственным, если эти услуги предоставляются своевременно, с высоким качеством, без излишней волокиты и затрат усилий клиентов. Разработка новой экономической модели позволит государственным учреждениям увеличить свои материальные ресурсы и обеспечить достойное вознаграждение труда служащих.
Стимулирует процесс выработки концепции управленческая команда – группа людей, которые принимают участие в обсуждениях, дебатах вокруг вопросов, описанных тремя кругами, дебаты нельзя ограничивать временными и количественными пределами. Глубокое понимание и выработка концепции не случится в один день, но это произойдет непременно. И если организация оказалась на пересечении этих трех кругов – значит, выбор будущего состояния определился и теперь руководству остается сохранять верность концепции трех кругов, т.е. в своих решениях и действиях не выходить за ее пределы и последовательно отказываться от всего лишнего (поддаваясь моде и конъюнктуре).
Выработка концепции принятия решений как повторяющийся процесс может быть представлена следующим образом:
– задавайте вопросы в формате трех кругов;
– обсуждайте и дискутируйте по этим вопросам;
– претворяйте в жизнь решения, соответствующие концепции трех кругов;
– анализируйте ошибки в рамках концепции трех кругов.
· Третья предпосылка (рациональных решений) – свобода творческой мысли участников обсуждения решений, обоснования альтернативных вариантов.
Конечно, руководитель должен иметь видение. Но он также должен создавать климат, в котором люди слышат правду и открыто смотрят фактам в лицо. Есть огромная разница между возможностью высказаться и возможностью быть услышанным. Существенным признаком высокого уровня организационной культуры является наличие климата в учреждении, где люди и правда бывают услышаны.
Как создать такой климат? Вот лишь несколько методических рекомендаций.
1. Руководить дискурсом с помощью вопросов, и не предлагать готовые ответы.
2. Неформальные встречи, недирективные консультации сделать традицией (или даже повседневностью), форумом, на которых всплывают проблемы.
3. Вовлекать в диалог, избегая принуждения.
4. Производить анализ ошибок, не называя каждый раз фамилии виновных.
5. В отдельных ситуациях руководитель может публично заявить, что берет на себя ответственность за неправильное решение, а провинившемуся предложить усвоить урок, полезные советы и рассматривать потери организации как плату за его обучение.
6. В каждой трудной ситуации поддерживать оптимизм и воспитывать у сотрудников твердость духа.
Итак, свобода творческой мысли – признак организационной культуры выдающейся организации. Объединение двух взаимодополняющих сил – свободы творческой мысли и этики администрирования, может образовать волшебную смесь для достижения исключительных результатов и долгосрочного успеха. Свобода, конечно, не абсолютна. Есть определенные рамки, установленные жесткими нормами, принципами. Ими нельзя поступаться, как и выходить за рамки концепции развития организации и принятия решений (концепции трех кругов).