Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общеобразовательного учреждения



Проектирование

Основной образовательной программы

Основного общего образования

общеобразовательного учреждения:

Особенности проектирования

И оценки сформированности условий

Для ее реализации

Методические рекомендации

2-е издание

 

Челябинск

ЧИППКРО


 

УДК 373.1

ББК 74.202.3

П79

Печатается по решению Учебно-методической комиссии

ГБОУ ДПО ЧИППКРО

Рецензенты:

Ю. В. Смирнова, директор МБОУ гимназии № 10

г. Челябинска, кандидат педагогических наук;

А. В. Коптелов, зав. кафедрой управления,

экономики и права ГБОУ ДПО ЧИППКРО,

кандидат педагогических наук

П79

Проектирование основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного уч-реждения: особенности проектирования и оценки сформи-рованности условий для ее реализации : методические ре-комендации/ Ю. Ю. Баранова, Т. П. Зуева, И. В. Латыпова, Е. А. Солодкова, Л. Н. Чипышева ; под ред. М. И. Солодко-вой. – 2-е изд. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 292 с.

ISBN 978-5-503-00135-8

 

 

Методические рекомендации предназначены для специалистов му-ниципальных органов управления образованием и муниципальных ме-тодических служб, руководителей и заместителей руководителей обще-образовательных учреждений, педагогов, обеспечивающих введение фе-дерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рекомендациях характеризуются нормативные и методические основания проектирования общеобразовательным учреж-дением основной образовательной программы основного общего обра-зования; раскрываются подходы к проектированию разделов основной образовательной программы; описывается мониторинг сформированно-сти в общеобразовательном учреждении условий реализации и техноло-гия принятия управленческих решений на основе результатов монито-ринга.

 

 

УДК 373.1

ББК 74.202.3

 

ISBN 978-5-503-00135-8 © ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2014

 


 

Содержание

Содержание

Введение. 4

Глава 1. Нормативные и методические основания проектирования общеобразовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования. 6

1.1. Нормативные и методические основания проектирования общеобразовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования 6

1.2. Методические основания проектирования общеобразовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования. 11

Глава 2. Проектирование основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательным учреждением.. 40

2.1. Проектирование целевого раздела основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательным учреждением. 40

2.2. Проектирование содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательным учреждением. 96

2.3. Проектирование организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательным учреждением. 213

Глава 3. Комплексный подход к оценке сформированности в общеобразовательном учреждении условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. 251

3.1. Мониторинг сформированности в общеобразовательном учреждении условий реализации основной образовательной программы как механизм эффективного управления проектированием и внедрением ФГОС основного общего образования 251

3.2. Технология принятия управленческих решений на основе результатов мониторинга сформированности условий. 273

Литература. 274

Приложение 1. 275

Приложение 2. 276

 

 


 

Введение

Настоящие методические рекомендации и разъяснения составле-ны в целях оказания методической помощи руководителям и педаго-гам общеобразовательных учреждений, осуществляющим разработку и реализацию основной образовательной программы основного об-щего образования (далее – ООП ООО). Материалы адресованы также специалистам муниципальных органов управления образованием, руководителям и специалистам муниципальных методических служб, обеспечивающим комплексное сопровождение введения фе-дерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Методические рекомендации включают подробный анализ нор-мативных и методических оснований проектирования общеобразова-тельными учреждениями ООП ООО, что является важным фактором, обеспечивающим соответствие данного локального нормативного акта современному пониманию качества образования.

Отдельная глава методических рекомендаций посвящена тех-нологии проектирования разделов ООП ООО общеобразователь-ного учреждения: целевого, содержательного, организационного. Кроме того, по каждому из ее обязательных разделов в методиче-ских рекомендациях представлены материалы, позволяющие ав-торам ООП ООО разработать содержание каждого структурного компонента в обязательной ее части, а также части, формируемой участниками образовательного процесса, показаны варианты вы-полнения требования стандарта по соотношению между этими частями.

