Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ПИТАНИИ ДПТ НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ОТ СЕТИ



При питании ДПТ независимого возбуждения от сети могут иметь место механические и электромеханические переходные процессы (см. § 2.5).

а) Механические переходные процессы

Переходные процессы этого вида имеют место при неучете электромагнитной инерции обмоток ДПТ. Математическое описание механических переходных процессов проведено в § 1.6, в котором для случая линейных механических характеристик получены формулы для изменения во времени скорости, момента и положения вала ДПТ. Используем эти результаты для рассмотрения конкретных видов механических переходных процессов в электроприводе с ДПТ независимого возбуждения.

На рис. 3.48 приведена схема якорной цепи ДПТ, которая позволяет обеспечить его пуск, динамическое торможение и реверс. На схеме показаны контакты линейных контакторов КМ1 и КМ2, контакторов ускорения КМЗ, противовключения КМ4 и динамического торможения КМ5, а также добавочные резисторы – пусковой Rд1, противовключения Rд2 и тормозной Rд3. В § 3.11 были приведены схемы управления, обеспечивающие эти режимы ДПТ. Здесь рассматривается изменение во времени скорости, тока и момента при их работе, т. е. кривые переходного процесса.

Пуск ДПТ независимого возбуждения в одну ступень при Мс=const. Пуск двигателя в схеме рис. 3.48 осуществляется включением одного из линейных контакторов КМ1 или КМ2 и контактора КМ4, закорачивающего ненужный при пуске резистор Rд2 Двигатель начинает разбег по реостатной характеристике с пусковым резистором Rд1 в цепи якоря (рис. 3.49, а). Затем в определенный момент переходного процесса замыкается контакт КМЗ, шунтируя резистор Rд1, и ДПТ выходит на свою естественную характеристику. Таким образом, пуск ДПТ имеет два этапа: разбег по реостатной и естественной характеристикам, при этом конечные значения координат на первом этапе являются начальными значениями этих координат для второго этапа.

Начальные значения скорости и момента ДПТ на первом этапе переходного процесса в соответствии со статическими характеристиками рис. 3.49, а составляют: wнач=0; Mнач=M1. Конечные значения этих координат соответствуют точке 2 пересечения реостатной характеристики с приведенной механической характеристикой нагрузки w(Мс) и равны соответственно wуст2 и Мс.

Электромеханическая постоянная времени на первом этапе переходного процесса Тм1 в соответствии с (1.40) определится как

Изменение скорости и момента в соответствии с (1.37) и (1.38) происходит по экспоненциальному временному закону и показано на рис. 3.49, б. Так как для рассматриваемого переходного процесса Ф=const, то изменение тока якоря во времени повторяет зависимость M(t).

В момент времени t1, когда скорость ДПТ достигает значения из, а его момент снизится до значений M2, с помощью схемы управления закорачивается пусковой резистор Rд1 и ДПТ выходит на естественную характеристику. При этом момент ДПТ скачкообразно (так как электромагнитная инерция цепи якоря не учитывается) возрастает до значения М1, а кривая скорости претерпевает излом. Скорость ДПТ продолжает по экспоненте увеличиваться, стремясь к значению wуст1 а момент вновь начинает снижаться, стремясь к Мс. Значения wуст1 и Мс являются координатами точки 1 установившегося режима работы ДПТ после окончания его разбега.

Электромеханическая постоянная времени Тм2, характеризующая экспоненциальные зависимости w(t) и M(t)на втором этапе, отличается от постоянной времени первого этапа и определяется как

На рис. 3.49, б показаны постоянные времени Tм1 и Тм2. Отметим, что построенные при этом касательные в начальных точках двух участков кривой скорости имеют одинаковый наклон. Действительно, их наклон определяется производной скорости, которая выражается как

Из этого выражения следует, что в начальный момент пуска и при выходе на естественную характеристику производная скорости одна и та же, что и определяет одинаковый наклон касательных в этих точках кривых переходного процесса.

При пуске ДПТ в две и более ступеней построение зависимостей w(t) и M(t) осуществляется аналогичным образом.

