1. Лидерский ресурс – в обладании лидером особого знания или особых чувств
2. Сторонники лидера желают приобщиться к этому особому знанию или особому чувству
3. Основная проблема лидера – особый характер знаний или чувств надо постоянно подкреплять
Махатма Ганди
«Лидер-вождь»
1. Лидерский ресурс – харизма лидера (см. выше)
2. Сторонники лидера «заряжаются энергетическим полем» харизматика
3. Основная проблема – постоянная необходимость поддержания харизмы
Владимир Ленин,
Фидель Кастро
«Лидер-наставник»
1. Лидерский ресурс – уверенность лидера в собственной правоте и возможности передавать окружающим свои знания, ценности, опыт
2. Сторонники лидера желают видеть в нем человека, способного решить их проблемы
Рональд Рейган
Таблица 2. Продолжение
3. Основная проблема – необходимость подкреплять другими образами
«Лидер-старший брат»
1. Лидерский ресурс – уважение и любовь к старшему, знающему, но при этом – «своему»
2. Сторонники лидера видят в нем человека, уже прошедшего ряд испытаний и «умудренного жизнью», что делает его привлекательным и вызывающем доверие
3. Основная проблема – привлекательность такого лидера может начать снижаться, что требует изыскивать других соратников-лидеров или изыскивать иные образы
Владимир Путин
«Лидер-свой парень»
1. Лидерский ресурс – заигрывание со сторонниками, навязывание в лучшие друзья
2. «Он такой же, как и мы!»
3. Основная проблема – необходимость подкреплять данный образ другими образами
Джордж Буш - младший
В политической деятельности нужно всегда помнить, что лидер той или ной партии – это всегда кандидат на один из важнейших постов в государстве. Соответственно продвижение того или иного лидера накладывает на политическую организацию дополнительную ответственность перед обществом. Члены, активисты и сторонники политической организации должны всегда спрашивать себя: готовы ли они жить в государстве, во главе которого может встать их партийный руководитель. Нельзя забывать, что между лидерством в партии и лидерством в государстве лежит огромное пространство, эффективно и гармонично заполнить которое может только наиболее адекватный политический деятель. В связи с этим, крайне важно сформулировать необходимые условия политического лидерства. К ним можно отнести следующие аспекты:
– политический лидер – это руководитель стратегического уровня, в обязанности которого входит, в том числе, политическое предвидение и готовность реагировать на изменение политической ситуации;
– политический лидер обязан сформировать собственную команду, которая, как мы уже говорили, должна стать кадровой основой развития политической организации, а в перспективе – и государства;
– политический лидер должен уметь организовать повседневную административную работу, которая обеспечивала бы решение текущих задач в организации и, потенциально – в государстве;
– политический лидер должен обладать благоприятным образом для позитивного представления внутри и вовне организации;
– политический лидер призван быть адекватным и современным человеком, чувствующим изменения в политической конъюнктуре [7, с.377-379].
Таким образом, от лидера политической организации, во многом, зависит будущее не только политического образования, но и государства, и нации.
Выводы.
1. Политический лидер – это политик, обладающий особыми качествами, позволяющими ему являться не только руководителем политической организации, но и выступать носителем ее ценностей в политическом пространстве и играть роль кристаллизатора активистов, сторонников и избирателей политической организации.
2. Стиль управления в политической деятельности – это особенность реализации управленческой деятельности руководителями и лидерами в политической организации по отношению к персоналу, сторонникам и активистам данной организации. Выделяется три основных стиля управления: авторитарный, демократический и попустительский.
3. Классификация политических лидеров в зависимости от содержания и происхождения «лидерского ресурса»: «лидер-мессия», «лидер-вождь», «лидер-наставник», «лидер-старший брат», «лидер-свой парень».
Литература
1. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Официальное издание. – М.: Юрид. лит. 2009.
2. Указ Президента РФ №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 // Российская газета. – №48(3425). – 11.03.2004.
3. Указ Президента РФ №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20.03.2004 // [Электр. ресурс]: www.government.ru.
4. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 623 с.
5. Государственное и муниципальное управление: Справочник. – М.: Издательство Магистр, 1997. – 496 с.
6. Макиавелли Н. Государь. – СПб., 2001.
7. Мейтус В.В., Мейтус В.Ю. Политическая партия: стратегия и управление. – Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. – 404 с.
8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. – 702 с.
9. Новичков Н.В., Новичкова А.В. Анализ системы государственного управления, разработанной Сперанским М.М. в «Плане государственного преобразования» // Актуальные проблемы Управления – 2004: Материалы научно-практической конференции. Вып.3. – М.: ГУУ, 2004.
10. Новичков Н.В. Организация управления системой федеральных органов исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты): Монография. – М.: ГУУ, 2004. – 294 с.
11. Организационное поведение: Учебник для вузов / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб: Питер, 2004. – 432 с.
12. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 416 с.
13. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304 с.
14. Сперанский М.М. План государственного преобразования. – М.: издание «Русской мысли», 1905. – 359 с.