Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВАМ XV И XVI 17 страница



 

1 П. С. Р. Л., V, 121.

2 Истор. Рос. Татищева, I, 39.

3 Пам. стар. рус. литер., I, 221—2; Истор. церкви Макария, еписк. винницкого, I, 203—5. Есть и другие позднейшие свидетельства о разрушении идолов в Ростовской области епископом Исаиею: «где же идолы обретает, вся огню предаваше» (ibid., II, 274), в Муроме — кн. Константином (Пам. стар, рус. литер., I, 229). В житии в. кн. Ольги (Истор. рус. церкви Макария, I, 229) сказано: «и по сем святая нача требища и кумиры сокрушати по многим местом, и в тех место нача кресты христовы поставляти»; но известие это сомнительно, ибо Нестор наверно не умолчал бы о таком событии, если б оно действительно было.

4 Ч. О. И. и Д., год 3, VII, 32.

5 Карам. И. Г. Р., I, примеч. 225.

6 Ibid., примеч. 476; Хр. Чтен. 1849, II, 317—385.

7 О влиян. христ. на сл. яз., 113.

8 Из Супрасльск. рукописи XI в. — см. Мат. срав. слов., IV, церковнослав. словарь Востокова, 336—7.

9 Radices linguae sloven., 34; Срезнев., 38.

10 Мат. сравн. слов., VI, 468—9 (церковносл. слов. Востокова).

 

 

да не входил в него, а оставался за дверями все время, пока тот приносил бо­гам жертвы1.

III. К божьему суду, сверх испытания огнем и водою, принадлежал и судебный поединок (judicium pugnae, kampfurtheil). Бог летних гроз представлялся могучим воителем, в его руках — и победа и поражение; он принимает непосредственное участие во всех народных войнах и правой стороне дарует мужество, крепость и по­бедное торжество, а неправую наказует постыдным бегством, пленом и поражени­ем. Всякая битва, по понятию древних, была спором, отданным на решение боже­ства. «То же Богови судити» — обыкновенная формула, какую произносили наши князья перед началом военных действий2. Поэтому и в частных раздорах, если оби­женный восставал с оружием на обидчика, божество должно было помогать право­му и карать нарушителя священных законов. Это воззрение вызвало клятвы ору­жием (I, 139) и судебные поединки, когда, за недостатком других доказательств, тяжущиеся решали дело единоборством. Судебные поединки были самым обыкно­венным способом решения споров в средневековой Европе; примеры их встреча­ются даже в XVII веке. В назначенный день противники выступали на бой, перед началом которого духовенство благословляло их ратные доспехи, а сами они дава­ли клятву, что действительно признают себя правыми и не рассчитывают на по­мощь чародейства3. О судебных поединках у славян находим следующие указания. По словам арабского писателя Мукаддези, «когда царь решит спор между двумя тя­жущимися, и они решением его останутся недовольны, тогда он говорит им: разби­райтесь мечами своими! чей острее, того и победа»4. По летописным свидетельст­вам, самые войны решались иногда единоборством двух избранных от разных сто­рон витязей; состязание это происходило в виду обеих неприятельских ратей; ис­ход его принимался за непреложный приговор божественной воли, которой равно подчинялись и те, на чью долю доставалась победа, и те, которые должны были признать себя побежденными. Таков бьш бой богатыря-кожемяки с печенегом при св. Владимире и бой Мстислава с косожским князем Редедею5. В договоре смолен­ского князя Мстислава с Ригою и Готским берегом (1229 г. ) сказано: «роусину не звати латина на поле биться оу роуской земли, а латининоу не звати роусина на по­ле биться оу Ризе и на Готском березе. Аже латинескии гость биеться мьжю събою оу роуской земли любо мечомь, а любо деревем — князю то не надобе, мьжю събою соудити; тако аже роускии гость биеться оу Ризе или на Гочкомь березе — латине то не надъбе, а те промьжю събою урядятеся»6. Смысл статьи тот: русский не может вызывать немца на поединок в русскую землю, а немец русского в Ригу и на Гот­ский берег; кто желает рассудить оружием, пусть тот и отправляется в отечество

 

1 Р. И. Сб., IV, кн. I, 46—47. Названия «Турова божница» (Карам. И. Г. Р., II, примеч. 289) и «Бело-божница» (Р. И. Сб., I, ст. Ходаков., 80), вероятно, указывают на места языческих святилищ; слово божница, как видно из вопросов Кирика и летописей, употреблялось в старину в значении церкви (О влиян. христ. на сл. яз., 114; Карам. И. Г. Р., II, примеч. 156, 239).