Динамическое торможение ДПТ независимого возбуждения с активным и реактивным постоянными моментами нагрузки. Перед торможением (см. рис. 3.48) контакты КМ1 в цепи якоря замкнуты, а контакт контактора торможения КМ5 в цепи резистора торможения Rд3 разомкнут. Двигатель работает на естественной характеристике в точке 1 (рис. 3.50, а).

Для осуществления динамического торможения размыкается контакт КМ1, отключая ДПТ от сети, и замыкается контакт КМ5, подключая резистор Rд3 к якорю ДПТ. Двигатель при этом переходит из точки 1 на естественной характеристике в точку 2 на характеристике динамического торможения, по которой и будет осуществляться торможение. В зависимости от характера момента нагрузки Мсактивного или реактивного – переходный процесс торможения будет иметь различный вид.

Активный момент нагрузки Мс. Характеристика активного момента нагрузка на рис. 3.50, а показана сплошной линией. Начальные значения скорости и момента

соответствуют точке 2 и составляют wнач = wуст1; Mнач = – M1, их конечные значения–в точке 3 и равняются wкон = – wуст2; Мконс. Механическая постоянная времени определяется выражением Тм = Jwуст1/M1. Переходный процесс согласно (1.37) и (1.38) описывается уравнениями

(3.78)

Кривые переходного процесса изображены на рис. 3.50, б сплошными линиями.

Реактивный момент нагрузки Мс. Характеристика реактивного момента изображена на рис. 3.50, а штрихпунктирной линией. В первом квадранте при w>0 эта характеристика совпадает с характеристикой активного момента. Далее при w=0 момент нагрузки скачкообразно изменяет свое направление и вторая ветвь характеристики w(Мс) располагается уже в третьем квадранте. В связи с таким видом характеристики момента нагрузки переходный процесс распадается на два этапа.

На первом этапе при w>0 переходный процесс аналогичен случаю активного момента нагрузки. Зависимости w(t) и M(t) описываются теми же уравнениями (3.78) и на рис. 3.50, б показаны штрихпунктирными линиями.

В момент времени t1 скорость и момент ДПТ становятся равными нулю. Возникает режим, в котором ДПТ момент не развивает, а момент нагрузки, имея реактивный характер, по своей природе не может вызвать дальнейшего движения. Двигатель остается неподвижным и процесс торможения на этом заканчивается.

Реверс ДПТ независимого возбуждения. В исходном положении перед реверсом на схеме рис. 3.48 замкнуты контакты одного из линейных контакторов, допустим КМ1, и контакты аппаратов КМ3 и КМ4, шунтирующих Rд1 и Rд2. Двигатель работает на естественной характеристике в точке 1 (рис. 3.51, а). Для осуществления реверса размыкаются

контакты аппаратов КМ1, КМЗ и КМ4 и замыкаются контакты КМ2, обеспечивая изменение полярности напряжения на якоре. Двигатель переходит на искусственную характеристику, соответствующую наличию в якоре добавочных резисторов Rд1 и Rд2 и измененной полярности напряжения. В зависимости от характера момента нагрузки переходный процесс протекает по-разному.

Активный момент нагрузки. Переходный процесс при активном моменте нагрузки, характеристика которого показана на рис. 3.51, а сплошной линией, протекает в один этап. Начальные значения скорости и момента соответствуют точке 2 на искусственной характеристике и равны wнач=wуст1; Мнач=–M1. Конечные значения скорости и момента соответствуют точке 3: wкон=–wуст2; Mкoн=Mc. Постоянная времени процесса определяется выражением Tм=Jw0/M2.

Кривые переходного процесса w(t) и M(t) изображены на рис. 3.51, 6 сплошными линиями. Отметим, что эти кривые должны проходить через две характерные точки: при t=t1, когда скорость ДПТ равна нулю, его момент равен –М2, а при t=t2, когда момент двигателя равен нулю, его скорость равна –w0.

Реактивный момент нагрузки. Характеристика реактивного момента нагрузки показана на рис. 3.51, а штрихпунктирной линией. В соответствии с тем, что эта характеристика имеет два участка, переходный процесс реверса состоит из двух этапов.

