Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Необоснованные предположения



У них тот же смысл, что и у предположений, стоящих за вопросами. Что из сказанного клиентом должно быть верно, чтобы вы могли это принять? Не втягивает ли вас клиент в свою проблему? Нередко клиенты делают предположения и встраивают их в свою речь так, что вы принимаете их, дабы заняться его проблемой. Однако столь же нередко пробле­мой оказывается само предположение. Например, клиентка говорит: «Я хочу понять, почему угрюмость и раздражитель­ность моего мужа вызывают у меня депрессию». Предпола­гается, что причиной депрессии являтся угрюмость мужа. Она, конечно, может иметь значение, но не основное. Обра­тите внимание на ограничивающие предположения в приве­денных ниже примерах (предположения даны в скобках):

— Сколько раз тебе нужно говорить, чтобы ты этого не де­лал? (Приходится несколько раз повторить тебе одно и то же, и только тогда ты прекратишь так поступать).

— Когда только ты начнешь поступать ответственно? (Сейчас ты действуешь безответственно).

— Насколько хуже все может стать? (Все плохо сейчас, а бу­дет еще хуже).

— Я не уверен, смогу ли исправиться. (Я веду себя непра­вильно).

— И насколько сильно он хочет меня обидеть? (Он хочет ме­ня обидеть).

Предположения часто маскируются под вопросы, начи­нающиеся со слова «почему». Например:

Почему он такой неблагодарный? (Он неблагодарный).

— Почему она никогда ничего не может сделать как надо? (Она все делает неправильно).

— Почему я такой бесчувственный? (Я бесчувственный).

Предположения часто прячутся за фразами, начинающи­мися со слов «когда», «с тех пор как» и «если», например:

— Когда он наконец поймет, что мне это не нравится? (Мне это не нравится, а он этого так еще и не понял).

Чтение мыслей

Одним из источников предположений является чтение мыслей. Клиент предполагает, будто знает, о чем думает другой, не имея к тому достаточных доказательств. Он предполагает, что по одному лишь поведению может по­нять намерения другого. Поведение-то на виду, а вот наме­рения — невидимы.

Когда клиент читает мысли, всегда стоит поинтересовать­ся, а так ли уж точно он их читает. Он может оказаться прав, но может и ошибиться. Спросите у него, откуда он знает, что дру­гой человек думает именно так, как считает клиент. Он впол­не может попасть в точку, но почему бы не удостовериться?

Некоторые клиенты предполагают, что другие могут (и должны) читать их мысли и поступать соответственно. Это — реверсивное чтение мыслей: человек считает, что другие тоже читают его мысли, и расстраивается, если они не понимают, что ему от них нужно, хоть сам он своих нужд так и не озвучивает. Клиент, привыкший к реверсив­ному чтению мыслей, всегда будет недоволен окружающи­ми и даже зол на них. Он считает, что окружающие вечно противоречат ему, притом намеренно.

Модальные операторы

Примерами могут служить слова типа «следует», не сле­дует», «должен», «не должен», «обязан», «не обязан». Это — модальные операторы необходимости. Они формируют в сознании необходимость сделать что-то или запрет на действие. То есть подразумевают создание некого правила, о котором клиент нередко даже не подозревает. Вот нес­колько примеров:

— Мне следует работать лучше

— Ты обязан закончить это к концу месяца

— Я не должен совершать ошибок

— Им не следует делать это

У коуча есть три способа уточнить эти модальные опера­торы.

  • Вопросом, каковы могут быть воображаемые послед­ствия, если клиент отступит от правила. Например, кли­ент говорит: «Я должен это сделать». Вы можете спро­сить: «А что произойдет, если вы этого не сделаете?», или «А зачем вам это делать?» (Последний вопрос требует оп­ределенной степени взаимопонимания).
  • Анализом смыслового диктата слова «должен», сказав что-то вроде «Да вы только предположите на минутку, что не сделали этого. Что получится?» Если же клиент гово­рит: «Я не должен этого делать», вы можете уточнить высказывание вопросом: «А что случится, если вы все-та­ки сделаете это?», или «Кто так считает?»
  • Другими вариантами последствий, сказав: «Да вы только предположите, что могли бы... Что получилось бы?»

Модальные операторы основываются на общепринятых обычаях или морали, но вы прислушайтесь, и удивитесь, как часто клиенты употребляют их, чтобы принуждать се­бя делать или не делать что-то, совершенно им не нужное. Модальные операторы могут также указывать на ограни­чивающие убеждения. Улавливайте каждый мелькнувший в речи клиента модальный оператор.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.