Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приемы и средства построения



Процесс построения объемной композиции можно расчленить на этапы, в зависимости от степени проработки по принципу «от общего к частному», соот­ветствующие реальному процессу проектирования. Каждый этап фиксирует каче­ственный уровень построения и гармонизации архитектурной формы:

- определение соотношения объемных элементов и внешнего межобъемного пространства. Здесь определяется тип объемной композиции, уточняется соотношение массы объемов и внешнего пространства;

- определение соотношения объемов между собой. Здесь определя­ются и уточняются геометрические характеристики объемов, приводится к гармо­ническому единству их взаимодействие;

- пластическая разработка поверхностей объемных элементов. Здесь осуществляется деталировка композиции, уточнение формы элементов, гармони­зация элементов и деталей сооружения.

Сравнивая между собой три типа объемной композиции, легко заметить,
что композиционное решение становится все более многослойным по мере уве­личения активности межобъемного пространства. Если в композиции 1типа гар­монизация осуществляется главным образом на уровне пластической разработки
поверхностей объема, то в композициях 2 и 3 типа прежде всего уточняется соот­ношение массы объемов и межобъемного пространства, затем находится гармо­ничное соотношение объемных элементов между собой и, наконец, пластически
разрабатывается каждый объем в композиционной взаимосвязи с общим решени­
ем художественного образа. На каждом этапе построения композиции те или иные
композиционные средства становятся наиболее активными. Так, при определении
соотношения объемов и внешнего пространства наиболее активно используются
«положение в пространстве» и «величина»; при организации архитектурных объ­емов «симметрия», «асимметрия», «тождество», «нюанс», «контраст» и «геомет­рический вид»; при пластической разработке поверхностей архитектурных объе­мов - «пропорции», «членения», «цвет», «фактура», «метр», «ритм». Однако все композиционные средства могут использоваться на каждом этапе построения ар­хитектурной формы, к примеру, «пропорции» могут меняться при определении
«величины» и при выборе «геометрического вида» объема.

СИММЕТРИЯ И ДИСИММЕТРИЯ

Симметриеймы называем одинаковое расположение равных частей по отноше­нию к плоскости или линии. Она относится к наиболее сильным средствам организа­ции формы. Симметричность строения воспринимающих органов является одной из причин ее активного воздействия на восприятие.

Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. В этом случае одна половина формы является как бы зеркальным отра­жением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии. Плоскость симметрии в произведениях архи­тектуры, как правило, вертикальна, так же как вертикальна плоскость симметрии тела человека. В горизонтальной проекции строго дисциплинируется расположе­ние частей здания и его деталей, по вертикали развивается свободное и разнооб­разное чередование элементов и их частей.

Симметрия сооружения связывается с организацией его функций. Проекция плоскости симметрии - ось здания - определяет обычно размещение главного входа и начало основных потоков движения. Симметрия не может быть оправдан­ной, если построению плана насильственно подчиняется несимметричная по своей природе система жизненных процессов. Не может быть оправданием симмет­рии и одинаковое по отношению к оси расположение неравноценных функций. Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, распо­ложенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого.

. ■

Симметрия - многообразная закономерность организации формы здания,

эффективное средство приведения ее к единству. Однако применение симметрии в архитектуре должно быть поставлено в зависимость от целесообразной органи­зации жизненных процессов и логики конструкций. Симметричные формы могут производить впечатление волевой организованности, величественности. Но вме­сте с тем симметрия сковывает, жестко регламентирует не только здание, но и самого пользующегося им человека.

Симметрия как средство организации формы не имеет смысла, если она не воспринимается хотя бы с одного направления.

Дисимметрия- явление, широко распространенное в живой природе. Она характерна и для человека. Человек дисимметричен, не смотря на то, что очерта­ния его тела имеют плоскость симметрии. Дисимметрия сказывается в лучшем владении одной из рук, в несимметричном расположении сердца и многих других органов, в строении этих органов.

Дисимметрии человеческого тела подобны и отклонения от точной симмет­рии в архитектуре. Обычно они вызываются практической необходимостью, тем, что многообразие функций не укладывается в пределы жестких закономерностей симметрии. Иногда такие отклонения дают основу острого эмоционального эф­фекта.

Уничтожение даже мелкой детали в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие и порождает напряжение во всей системе. Любое отклоне­ние становится привлекающим внимание и беспокоящим акцентом. Такое воздей­ствие нарушенной симметрии может быть использовано как художественное средство.

 

АСИММЕТРИЯ

С точки зрения математических понятий асимметрия - лишь отсутствие симметрии. Однако обширная категория приемов композиции отнюдь не покрыва­ется этим негативным определением. В архитектуре – симметрия и асимметрия – два противоположных метода закономерной организации пространственной фор­мы. Подчиненная собственным внутренним законам, асимметрия отнюдь не ис­черпывается разрушением симметрии. Единство является целью построения асимметричной системы так же, как и симметричной, однако достигается оно дру­гим путем. Тождество частей и их расположения заменяется зрительным равно­весием.

Асимметричные композиции в процессе развития архитектуры возникли как воплощение сложных сочетаний жизненных процессов и условий окружающей среды. Конкретные формы таких композиций вырастают как результат неповто­римого сочетания факторов. Асимметрия поэтому индивидуальна, в то время как в самом принципе симметрии заложена общность, признак, связывающий все сооружения, имеющие симметрию данного типа.

Соподчиненность частей – основное средство объединения асимметричной

композиции. Соподчинение проявляется не только в соотношении размеров, рас­становке силуэтных и пластических акцентов, но в направленности системы пространств и объемов к главным частям здания или ансамбля, расположение кото­рых не совпадает с геометрическим центром.

В асимметричной композиции здания как бы овеществляется сложное по­строение связанных с ним процессов. ЕЕ восприятие сложнее, чем симметричной системы. Понять закономерность построения возможно, лишь увидев сооружение в целом в то время как симметрия может стать очевидной и по фрагменту.

Асимметричная композиция не накладывает ограничений, продиктованных закономерностями формы, на организацию жизненных процессов. Она открывает более широкие возможности их координации, чем композиция симметричная. Ее гибкость позволяет органично включить сооружение или ансамбль в самые слож­ные условия окружающей среды - природной или искусственной, городской.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.