2 Мат. сравн. слов., 1, 568.

3 D. Rechtsalt., 927—930.

4 Исследования, замечай, и лекц. Погодина, III, 383—4; у Льва-Диакона (стр. 93): «Тавроскифы еще и ныне обыкновенно решают свои распри убийством и кровью».

5 Древность этого обычая подтверждается преданиями, записанными Геродотом (битва между из­бранными ратниками спартанскими и аргивскими) и Титом Ливием (единоборство Горациев с Куриациями).

6 Собр. госуд. грамот и догов., II, № 1.

 

 

своего супротивника. Князь не должен мешаться в поединки иноземцев на русской земле (т. е. не взимает с них судебных пошлин), а немцы — в поединки русских лю­дей в Риге и на Готском береге: «то им не надобе». Последующие законы определя­ют случаи, в которых дозволялось поле (судебный поединок), оружие, которым обязаны были сражаться бойцы, и самый ход борьбы. Народ смотрел на поединки, как на божью правду: «дай, господине! нам с ними (соперниками) божью правду, говорили судье истцы или ответчики, да лезем с ними на поле биться». Псковская Судная грамота (1467 г. ) постановляет, что могли выходить на поле не только муж­чины, но и женщины. По общему правилу бой должен быть равный, и потому до­зволялось сражаться бойцу с бойцом, а небойцу с небойцом; на этом основании ма­лолетний, престарелый, больной, увечный и женщина (а по Судебнику — и свя­щенник) против взрослого и здорового мужчины могли нанимать и ставить, вме­сто себя, наймитов. Но если иск вела женщина против женщины, то наймиты за­прещались. Допускался также поединок между ответчиком и свидетелем, когда по­следний показывал против первого; но показание многих свидетелей составляло полное доказательство и делало поединок ненужным. Бой происходил под наблю­дением приставов; вероятно, присутствовал и сам посадник или наместник, как прямо упоминается о том в новгородской Судной грамоте. Во Пскове полевщики выходили на битву в доспехах; в Новгороде оружием их были ослопы (дубинки, ро­гатины) и палки, а доспехами — шишаки и железные латы. Побежденный призна­вался неправым1. Те же положения развиты и в Судебнике Ивана Грозного: у «по­ля», кроме окольничего, дьяка и иных чинов от правительства, присутствовали еще стряпчие и поручники со стороны тяжущихся; те, которые ставили за себя найми­тов, должны были присягать и целовать крест сами; «поле» допускалось и между свидетелями, которые разноречили между собою; бойцы одевались в панцири, ла­ты, шишаки, имели в руках щиты и дрались дубинками. Стоглав запрещает при­суждать «поле» для иноческого и священнического чина во всех делах, кроме душе­губства и разбоя с поличным. Наконец, дополнительными статьями к Судебнику стеснено в некоторых случаях решение дел «полем»2. Барберин (XVI в. ) так описы­вает судебный поединок: действие происходило на площади; доспехи бойцов были так тяжелы, что упавший не в силах был подняться; наступательное оружие было: для левой руки железо, имеющее два острых конца наподобие кинжалов — один вниз, другой вверх, в середине же отверстие, в которое всовывалась рука, затем ви­лообразное копье и за поясом топор3. Обычай решать спорные дела «полем» про­должал существовать в продолжение всего XVI столетия4 и исчез в XVII; в Уложе­нии уже не упоминается о «поле», а вместо него требуется присяга. Впрочем, поло­жительного закона, которым бы отменялся судебный поединок, мы не знаем. Нам известен только один протест против судебных поединков; это протест митрополи­та Фотия в послании его в Новгород 1410 года: «еще же и сему наказаю: аще кото-

 

1 Исследов. Псков. Судн. грамоты Ф. Устрялова, 115—6.

2 Вест. Евр. 1813, XIII, 28—34: «О разных родах присяг у славеноруссов»; Р. И. Сб., кн. 4: «Рассуж­дение К. Калайдовича о поединках в России вообще и в особенности о судебных»; Труды и лет. О. И. и Д., I, 29—43: Каченовского. — О судебных поединках; О. 3. 1857, VI: «Значение божьих судов по русск. праву».

3 Рус. в св. посл., III, 236.

4 Ак. Арх. Экс, I, 240, 255, 325, 348; Акты, относ. до юрид. быта древ. России, I, стр. 195; Архив ист.-юрид. свед., II, Михалон-литвин, 57.

