Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

XIX. Предания о сотворении мира и человека 3 страница



 

1 D. Rechtsalt., 408.

2 Beiträge zur D. Myth., I, 209.

3 Neues Lausitz. Magazin 1843, III—IV, 346. Когда ведут на двор купленную корову, то, по русскому поверью, встречать ее должна беременная женщина; делается это с целию, чтобы корова приносила хороших телят и давала много молока.

4 Ист. очер. рус. слов., I, 12—14; Зап. Р. Г. О. по отд. этногр., I, 569; Пикте, I, 197—8.

5 Изв. Ак. Н., IV, 89.

6 Обл. Сл., 188.

7 Ibid., 266.

8 Н. Р. Ск., III, 2; V, 24; Рус. Бес. 1856, III, 100—1; сб. Валявца, 111—6.

9 Шотт, 27.

 

 

точно такие, как душистая пыль, покрывающая лепестки цветов. Королевна выпила эту воду — и тотчас сделалась беременна и родила могучего сына, который так же поражает змеев, как наш Покатигорошек. Что такое сверхъестественное происхож­дение богатыря принадлежит к древнейшим мифам о боге-громовнике, за это сви­детельствует предание о рождении Марса (Ареса), которым забеременела Юнона от прикосновения цветка; подобное предание встречается и в романской народной по­эзии. Этот плодоносный цветок — молния (см. стр. 192 и дал. ), которая сверх того уподоблялась и фаллюсу. Илиада рисует прекрасную картину любовного наслажде­ния Зевса-громовержца с облачной богинею Герою на вершине горы Иды:

 

Рек и в объятия сильные Зевс заключает супругу;

Быстро под ними земля возрастила цветущие травы:

Лотос росистый, сафран и цветы гиакинфы густые,

Гибкие, кои богов от земли высоко подымали;

Там опочили они, и одел почивающих облак

Пышный, златый, из которого светлая капала влага1.

 

Новогреческая сказка2 говорит о деве, рожденной в виде зернышка; из этого зер­на выросло лавровое дерево, в котором и пребывала чудная дева, напоминающая собою дриад; по временам она выходила из своего родного дерева и снова возвра­щалась в него. Лавр был посвящен Аполлону. По свидетельству древнего мифа, Аполлон преследовал Дафну, и она, не желая отдаться его любви, превратилась в лавр: ноги пустили корни, тело облеклось корою, руки преобразились в ветви, а во­лоса в зелень. Соответственно тому нимфа Lotis, которую хотел изнасиловать Приап, — убегая его объятий, превратилась в растение aquatica lotos, т. е. облачная дева (лесунка, waldfrau — см. стр. 176), преследуемая во время весенней грозы сладо­страстным громовником, изменяет в быстром беге свой человеческой образ и яв­ляется небесным деревом3. Между нашими поселянами существует следующий рассказ о происхождении гречихи: была у короля дочь красоты неописанной, по имени Крупеничка; сделали набег на русскую землю злые татары, полонили Крупеничку, увезли далеко от родины и предали тяжелой работе. Освободила ее из не­воли вещая старушка; она превратила девицу в гречневое зёрнышко, принесла его на Русь и бросила на родную землю; зерно обернулось королевною, а из шелухи его выросла греча. По другому рассказу, старушка, принеся гречневое зерно на Русь, схоронила его в землю; семя дало росток и породило былинку о семидесяти семи зернах; повеяли буйные ветры и разнесли эти зерна на семьдесят семь полей; с той поры и расплодилась гречиха по святой Руси4. В этом предании (первоначально оно могло относиться вообще ко всякому яровому хлебу) заключается миф о пре­красной богине весеннего плодородия, которую захватывают демонические полчи­ща и держат в тяжкой неволе во все время зимы; с возвратом весны она освобожда­ется от их власти, прилетает из дальних стран грозовым облаком и, рассыпаясь на землю благодатным семенем дождя, возрождается в густой зелени яровых хлебов.

