Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет 12 Поисковые службы и их применение

 

Поисковые службы

Для столичных ритейлеров мир уже давно перестал вертеться вокруг Москвы и Петербурга. Выход в регионы становится для сетей не испытанием на прочность, не мерилом амбиций, а логичным этапом развития. Однако тиражирование нередко чревато повторением тех же проблем, с которыми ритейлеры столкнулись на столичных рынках, в частности, одним из основных, как показывает практика, становится вопрос поиска и обучения персонала.

Стратегия экстенсивного развития с целью увеличения доли рынка сегодня более популярна у ритейлеров, оперирующих на российском розничном рынке, чем теория «внутреннего» роста, согласно которой повышение эффективности достигается за счет более эффективного использования внутренних ресурсов и оптимизации бизнес-процессов. Аналитики считают такое положение дел вполне логичным: уровень проникновения цивилизованных форматов торговли в масштабе всей страны не идет ни в какое сравнение с западным, поэтому сетям пока есть где разгуляться. Однако аналитики говорят также о так называемой болезни роста. Открывая магазин за магазином за тысячи километров от Москвы, контролировать все процессы невозможно, но нужно. Потребитель, который не найдет нужный товар на полке или столкнется с грубостью персонала, вряд ли с готовностью войдет в положение ритейлера, которому приходится решать сотни вопросов в десятке городов. Ситуация с региональными магазинами осложняется еще и тем, что столичным ритейлерам приходится «держать марку», поэтому любой их промах будет восприниматься острее, чем ошибки местных операторов. Именно поэтому вопрос поиска и найма персонала становится актуальным в головном офисе компании сразу после урегулирования проблем с нахождением необходимой площадки под торговый объект.

Искусство сочетания

Один из основных вопросов, который предстоит решать менеджменту сети, планирующей выйти на региональный рынок, — где и как искать персонал. Фактически, вариантов всего три: самостоятельный поиск, привлечение локального или национального кадрового агентства (КА). Нередко встречается ситуация, когда заказчик испытывает определенное недоверие по отношению к локальному КА. Объясняется такая «настороженность» просто: российский рынок НR-услуг активно развивается на протяжении уже нескольких лет, за это время успели сформироваться компании «с именем», дорожащие своей репутацией и стремящиеся удовлетворить все требования клиента. Название же локального КА может ничего не говорить компании-заказчику, однако это вовсе не означает, что оно некомпетентно с профессиональной точки зрения. Это подтверждает и тот факт, что нередко локальное КА становится плацдармом для прихода национального, то есть становится объектом поглощения (а агентство со слабой клиентской базой и репутацией вряд ли может заинтересовать крупного игрока). У каждого из перечисленных вариантов поиска персонала в регионах есть свои плюсы и минусы, поэтому выбор одного из них — это всегда компромисс. Руководитель отдела по подбору персонала компании «Метро Кэш энд Керри» Владимир Мартынов выделяет следующие требования к выбору партнера при поиске персонала: качество, знание рынка, имидж КА у кандидатов, скорость подбора, профессионализм работы с заказчиком, стоимость и возможность предоставления замены. По словам эксперта, ни один из вариантов не может полностью удовлетворять этим требованиям. Так, локальное КА знает местный рынок, но может «подкачать» в плане работы с заказчиком: например, нередко локальное КА просто не хочет заниматься своим непосредственным делом, поиском персонала, предпочитая работать с накопленной базой данных, половина контактов в которой давно уже неактуальны. Национальное КА может удовлетворить запросы клиента, но и потребует за это серьезного вознаграждения. Для самостоятельного поиска персонала, в свою очередь, необходим большой временной ресурс, так как даже опытному НR-менеджеру без знания рынка сложно быстро сориентироваться в незнакомом городе. К тому же, как отмечает Владимир Мартынов, дистанционный метод поиска чреват тем, что подбор персонала ведется практически вслепую и на финальное собеседование могут попасть такие кандидаты, которые при личном контакте не прошли бы и первые два тура. Как правило, компании редко используют какой-либо из методов «в чистом виде», предпочитая различные комбинации. Как показывает практика, оптимальные сочетания методов поиска персонала ритейлеры, активно развивающиеся в регионах, нашли не сразу. Так, в «Метро Кэш энд Керри» первые региональные проекты по поиску персонала полностью вело КА. Теперь в компании предпочитают использовать смешанный метод: стартовые позиции отдаются КА, таким образом формируется «начальный пул» сотрудников, которые и ищут кандидатов на оставшиеся вакансии. Такой способ приносит до 50% экономии по сравнению с тотальным аутсорсингом услуг по рекрутингу. Похожим образом ведется работа по найму персонала и в сети «Старик Хоттабыч». Руководитель отдела подбора персонала сети Юлия Шестова отмечает, что на сегодняшний день наиболее удобным и выгодным для компании является совместный труд менеджеров локального КА и НR-специалистов сети. Причем локальное КА в компании выбрали осознанно, хотя в практике компании были и случаи работы с национальными КА на региональном рынке.

