Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Просьбы, вызовы и задания



Коуч подталкивает клиента к действию, давая ему задания, обращаясь к нему с просьбами и вызовами.

Вызов заставляет клиента тянуться за им же самим постав­ленные пределы.

Просьба побуждает клиента добиваться своей цели, пред­принимая конкретные действия.

Задание — вещь посложнее просьбы и вызова.

Урок клиент извлекает из обратной связи, а не из положи­тельного результата.

Клиент становится ответственным, когда берет на себя обя­зательства за свои действия и, соответственно, за свою жизнь.

Существуют три основных вопроса, чтобы сделать клиента ответственным за свои действия или задания:

— Что вы намерены делать?

— Когда вы это сделаете?

— Как вы это узнаете?

Клиент нуждается в поддержке коуча. Коуч поддерживает клиента:

— обучая его ментальной репетиции целей, или

— помогая ему установить определенные повседнедневные якоря

Коучинг считается завершенным, когда коуч и клиент прихо­дят к соглашению, что клиент добился того, ради чего пришел на коучинг, если только занятия не прервутся какими-либо дра­матическими событиями.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Если хотите понять действуйте. Идеи, приведенные в этой главе, можно опробовать несколькими способами. При жела­нии их можно использовать и как задания для себя или своих клиентов.

1. Вспомните какую-нибудь перемену, происшедшую в ва­шей жизни. Помните момент перехода? Что могло бы об­легчить вам этот переход? Какую привычку вы смогли из­менить?

2. Подумайте о какой-нибудь привычке, которую хотели бы изменить, например, грызть ногти.

Каковы достоинства этой привычки? Когда она возникла? Каковы ваши ощущения от нее? Как она вписывается в вашу нынешнюю жизнь? Всякий раз, осознав, что тянете пальцы ко рту, остано­витесь и скажите себе: «Значит, я выбираю это». Присмотритесь, как при этом меняется ваше восприя­тие этой привычки.

3. Начните развивать интуицию в отношении окружающих. Понаблюдайте за людьми в ресторанах и общественных местах. Обратите внимание, как они двигаются, как оде­ты, как жестикулируют. Попытайтесь угадать их возраст, годовой доход, семейное положение. Попытайтесь сочи­нить коротенькую историю об их жизни — где они роди­лись и какую жизнь вели прежде. Это забавно, и к тому же обострит вашу наблюдательность.

4. Упражняйтесь в наблюдении за собой, чтобы научиться лучше осознавать собственные мысли и суждения о своих целях. Не забывайте «остановиться и оглянуться» в конце каждого дня. Сядьте, расслабьтесь. Задайте себе следу­ющие вопросы, а ответы запишите в дневник:

— Что занимает мои мысли прямо сейчас?

— Кто мне сейчас наиболее близок?

— К кому я прямо сейчас испытываю наибольшее от­чуждение?

— Какие цели я проработал сегодня?

— Что я сделаю по-другому завтра?

5. Заполните «Таблицу повседневных якорей» (стр. 249). Что она говорит о вашей обычной жизни и привычках? Каким образом вы можете увеличить число повседневных яко­рей, которые приводили бы вас в позитивное состояние? Каким образом вы можете сократить число повседневных якорей, которые приводили бы вас в негативное состоя­ние?

6. Выберите какое-нибудь важное для себя знакомство (или родство) и поработайте с колесом перспектив (стр. 195 ори­гинала). Что вы думаете о своих взаимоотношениях с этим человеком с первой перцептуальной позиции? Запишите свои мысли в первый сектор. Перейдите на вторую пози­цию. Станьте тем человеком. Что вы думаете о своих вза­имоотношениях теперь, с позиции того человека? Запи­шите свои мысли и догадки во второй сектор. Какими эти взаимоотношения могут казаться стороннему наблюдате­лю? Запишите ответе третий сектор. Частью какой систе­мы вы оба являетесь? Как вписываются в эту систему ва­ши взаимоотношения? Как факт пребывания внутри этой системы влияет на ваши взаимоотношения — в сторону улучшения или же ухудшения? И, наконец, какие действия вы предпримете в результате своих догадок?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СНА...