Одна из наиболее распространенных русских сказок повествует о том, как сестра

 

1 XIV, 346-351.

2 Ган, 21.

3 Der Ursprung der Myth., 160—3. Нимфу Lotis предостерёг осел; точно так же крик Силенова осла (т. е. гром) разбудил спящую Весту в то время, как подкрадывался к ней опьяненный Приап. По свое­му дикому крику и цвету кожи осел является в мифических сказаниях грехов одним из животненных олицетворений грозового облака.

4 Вест. Евр. 1820, IV, 289—292; Сахаров., II, 33-35.

 

 

убила из зависти брата и закопала его в землю; на том месте выросла тростинка (или калина); ехали мимо чумаки, срезали тростинку и сделали дудочку, которая — как только поднесли к губам — сама собой заиграла:

 

Ой помалу-малу, чумаченьку, грай,

Да не врази мого серденька в край:

Мене сестриця з'свиту сгубила,

Ниж у серденько да-й устромила.

 

Так бьшо изобличено преступление1. Сюжет этот варьируется весьма разнооб­разно: иногда брат убивает брата, и на могиле убитого вырастает бузина; иногда мачеха — падчерицу, и вырастает калина; иногда две сестры — третью, зарывают ее в могилу и накрывают сверху ёлкою, а на ёлке вырастает цветок, который поет о со­вершенном злодеянии; в народной песне подобное же предание связывается с раки­товым кустом2. Сказка о чудесно изобличенном убийстве встречается почти у всех индоевропейских народов. В сборнике братьев Гриммов3 она озаглавлена: «Der singende Knochen» (поющая кость). Одну страну постигло большое несчастие — по­явился громадный и сильный вепрь, который взрывал нивы и побивал скот и лю­дей своими клыками. Царь обещал выдать за того свою единственную дочь, кто из­бавит страну от страшного зверя. Жил в то время бедняк, и бьшо у него двое сыно­вей. Братья вызвались на смелое дело; младший пошел искать вепря и повстречал маленького человечка, который держал в руке копье. «Это копье, — сказал карлик, — дарю тебе за твое доброе и простое сердце; с ним ты спокойно можешь идти на зве­ря». Юноша поблагодарил и пошел дальше; увидя зверя, он подставил ему копье. Вепрь ринулся и в слепой ярости наскочил на острие с такой силою, что проколол себе сердце. Победитель взвалил убитого вепря на плечи и хотел нести к царю. Тут увидал его старший брат, позавидовал чужой удаче и вечером, возвращаясь домой, сбросил его с моста в ручей; юноша убился до смерти, и старший брат зарыл труп его под мостом, явился к царю с вепрем и женился на царевне. Много лет спустя гнал пастух стадо через мост, смотрит — внизу на песке валяется белая кость, спу­стился в овраг, взял кость и вырезал из нее наконечник для своего рожка. Прило­жил рожок к губам и только подул — как вещая кость запела:

 

Ach du, liebes Hirtenlein!

Du bläst auf meinem Knöchenlein.

Mein Bruder hat mich erschlagen,

Unter der Brücke begraben,

Um das wilde Schwein,

Für des Königs Töchterlein4.

 

Немецкая редакция особенно любопытна потому, что указывает на древнейшую мифическую основу предания; хотя народ и низвел это предание (наравне со мно­гими другими) на землю и окрасил его бытовыми красками, тем не менее очевид­но, что копье карлика есть метафора молнии, а дикий вепрь — демонический зверь-туча. Победитель вепря играет, следовательно, роль громовника; разбивая мрачные тучи, он сам погибает в грозе, и громкая песня, звучащая из его могилы и

 

1 Н. Р. Ск., V, 17; VI, 25; VIII, стр. 314-8; Кулиш, II, 20-23.

2 Временник, XX, 73.

