Монитор— это устройство вывода символьной и графической информации на экран, путем преобразования компьютерного (машинного) ее представления в форму, понятную человеку.
Можно сказать монитор — это устройство отображения визуальной (зрительной) информации.
Иначе мониторы называют дисплеями, реже — видеотерминалами (обычно так называют монитор, удаленный от других частей компьютера). Монитор является одной из основных частей ПК, и от его характеристик в значительной степени зависит удобство использования компьютера.
Монитор подключается к материнской плате через плату видеоадаптера (видеокарту), а его нормальную работу обеспечивает набор драйверов — специальной программы, поставляемой вместе с монитором.
Совокупность монитора, видеокарты и их драйверов образует видеосистемуперсонального компьютера.
Сегодня можно встретить огромное число мониторов различных фирм и моделей. Чтобы как-то разобраться в их разнообразии, нужно четко представлять признаки, по которым они классифицируются. Мы рассмотрим их классификацию по:
1)размеру, который определяется, как и у телевизоров, по диагонали экрана;
2)функциональным признакам — алфавитно-цифровой или графический;
3)количеству воспроизводимых цветов — монохромный или цветной;
4)физическим принципам формирования изображения — на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), жидкокристаллические, плазменные и электролюминесцентные.
Разумным выбором по критерию «размер экрана» среди мониторов может быть дисплей с диагональю 17 дюймов и более.
Алфавитно-цифровой монитор (сегодня, кстати, его нигде не встретишь) может воспроизводить только ограниченный набор символов. Его можно сравнить с дисплеем обычных наручных электронных часов, на котором можно увидеть только цифры и буквы. Сложных картинок на нем не воспроизведешь.
Графические мониторы приспособлены для воспроизведения любой информации: и цифровой, и графической.
Монохромный монитор может воспроизводить изображение в каком-то одном цвете с различными градациями яркости. Цветной монитор выдает изображение сразу в нескольких цветах. Их количество может быть от 16 до 16 800 000.
Плазменные дисплеи представляют собой набор газоразрядных ячеек — стоят дорого, и их энергопотребление достаточно высокое.
Люминесцентные дисплеи состоят из матрицы активных индикаторов, дающих качественное изображение, но они также очень энергоемкие и дорогие.
Мониторы на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) работают по тому же «принципу, что и обычные телевизоры: пучок электронов, испускаемый электронной пушкой, моделируется специальными электродами и попадает на экран, покрытый люминофором. Изображение на экране состоит из множества отдельных точек, называемых пикселями.
Пиксель— минимальный размер изображения на экране.
Под действием развертки электронный луч скользит по экрану строка за строкой и формирует изображение.
Цвета на мониторе (как и на телевизионном экране) получаются аддитивным (суммарным) смешением трех основных цветов: RGB, т.е. красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blu). Эта триада, смешанная с одинаковой интенсивностью, дает белый цвет, а для того чтобы добиться цветовых оттенков, интенсивность каждого из этих цветов дозируется в необходимой пропорции.
Электромагнитное излучение ЭЛТ мониторов генерируется пушкой, которая разгоняет электроны и расположена в задней части монитора, а рентгеновское излучение возникает в момент столкновения электронов с внутренней поверхностью экрана. Конечно, современные ЭЛТ мониторы имеют противорадиационную защиту, однако полностью подавить возникающее излучение не представляется возможным.
ЖК монитор не имеет этих недостатков: его электромагнитные поля находятся на уровне фона от блока питания, а создаваемое им изображение абсолютно не мерцает. Уже одно только это обстоятельство заставляет тех, кто профессионально связан с компьютерной техникой, серьезно задумываться над приобретением ЖК панели. К недостаткам ЖК монитора относятся пока еще недостаточно точная цветопередача, а также неравномерность яркости изображения. В пользу приобретения ЖК монитора говорит его эргономичность. Это касается тех, кто проводит много времени перед экраном телевизора. Дело в том, что некоторые модели ЖК мониторов помимо стандартного VGA-входа для подключения к компьютеру имеют также видеовход, на который можно подать сигнал с телевизора, TV-тюнера или видеомагнитофона. Это дает возможность избавиться и от вредного воздействия телевизионной ЭЛТ, которое значительно сильнее, чем у ЭЛТ монитора.
В современных тонкопленочных полупроводниковых жидкокристаллических мониторах используется технология ТFТ. Жидкокристаллическое вещество расположено между двумя слоями стекла.
Высокая эффективность ЖК-мониторов обусловлена малым расходом материалов и энергии.
Традиционные ЭЛТ мониторы обновляют изображение на экране по одному пикселу, поэтому для них крайне важна частота кадровой развертки, которая определяет время обновления изображения. От ее значения зависит визуальное мерцание изображения на экране. В ЖК мониторах изображение обновляется построчно, поэтому оно не дрожит практически при любом разумном значении частоты кадровой развертки.