Неожиданно мы оказываемся внутри собора, и он даже боль­ше, чем мы думали. Толстенные стены, очень холодные и влаж­ные на ощупь, сложены из огромных, темных камней.

Снаружи никто не услышит наших криков о помощи отсюда. Но каждое сказанное слово повторяет многократное гулкое эхо. Собор прислушивается к нам и повторяет наши речи холодным каменным голосом.

В нишах разбойником свистит ветер.

Подняв глаза, мы видим витражные окна, сквозь которые проникает мягкий свет, но его недостаточно, чтобы без опаски сделать хоть шаг. Слишком много тут темных уголков и неров­ных камней. Мы неподвижно стоим в молчании.

Женщина появляется в проеме входной двери; лампа в ее ру­ках отбрасывает длинные тени на пол и стены. Она легкой пос­тупью обходит помещение, зажигая свечи и давая нам возмож­ность осмотреться и решить, куда идти.

Теперь мы видим то, что прежде скрывала темнота, но дале­ко не все, и даже рады этому.

Женщина улыбается.

Мы пускаемся вперед, внимательно присматриваясь.

В одном углу обнаруживаются дивные произведения искус­ства, покрытые толстым слоем уже слежавшейся пыли. Похоже, они тут с незапамятных времен.

Женщина между тем с усилием пытается открыть маленькую дверцу, прежде не замеченную нами. В конце концов ей это уда­ется, и дверца открывается с ужасающим скрипом, свидетель­ствующим, что ее не открывали уже много лет.

Свет, хлынувший из-за двери, на мгновение ослепляет нас, уже привыкших к царящей здесь полутьме.

Мы видим дорожку из света, ведущую к металлической вин­товой лестнице.

Мы бегом бросаемся туда и...замираем как вкопанные перед предупреждением: «СТОЙ! ОПАСНОСТЬ! ДАЛЬШЕ ХОДА НЕТ!»

Мы оглядываемся, но женщины и след простыл...Где же она? Почему пропала как раз в тот момент, когда больше всего нуж­на? Она же должна сказать нам, что делать!

А лестница-то, похоже, ведет именно на крышу здания... Мы всматриваемся в ее спираль, но не видим ничего дальше перво­го витка.

Что же там, на лестнице, может быть такого опасного?

И кто написал предупреждение?

ЧАСТЬ III

КОУЧИНГ НА ПРАКТИКЕ

ГЛАВА 9

КОУЧИНГ В ДЕЙСТВИИ

  • В книге приведено множество инструментов коучинга и идей о нем. Теперь пришло время соединить их в занятия. Как мы используем все эти идеи на практике?

Вот одно из занятий коучингом, проведенное с клиен­том, который никак не мог решить, каким видом деятель­ности заняться. Несколько лет он был врачом, и одна из его целей состояла в том, чтобы посетить несколько заня­тий бизнес-коучингом. Звали его Робин.

Многие придают значение лишь словам, звучащим в бе­седах клиента и коуча. Однако мы полагаем, что язык те­ла клиента несет в себе столько же информации, сколько и слова, поэтому и описали то, что считаем важным.

Робин начал занятия с того, что уселся на собственные руки, скрестив ноги. Это можно истолковать как закры­тость, но мы еще не провели калибровку в отношении то­го, что это означало именно для него, поэтому решили проявить открытость.

Коуч: Какая цель стоит перед вами в данный момент?

Робин: Я хочу заняться другой работой. Я уже несколько лет работаю врачом и имею дело с людьми и их разного рода болячками. Причем народ по преи­муществу бедный. Но меня всегда интересовал бизнес. Пока еще я работаю, но постоянно ощу­щаю некое раздвоение.

Здесь коуч скопировал позу Робина, тоже скрестив ноги и слегка наклонившись вперед.

Робин: Буду ли я и дальше делать все, что в моих силах как врач [здесь он делает жест обеими руками влево], или же займусь бизнесом [тот же жест, но вправо], все это частично из-за денег. Но в бизнесе я могу сделать больше, и хочу больше зарабатывать.