На первом этапе, когда характеристики активного и реактивного моментов нагрузки совпадают, кривые w(t) и M(t) для этих двух случаев повторяют друг друга (сплошные и штрихпунктирные линии на рис. 3.51, б) до t=t1. В момент времени t=t1, когда момент нагрузки скачкообразно изменяет свой знак, начинается второй этап переходного процесса. Он характеризуется уже другими конечными значениями скорости и момента, которые соответствуют точке 4 пересечения характеристик двигателя и момента нагрузки. Они составляют wкон = – wуст3; Мкон3 = – Мс. Постоянная времени Тм процесса при этом не изменяется, так как ее значение определяется наклоном характеристики ДПТ и моментом инерции. Кривые переходного процесса для второго этапа на рис. 3.51, б соответствуют времени t>t1 и также показаны штрихпунктирными линиями.

Отметим, что при реверсе ДПТ возможен случай, когда при w=0 момент нагрузки будет больше момента ДПТ, т.е. c|>|М2|. Очевидно, что при таком положении ДПТ не сможет начать разбег в другую сторону и процесс его реверса на этом закончится. Двигатель будет работать в режиме короткого замыкания, развивая момент М2 и оставаясь неподвижным.

Наброс и сброс нагрузки ДПТ. Рассмотренные ранее переходные процессы возникали вследствие управляющих воздействий на электропривод. Еще один вид переходных процессов имеет место при изменении момента нагрузки на валу ДПТ, приводящем к соответствующему изменению тока, момента и скорости. Этот вид переходного процесса иллюстрирует рис. 3.52.

Допустим, что в исходном положении ДПТ работал на характеристике в точке 1, преодолевая момент нагрузки Mc1 и вращаясь со скоростью wуст1. Если теперь произойдет увеличение момента до значения Мс2 или, как говорят, наброс нагрузки, то новому установившемуся режиму работы будет соответствовать точка 2 на этой же характеристике. Изменение скорости и момента при этом также подчиняется экспоненциальному временному закону с постоянной времени Тм=J(w0–wуст1)/Мс1, что показано на рис. 3.52, б. На рис. 3.52, б показаны также зависимости w(t) и M(t)при уменьшении (сбросе) момента нагрузки, чему соответствует переход по статической характеристике от точки 2 к точке 1.

б) Электромеханические переходные процессы при учете индуктивности цепи якоря

При учете индуктивности цепи якоря ДПТ независимого возбуждения переходные процессы описываются следующей системой уравнений:

(3.79)

(3.80)

(3.81)

где Lяиндуктивность якорной цепи, Гн.

Для получения исходного дифференциального уравнения для скорости ДПТ осуществим подстановку (3.81) и (3.80) в (3.79). После несложных преобразований имеем

(3.82)

Из (3.82) видно, что переходные процессы при учете индуктивности цепи якоря описываются (в отличие от механических) дифференциальным уравнением второго порядка. Это отражает факт наличия двух накопителей энергии: электромагнитной – якорная цепь ДПТ и механической – механическая часть электропривода.

Решение уравнения (3.82) и соответственно вид переходных процессов зависят от соотношения постоянных времени Тя и Тм, которые определяют корни характеристического уравнения,

(3.83)

При Тм>4Тя корни уравнения (3.83) вещественные и отрицательные и общее решение уравнения (3.82) имеет вид

(3.84)

где С1, С2постоянные интегрирования; p1, р2корни характеристического уравнения (3.83), определяемые по формуле

(3.85)

Если Тм<4Тя, то корни уравнения (3.83) комплексные, сопряженные с отрицательной вещественной частью,

(3.86)

где

(3.87)

Общее решение (3.82) в этом случае имеет вид

(3.88)

где С3, C4постоянные интегрирования.

В (3.84) и (3.88) первые два члена правой части представляют собой принужденную составляющую переходного процесса, которая является частным решением уравнения (3.82), а остальные – свободную составляющую процесса.