Для эффективного управления формированием в общеобразова-тельном учреждении системы условий реализации основной образо-вательной программы основного общего образования в предлагае-мом пособии описан комплексный подход к их оценке. В качестве механизма его реализации представлена модель мониторинга сфор-мированности условий реализации ООП ООО. Особую практиче-скую значимость представляет раздел, описывающий алгоритм при-нятия управленческих решений на основе результатов мониторинга сформированности условий реализации программы.

Данные материалы могут быть использованы общеобразователь-ными учреждениями при разработке и реализации основной образо-вательной программы основного общего образования, создании ме-ханизмов управления, при планировании мероприятий по введению ФГОС ООО на институциональном уровне.

Для муниципальных органов управления образованием, муници-пальных методических служб предложенные материалы могут стать основанием организации деятельности по взаимодействию субъектов муниципальной образовательной системы по проблемным вопросам введения ФГОС ООО.

В целом, данные методические рекомендации направлены на формирование единых подходов и координацию деятельности по во-просам введения и реализации федерального государственного обра-зовательного стандарта основного общего образования как в отдель-ных общеобразовательных учреждениях, так и в рамках муници-пальных и региональной образовательных систем.


 

Глава 1.
Нормативные и методические основания
проектирования общеобразовательным учреждением
основной образовательной программы
основного общего образования

 

1.1. Нормативные и методические основания
проектирования общеобразовательным учреждением
основной образовательной программы
основного общего образования

В условиях перехода общеобразовательных учреждений на феде-ральный государственный образовательный стандарт общего образо-вания, определивший новые подходы к качеству образования, реаль-ным механизмом обеспечения достижения каждым учащимся этого современного качества общего образования является основная обра-зовательная программа основного общего образования общеобразо-вательного учреждения. При проектировании ООП ООО общеобра-зовательному учреждению необходимо руководствоваться норма-тивными основаниями.

Такими нормативными основаниями разработки основной обра-зовательной программы основного общего образования, являются для общеобразовательного учреждения Федеральный закон «Об об-разовании в РФ» и федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанав-ливает, что основное общее образованиенаправлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравствен-ных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, вы-сокой культуры межличностного и межэтнического общения, овла-дение основами наук, государственным языком Российской Федера-ции, навыками умственного и физического труда, развитие склонно-стей, интересов, способности к социальному самоопределению). Реализация этих целей на уровне общеобразовательного учреждения осуществляется посредством образовательной программы.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет образо-вательную программукак комплекс основных характеристик обра-зования (объем, содержание, планируемые результаты), организаци-онно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который пред-ставлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, ра-бочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [2, с. 3].

Важным для понимания статуса ООП ООО является статья 12 Федерального закона. В ней акцентируется внимание, что именно образовательная программа определяет содержание образования со-ответствующего уровня. Образовательная программа основного общего образования, наряду с образовательными программами на-чального и среднего общего образования относится к основным об-щеобразовательным программам. В содержании статей 12 и 28 Фе-дерального закона «Об образовании в РФ» необходимо выделить по-ложения, что разработка и утверждение образовательных про-грамм отнесены к компетенции образовательной организации (уч-реждения), которое разрабатывает данный локальный нормативный акт в соответствии с федеральными государственными образова-тельными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Необходимо обратить внимание разработчиков ООП ООО в об-щеобразовательном учреждении, что при использовании в процессе ее проектирования Примерной основной образовательной програм-мы нужно понимать, что ФЗ-273 «Об образовании в РФ» определяет статус данных материалов как учебно-методическую документацию, определяющую «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня, планируемые результаты освоения образова-тельной программы, примерные условия образовательной деятельно-сти, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания госу-дарственных услуг по реализации образовательной программы».

При проектировании основной образовательной программы ос-новного общего образования, выбора форм и технологий ее реализа-ции руководителям общеобразовательных учреждений важно пони-мать возможности, предоставленные Федеральным законом «Об образовании в РФ» для обеспечения реализации образователь-ных программ [2, с. 17]:

«1. Образовательные программы реализуются организацией, осу-ществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются раз-личные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применять-ся форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответст-вующих образовательных технологий».