К этому моменту коуч получил уже достаточно инфор­мации. Да, раздвоение имеется. С одной стороны (букваль­но), Робин хочет продолжать работать врачом. С другой — хочет перейти в бизнес, который принесет ему больше де­нег. Интересно также, что при визуализации хранящихся в памяти реальных образов и переживаний правшам (к ко­торым относится и Робин) свойственно смотреть вверх влево, а при визуазизации сконструированных образов — вверх вправо.

Сохраненные образы обычно приходят из прошлого, сконструированные же вполне могут являться из будуще­го. Следовательно, по тому, как Робин думает о своей дея­тельности, можно заключить, что врачебная уже принадле­жит прошлому, а вот бизнес — будущему. Робин также ут­верждает, что частью этого решения являются деньги. Деньги сами по себе — не ценность, но на них можно при­обрести многое из того, что Робин ценит. Коучу необходи­мо знать ценности, стоящие за обоими вариантами цели. Только тогда Робин сможет принять решение или прийти к компромиссу.

Тогда коуч выполняет возврат.

Коуч: Итак, с одной стороны [жест вправо от Робина], вы хотите заниматься бизнесом. С другой [жест влево от Робина], по-прежнему цените свою врачебную деятельность и возможность помогать людям. Кроме того, с обеих сторон важны деньги. Робин кивает.

Коуч: Значит, вот так ситуация выглядит со стороны [жес­ты вправо и влево и снова якоря на две разные ситу­ации, по одному на каждую сторону]... И как все это соотносится с разными половинками вашего Я?

Робин на минутку задумывается.

Робин: Слева — то, что знакомо, удобно и апеллирует к мо­ей ценности помощи людям. Ведь так много лю­дей мучаются разными хворями, которых вовсе не заслуживают. Особенно жутко видеть больных детей».

Коуч: Помощь людям?» [Возвращает ценность.]

Робин, кивая: «Справа — моя потребность в признании и сво­боде».

Коуч: «Итак, вкратце разные половины вашего Я можно описать так... Врачебная половина соотносится с помощью людям?»

Робин кивает. Коуч: «А бизнес-половина — с признанием и свободой».

Робин снова кивает.

На этом этапе коуч достиг взаимопонимания и прочно заякорил оба аспекта: бизнес справа, врачебную деятель­ность — слева. Первый уровень ценностей обоих аспек­тов ясен: признание/помощь людям. Цель должна более или менее согласовать оба, но как именно, пока неясно.

Коуч: «Можем ли мы представить в образах, на что это бу­дет похоже, или что будет типично для вас, когда вы станете работать в двух различных направлениях?»

Робин, глядя вниз, мягким тихим голосом: «У меня есть об­раз и очень ясное чувство относительно врачебной половины моего Я. Ему очень комфортно, оно чувствует себя совершенно «в своей тарелке» и аб­солютно спокойно».

На этом этапе коуч начинает преднамеренно жестику­лировать немного иначе, его жесты более округлы, сдер­жанны и направлены в обе стороны.

Следующий вопрос коуч задает мягко, неторопливо, совпадая с клиентом по тону голоса.

Коуч: «У нас есть образ [Робин так сказал], и у нас есть тон голоса [спокойный] вон там [жест влево]... Что-нибудь еще?»

Робин: «Да. [Смеется.] Я одет в какое-то старье!» Коуч: «Хорошо. А что там с другой половиной?»

Робин жестикулирует и смеется с неожиданным силь­ным воодушевлением.

Робин: «Вот здорово-то! Просто отлично. Я вижу себя бизнесменом, сидящим в зале заседаний совета директоров. И одет совершенно по-другому. Ши­карный костюм».

На этом этапе коуч замечает, что врачебная половина дает о себе знать в основном через звуковую и кинестети­ческую системы представления, а бизнес-половина — пре­имущественно через визуальную.

Коуч, оживленно, в более быстром темпе, стремясь совпа­дать по тону голоса с Робином: «У вас очень четкое представление о том, как выглядят эти два Робина, и в данный момент они вполне раздельны».

Коуч подтверждает визуальность бизнес-половины, го­воря, что обе возникают порознь.