Для определения постоянных C1C4 необходимо использовать начальные значения координат wнач и wнач=(dw/dt)нач в момент времени t=0. Для этого по (3.84) и (3.88) найдем производную скорости dw/dt

при Тм>4Тя

(3.89)

при Тм<4Тя

(3.90)

Решая совместно (3.84) и (3.89). (3.88) и (3.90) относительно искомых постоянных С1С4 для момента времени t=0, получаем

(3.91)

(3.92)

где wс=w0МсRя/с2 – установившаяся скорость, соответствующая моменту нагрузки Мc

Подстановка найденных постоянных в (3.84) и (3.88) позволяет получить окончательные выражения для зависимости w(t) соответственно для соотношений постоянных времени Тм>4Тя и Тм<4Тя

(3.93)

(3.94)

С помощью (3.93) и (3.94), используя (3.80), получаем зависимость изменения момента ДПТ во времени M(t)для тех же соотношений Тя и Тм

(3.95)

(3.96)

В свою очередь, из (3.95) и (3.96) используя (3.81) можно получить для рассматриваемых двух соотношений постоянных времени Тм и Тя зависимость изменения тока в функции времени

(3.97)

(3.98)

Индуктивность цепи якоря ДПТ оказывает существенное влияние на характер переходных процессов в электроприводе. В первую очередь ее влияние проявляется в ограничении пиков тока в якоре и увеличении времени переходных процессов. Однако для обычных ДПТ общепромышленных серий это ограничение тока незначительно, и поэтому требуется использовать специальные меры по ограничению переходных токов.

При определенных соотношениях механической и электромагнитной постоянных времени, а именно при Тм<4Тя, переходные процессы в электроприводе имеют колебательный характер. Для примера на рис.3.53 показаны кривые изменения момента и скорости ДПТ при пуски под нагрузкой, отражающие это положение. Из–за колебательного характера процесса увеличивается время пуска и возникает перерегулирование скорости. Отметим также, что наличие индуктивности привело к некоторому запаздыванию t3 при пуске, которое определяется временем нарастания момента ДПТ до момента нагрузки Мс.

Индуктивность якоря нарушает в переходных процессах однозначную связь между скоростью и моментом ДПТ, определяемую его статической механической характеристикой.

Это обстоятельство может привести в переходных процессах, например сброса или наброса момента нагрузки, к существенно большим динамическим перепадам скорости по сравнению со статическими, которые соответствуют статической механической характеристике.

Для примера на рис. 3.54 показаны графики изменения скорости и момента ДПТ при увеличении (набросе) момента нагрузки. При скачкообразном увеличении момента нагрузки от Мс1 до Мс2 скорость и момент ДПТ изменяются в соответствии с (3.94) и (3.96), что показано на рис. 3.54, а. Начальные и конечные значения скорости и момента определяются по статической механической характеристике ДПТ (прямая 1 на рис. 3.54, б).

Динамическая механическая характеристика, которая представляет собой по существу фазовую траекторию движения электропривода, имеет вид кривой 2, показанной на рис. 3.54, б. Она получается, если на плоскость механических характеристик наносить точки с координатами w, М, определяемыми из кривых w(t) и M(t) рис. 3.54, а для одинаковых моментов времени. Из рис, 3.54, б видно, что статический перепад скорости Dwс меньше реального динамического перепада скорости Dwдин.

При питании ДПТ от сети индуктивность цепи якоря в переходных процессах проявляется, как правило, не очень сильно. Определяется это тем обстоятельством, что для ограничения переходных токов в цепь якоря вводятся дополнительные резисторы, которые уменьшают постоянную времени Тя. В то же время при питании ДПТ от вентильного преобразователя, когда в цепь якоря включаются дополнительные сглаживающие и уравнительные реакторы, индуктивность якорной цепи может оказывать существенное влияние на переходные процессы.

в) Переходные процессы при изменении магнитного потока ДПТ

Воздействие на магнитный поток ДПТ осуществляется путем изменения тока возбуждения. Уменьшение (ослабление) магнитного потока в простейшем случае может быть осуществлено в схеме рис. 3.55, а с помощью дополнительного резистора Rд и ключа К. В исходном положении ключ К замкнут, резистор Rд зашунтирован и по обмотке возбуждения ОВ протекает номинальный ток Iв,ном. При размыкании ключа К в цепь обмотки возбуждения будет введен резистор Rд, после чего ток возбуждения и магнитный поток начнут уменьшаться.

