Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

День тридцать седьмой. Гимнастика для мозга, или Как научиться переключать свои полушария



 

Прошла неделя вашей низкоинформационной диеты. Надеюсь, вы преуспели в создании своего VIP‑информационного пространства, куда входят только те материалы и знания, которые вам необходимы по работе или для ваших хобби. Кроме отсутствия информационной нагрузки, вы получили великолепный бонус – свободное время. Вы можете потратить его на общение с близкими или выполнение давно забытых желаний, например сходить в театр или на фитнес. Не забывайте, что физическая нагрузка, в отличие от информационной, полезная вещь. Она обеспечивает вас постоянным притоком физической энергии, которая является фундаментом для всех остальных видов энергетики – эмоциональной, умственной и духовной.

Спросите любого диетолога о наиболее эффективной диете. Он ответит вам, что на самом деле диета – это срочно принимаемые меры. Без здорового образа жизни и регулярного, четко построенного режима питания эффект диеты быстро сойдет на «нет». Поэтому я предлагаю вам разработать для себя правильный информационный образ жизни. Определите, сколько времени вы проводите в усвоении чужой информации (книги, телевидение, интернет) и сколько времени вы уделяете своей собственной информации, т. е. своему внутреннему миру. Нас 10 лет в школе учат, как находить и запоминать информацию внешнего мира, но вы не найдете такого предмета в школе, как «работа со своим внутренним миром». Поэтому многим женщинам довольно трудно формулировать свои желания. Существует распространенное выражение «чего‑то хочу, а чего не знаю». Оно хорошо иллюстрирует запутанные отношения с вашим «Я». Вы чувствуете, что есть потребность к проявлению себя, выполнению каких‑то действий, но ничего конкретного сказать не можете. Так происходит потому, что вы утратили способность понимать свои желания. Нас не только не учат понимать свой внутренний мир, нас регулярно отвлекают от своих желаний, навязывая ценности, одобряемые обществом. Женщину, следующую своим путем, часто могут называть эгоисткой, взбалмошной, непослушной и т. д.

Мне нравится выражение «ходячие головы», которым Кен Робинсон описал образованных людей. Он рассказывает в своей книге «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии» о том, как построены системы школьного образования в любой стране мира. Примечательно, что все образование направлено на то, чтобы воспитать из детей «ходячие головы». Кен объясняет, как с «помощью» образования люди теряют связь со своим телом, теряют связь с самим собой. Что мы учимся бояться делать ошибки, экспериментировать, творить. Люди начинают цепляться за мифическое понятие «гарантированное» будущее и отказываются от поисков самих себя. Кен привел отличное сравнение людских и природных ресурсов – и те, и другие находятся на глубине, и чтобы их достать, надо над этим работать.

Кен Робинсон привел одну историю, с которой мне хочется вас познакомить.

 

Одна учительница начальных классов проводила урок рисования в группе 6‑летних детей. В конце класса сидела маленькая девочка, которая обычно не радовала учителей внимательностью и прилежанием. Но это не относилось к урокам рисования. На протяжении 20 минут девочка самозабвенно рисовала, закрыв от всех свой лист бумаги. Заинтригованная учительница не выдержала и спросила, что же она рисует. Девочка, не поднимая глаз, ответила: «Я рисую Бога». Удивленная, учительница сказала: «Но ведь никто не знает, как выглядит Бог».

Девочка ответила: «Через минуту узнают».

Мне очень нравится эта история. Она напоминает нам, что маленькие дети обладают поразительной уверенностью в своих представлениях. Большинство из нас, становясь взрослыми людьми, теряет эту уверенность.

 

Вспомните себя на уроке рисования. Какая колоссальная разница между вами, рисующей в начальной школе и в старших классах. В первом классе все рисуют с такой страстью и упоением, не задумываясь о том, как их рисунки оценят другие. Главное, что интересует юных художников – это процесс рисования, проявление на бумаге их видения мира. Проходит буквально несколько лет, и урок рисования превращается в один из нелюбимых. Потому что у вас не получается «красиво» рисовать. Потому что вы постоянно смотрите на рисунки своих одноклассников и сравниваете свою и их работы. Страх сковывает вас. Вы начинаете подходить к процессу рисования логически, пытаясь задействовать свое левое полушарие. Но оно в творческих делах не помощник, потому что помогает вам видеть мир таким, каким он должен быть, а не таким, какой он есть на самом деле. Слушаясь его указаний, вы рисуете прямые линии там, где их нет.

