1.История педагогики и образования как область научного знания. История образования и педагогической мысли как научное осмысление организационных основ и воспитательно – образовательной практики прошлого в рамках единого процесса развития мировой культуры, преемственных связей в истории педагогической мысли, их практической значимости для современной государственной образовательной политики. Проблема научной объективности в реализации принципа историзма при изучении мирового опыта воспитания и образования. Связь истории образования и педагогической мысли с другими науками, Её источники и методы.
2.Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.Содержание и характер воспитания в первобытном обществе. Зарождение элементов методики и организационных форм воспитания. Инициации как их первая форма выражения. Начало социального расслоения общества и возникновение неравенства в воспитании.
Воспитании, образование и педагогическая мысль в древнем мире. Страны Древнего Востока (Византия, Ассирия, Китай, Индия и др. как прародина воспитания. Возникновение школ (общинная школа, школы в городах и при храмах Индии, низшие и высшие школы Китая). Буддизм в Индии, конфуцианство в Китае как религиозно-философские и этико-политические основания системы образования.
3.Воспитание в античном мире.
Воспитание и образование в рабовладельческих государствах Древней Греции (Спарта, Афины). Вопросы воспитания в трудах древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Плутарх, Аристотель и др.) Типы школ. Становление профессии учителя.
Воспитание в Древнем Риме. Риторские школы. Вопросы воспитания в трудах Цицерона, Квинтилиана. Идея разностороннего и гармоничного развития человека.
Зарождение и распространение христианства. Его влияние на педагогическую мысль.
4. Воспитание и образование в эпоху Средневековья.
Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Организация воспитания и образования. Домашнее воспитание. Школы грамотности (элементарные школы). Среднее и высшее образование. Монастырские школы. Педагогическая мысль Византии, традиции эллинизма и её развитие (Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Кесарийский, Максим Исповедник и др.) Гуманистические идеалы общественно- педагогической мысли.
Воспитание, образование и педагогическая мысль народов Востока, Закавказья, Китая, Индии (VII-XVIIвв.) Содержание образования, типы школ. Педагогические идеи в трудах Кинди, Дараби, Бируни, Авиценны, Мтациндели, М.Маштоца, Чжу Си и др. Ислам и его влияние на педагогическую мысль Востока.
Воспитание и образование в Западной Европе (IV-XIVвв). Развитие церковной культуры и её влияние на повышение социального статуса образования. Идеалы христианского воспитания. Монастырские и кафедральные школы. Городские школы (цеховые, гильдейские). Рыцарское воспитание. Возникновение университетов. Философия схоластики в просвещении. Вопросы воспитания и образования в трудах Августина Блаженного, Альбина Алкуина, Фомы Аквинского, Пьера Абеляра и др.
Воспитание, образование и педагогическая мысль Европы в XIV- XVIвв.
Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Образовательные идеалы эпохи, отражение в них представлений классической древности о целях и содержании воспитания. Гуманизация и гуманитаризация образования. Педагогические идеи в трудах гуманистов эпохи (Ф. Рабле, М. Монтель, Э Роттердамский, Т. Кампанелла, Т мор и др.)
Возрождение и реформация (М. Лютер, Ф. Меланхтон и др.) Контрреформация. Система воспитания в Ордене иезуитов.
Педагогические взгляды Я.А.Коменского как отражение демократических и гуманистических идеалов своего времени. Содержание, цели, методы воспитания и обучения. Принцип прородосообразности воспитания. Возрастная периодизация развития детей. Научные обоснования классно-урочной системы обучения. Требования к учителю.
Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVII века).
Религия, быт, культура древних славян, их влияние на воспитание.
Крупнейшие славянские просветители Кирилл и Мефодий. Создание им и славянской письменности.
Возникновение Киевской Руси. Принятие христианства на Руси и его роль в развитии просвещения. Цели воспитания. «Учение книжное».
Культура и образование в Московской Руси. Нравственные идеалы воспитания. Типы школ. Монастырское образование. Появление печатных учебников (Иван Фёдоров, Фёдор Климов).
Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение России. Педагогическая мысль Московской Руси (Нил Сорский, Епифаний Славинец, Максим Грек, Симеон Полоцкий и др.) «Домострой» - выдающийся памятник древнерусской педагогической мысли.
5. Образование и педагогическ4ая мысль Западной Европы в эпоху «Просвещения» (XVIIIв.)
Эпоха Просвещения и её роль в становлении новой общественно-политической и педагогической мысли. Утверждение культа разума, знаний в условиях интенсивного развития науки и техники.
Образовательные программы периода французской буржуазной революции (проекты Кондорсье, Лепелетье). Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. Концепция естественного общечеловеческого воспитания (Ж.-Ж. Руссо). Зарождение идеи свободного воспитания.
Взгляд на личность и факторы её формирования (Гельвеций, Д.Дидро и др.) Образовательные идеи филантропистов (И.Г. Базедов, Х.Г. Зальцман и др.) Неогуманизм в воспитании( И.М. Геснер, И.А. Эрнести, В.Гумбольдт и др.)