При одинаковых размерах и высокой контрастности изображения ЖК панели имеют неоспоримое преимущество перед традиционными ЭЛТ мониторами: они значительно легче и занимают очень мало места, а некоторые модели можно повесить на стену, что совсем избавит вас от необходимости отводить под монитор место на рабочем столе.
Следует обратить внимание еще на одну удобную особенность, которую имеют некоторые модели ЖК мониторов, - возможность повернуть дисплей на 90° и таким образом изменить альбомную ориентацию экрана на портретную. Это очень удобно при работе с WеЬ-страницами или большими документами, когда дополнительная высота изображения в портретной ориентации оказывается крайне полезной.
К основным характеристикам мониторов относится разрешающая способность, размер точки покрытия экрана и кадровая частота.
Разрешающая способность — это максимальное количество точек (пикселов), которое данный тип монитора способен воспроизвести по горизонтали и вертикали.
Понятно, что чем больше этих точек уместится по горизонтали и вертикали, тем более качественной будет картинка на мониторе.
Разрешающая способность зависит как от характеристики самого монитора, так, даже в большей степени, от характеристик видеоконтроллера, который предусматривает два режима работы мониторов: текстовый и графический.
От величины разрешающей способности зависит четкость изображения на экране монитора, причем принято считать, что в текстовом режиме мониторы не очень отличаются друг от друга по четкости картинки, а в графическом режиме с ростом разрешения растет и качество изображения.
На качество изображения существенное влияние оказывает такой физический параметр дисплея, как размер точки покрытия экрана, или, как говорят компьютерщики, «зерна люминофора». Этот параметр определяет расстояние между точками.
Для современных мониторов, находящихся сейчас в продаже, этот параметр варьируется от 0,32 мм до 0,25 мм. Нельзя путать понятия «зерно» и «пиксель». Размер зерна изменить нельзя, а размер пикселя зависит от режима видеоадаптера. Хорошим монитором следует считать дисплей, у которого размер точки не более 0,28 мм.
К еще одной важной характеристике мониторов относится максимальная кадровая частота развертки. От нее зависит хорошая устойчивость изображения и отсутствие мерцания на экране. Чем выше кадровая частота, тем меньше будет «рябить» экран вашего монитора.
Рекомендуется пользоваться мониторами с частотой развертки не менее 85 Гц, это значит, что изображение на экране обновляется 85 раз в секунду. Более низкая частота опасна для глаз — мерцание утомляет и может привести к преждевременной потере зрения.
Обратите внимание, что все важнейшие характеристики монитора напрямую связаны между собой. Изменение одного из параметров повлечет за собой изменение работы другого, например, уменьшив разрешение, количество поддерживаемых цветов возрастет (как, впрочем, и максимальная частота развертки).
Почти все современные мониторы снабжены специальным цифровым управлением, позволяющим вручную отрегулировать множество параметров:
· пропорциональное сжатие/растяжку изображения по горизонтали и вертикали;
· сдвиг изображения по горизонтали или вертикали;
· коррекцию «бочкообразных искажений» (т. е. таких, когда края изображения на экране слишком выпуклы или, наоборот, вогнуты);
· трапециевидные и параллелограммные искажения, также связанные с «геометрией» изображения;
· цветовую «температуру», т. е. соотношение основных экранных цветов — красного, зеленого и синего.
В профессиональных мониторах высокого класса вы сможете найти еще несколько десятков всевозможных настроек и регулировок, многие из которых осуществляются непосредственно из компьютера.
Задняя сторона таких мониторов украшена множеством необычных разъемов, через которые и осуществляется тонкая настройка цветов и параметров изображения. В частности, так называемая «калибровка» — точная подгонка цветов на мониторе под заданные эталоны.
Видеоадаптеры
Видеокарта (видеоадаптер). Основное назначение видеокарты — управление процессом вывода информации на экран монитора, ее характеристики должны соответствовать параметрам монитора. Чем больше разрешающая способность экрана монитора и его размер, тем выше требования к видеокарте. Конструктивно видеокарта выполняется обычно в виде платы расширения, которая вставляется в соответствующий слот на материнской плате. В старых компьютерах для этого использовались шины ISA, затем РСI. В современных компьютерах видеокарта использует специальный слот – АGР.
Основными компонентами современного видеоадаптера являются видеоконтроллер, видео BIOS, видеопамять, специальный цифроаналоговый преобразователь RAMDAC и микросхемы интерфейса с системной шиной.
Все современные видеоподсистемы могут работать в двух основных видеорежимах: текстовом или графическом. Текстовый режим в современных операционных системах используется только на этапе начальной загрузки.