3 Т. I, 28; т. III, стр. 55-56. _

4 Ах, милый пастушок! ты играешь на моей кости; мой брат меня убил, под мостом схоронил — за дикого вепря и королевскую дочь. Сравни у Гальтриха, 42: «Der Rohrstengel»; Slov. pogad., 125—6, «Piszafka».

 

 

свидетельствующая о его безвременной кончине, есть метафора грома,который раздается вслед за исчезнувшею (= умершею или потонувшею в дождевом потоке) молниею. В Шотландии и Швеции поется старинная песня, как коварная девушка из зависти к своей сестре столкнула ее в море; рыбаки вытащили утопленницу, а гусляр сделал из ее костей арфу, и когда коснулся струн — арфа прозвучала ему о безвестном преступлении1. На Руси известна сказка про охотника, который нашел в лесу рёбрышки, взял одно из них и сделал дудку, дудка запела: «ты играй-играй полегохоньку, ты играй-играй потихохоньку! мои кости больнёхоньки, мои жилки тонёхоньки; погубили меня две сестры, погубили две родные за мою игрушечку, за мою погремушечку»2. Эти сказания стоят в тесной связи с мифом о чудесных му­зыкальных инструментах, на которых играют боги и духи во время грозы и бури (I, 165—6). В славянских сказках большею частию поведают о совершенном преступ­лении не кости невинно убитого, а дерево, трость, камыш или цветок, вырастаю­щие из его зарытого трупа, как бы из брошенного в землю семени. Карпатская ко­лядка говорит, что божье дерево, мята и барвинок выросли из посеянного пепла трех сирот, убитых мачехой за то, что не устерегли золотой ряски на конопельках:

 

Эй бо ми маме люту мачиху;

Она нас спалит на дрибнiй попелец,

Она нас nocie в загородойци,

Та з'нас ся вродить трояке зильля:

Перше зилейко — биждеревочок,

Друге зилейко — крутая мята,

Трете зилейко — зелений барвинок3.

 

Сожжение в пепел намекает на грозовое пламя, в котором гибнут облачные ду­хи, а из их рассеянного пепла (= дождя) зарождаются земные зл'аки. В сказку о Снежевиночке4 занесено любопытное предание о переходе души в камышовую тро­стинку и розовый цветок. Подружки убили Снежевиночку и зарыли под сосенкой; на ее могиле вырастает камыш, из которого прохожие бурлаки делают дудочку. Ду­дочка досталась в руки осиротевших отца и матери; они разломили ее — и оттуда выскочила их дочка. По другому варианту, из дудочки выпадает розовый цветок, а цветок уже превращается в девочку. Сходно с этим, в малорусской сказке5 на моги­ле Маруси, умершей от злого упыря, вырастает чудесный цветок; молодой бояр­ский сын пересаживает его в горшок и привозит домой. Ночью цветок начинает двигаться, упадает с своего стебля наземь и превращается в красную девицу. В этой сказке скрывается миф о красавице облачной деве (богине Ладе = Огненной Ма­рии), из которой упырь = демонический дух грозы высасывает кровь (дождь), и она погибает, т. е. повергается в зимнее омертвение; но потом (с приходом весны) воск­ресает в виде прекрасного цветка, т. е. молнии. Подобно Перунову цвету папоротни­ка, цветок этот перелетает с места на место и, по свидетельству одного из вариантов

 

1 Песни разн. нар. в переводе Н. Берга, 405.

2 Подобные рассказы можно услышать и в Испании, и даже в Южной Африке у беджуанов. — Лет. рус. лит., кн. I, 112—4. Костомаров (С. М., 66) указывает на предание о девице, которая несла воду и, тяготясь своею тяжелою ношею, бросила ведра и превратилась в яблоню; проезжали мимо парубки, срубили яблоню и сделали из нее гусли.