Робин, быстро: «Да, я могу все бросить и приложить макси­мум усилий, невзирая... [замолкает и продолжает уже медленнее], но врачебная половина говорит мне: «Твой поступок не имеет смысла. Для реаль­ных людей это не имеет никакого значения, и во­обще это слегка отдает равнодушием».

Для этого сакраментального «Да, но...» характерна после­довательная инконгруэнтность. Иными становятся ценности, системы представления и даже интонации — одна за другой.

Робин: «Они теперь все здесь!» [Делает экспансивный, бо­лее широкий жест влево и вправо.]

Коуч: «Итак, мы их прояснили и еще больше обособи­ли». [Делает такой же широкий жест.]

Робин: «Да».

Коуч: «А врачебная половина, значит, считает, что в этом нет смысла. Смысл... что он вам дает?»

Коуч ищет ценности, стоящие за целью.

Робин, глядя вправо, тихим голосом: «Все. Это замечатель­но, когда в твоей работе есть смысл. Он дает ощу­щение собственной значимости. И я ощущал себя значительным».

Коуч: «А ощущать себя значительным — что это вам да­ет?» [Расспрашивает дальше, потому что не все сокровенные ценности еще выявлены.] Чем это важно — ощущать себя значительным?»

Робин, глядя вправо вниз: «Чувствовать свою душу. Это ведь дорогого стоит. Я же вижу, что во всем этом есть смысл, в том, что люди так нуждались во мне, и это было по-настоящему стоящим делом. Я чувствовал свою значимость. Я хочу быть нужным. А тем на самом деле заниматься не хочу...»

Коуч: «То может быть просто аспектом этого, но вовсе не обязательно заниматься всем. [Сопротивляется побуждению заниматься врачебной деятель­ностью.] Ясно, что здесь полно чувств. И есть ощу­щение своей значимости...» [Коуч говорит с той же интонацией, что и Робин, и подкрепляет слова тем же жестом.]

Интересно также, что в самом начале Робин упоминал, что работает с малоимущими, и это дает ему ощущение собственной значимости.

Робин: «Да, значимости».

Коуч, делая возврат: «Значимость для других, помощь лю­дям, ощущение своей значительности...»

Робин: «Хм-м-м...» [Соглашается, но смотрит по-прежне­му вниз, погруженный в размышления.]

Коуч: «За этой работой у нас стоят очень прочные цен­ности и эмоции, и это следует учитывать».

Робин: «Да».

Коуч делает калибровку тона голоса Робина, который опять отличается от предыдущего. Похоже, эти ценности — сокровенные для его цели работать с бедняками.

Коуч, меняя тон своего голоса и говоря быстрее: «А с точки зрения бизнес-аспекта, там [жест], что для вас важно?»

Теперь коуч приступает к поиску сокровенной цен­ности, стоящей за стремлением к бизнесу.

Робин: «Думаю, чисто внешнее признание и подтвержде­ние небессмысленности того, что я делаю».

Коуч: «А это чисто внешнее подтверждение, чем оно важно для вас?»

Робин закрывает глаза и хмурит брови, словно пытаясь с трудом разглядеть что-то на своем ментальном экране.

Робин: «Я многому учился, так что эти затраты, наверное, оправдаются. Мне говорили, что должны... [Он стискивает руки перед грудью.] Но почему-то я их там не вижу, не знаю, почему. [Замечает, что жес­тикулирует перед собой.] Я хочу знать, что не напрасно тратил время и деньги».

Коуч: «А если не напрасно тратили, то что для вас в этом важно? И что значит не напрасно?»

Коуч все еще докапывается до сокровенных ценностей.

Робин: «Не знаю... Признание... Мне нужно признание». [Скрещивает руки на коленях.]

Коуч: «А теперь давайте-ка соединим это с другой сторо­ной. Поправьте меня, если я ошибусь, но, по-моему некое признание уже сидит в вас самом. Ведь Роби­на-врача не беспокоит, что о нем подумают другие».

Робин: «Нет. Когда я занимаюсь лечением, я вполне само­достаточен, и больше ничье признание мне не нужно». [Робин смотрит вниз и глубоко вздыхает.]