 

 

рый человек позовется на поле да приидет к которому попу причаститись, ино ему святого причастья нет, ни целования крестного; а который поп даст ему святое причастие, тот поповства лишен. А кто утенет (убьет), лезши на поле, (и) погубит душу — до великого Василиа слову душегубец именуется, в церковь не входит, ни доры не приемлет, ни богородицина хлеба, причащениа ж святого не приимет осмнадцать лет; а убитого не хороните, а который поп того похороните, тот поповства лишен»1. Главным образом духовенство восстало против колдовства и чар, к кото­рым прибегали бойцы. Максим Грек жаловался, что судьи, вопреки очевидности свидетельских показаний, изобличающих виновного, присуждают «поле», а обид­чики на то и рассчитывают: у них всегда есть «чародей и ворожея, иж возможет действом сатанинским пособити своему полевщику»2. На стоглавом соборе предъ­явлен такой укор современности: «да в нашем же православии тяжутся, и нецыи не­прямо и поклепав крест целуют или образы святых, и на поли бьются и кровь про­ливают; и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им тво­рят, кудесы бьют, и в Аристотелевы Врата и в Рафли смотрят, и по звездам и по планетам глядают и смотрят дней и часов, и теми диавольскими действы мир прельщают и от Бога отлучают; и на те чарования надеяся, покленцы и ябедник не мирится, и крест целуют и на поли бьются, и поклепав побивают». Собор угрожает волхвам и чародеям царскою опалою, а тем, кто прибегает к их помощи, отлучение от церкви. В старинных лечебниках встречаются указания на те волшебные средст­ва, обладая которыми можно смело выходить на поединок: «если хочешь быть стра­шен, убей змею черную, а убей ее саблею или ножем, да вынь из нее язык, да вверти в тафту: зеленую и в черную да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Иди прочь, назад не оглядывайся. Пришедши домой, положи (змеиный язык?) под во­рота в землю; а кто тебя спросит: где был? и ты с ним ничего не говори. А когда на­добно, и ты в тот же сапог положи три зубчика чесноковые, да под правую пазуху привяжи себе утиральник и бери с собою, когда пойдешь на суд или на поле бить­ся». — «С ветлы или березы надобно взять зеленый кустеп... по нашему вихорево гнездо3, и взять тот кустеп, как потянет ветр-вихорь в зиме или летом, да середнее деревцо держать у себя — на суд ходить, или к великим людям, или на поле биться, и как бороться — держать тайно в сапоге в одном на правой ноге. А кто держит то деревцо у себя, тот человек не боится никого»4. Змеиный язык — символ разящей молнии; о чудесной силе чеснока и связи его в народных поверьях с змеею см. в главе XX; вихорево гнездо тождественно грозовой ветке или разрыв-траве, сокру­шающей своим прикосновением всякое вражеское оружие. Между простона­родьем доныне обращается множество заговоров, которые читаются перед яв­кою в суд — для того, чтобы сердце судей было милостиво, а уста противни­ков безмолвны.

У чехов судебные поединки играли значительную роль, как это видно из «Ряда земского права». По установлениям этого памятника, суд об убийстве родича кон-

 

1 Ак. Арх. Экс, I, 369; сличи это послание с поучением Петра митрополита, напечатанным в Пам. стар. рус. литер., IV, 187, с которым оно сходно почти слово в слово; кто убьет на поле, тому 20 лет не входить в церковь и не давать св. причастия, а кто будет убит — «ино его псом поврещи, а не проводити его».

2 Описание славян. рукописей моск. синодал. библ., отдел II, 528—9.

3 Тонкие ветви березы или ветлы, которые свил клубом крутящийся вихрь. — Толков. Слов., 1, 184.

4 О нар. поэз. в др.-рус. литерат., речь Буслаева, 36.

 

 

чался поединком; противники перед битвою присягали, вооружение их состояло из меча и щита; состязание происходило в назначенном месте, огражденном перила­ми. Утомленный боем мог просить отдыха до трех раз, и тогда клали между сопер­никами бревно, через которое ни тот, ни другой не вправе были переступать. Побе­дитель отрубал своему врагу голову. Люди низкого звания должны были биться палками. За малолетнего сироту выходил на поединок один из его родичей; засту­пая место сироты; он от него получал и щит и меч. Если вдова позвала кого на суд за убийство мужа или родственника, и доходило до поединка, то ответчик должен был стать по пояс в яму и оттуда сражаться с нею. Тою же льготою пользовалась и девица, если сама желала; в противном случае ей предоставлялось сиротское пра­во1.

 

1 Ж. М. Н. П. 1841, т. XXX, ст. Иванишева: «Древнее право чехов».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.