3 Об истор. зн. нар. поэз., 38; Малорус. литер. сборн. Мордовцева, 230—2. Сравни с песнею, в кото­рой сказано: «Иване! посеку тебя, как капусту, посею в трех огородах, и уродится три зельечка: барви­нок, любисток и василек».

4 Н. Р. Ск., VI, 25, b.

5 Ibid., 66.

 

 

сказки, даже расцветает под Иванову ночь. То же означает и розовый цветок, в кото­рый превращается Снежевиночка; что под этим именем разумеется облачная кра­савица, это доказывается ее стихийным происхождением: «вышел старик на улицу, сжал комочек снегу и положил на печку — и стала девочка Снежевиночка»; так из тающих снегов, пригретых лучами весеннего солнца, подымаются пары и образу­ют грозовые облака. Погибель сказочной девы от упыря равносильна потоплению ее в дождевых потоках. Малороссийская песня вспоминает о превращении утонув­шей девицы в плакучую березу. Утопая, говорит девица брату:

 

Не рубай, братику, билой березоньки,

Не коси, братику, шовковой травы,

Не зривай, братику, чорного тёрну,

Билая березонька — то я молоденька,

Шовковая трава — то моя руса коса,

Чорний тёрн — то мои чорни очи1.

 

Южнорусская поэзия особенно богата преданиями о превращениях в цветы и деревья и раскрывает перед исследователем чудный фантастический мир, испол­ненный художественных образов и неподдельного чувства. Сейчас приведенная песня имеет несколько вариантов, предлагающих не менее интересные сближения. Косы девичьи расстилаются по лугам шелковой травою, карие или черные очи пре­вращаются в терновые ягоды, кровь разливается водою, а слёзы блестят на траве и листьях росою — все на основании старинных метафор, уподобивших волоса — траве, кровь — воде, слезы — росе, очи — терновым ягодам; о глазах красавицы малоруссы доныне выражаются: «очи як терночок». Девичья краса превращается в ка­лину, так как красный цвет ягоды калины, на основании древнейшего; коренного значения слова «красота», принят был символом этого эстетического понятия2.

В песенных сборниках всех европейских народов можно указать на многие сви­детельства, что на могилах юноши и девицы, умерших от несчастной любви, выра­стали лилия, боярышник и другие цветы и деревья, а на могилах злых, завистли­вых людей — крапива, волчец и разные вредные зелья3. Души усопших представля­лись нашим предкам существами стихийными; вместе с смертию человека душа его сопричислялась к эльфам и получала ту же способность превращений, какою обладают эти последние: могла, следовательно, вырастать облачным деревом и цве­сти пламенным цветом. Трогательно содержание песни, известной в Малой и Бе­лой России, о том, как невзлюбила мать своей молодой невестки, сына потчевала зеленым вином, а невестку отравою; пил добрый молодец — жене подносил, пила молодица — мужу подносила; все пополам делили, и умерли оба в один час. Схоро­нила мать сына перед церковью, а невестку позади церкви. На могиле доброго молодца вырос зеленый явор, на могиле жены его — белая береза (или тополь),

 

1 Об истор. зн. нар. поэз., 57, 60; Малор. лит. сборн., 230; Сборн. памяти, нар. творчества в сев.- западн. крае, I, 176; Ч. О. И. и Д. 1866, III, 679.

2 Так, в одном варианте читаем: плыли брат с сестрою через море; брат переплыл, сестра потонула; утопая, она наказывала: не пей, братец, с этого моря воды, не лови в озере рыбы, не коси по лугам тра­вы, не ломай калины, не рви в саду яблочка; вода в море — то кровь моя, рыба — мое тело, трава — ко­са, яблоко — личко, калина — краса моя! — Черниг. Г. В. 1861, 13. В купальской песне мать утонувшей Ганны говорит: не берите из Дуная воды — то Ганнины слёзы, не ломайте на лугу калины — то Ганнина краса, и т. дал. — Пассек, I, 109. По греческому сказанию, Атлант был превращен в скалу, а борода и пряди волос его в густые леса.

