Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Программы основного общего образования



В соответствии со статьей 12 п. 7 ФЗ № 273 «Об образовании в Рос-сийской Федерации» «организации, осуществляющие образовательную

деятельность по имеющим государственную аккредитацию образова-тельным программам, разрабатывают образовательные программы в со-ответствии с ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ»[3, c. 17].ФГОС ООО реализуется в образо-вательном учреждении посредством далее ООП ООО.

ФГОС ООО п. 14 указывает на Программу развития универсаль-ных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) как обязательный компонент содержательного раздела ООП ООО, «который включает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуника-ционных технологий, учебно-исследовательской и проектной дея-тельности» [3, с. 25].

Главная особенность Программы развития универсальных учеб-ных действий заключается в том, что она должна стать системообра-зующим документом для разработки учебных программ по учебным предметам, курсам и программ внеурочной деятельности, обеспечи-вающим экстраполяцию методологических оснований образователь-ных стандартов второго поколения ориентированных на развитие у обучающихся умения учиться.

Поэтому прежде чем начать проектировать Программу развития универсальных учебных действий необходимо разобраться в методо-логических основаниях, т. е. в сущности ФГОС, механизмах обеспе-чивающих развитие личности через формирование универсальных учебных действий.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным, государ-ственным и личностным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. «В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирова-ние универсальных учебных действий, которые являются инвари-антной основой образовательного и воспитательного процесса. Ов-ладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться» [4, с. 3].

«Теоретико-методологической основой разработки Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования в рамках создания ФГОС второго поколения стали:

 

· культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л. С. Выгот-ского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др., рас-крывающий основные психологические условия и механизмы про-цесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую струк-туру учебной деятельности учащихся;

 учение о структуре и динамике психологического возраста (Л. С. Выготский) и периодизация психологического развития ребен-ка, определяющая возрастные психологические особенности разви-тия личности и познания (Д. Б. Эльконин)» [4, с. 5].

Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на результат как системообразующий компонент конструкции стандартов. В Программе развития универсальных учебных действий выделены основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий в форме психологиче-ских новообразований как показателей гармоничного развития лич-ности [4, с. 5].

Фундаментальное ядро основного общего образования, как базо-вый документ федерального государственного образовательного стандарта необходимый для создания программ, определяет основ-ные подходы к разработке и реализации программы развития уни-версальных учебных действий. Во-первых, системно-деятельност-ный подход, описывающий структуру учебной деятельности учащих-ся, а также основные психологические условия и механизмы процес-са усвоения и указывает на то, что развитие личности в системе об-разования обеспечивается, прежде всего, формированием универ-сальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса [4, с. 5].

Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в пере-ходе от:

 определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как умения учиться;

 изолированного от жизни системы научных понятий, состав-ляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смы-слов;

 стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее це-ленаправленной организации и планомерного формирования;

· индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решаю-щей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения [4, с. 8].

Во-вторых, компетентностный подход, ориентирующий образо-вательный процесс на достижение учащимися способности эффек-тивно использовать на практике полученные знания и навыки.

В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной фор-мы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития.

В программе развития универсальных учебных действий для ос-новного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный, и коммуникативный. В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде положена концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория за-дач развития (Р. Хевигхерст), что позволяет реализовывать систем-ный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования[4, с. 11].

Согласно определенным стандартом особенностям в п. 18.2.1, программа направлена на:

– реализацию требований Стандарта к личностным и метапред-метным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;

– повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвое-ния знаний и учебных действий, расширение возможностей ориента-ции в различных предметных областях, научном и социальном про-ектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществ-лении учебной деятельности;

– формирование у обучающихся основ культуры исследователь-ской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследова-ния, предметного или межпредметного учебного проекта, направ-ленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы [3].

Программа развития универсальных учебных действий, согласно требованиям ФГОС ООО должна обеспечивать:

– развитие у обучающихся способности к саморазвитию и само-совершенствованию;

– формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуника-тивных универсальных учебных действий;

– формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач обще-культурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

– повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной дея-тельности;

– формирование навыков участия в различных формах организа-ции учебно-исследовательской и проектной деятельности (творче-ские конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные програм-мы и т. д.);

– овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрос-лыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятель-ности;

– формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и пере-дачей информации, презентацией выполненных работ, основами ин-формационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет [3].

Структура программы развития универсальных учебных действий определена ФГОС ООО в п. 18.2.1, при этом ПООП ООО дополняет эти требования (таблица 2.14).

Таблица 2.14

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.