Из-за индуктивности обмотки возбуждения ДПТ ток возбуждения и поток будут изменяться не мгновенно, а постепенно. Процесс изменения скорости и момента ДПТ при уменьшении магнитного потока иллюстрирует рис. 3.55, б. На рисунке показаны статические механические характеристики ДПТ при номинальном и ослабленном потоке (соответственно прямые 1 и 2) и динамическая механическая характеристика в виде кривой 3. При отсутствии индуктивности обмотки возбуждения переход ДПТ с характеристики 1 на характеристику 2 происходил бы по пунктирной горизонтальной линии в точку А, в то время как наличие индуктивности обмотки определяет этот переход по динамической характеристике 3.

Вследствие того что индуктивность обмотки возбуждения ДПТ, как правило, существенно превышает индуктивность якорной цепи, переходные процессы при изменении магнитного потока могут быть описаны следующей системой уравнений, не учитывающей индуктивность якоря:

(3.99)

(3.100)

(3.101)

(3.102)

где Rв=Rд+Ro,в полное сопротивление цепи возбуждения; Ф=F(Iв) – зависимость потока от тока возбуждения, выражаемая кривой намагничивания; Wв число витков обмотки возбуждения.

В общем случае система уравнений (3.99) – (3.102) не имеет строгого аналитического решения, поэтому для нахождения зависимостей w(t), M(t), i(t), Ф(t) целесообразно использовать приближенные методы расчета переходных процессов, например численный метод. Рассмотрим порядок получения кривых переходного процесса этим методом.

На первом этапе целесообразно рассчитать график изменения магнитного потока во времени, поскольку этот процесс протекает независимо от остальных процессов в электроприводе и определяется только параметрами цепи возбуждения. Для этого расчета необходимо использовать кривую намагничивания Ф/Фном=Ф*=F(Iв) (рис. 3.56, а), а уравнение (3.99) записать в приращениях в следующем виде:

(3.103)

где Iв,ycт=Uв/Rв – установившееся значение тока возбуждения после окончания переходного процесса.

Разделив ось ординат (рис. 3.56, а) между начальным Фнач* и конечным (установившимся) значениями магнитного потока на ряд отрезков DФi* и определив для каждого из них разность Iв,устiв,i с помощью формулы (3.103), рассчитываем интервал времени Dti , который соответствует изменению магнитного потока наDФi*.

Произведя затем последовательно вычитание DФi* из значения потока ДПТ на предыдущем отрезке, получаем зависимость Ф*(t) в виде кривой, показанной на рис. 3.56, б. Для дальнейшего расчета известная теперь кривая Ф*(t) заменяется ступенчатым графиком так, чтобы на каждом интервале времени Dti поток был постоянным и равным некоторому среднему значению.

Для нахождения зависимости w(t) решаем совместно уравнения (3.101) и (3.102) относительно скорости

(3.104)

или после несложных преобразований

(3.105)

где

Из (3.105) получаем выражение для приращения скорости на i-м участке на интервале Dti

(3.106)

где Ф1* – относительный магнитный поток на первом интервале, откуда

(3.107)

Порядок расчета зависимости w(t) следующий. Вначале по ранее рассчитанной зависимости Ф*(t) рис. 3.56, б и начальному значению скорости wнач1 c помощью формулы (3.107) определяется приращение скорости Dw1 на первом интервале времени Dt1. Далее находится начальная скорость на втором интервале

(3.108)

Затем опять с помощью формулы (3.107) находится приращение скорости на втором интервале времени и т. д. Таким путем получается искомая зависимость w(t), которая позволяет получить графики момента и тока якоря с помощью соотношений

На рис. 3.57 в качестве примера показаны зависимости от времени скорости и момента ДПТ в переходном процессе при ослаблении магнитного потока. Эти кривые соответствуют показанному на рис. 3.55, б переходному процессу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.