3 D. Myth., 786—7; литовская песня рассказывает о розовом деревце, в которое превратилась душа мблодца, что скончался от любовной тоски. — Черты литов. нар., 118.

 

 

А расли, расли, да и нахилилися,

Уместа (Вместе) вершочки зраслися.

 

Или:

 

Выйшла тоди мати сына поминати,

Нелюбу невестку та проклинати;

Стали ж их могилы та присуватися,

Став явир до тополи прихилятися.

«Либонь же вы, детки! верненько любились,

Що ваши вершечки до купки сходились»1.

 

По великорусским вариантам, на могиле доброго молодца вырастала золотая верба, на могиле его суженой — кипарис:

 

Корешок с корешком соросталися,

Прут с прутом совивается,

Листок с листком солипается2.

 

Сербская песня рассказывает о любовниках, которых разлучила недобрая мать; с горя умерли они и были погребены вместе.

 

Мало время затим пocтajaлo,

Више драгог зелен бор израсте,

А виш' драге румена ружица;

Па се виje ружа око бора,

Као свила око ките смил(ь)а3.

 

Другая малороссийская песня передает следующее предание: была свекруха сварливая, отпустила сына в поход и журила невестку и день, и ночь:

 

«Иди, невистко, от мене прочь!

Иди дорóгою широкою,

Да-й стань у поли грабиною

Тонкою да високою,

Кудрявою, кучерявою».

 

Воротился сын с походу и стал говорить матери: «весь свет я прошел, а нигде не видал такого дива — на поле грабина и высокая, и кудрявая!»

 

— Ой бери, сынку, гострый топор,

Да рубай грабину из кореня!

Первый раз цюкнув — кров дзюрнула,

Другiй раз цюкнув — биле тило,

Третий раз цюкнув — промолвила:

 

1 Об истор. зн. нар. поэз., 50; Малор. лит. сборн., 215; Вест. Р. Г. О. 1857, VI, 324—5; Сборн. памят­ников народн. творчества в северо-западн. крае, I, 64.

2 Калеки Пер., III, 697-700.

3 Перевод: Прошло немного времени, поверх милого выросла зеленая сосна, поверх милой — ру­мяная роза, и обвилась роза около сосны, как шелк около пучка цветов. Или:

 

На Момиру (имя юноши) зелен бор никао,

На Гроздани (имя девицы) винова лозица,

Савила се лоза око бора,

К'о сестрина око брата рука.

 

(Срп. н. njecмe, I, 239—240, 259, 312; II, 167. ) У верхних иллирийцев тоже предание: из гроба юна­ка вырастает алая роза, из гроба девойки — белая лилия, подымаются цветы выше церкви и срастают­ся над нею верхушками. Ж. М. Н. П. 1840, XI, 78; Ч. О. И. и Д. 1866, III, 711.

 

 

«Не рубай мене зелененькую,

Не розлучай мене молоденькую;

Не рубай мене з' гильечками,

Не розлучай мене з' диточками;

У мене свекруха — розлучниця,

Розлучила мене з' дружиною

И з' малéнькою дитиною»1.

 