В графическом режиме для каждой точки изображения (пиксела) отводится 1 ...32 бита (от монохромного режима до цветного). Максимальное разрешение и количество воспроизводимых цветов конкретной видеоподсистемы в первую очередь зависят от общего объема видеопамяти и количества бит, приходящихся на один элемент изображения. Существует несколько стандартов видеокарт. Основными параметрами в этих стандартах являются разрешение (количество пикселов по горизонтали и вертикали), количество отображаемых на экране цветов и частота кадровой развертки, которая определяет частоту перерисовки (регенерации) изображения на экране монитора.
В настоящее время все видеокарты должны соответствовать стандартам VESA SVGA, который определяет следующие основные характеристики:
· разрешение — число пикселов по горизонтали х число пикселов по вертикали:
· глубина цвета — количество бит на пиксел (цветов).
Частоты кадровой развертки (56; 60; 72; 75; 85; 90; 120 Гц). Частота кадровой развертки является чрезвычайно важным с точки зрения эргономики параметром. Изображение на экране монитора рисуется электронным лучом с частотой смены кадров, равной частоте кадровой развертки. Если эта частота ниже 75 Гц, то глаз успевает заметить мерцание изображения, что действует на него утомляюще. Мерцание наиболее заметно на белом фоне.
Для того чтобы выставить необходимую глубину цвета, откройте Панель управления и выберите пункт «Экран» (или нажмите правую кнопку мыши на рабочем столе и выберите пункт «Свойства»). Перейдите на закладку «Настройка». В разделе «Цветовая палитра» выберите необходимый режим и нажмите кнопку «Применить».
Для нормальной работы установите режим HighColor или TrueColor.
Объем видеопамяти. От этого параметра зависит возможность карты поддерживать различные параметры вывода изображения на экран монитора.
Объем видеопамяти, необходимой для поддержки того или иного режима, определяется следующим образом: надо умножить количество пикселов изображения по горизонтали и вертикали на число бит и разделить полученное значение на 8 (число бит в байте). Так можно получить максимально возможное значение разрешения для различных объемов видеопамяти. Нетрудно определить, что для поддержки максимального разрешения 1600х 1280 при глубине цвета 32 бита требуется видеопамять объемом 8 Мбайт. Работа с графическими приложениями, трехмерной графикой и видео накладывает повышенные требования ко всем характеристикам видеокарты, особенно к ее памяти. Поэтому в настоящее время выпускаются карты с объемом памяти не менее 128 Мбайт.
Стандарты безопасности. Существует несколько стандартов, которых придерживаются ведущие производители мониторов. Перечислим лишь наиболее известные.
Стандарт DPMS определяет режимы управления энергопотреблением, которые могут быть использованы, когда монитор бездействует.
В режиме Standby происходит только гашение экрана (отключение высокого напряжения на кинескопе), в режиме Suspend - снижение температуры накала катодов СRТ.
Современные материнские платы поддерживают еще один режим — Hibernate(«зимняя спячка»). При входе в этот режим все содержимое оперативной памяти сохраняется на жестком диске, монитор и жесткие диски отключаются, после чего компьютер выключается. Достоинством этого режима является то, что при активизации компьютера, которая обычно осуществляется нажатием на любую клавишу клавиатуры, восстанавливается состояние рабочего стола, открытых и свернутых окон, т.е. компьютер полностью воспроизводит свое состояние на момент «засыпание».
Шведская спецификация Nutek — Национальный совет индустриального и технического развития Швеции, требует, чтобы переход монитора в первый режим сохранения энергии (Standby) происходил в том случае, если мышь или клавиатура не использовались более 5 мин (но менее 1 ч); при этом вернуться в нормальное состояние монитор может за 3 с. В этом режиме величина мощности должна обязательно быть меньше 30 Вт, а желательно -меньше 15 Вт. Через 70 мин мощность, потребляемая монитором, должна быть обязательно снижена до уровня менее 8 Вт, а желательно — до уровня менее 5 Вт. Время выхода из второго режима (Off) не определено. Уровни экономного потребления энергии, определенные Nutek, были включены в аттестационные системы ТСО'92 и ТСО'95.
Аббревиатура ТСО расшифровывается как Шведская федерация профсоюзов. Первоначально экологические стандарты распространялись только на мониторы как на самый опасный элемент компьютера. Разработчиков интересовала лишь минимизация уровня различных излучений. ТСО'92 в этом смысле оказался очень жестким. Его преемник ТСО'95 всего лишь расширил область применения ТСО, впервые сделав попытку описать требования к другим элементам компьютера. Кроме того, особое внимание было уделено защите окружающей среды в процессе производства и безвредной утилизации после срока службы всех сертифицируемых изделий. Требования стандарта ТСО'99 в основном сосредоточены на эргономике, экологии и защите окружающей среды. Под стандарт отныне попадают отдельной строкой мониторы с жидкокристаллическим экраном, компьютеры, ноутбуки и клавиатуры.
Все требования стандарта ТСО'99 объединены в семь групп:
визуальные эргономические требования (требования к четкости изображения);
визуальные эргономические требования (требования к стабильности изображения);