Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравст-венного развития, воспитания и социализации обучающихся



Мониторинг, как система ряда диагностических операций, позво-лит провести оценку результатов реализации общеобразовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Именно поэтому разработчикам следует внимательно отнестись к выделению объектов исследования, отбору показателей и обработке полученных результатов.

В ПООП ООО предложено выделить такие показатели, как [1, с. 262]:

«1. Особенности развития личностной, социальной, экологиче-ской, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культу-ры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая ат-мосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень вклю-ченности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс».

Не менее важным моментом при проведении мониторинга явля-ется и сама организация данного процесса, в основу которого долж-ны быть положены характерные для данных оценочных действий принципы: системности; личностно-социально-деятельностного под-хода; объективности; принцип детерминизма (причинной обуслов-ленности); принцип признания безусловного уважения прав) [1, с. 263]. Исходя из принципов, которыми руководствуются разработ-чики Программы, должны соблюдаться нормативная и нравственная стороны исследования.

Примерный методологический инструментарий представлен в ви-де схемы на рисунке 2.6.

Особое внимание руководителям общеобразовательных учреж-дений следует уделить разработке психолого-педагогического экс-перимента, так как данный метод исследования является основ-ным. В педагогической практике в рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование должно включать комплекс различ-ных самостоятельных эмпирических методов исследования, кото-рые помогут дать объективную оценку эффективности работы об-щеобразовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.

 

Рис. 2.6. Методологический инструментарий мониторинга

 

Очень важно грамотно указать основную цель данного исследо-вания, которая заключается в отслеживании динамики процесса вос-питания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная шко-лой Программа).

Следует отметить, что в рамках психолого-педагогического ис-следования выделяют следующие этапы:

1. Контрольный этап исследования (диагностический срез);

2. Формирующий этап исследования;

3. Интерпретационный этап исследования

Напоминаем, что на последнем этапе как раз и предполагается ис-следование динамики процесса воспитания и социализации обучаю-щихся с использованием результатов контрольного и интерпретаци-онного этапов исследования. Подробное описание этапов представ-лено в ПООП ООО [1, с. 265].

В любом мониторинге должны быть заложены критерии эффек-тивности реализации. В данном случае при реализации Программы такими критериями может служить динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся, а именно [1, с. 265]:

«1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педа-гогической и нравственной атмосферы в общеобразовательном уч-реждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включен-ности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс».

Динамика понимается как состояние движения, ход развития, следовательно, необходимо указать критерии, по которым можно оценить степень изменения процесса воспитания и социализации обучающихся, а именно динамика может быть:

1) положительной (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся);

2) инертной положительной (отсутствие характеристик положи-тельной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпре-тационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3) устойчивой (стабильной).

 

Таким образом, при составлении мониторинга оценки эффектив-ности реализации Программы следует рассматривать процесс воспи-тания и социализации, как разносторонний, развивающийся и вклю-чающий в себя всех участников образовательного процесса.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования эколо-гической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Напоминаем руководителям общеобразовательных учреждений и разработчикам ООП ОУ, что Программа содержит в себе несколько направлений воспитания и социализации обучающихся, которые обязательно должны быть предусмотрены при составлении Про-граммы. Каждое из направлений предполагает достижение обучаю-щимися определенных результатов [1, с. 257, п. 2.3.10], которые не-обходимо сопоставлять и дополнять с планируемыми результатами, представленными в Целевом разделе ООП ОУ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.