Итак, удары топора наносят дереву кровавые раны и вызывают его трогательные жалобы. То же представление находим и у других народов. Заклятая матерью дочь оборотилась явором; вздумали гусляры сделать из того явора звончатые гусли, но только принялись рубить — из ствола заструилась алая кровь, дерево издало глубо­кой вздох и промолвило: «я — не дерево, а плоть и кровь!»2. Один мальчик, расска­зывают в Германии, захотел сделать стрелу; но едва срезал тростинку (hastula), как из растения полилась кровь3. По словам литовской песни, когда Перкун рассек зе­леный дуб (= тучу), из-под его коры брызнула кровь (= дождь)4. В Метаморфозах Овидия как скоро совершается превращение в дерево — это последнее получает дар слова и чувство боли. Сестры Фаэтона, грустя и плача по нем, превратились в лист­венницы. Несчастная мать спешит к ним на помощь, пробует сорвать кору с их те­ла, молодые ветви с их рук; но из коры и надломленных веток падают кровавые капли. «Пощади, мать! — просят они, — ты не кору срываешь, а тело». С той поры текут с лиственницы слезы и, сгустившись, образуют янтарь. Существуют еще на Украйне поэтические сказания: как девица долго грустила по своем женихе, каж­дый день приходила на высокий курган высматривать — не едет ли он из чужбины? и наконец с горя превратилась в тополь; как убежал казак с своей милою, да нигде не мог с нею обвенчаться, и стал казак в поле тёрном, а девчина — калиною:

 

Выйшла сынова мати того тёрну рвати,

Девчинина мати калины ломати.

«Се-ж не терночок — се-ж мiй сыночок!»

«Се-ж не калина — се-ж моя дитина!»

 

Есть червонорусская песня, как злая мать проклинала своего сына; сел сын на коня, выехал в поле, сам оборотился зеленым явором, а конь — белым камнем. Всплакалась мать по сыну, пошла выглядать его в чистое поле; на ту пору собра­лись тучи, и укрылась она от дождя под сенью тенистого явора; начали кусать ее мошки, и сломила она ветку, чтобы было чем отмахиваться. — Эй мати, мати! про­вещал ей явор:

 

Не дала есь ми в сели кметати,

Еще ми не даш в полю стояти.

Билый каминець — мий сивий коничок,

Зелене листья — мое одиня,

Дрибни прутики — мои пальчики»5.

 

1 Малор. лит. сборн., 229, 236—7; О. 3. 1860, V, 122; Метлинск., 286; Об истор. зн. нар. поэз., 58—59 (невестка обращается в тополь или рябину).

2 Prostonar. ceske pisne a rikadla, 466—7.

3 Beiträge zur D. Myth., II, 241; см. также Germ. Mythen, 474—5.

4 Черты литов. нар., 125—6.

5 Малор. лит. сборн., 232—3, 235—7; Ч. О. И. и Д. 1866, III. 712—3; Об истор. зн. нар. поэз., 46, 51—52; Вест. Р. Г. О. 1852, I, 21—22, ст. Срезнев. ; Костомар. С. М., 64—66; Метлинск., 290—1; Песни разн. нар. Берга, 24.

 

 

Слово заклятия равносильно здесь чарам колдовства. Превращение сказочных героев и героинь в звериные, пернатые и растительные образы народные поверья приписывают колдунам, ведьмам и нечистым духам. Так немецкие сказки упоми­нают о превращении ведьмою людей в деревья и цветы1; а русская сказка говорит о прекрасной царевне, превращенной чертом в березу: когда явился избавитель и на­чал отчитывать красавицу — в первую ночь она выступила из древесной коры по груди, во вторую ночь — по пояс, а в третью совсем освободилась от злого очарова­ния2. Это свидетельствует о связи приведенных нами песен с сказками о «закля­тых» царевичах и царевнах; в основе тех и других скрывается миф о злой демониче­ской силе (ведьме-мачехе), которая разрывает любовный союз бога-громовника с облачною девою и творит из них оборотней. Любопытны литовские предания о вербе и ели. В древние времена жила в Литве Блинда — жена, одаренная изумитель­ным плодородием; она рождала детей с необычайной легкостью, и не только из чрева, но даже из рук, ног, головы и других частей тела. Земля, самая плодовитая из матерей, позавидовала ей, и когда Блинда шла однажды лугом — ноги ее вдруг погрузились в болотистую топь и земля так крепко охватила их, что бедная женщи­на не могла двинуться с места и тут же обратилась в вербу3. Этому дереву приписы­вается благодатное влияние на чадородие жен; по словам Нарбута, крестьянки при­ходили к вербе и воссылали к ней мольбы о даровании им детей. Известно, что вер­ба легко разводится не только от корня, но и от срубленных и вбитых в землю коль­ев; вот почему славяно-литовское племя сочетало с вербою мифическое представ­ление о плодоносном дереве-туче (см. стр. 199); в это дерево и превращается облач­ная жена. Егле (ель), по рассказам литовцев, была некогда чудной красавицей; по­сватался за нее уж (Жалтис) и в случае отказа угрожал людям засухою, наводнени­ем, голодом и мором. Решились отдать ее, привезли к озеру, а оттуда выходит не страшный гад, а прекрасный юноша — водяной бог (= змей, владыка дождевых ис­точников). Пять лет живут они счастливо; но вот братья красавицы улучили мину­ту, вызвали из воды ужа и рассекли его на части — и предалась Егле силь­ной, неутешной горести (= смерть змея-тучи, гибнущего под ударами грозы, вызывает печальные стоны ветров и обильные слезы дождя). Боги сжалились над нею и превратили несчастную в ель, дочь ее в осину, а сыновей в дуб и ясень4.