Коуч: «Такое ощущение [применяет ту систему представ­лений, в которой обычно думает Робин], что некое признание имеется в обеих половинках вашего Я, просто приходит оно из разных направлений» [жесты вправо и влево].

Робин, улыбаясь: «Да».

Это ключевой момент первой части занятия коучингом. Две разных половинки Я клиента сошлись в одном поня­тии: в признании. Оно — ключевая ценность для обеих.

Коуч: «Итак, обеим половинкам вашего Я нужно приз­нание в обоих аспектах?»

Робин сидит выпрямившись, но слегка клонится вправо.

Робин: «Пожалуй, так».

Коуч: «Как же они сработаются, как обе получат то приз­нание, в котором нуждаются?»

Это — ключевой вопрос. Обеим половинкам требуется почитаемая ценность. Теперь мы подходим ко второй час­ти занятия коучингом — как с должным уважением отнес­тись к обеим половинам, дабы Робин мог ими воспользо­ваться. Робин уставился вперед, явно визуализируя. Коуч: «Как «Робин-врач» может помочь «Робину-биз­несмену» добиться столь нужного внешнего приз­нания?»

Здесь коуч просит Робина-врача помочь Робину-биз­несмену обрести нечто, очень для того важное (призна­ние). Ну как тут отказать?

Робин, быстро моргая: «Практически это уже происхо­дит. Хм-м-м... но не внутри меня. Внутри я все равно разделен надвое. Мне нравится моя энер­гичная и ухватистая бизнес-половина. Мне дей­ствительно нужно, чтобы меня заметили там, в де­ловом мире. Я хочу получить признание. Я хочу иметь деньги. Но я не смогу действовать так, как принято там [указывает влево], а там [указывает вправо] не смогу быть «по-биснесменски» рас­торопным и предприимчивым».

Коуч: «Так какой же из двоих Робинов настоящий?»

Робин: «Может быть, никакой».

Коуч: «А может, тот, у которого уже есть признание... Как бы вы могли, занимаясь бизнесом, удосто­вериться во внутреннем признании от помощи людям?»

Цель этого вопроса — заставить Робина задуматься о признании в двух ипостасях: самим собой и окружаю­щими.

Робин, глядя вправо вниз и прикрывая глаза: «Только как-нибудь измерив его».

Коуч: «Но это будет внутреннее признание — от вас са­мого. А есть ведь еще и внешнее — другими людьми».

Коуч работает с ценностью признания.

Коуч: «Для вас важно ощущать себя значительным и помогать людям».

Коуч опознает того Робина, который хочет быть вра­чом.

Робин: «Да».

Коуч: «Разве ваша бизнес-половина не будет помогать людям? А как иначе вы сможете получить их признание?»

Робин: «Звучит странно, даже для меня... Бизнес поче­му-то не кажется мне делом, направленным на реальных людей, по-моему, все происходит как-то отстраненно...» [Смотрит задумчиво и озада­ченно.]

Коуч: «Бизнес приносит доход. Бизнес помогает лю­дям жить. Все вещи, которыми мы пользуемся, изготовлены и приобретены посредством бизне­са. Бизнесмены жертвуют на благотворитель­ность. Как же он не направлен на людей?»

Коуч оспаривает непроанализированное убеждение Робина, что бизнес — не для людей.

Робин: «Да, это просто нелепо».

Коуч: «Итак, как вы себе представите примирение этих двоих?»

Коуч говорит очень открыто, намеренно не уточняя, кто «эти двое». Они могут быть двумя испостасями приз­нания, двумя половинами самого Робина, а могут быть признанием и Робином-бизнесменом.

Коуч: «Вы помогаете людям, приспособившись к среде бизнеса, и помогаете людям в другой среде, приспособившись и к ней. И получаете призна­ние от обеих...»

Робин, поглаживая подбородок и поднимая вверх закры­тые глаза: «Ммм-м-м-м...»

Коуч: «Представьте...»

Робин снова закрывает глаза.

Коуч: «Простите, вы все еще думаете...».

Робин: «Я просто визуализирую, как эти двое сходятся в центральной точке».