Стоит обратить внимание руководителей общеобразовательных уч-реждений, что в соответствии со статьей 92 Закона государственная ак-кредитация образовательной деятельности проводится по основным об-разовательным программам, реализуемым в соответствии с федераль-ными государственными образовательными стандартами. При этом це-лью государственной аккредитации образовательной деятельности яв-ляется подтверждение соответствия федеральным государственным об-разовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в конкретном общеобразовательном учреждении (организации).

Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части требований к основным общеобразовательным программам, в целом, и ООП ООО, в частности, определяет нормативные требова-ния к их структуре, содержанию и результатам реализации, а также объем полномочий и ответственности общеобразовательных учреж-дений при их разработке и выполнении.

Федеральные государственные образовательные стандарты обще-го образования, как совокупность обязательных требований к обра-зованию определенного уровня (ст. 2 Федерального закона «Об обра-зовании в РФ»), конкретизируют для общеобразовательных учреж-дений требования к основным образовательным программам обще-го образования, в том числе основного.

ФГОС ООО, как часть федеральных государственных образователь-ных стандартов общего образования, является, таким образом, основ-ным механизмом проектирования на уровне школы содержания образо-вания, обеспечивающего современное его качество. Важно отметить, что именно степень соответствия подготовки обучающихся федераль-ным государственным образовательным стандартам образования опре-делена в Законе как комплексная характеристика качества общего об-разования [2, с. 3], а потому роль основных образовательных программ, в целом, и ООП ООО, в частности, в обеспечении школой необходимо-го качества образования является определяющей.

При проектировании основной образовательной программы ос-новного общего образования необходимо учитывать, что ФГОС ООО направлен на обеспечение:

1) формирования российской гражданской идентичности обу-чающихся;

2) единства образовательного пространства Российской Федера-ции;

3) сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реали-зации права на изучение родного языка, возможности получения ос-новного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

4) доступности получения качественного основного общего обра-зования;

5) преемственности основных образовательных программ началь-ного общего, основного общего, среднего общего, профессионально-го образования;

6) духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;

7) развития государственно-общественного управления в образо-вании;

8) формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагоги-ческих работников, образовательных учреждений, функционирова-ния системы образования в целом;

9) условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

В связи с этим ФГОС ООО включает в себя требования:

1) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

2) к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соот-ношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

3) к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

При этом требования к результатам, структуре и условиям освое-ния основной образовательной программы основного общего обра-зования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обу-чающихся на ступени основного общего образования, включая обра-зовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего об-разования для дальнейшего развития обучающихся.

ФГОС ООО определяет требования к структуре основной образо-вательной программы основного общего образования образователь-ного учреждения (пп. 13–18).

В соответствии с этими требованиями общеобразовательное уч-реждение самостоятельно разрабатывает и реализует основную обра-зовательную программу основного общего образования (далее – ООП ООО ОУ).

При разработке ООП ООО общеобразовательному учреждению необходимо соблюдать нормативные требования к ее структуре и содержанию. Разработанная и реализуемая в общеобразовательном учреждении ООП ООО:

1) утверждается образовательным учреждением самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учрежде-ния, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением;

2) должна соответствовать типу и виду образовательного учреж-дения и быть преемственной по отношению к основной образова-тельной программе начального общего образования;

3) определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного об-щего образования;

4) направлена на формирование общей культуры, духовно-нрав-ственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физи-ческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

5) реализуется через урочную и внеурочную деятельность с со-блюдением требований государственных санитарно-эпидемиологи-ческих правил и нормативов;

6) внеурочная деятельность организуется по направлениям разви-тия личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультур-ное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортив-ные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно по-лезные практики, военно-патриотические объединения;

7) формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования опреде-ляет образовательное учреждение;

8) по структуре должна содержать три раздела: целевой, содер-жательный и организационный; структура и содержание каждого раздела должны соответствовать требованиям пп. 14–18 ФГОС ООО;

9) по содержанию включает обязательную часть и часть, форми-руемую участниками образовательного процесса, представленные во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном;

10) обязательная часть ООП ООО составляет 70%, а часть, фор-мируемая участниками образовательного процесса, – 30% от ее об-щего объема.

11) должна обеспечивать достижение обучающимися планируе-мых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, уста-новленными ФГОС ООО (пп. 8–12).

