«Новое воспитание» и реформаторские образовательные течения. Его гуманистические идеалы, ориентация на активные методы обучения, жизненно-практическая направленность.
Экспериментальная педагогика ( Э. Мейман, В.А.Лай, А.Бине). Возникновение педологии (Э.Торндайк, С.Холл, А.Бине). Педагогика прагматизма (Д.Дьюи, У. Килпатрик и др.) Идеи трудовой школы и педагогики действия ( Г. Кершенштейнер, В.А.Лай и др.)
Движение «новая школа» (П. Робэн, С. Редди, Г.Винекен, О. Декроли, С.Френе и др.)
Школа и педагогика России в конце XIX и начале XX вв.
Общее состояние школьного дела в стране. Поиск путей реформирования школы в сложных условиях общественно-политической и экономической нестабильности начала века в стране.
Важнейшие образовательные проблемы начала века: цели и задачи воспитания, его демократизация и гуманизация, организационные вопросы, отношение государства к школе и учителю, соотношение классического и реального образования, содержание и методы обучения.
Либерально-демократическая педагогика и её видные представители : В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев и др.
Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами.
Основные направления развития педагогической мысли и школьного строительства на основе политических и экономических преобразований после Первой мировой войны.
Упрочение позиций педагогической теории Д.Дьюи и «метода проектов» (У.Килпатрик, Э Дьркгейм, П.Наторп) в учебно-воспитательной практике школы.
Идея развития активности учащихся, индивидуализированного обучения («Дальтон-план»). Философия неотомизма, прагматизма, экзистенциализма в педагогических течениях Западной Европы и США (Ж.МАритен, Д.Дьюи, Ж.П.Сартр).
Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917г.)
Специфические особенности социально-политической и экономической ситуации России после 1917года в их проекции на сферу образования. Первые декреты советского правительства по народному образованию, их классово-партийная направленность.
Концепция единой трудовой школы. Целенаправленная деятельность коммунистической партии по политизации школы, идейному перевооружению учительства.
Концепция культурной революции и роли школы в строительстве нового общества.
Поиски эффективных путей программно- методического обеспечения учреждений народного образования. Самоуправление учащихся. Создание детских и юношеских общественных организаций.
Методические основы советской школы и педагогики как отход от гуманистических идеалов образования.
Реформирование советской школы на основе партийных постановлений 30-х гг., его стабилизационный характер и ориентированность на возрождение предметно-знаниевой концепции образования.
Содержание восптитания в советской школе 30-х гг., соответствующего концепции личности «нового человека».
Педагогическая мысль России 20-30гг., её новаторская сущность и классово-партийная скованность (А.В.Луначарский, П.П.Блонский, Н.К.Корупская, М.М.Пистрак, А.П.Пинкевич, А.С.Макаренко и др.)
Российская школа в период Великой Отечественной войны.
Образование и педагогическая мысль России после Второй мировой войны.
Восстановление и развитие советской школы после Великой Отечественной войны. Концепция укрепление связи школы с жизнью, обучение и воспиатание трудом. Закон «Об укреплении связи школы сжизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР (1958г.)
Осуществление мер по переходу ко всеобщему среднему образованию. Создание Министерства просвещения СССР, АПН СССР.
Меры по усилению связи пе дагогической науки с творческой деятельностью учителей( Педагогические чтения, Университеты педагогического мастерства, конференции, съезды учителей и т.д.)Формализм в этой работе как следствие бюрократизации административно-командной системы упраления просвещением. Педагогическая мысль 40-80гг.(Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, И.А.Каиров, И.Я. Лернер, И.Т.Огородников, З.И.Равкин, М.Н.Скаткин, В.А.Сухомлинский и др.)