О цветке «Иван да Марья», известном на Украйне под именем: «брат с сес­трою» (melampyrum nemorosum), народная песня сообщает следующее преда­ние: поехал добрый молодец на чужую сторону, женился и стал расспраши­вать молодую жену о роде и племени, и узнает в ней свою родную сестру. Тогда говорит сестра брату:

 

1 Сказ. Грим., 123, 260: три женщины были превращены в цветы и красовались в поле; одна из них явилась ночью домой и перед рассветом, когда следовало ей удалиться в поле и снова принять вид цветка, сказала своему мужу: «если ты сегодня выйдешь поутру и сорвешь меня, то я буду избавлена и останусь с тобою!» Все три цветка были совершенно сходны; как же узнал ее муж? Очень просто: так как ночью она была дома, а не в поле, то роса пала только на два цветка, а на третий — нет; поэтому и узнал ее муж.

2 Н. Р. Ск., VII, 34.

3 Черты литов. нар., 74; Семеньск., 144; Иллюстр. 1848, № 28. На Украйне утверждают, что не должно купаться до вешнего Николы (9 мая); не то «з'человика верба виросте» (Номис, 10).

4 Черты литов. нар., 70—72; сравни с малороссийским преданием, напечатанным в Записках о южн. Руси (II, 33—34): девица, выданная за ужа, превращается в крапиву, дочь ее в кукушку, а сын в соловья.

 

 

«Ходим, брате, до бору,

Станем зильем-травою:

Ой, ты станешь жовтый цвит,

А я стану синий цвит.

Хто цвиточка увирве,

Сестру з'братом зпомяне!»1

 

