Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

По классам реализации ООП ООО



Обязательная предметная область Обязательный учебный предмет Распределение по классам обучения
Филология   Русский язык (родной язык) 5–9
Литература (родная литература) 5–9
Иностранный язык (второй иностранный язык) 5–9
Общественно-научные предметы   История России 5–9
Всеобщая история 5–9
Обществознание 5–9
География 5–9
Математика и информатика Математика 5–6
Алгебра 7–9
Геометрия 7–9
Информатика 7–9
Основы духовно-нрав-ственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России
Естественно-научные предметы   Физика 7–9
Биология 5–9
Химия 8–9
Искусство   Изобразительное искусство 5–8
Музыка 5–7
Технология Технология 5–8
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности   Физическая культура 5–9
Основы безопасности жизнедеятельности 7–9

 

Помимо обязательных учебных предметов ФГОС ООО в части учебного плана предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

П. 18.3.1. ФГОС ООО определяет нормативный срок освоения ос-новной образовательной программы основного общего образования, ко-торый составляет 5 лет, а также – количество учебных занятий за 5 лет, которое не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

Основная образовательная программа основного общего образо-вания может включать как один, так и несколько учебных планов.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья,могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (за-конных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализа-ция индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Таким образом, указанные требования ФГОС ООО к разделу ООП ООО «Учебный план» носят рамочный характер и предостав-ляют общеобразовательному учреждению широкие возможности для его формирования с учетом специфики как самого образовательного учреждения, так и ее образовательной программы основного общего образования.

При формировании учебного плана разработчикам можно вос-пользоваться рекомендациями Раздела 3.1 Примерной программы «Базисный учебный план». Данный раздел включает пояснения к на-значению частей учебного плана, показывает варианты учебных пла-нов в зависимости от специфики образовательного учреждения.

Тем не менее, хотелось бы обратить внимание, что в Примерной программе именно этот раздел содержит неточности, отклонения от требований ФГОС ООО (например, в части внеурочной деятельно-сти, в названии «базисный учебный план», а потому требует сопос-тавления с соответствующим разделом ФГОС ООО (3, п. 18.3.1).

В целом, при составлении учебного плана необходимо учитывать в комплексе следующие его особенности.

Так, необходимо понимать, что учебный план основного образо-вания является элементом ООП ООО, а не самостоятельным локаль-ным актом, основным механизмом ее реализации, а потому разраба-тывается, утверждается и реализуется общеобразовательным учреж-дением самостоятельно. Это положение отнесено к компетенции и ответственности образовательной организации, предусмотренные ФЗ «Об образовании в РФ» (2, ст. 28).

Кроме того, важно учитывать, что учебный план (учебные планы) ООП основного образования составляется на 5 лет, следовательно, носит перспективный характер, что отражается при расчете учебных часов: он также осуществляется на 5 лет. При этом возможно также составление помимо годового – недельного учебного планов (для удобства при составлении программ по предметам, расписания уро-ков и др.).

Поскольку общеобразовательное учреждение самостоятельно, по согласованию с родителями, определяет режим обучения (5- или 6-дневная учебная неделя) и, тем самым выбирает максимальный объем недельной учебной нагрузки обучающихся, постольку это должно найти отражение непосредственно в учебном плане.

Общеобразовательное учреждение при составлении учебного плана самостоятельно, в пределах установленной СанПиНами мак-симально допустимой учебной нагрузки, распределяет необходимое количество учебных часов по предметам и по годам обучения. Ги-гиенические требования к режиму образовательного процесса в ос-новной школе представлены в Приложении 2.

Необходимо также помнить, что учебный план, как и в целом ООП основного образования, включает две части – обязательную и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Раз-работка части учебного плана, формируемой участниками образова-тельного процесса, которую общеобразовательное учреждение опре-деляет самостоятельно, вызывает, как показывает практика, наи-большие затруднения. Эти затруднения связаны, с одной стороны, с необходимостью отразить социальный заказ, специфику ООП ООО, перспективы реализации профильного образования на уровне сред-ней школы. С другой стороны, с ограничениями на введение новых учебных предметов и курсов, связанными с требованиями Статьи 18 ФЗ «Об образовании в РФ»:

«4. Организации, осуществляющие образовательную деятель-ность по имеющим государственную аккредитацию образователь-ным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учеб-ников, рекомендуемыхк использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начально-го общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных по-собий, которые допускаются к использованиюпри реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных про-грамм начального общего, основного общего, среднего общего обра-зования».

Таким образом, решая вопрос о распределении часов части учеб-ного плана, формируемой участниками образовательного процесса, разработчики ООП ООО, должны исходить их возможных страте-гий проектирования:

1. Дисперсная, предусматривающая добавление дополнительных часов к часам обязательных учебных предметов с целью обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов одной, не-скольких или всех междисциплинарных программ (конкретизиро-ванных в соответствующей программе по предмету).

2. Предметная, предусматривающая включение в учебный план предметов и курсов, обеспечивающих реализацию образовательных интересов и потребностей обучающихся и обеспеченных учебниками и/или учебными пособиями из федерального перечня учебников.

3. Комбинированная, предусматривающая как добавление часов на изучение отдельных обязательных учебных предметов, так и вве-дение новых предметов, курсов, обеспеченных соответствующим учебно-методическим комплексом.

При использовании любого из вариантов расчет часов учебного плана целесообразно осуществлять исходя их продолжительности учебного года в 5–9 классах в объеме 34 учебных недель без учета государственной (итоговой) аттестации (п. 42 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

Далее в пособии приведены модели учебного плана ООП ООО в нескольких вариантах:

Вариант 1. Недельный и годовой учебный планы при организа-ции образовательного процесса по шестидневной учебной неделе.

Вариант 2. Недельный и годовой учебный планы при организа-ции образовательного процесса по пятидневной учебной неделе.

Во всех представленных вариантах даны примеры оформления расчета учебных часов, а также содержательного наполнения части, формируемой участниками образовательного процесса.

 

Таблица 2.34

Вариант 1.

Модель учебного плана (недельного)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.