Коуч, тут же воспользовавшись идеей центра: «Она цент­ральная для вас, вы поместили ее туда. А что яв­ляется центральным для вашей бизнес-полови­ны, когда она получает признание и помогает людям?» Робин задумывается, сложив руки перед лицом.

Робин: «Признание, которое я получаю там [жест впра­во, к бизнес-половине], будет аналогично тому, которое я получаю там [жест влево, к врачебной половине]. Работа, которую я выполняю, охва­тывает весь диапазон». [Делает широкий жест слева направо.]

Коуч: «Итак, деловая среда и та, другая, разительно от­личаются друг от друга, однако работа, которую вы делаете... для вас все та же, и за нее вы полу­чаете признание и от себя, и от других. И эта ра­бота вас устраивает, и вы ощущаете себя значи­тельным... А как быть с тем, что работа для вас — главное, и вы хотите получить признание?»

Коуч сводит вместе ценности, общие для обеих поло­вин Я Робина.

Робин наконец-то пришел в равновесие — сел ровно и прямо, сложив руки в районе диафрагмы (по центру).

Робин: «Все прояснилось и сместилось в центр...» [Де­лает круговой жест в районе центра тела.]

Коуч: «Расскажите поподробнее». [Делает тот же жест.]

Робин: «Смерч... это похоже на смерч. Весь шум и все действие по краям, а в центре — тишина...» [Смеется.]

Коуч: «Вы все тот же, вы остались прежним и можете работать во всем диапазоне и ощущать собствен­ную значительность. Что же касается призна­ния, то порой вы будете больше признавать себя сами, а порой вас будут больше признавать дру­гие. А порой внутреннее признание будет совпа­дать с внешним. Вы представляете, как это бу­дет? И что при этом чувствуете?»

Робин, кивая и глядя в пространство: «Я ведь могу не пы­таться свести все воедино [еще круговой жест в се­редине], а пройти посередине, сосредоточив­шись на той работе, где помогаю людям. Мне вполне комфортно».

Коуч: «А что может по этому поводу сказать Робин-врач? Что вы чувствуете?»

Коуч проверяет, приемлемо ли это решение для вра­чебной половины, используя звуковую и кинестетическую системы, поскольку именно их включал Робин, говоря о сво­ей врачебной деятельности.

Робин, смеясь: «Намереваюсь прикупить новой одежды!

Теперь я смогу себе это позволить!» Коуч: А как отнесется к этой перемене Робин-бизнесмен?» Робин: «Да отлично. Из той половины ко мне все еще идут теплые ощущения... [Улыбается во весь рот, а потом хохочет.] Я обрел полную свободу пе­редвижения».

Коуч: «Больше ничего не хотите добавить?» Робин: «Моя бизнес-половина дала мне полное добро, и чувства раскрепостились. До этого я был, как в це­пях».

В конце занятия коуч дал Робину три задания. Одно — пересмотреть плату за его работу, на данный момент слиш­ком низкую. Другое — купить себе новой одежды, а третье — поговорить с другом, старшим управляющим в какой-то фирме, и разузнать поподробнее, как эта фирма работает. Это занятие было по сути целиком посвящено приня­тию решения. В начале решение было просто невозмож­но, поскольку две половины Я Робина боролись друг с другом, поддерживая совершенно разные ценности. И задачей коуча было, внимательно слушая, добиваясь взаимопонимания, совпадая по языку и выявляя цен­ности, найти ту ключевую ценность, которая соединила бы половины так, чтобы обе почувствовали себя удов­летворенными. У Робина были две цели, вроде бы про­тиворечащие друг другу. Ключевыми ценностями было ощущение собственной значительности для обеих поло­вин и признание Робина самим собой и внешним ми­ром. Именно эти две ценности и примирили его поло­вины.

Это занятие оказалось посложнее тех, где речь шла только об одной цели и соответствующих ценностях. Са­мые сложные решения требуются тогда, когда цели ка­жутся несовместимыми, а ценности — противоречащи­ми друг другу. Поэтому для хорошего решения необхо­димо отыскать ценности, залегающие на более глубоком уровне.

ГЛАВА 10

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.