Взаимоотношения драмы и театра в Древней Греции. Возможные интерпретации древнегреческих произведений.
Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид). Театральные особенности аттической комедии (Аристофан).
«Поэтика» Аристотеля. «Поэтика» Аристотеля как первая теоретическая работа, посвященная проблемам драматургии и театра (учение о подражании, анализ фабулы и характеров, понятия страха и сострадания, проблема катарсиса).
Эволюция греческой драматургии в эпоху эллинизма.
Новоаттическая комедия (Менандр).
Возникновение и развитие римской драматургии.
Влияние греческой культуры. Римская комедия (Плавт, Теренций). Возникновение римской трагедии (Сенека).
Раздел II. Средневековый театр
Христианство и театр. Возникновение церковного театра.
Вопрос об отношении средневековой церкви к театральному искусству. Трактат Тартулиана «О зрелищах». Театр как вторичная неподлинная реальность. Отрицание трагедии и комедии в христианском учении. Возникновение церковного театра: литургическая драма. Пасхальный и рождественские циклы.
Площадной театр.
Развитие светских форм средневекового театра: моралите, соти, фарс. Драматургия Адама де ла Аля. Гротеск в средневековой театральной культуре.
Раздел III. Драматургия эпохи Возрождения и Классицизма
Театр Возрождения начинался в Италии…
Истоки итальянской драмы эпохи Возрождения. Обращение к античности и связь с театральной культурой Средневековья. Театр эрудитов (ученый театр): комедия, трагедия, пастораль. Характеристика жанров. Устойчивые приемы оформления каждого жанра.
Комедия дель арте.
Становление профессионального театра. Комедия дель арте: истоки (деятельность Анджело Беолько), пути формирования. Основополагающие эстетические компоненты: маска, импровизация, буффонада. Структура спектакля комедии дель арте. Классификация северных и южных масок. Характеристика основных масок.
«Золотой век» испанской драматургии (XVI-XVII в.в.).
Становление национальной драмы и профессионального театра (Хуан дель Энсина, Торрис Наарро, Лопе де Руэда, Сервантес).
Драматургия и театральная деятельность Лопе де Вега («Новое руководство к сочинению комедий»). Возникновение и эволюция стиля барокко в испанском театре. Драматургия Педро Кальдерона де ла Барка.
Периодизация и общая характеристика драматургического творчества Шекспира.
Французская драматургия XVII в.: возникновение и формирование эстетики классицизма.
Влияние итальянской театральной культуры. Тенденции барокко. Французская классицистическая трагедия, ее принципы. «Рассуждение о полезностях и частях драматического произведения», «Рассуждение о трагедии и способах трактовать ее согласно законам правдоподобия и необходимости» П. Корнеля. Ж. Расин как постановщик и театральный педагог (Анализ предисловий к пьесам «Андромаха», «Федра», «Гофолия»). Работа над поэмой Н. Буало «Поэтическое искусство». Французская классицистическая комедия, ее принципы. Драматургическая деятельность Жана-Батиста Мольера.
Раздел IV. Драматургия эпохи Просвещения
Истоки романтического и реалистического миропонимания.
Французская драматургия в эпоху Просвещения.
Драматургия и театральная деятельность Вольтера («Рассуждение о трагедии»). Театрально-эстетические идеи Дени Дидро, теоретическое и практическое обоснование им жанра «мещанской драмы». Дидро об актерском искусстве («Парадокс об актере»). Жан-Жак Руссо и театр («Письмо к д`Аламберу о зрелищах»). Драматургия Бомарше.
Формирование немецкой драматургии.
Драматургия и театрально-критическая деятельность Лессинга (анализ пьесы «Эмилия Галотти, статей «Гамбургской драматургии»). Театрально-эстетические идеи и режиссерская деятельность Гете в Веймарском театре («Винкельман и его время: Правила для актеров», «Об искусстве»). Специфика «веймарского классицизма». Драматургия Фридриха Шиллера.
Английская драматургияXVIII в.
Два направления в английской драматургии Просвещения: слезная комедия Дж. Лило и сатирическая комедия Джона Гея. Развитие комедийного жанра в пьесах О. Голдсмита Шеридана.
Сатирический памфлет Дж. Свифта «Правила для актеров».