В природе нет прямых линий. Я навсегда запомнила это открытие, которое сделала для себя на первом уроке правополушарного рисования. Нам дали задание нарисовать плюшевого медведя, не смотря на листок бумаги. Представить себя скульптором и обводить все видимые контуры игрушки так, как будто лепишь из него фигуру. Начав рисовать, я почувствовала внутренний протест против столь глупого занятия. Я посмотрела на бумагу, там выходила откровенная «каля‑маля». Я оглянулась вокруг (вот она, школьная привычка, сравнивать себя с другими!), все усердно рисовали, и я тоже продолжила. Хотелось нарисовать быстрее, «срезать» углы. Я почувствовала, что меня раздражает необходимость прорисовывать все детали и все время наблюдать за плюшевым медведем. У меня же в голове есть его образ! Хотелось отвести глаза и быстренько закончить рисование. «Что же меня так раздражает в столь простом задании?» – подумала я. Продолжая обводить карандашом контуры игрушки, я физически ощутила, как у меня в голове щелкнул тумблер, и я посмотрела на медведя другими глазами. Первое, что пронеслось у меня в голове: «У этой игрушки нет ни одной прямой линии. Детали, которые мне так хотелось пропустить, на самом деле делают весь образ». Второе, что я почувствовала, было ощущение радости от самого процесса. Я больше никуда не спешила. Не смотрела по сторонам. Я рисовала.

После того как мы нарисовали скульптуры, нас попросили убрать листы с нашими «каля‑маля», взять новую бумагу и начать рисовать. Первое задание, которое мы выполняли, было на переключение мышления с левополушарного на правополушарное, когда вы рисуете, глядя на предмет, видя его таким, какой он есть.

Самое важное открытие пришло ко мне, когда я шла с занятия. Стояла прекрасная погода, бабье лето. Великолепные желто‑красно‑оранжевые листья вместе с ярким солнцем украшали улицу. Я почувствовала тепло солнечных лучей у себя на лице, и подумала: «Какая же красивая осенняя улица! Странно, что я не заметила всего этого великолепия, когда шла на занятие». Меня осенило, что я и не смотрела на окружающий мир. Я знала, что выйду, у меня в голове была схема маршрута, которую я посмотрела на сайте. Я не видела, что вокруг меня, а смотрела на дорогу у себя в голове.

И тут меня осенило: «Я превратилась в „ходячую голову“. Я живу так, как надо, а не так, как хочу. Я смотрю на мир и вижу его таким, какой он должен быть, а не такой, какой он есть на самом деле. Я живу в мире прямых линий и не сходящихся параллельных прямых. В жизни все параллельные дороги сходятся на горизонте, не существует прямых линий, и образ делают детали».

Думаю, у многих из вас в детстве была игрушка калейдоскоп. Смотришь в трубу и, поворачивая колесико, меняешь узор, который видно на экране. Я почувствовала себя, как будто я смотрю на жизнь сквозь такую трубу. Выдуманные правила, как должно быть, что я должна чувствовать, что делать, будто я человек‑робот с чипом в голове. Щелк – и активизируется программа «Я мама», щелк – следующая программа «Я сотрудник», потом «Я жена» и так до бесконечности. Какие‑то программы заложены в детстве, какие‑то я добровольно усвоила в течение своей жизни. Главное, что у меня не было выбора – программы активировались сами по себе, и я жила, не замечая солнечного тепла на моем лице и желто‑красно‑оранжевой феерии вокруг.

Я голосую за добровольный выбор. Иногда автоматические программы нашего бессознательного сильно облегчают нам жизнь, например, при вождении машины. Но выбирать, как мне жить и что я буду чувствовать, я хочу сама. Поэтому я решила научиться переключать себя из левополушарного режима в правополушарный. В идеале я хотела найти систему, объединяющую оба полушария и дающую эффект синергии. Со временем я вместе со своей коллегой Ириной Осютиной создала такую систему – систему арт‑коучинга.

Домашнее задание: учитесь переключать внимание с левого полушария на правое. Есть много систем, позволяющих это делать. Я дам вам 3 варианта, а вы сами выбираете лучший для вас. Возможно, у вас есть свой способ, используйте его.

 

Варианты переключения левого полушария на правое

 

Живопись

 

Начните с самого легкого – рисунка простым карандашом. Найдите в интернете карандашный рисунок или возьмите любой предмет, который хотите нарисовать (игрушку, открытку, вид из окна). Возьмите лист бумаги и, не глядя на него, начните обводить все составляющее вашего рисунка так, как будто вы скульптор и лепите рисунок, а не рисуйте его. Внимательно посмотрите, из чего состоит ваш объект, обратите внимание на детали. Когда закончите обводить, возьмите чистый лист бумаги и начинайте рисовать обычным способом.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.