В команде открытия

Какой бы вариант поиска сотрудников ни выбрала компания, ключевым человеком в этом процессе все равно будет НR-менеджер сети. Максимальный объем работы ему придется проделать, если компания остановится на варианте самостоятельного поиска персонала. По словам Владимира Мартынова, в этом случае такой опыт в области рекрутмента станет для него бесценным, к тому же он сможет завязать полезные знакомства с коллегами в регионе, с потенциальными сотрудниками. Однако не факт, что, решив сэкономить на КА, компания много выиграет в цене. Представить себе ситуацию, при которой НR-менеджер выезжает в регион на весь подготовительный срок (то есть на два-три месяца), очень сложно, и вряд ли такой подход был бы целесообразным. К тому же в этом случае возрастают косвенные расходы — оплата жилья, офиса, поиск дополнительных сотрудников, например, тех, кто будет отвечать на звонки кандидатов и обрабатывать анкеты. По сути, речь идет о том, чтобы организовать в другом городе мини-агентство по поиску сотрудников для конкретного проекта и под одного заказчика, причем расходы на это начинание могут нередко быть сопоставимы со стоимостью услуг локального КА.

Гораздо чаще встречается ситуация, когда в регионе уже существует так называемая «стартовая площадка» и менеджер по персоналу выезжает в регион на заключительном этапе поиска, например, чтобы провести тестирования или собеседования с сотрудниками, добравшимися до финального тура. «Стартовой площадкой» в этом смысле можно назвать начальный пул сотрудников, которых набирает локальное КА или поиск которых ведется дистанционно. В «Метро Кэш энд Керри» в начальный пул сотрудников входят НR-менеджер и сотрудники высшего уровня, а также специалисты на позиции, которые сложно найти в открытом доступе (по признанию Владимира Мартынова, такими сотрудниками нередко оказываются работники службы безопасности). В компании «Старик Хоттабыч» в «команду открытия» (сотрудники, которых ищет КА и которые будут потом принимать участие в подборе остального персонала) входят заместитель директора открывающегося магазина (сам директор определяется уже на этапе поиска площадки), главный бухгалтер, дизайнер по интерьерам, иногда — заведующий секцией.

Тем не менее, стоит подчеркнуть, что розничные сети все реже пользуются услугой найма персонала «под ключ». «Столичный» НR-менеджер так или иначе участвует в процессе подбора, например, проводит финальные собеседования с кандидатами на менеджерские позиции, тестирования линейного персонала.

На территории клиента

Безусловно, при дистанционном поиске сотрудников (любой способ регионального рекрутмента можно назвать таким в той или иной степени) вопрос коммуникаций становится центральным. Как отмечает консультант отдела по работе с корпоративными клиентами кадровой компании АНКОР Елена Пузанова, у КА существует несколько достаточно серьезных проблем с подбором персонала для компаний-клиентов в сфере ритейла в регионах. В большей степени это заметно при поиске рядовых сотрудников, которые составляют 85% штата магазина. Дело в том, что эти люди не имеют опыта работы с КА и часто не понимают, зачем им туда идти. Кроме этого, более 30% кандидатов, прошедших первое собеседование в агентстве, просто не доходят до следующего интервью в магазине. Проблемы могут возникнуть и с оставшимися 70% потенциальных сотрудников: часто кандидаты незнакомы с принципами рекрутмента через КА и идут на всяческие ухищрения, чтобы иметь больше шансов получить работу. Часто они сообщают о себе на собеседовании неполную или недостоверную информацию, не догадываясь о том, что им все равно придется пройти через контроль СБ компании-заказчика. Иногда при прохождении собеседования может возникнуть и проблема «испорченного телефона»: информацию, полученную в агентстве, кандидат может неверно истолковать, интерпретировать по-своему. В этом случае разочарование при более обстоятельном разговоре с заказчиком неизбежно.

Такая работа «вхолостую» губительна для всего процесса, ведь время и сотрудников КА и менеджеров со стороны заказчика тратится впустую. Для того чтобы этого избежать, в АНКОРе, например, используют метод выделения проектной группы, работающей на территории клиента (on-site recruitment). При таком способе взаимодействия на территории клиента для сотрудника «АНКОРа» организуется рабочее место. Кандидаты приходят на собеседование сразу в компанию-клиент, где проходят первый этап — собеседование с сотрудником кадровой компании. В случае успешного прохождения этого этапа они могут сразу же поговорить с линейным менеджером, посмотреть свое рабочее место, получить дополнительную информацию о вакансии из уст своего потенциального руководителя. По словам Елены Пузановой, такой метод позволяет существенно экономить рабочее время менеджеров и консультантов КА, к тому же формат on-site recruitment существенно повышает эффективность работы, обеспечивает ежедневную коммуникацию линейных менеджеров и консультанта КА, позволяет оперативно и качественно найти необходимых специалистов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.