Название «Иван-да-Марья» указывает на связь этого цветка с древнейшим ми­фом о Перуновом цвете и с преданиями о боге-громовнике и деве-громовнице, ко­торых в христианскую эпоху заступили Иоанн Креститель и Дева Мария. О ва­сильке (ocymum basilicum) существует рассказ, что некогда это бьш молодой и кра­сивый юноша, которого заманила русалка на Троицын день в поле, защекотала и превратила в цветок. Юношу звали Василь, и имя это (по мнению народа) перешло и на самый цветок2. Materi douška (рус. маткина душка — viola odorata), по чешско­му поверью, есть превращенная в растение душа одной матери, которая, горюя о своих осиротевших детях, вышла из могилы и распустилась цветком3. О крапиве на Руси рассказывают, что в нее превратилась злая сестра4; это — обломок того поэ­тического сказания, которое передает нам сербская песня: у Павла была любимая сестра Олёнушка; молодая Павлова жена зарезала сперва вороного коня, потом си­зого сокола, наконец, собственного ребенка, и все оговаривала Олёнушку. Павел взял сестру за белые руки, вывел в поле, привязал к конским хвостам и погнал ко­ней по широкому раздолью: где кровь землю оросила — там выросли цветы паху­чие смил е (gnapharium arenarium) и босил е (василек), где сама упала — там цер­ковь создалася. Спустя малое время разболелась молодица Павлова; лежала она де­вять лет, сквозь кости трава прорастала, в той траве так и кишат лютые змеи и пьют ее очи. Просит она, чтоб повели ее к золовкиной церкви; повели ее, но напрас­но — не обрела она тут прощения и стала молить мужа, чтоб привязал ее к лошади­ным хвостам. Павел исполнил ее просьбу и погнал коней по полю: где кровь пролилася — там выросла крапива с терновником, где сама упала — там озеро стало5. По учению раскольников, очевидно возникшему под влиянием древнеязыческих воз­зрений, хмель и табак произросли на могиле знаменитой блудницы: хмель из ее головы, а табак из чрева6. Рассказывают еще, что у царя Ирода была нечестивая дочь, которая повязалась со псом; Ирод приказал заколоть их, после чего от поло­вых органов пса родился картофель, а от блудницы — табак7. Иродиада — облачная жена (см. I, 167), пес — зооморфическое представление демона грозовой бури. Ма­лорусская легенда изображает души усопших в виде растущих на дереве яблок (сравни выше стр. 249). Был гайдамака, долго грабил он народ, убивал старого и малого, а после одумался и тридцать лет провел в покаянии — и вот выросла ябло­ня, а на ней все серебряные яблоки, да два золотых. Приехал священник, стал его

 

1 Маркевич., 87—88; Малор. лит. сборн., 234—5.

2 Маркевич., 86; Об истор. зн. нар. поэз., 35.

3 Громанн, 93; Толков. Слов., I, 450.

4 Об истор. зн. нар. поэз., 39.

5 Срп. н. njecмe, II, 14—18.

6 Иллюстр. 1846, 332; Статист, опис. Саратов, губ., I, 62—63. Мнение это занесено и в рукописные поучительные сочинения старообрядцев. — Пам. стар. рус. литер., II, 427—434.

7 Москв. 1848, VIII, 52; Пузин., 167. Картофель называют чертовыми яблоками и в некоторых де­ревнях считают за грех употреблять его в пищу. По другим рассказам, картофель народился от табач­ных семян или от дьявольской слюны — в то время, когда нечистый плюнул с досады, что не удалось ему соблазнить Христа. Принесенный в избу картофель подымает в ней неистовую пляску. — Москв. 1844, XII, 44.

 

 

исповедовать и после исповеди велел трясти яблоню; серебряные яблоки осыпа­лись, а золотые удержались на дереве. «Оце ж твои два грихи висять (сказал свя­щенник), що ти отця й матир убив!» Все убийства были прощены разбойнику, а эти два остались неразрешенными. Легенда о гайдамаке известна и в Белоруссии, Польше и Литве; но, по тамошним редакциям, покаяние грешника не остается не­услышанным. Когда разбойник стал исповедоваться в совершенных им убийствах, яблоки одно за другим срывались с дерева, превращались в голубей (о душах-пти­цах см. гл. XXIV) и уносились на небо1. С искусством гениального художника вос­пользовался Дант этим древнейшим верованием о переходе душ в царство расти­тельное; самоубийцы изображены им в «Божественной комедии» как дикий, непро­ходимый лес из согнутых и скорченных деревьев; когда поэт сломил с одного дере­ва ветку, оно облилось кровью и простонало: «за что ломаешь? зачем умножаешь муку? или не ведаешь никакой жалости!»2 Как существа стихийные, пребывающие в царстве светлого неба и грозовых туч, эльфы = души нисходили на землю в ясных лучах солнца и в благодатном семени дождя и творили земное плодородие; поэто­му все растения и злаки рассматривались, как их искусная работа, или как самые эльфы, облекшиеся в зеленые одежды.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.