ФГОС ООО является основой для разработки системы объектив-ной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.

ФГОС ООО введен в действие приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 09 июля 2012 г. № 01-1786 «О введении ФГОС основного общего образования в общеобра-зовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 года» определен список общеобразовательных учреждений, перехо-дящих на этот стандарт с 01 сентября 2012 года. Приказом Мини-стерства образования и науки Челябинской области «Об утвержде-нии плана действий по модернизации общего образования в Челя-бинской области на 2011–2015 годы, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 05 октября 2010 г. № 02-600 определено, что обязательный переходобщеобразовательных учреждений на ФГОС ООО начнется с 01 сен-тября 2015 года, что не исключает для них возможности и даже не-обходимости ранее установленного срока разрабатывать и присту-пать к реализации основных образовательных программ основного общего образования.

Для методического обеспечения на региональном уровне введе-ния ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Министерст-вом образования и науки Челябинской области подготовлено инст-руктивно-методическое письмо от 20 августа 2012 г. № 24/6142 «Об организации в 2012–2013 учебном году образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, реализующих основную образовательную программу основного об-щего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования».

В целом, Федеральный закон «Об образовании в РФ», федераль-ный государственный образовательный стандарт основного общего образования, представленные распорядительные и инструктивно-методические документы регионального уровня определяют для об-щеобразовательного учреждения нормативные требования разра-ботки основной образовательной программы основного общего об-разования, а также раскрывают возможности и механизмы ее реали-зации с учетом специфики конкретного образовательного учрежде-ния.

1.2. Методические основания
проектирования общеобразовательным учреждением
основной образовательной программы
основного общего образования

При разработке общеобразовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования в ка-честве методических рекомендаций целесообразно использовать Примерную основную образовательную программу основного общего образования. Данная учебно-методическая документация позволяет разработчикам конкретизировать требования ФГОС ООО к содержательному наполнению обязательной части каждого их разделов основной образовательной программы. Наибольшую сложность в работе с Примерной программой при проектировании ООП ООО для образовательного учреждения представляет соот-несение материалов, представленных в ней, с требованиями стан-дарта к конкретному разделу программы, а также их, отбор и структурирование. Кроме того, разработчики основной образова-тельной программы, как правило, затрудняются при определении содержания части, формируемой участниками образовательного процесса, в каждом из разделов программы, с точки зрения доста-точности и необходимости.

При проектировании ООП ООО общеобразовательному учрежде-нию для преодоления затруднений целесообразно использовать ре-комендации, по содержательному наполнению ее разделов. В обоб-щенном виде данные рекомендации представлены в таблице 1.1.


Таблица 1.1

Рекомендации по содержательному наполнению основной образовательной программы
основного общего образования

Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)  
I. Целевой раздел  
1.1. Пояснительная записка  
18.1.1 Пояснительная записка долж-на раскрывать: 1) цель и задачи реализации основ-ной образовательной программы ос-новного общего образования, кон-кретизированные в соответствии с требованиями ФГОС ООО к резуль-татам освоения обучающимися ос-новной образовательной программы основного общего образования; 2) принципы и подходы к формиро-ванию основной образовательной программы основного общего обра-зования П. 1.1 Примерной программы опре-деляет содержание: 1) целей и задач реализации основ-ной образовательной программы ос-новного общего образования; 2) подходов к формированию основ-ной образовательной программы ос-новного общего образования Образовательное учреждение само-стоятельно: 1) уточняет задачи реализации ООП ООО; 2) формулирует принципы ее форми-рования; 3) отражает особенности реализации ООП ООО в части: – миссии ОУ; социального заказа; об-разовательных возможностей обучаю-щихся; особенностей образовательного процесса; взаимодействия с социаль-ными партнерами; традиции и иннова-ционные проекты ОУ; особенности со-держания каждого раздела программы (включается в пояснительную записку в виде кратких выводов по мере разра-ботки этих разделов)  
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)  
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования  
18.1.2. Планируемые результаты ос-воения обучающимися основной об-разовательной программы основного общего образования должны: 1) обеспечивать связь между требова-ниями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки резуль-татов освоения основной образова-тельной программы; 2) являться содержательной и крите-риальной основой для разработки рабочих программ учебных предме-тов и учебно-методической литера-туры, рабочих программ курсов вне-урочной деятельности, курсов мета-предметной направленности, про-грамм воспитания, а также системы оценки результатов освоения обу-чающимися основной образователь-ной программы основного общего образования в соответствии с требо-ваниями ФГОС ООО. П. 1.2 Примерной программы «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образова-тельной программы основного об-щего образования» определяет структуру раздела и его содержание: 1. Общие положения 2. Ведущие целевые установки и ос-новные ожидаемые результаты 3. Планируемые результаты освое-ния междисциплинарных программ, в том числе: – Формирование универсальных учебных действий; – Формирование ИКТ-компетентно-сти обучающихся; – Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности; – Стратегии смыслового чтения и работа с текстом 4. Планируемые результаты освое-ния учебных программ, в том числе: К компетенции образовательного уч-реждения относятся: 1) разработка стратегии реализации междисциплинарных программ интег-рировано через все содержательные разделы программы, в том числе: – через урочную деятельность – от-дельными курсами и интегрировано, – через внеурочную деятельность, – через систему дополнительного об-разования. 2) формулирование планируемых ре-зультатов: – предметов, изучаемых на уровне, превышающем базовый; – предметов части учебного плана, формируемого участниками образова-тельного процесса; – курсов внеурочной деятельности; – реализации программ содержатель-ного раздела ООП ООО; 3) определение преемственности с  
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)  
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должны адекватно отражать требования ФГОС ООО, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и пред-метных результатов как с позиции организации их достижения в образова-тельном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основно-го общего образования должно учи-тываться при оценке результатов дея- русский язык; литература; ино-странный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая ис-тория, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, ин-форматика, физика, биология, хи-мия, изобразительное искусство, му-зыка, технология, физическая куль-тура, основы безопасности жизне-деятельности планируемыми результатами ООП НОО; 4) отражение взаимосвязи комплекса планируемых результатов с системой их оценки 5) соотнесение планируемых результа-тов с системой их оценки (раздел 1.3)  
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)  
тельности системы образования, обра-зовательных учреждений, педагогиче-ских работников. Достижение обучающимися плани-руемых результатов освоения ос-новной образовательной программы основного общего образования оп-ределяется по завершении обучения. П. 8–12 Требования к личностным, метапредметным, предметным ре-зультатам      
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования  
18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной програм-мы основного общего образования должна: 1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ори-ентированной на управление качест-вом образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария П. 1.3 Примерной программы «Сис-тема оценки достижения планируе-мых результатов освоения основной образовательной программы основ-ного общего образования» опреде-ляет структуру раздела и его содер-жание: 1. Общие положения 2. Особенности оценки личностных результатов Образовательное учреждение само-стоятельно: 1) описывает организацию, содержа-ние: а) текущей и промежуточной ат-тестации обучающихся в рамках уроч-ной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (ито-говую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся;  
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)  
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих-ся, реализацию требований к резуль-татам освоения основной образова-тельной программы основного об-щего образования; 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ос-новной образовательной программы основного общего образования, по-зволяющий вести оценку предмет-ных, метапредметных и личностных результатов основного общего обра-зования; 4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обу-чающихся в процессе освоения ос-новной общеобразовательной про-граммы основного общего образова-ния; 3. Особенности оценки метапред-метных результатов 4. Особенности оценки предметных результатов 5. Портфель достижений обучаю-щихся г) оценки личностных результатов, в том числе портфеля достижений. Описание должно полностью соотно-ситься с локальными актами: Положением о системе оценки дости-жения планируемых результатов ос-воения основной образовательной про-граммы основного общего образования (или отдельных Положений о текущем контроле, о промежуточной аттеста-ции, об индивидуальном учебном про-екте, о портфеле достижений обучаю-щихся. Данные локальные акты могут быть представлены как часть раздела программы, так и в качестве приложе-ний к ООП ООО; 2) адаптирует (разбивает по годам, по уровням, по процедурам) инструмен-тарий для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработан-ный на федеральном уровне, в целях организации: а) оценки достижения планируемых результатов в рамках те-кущего и тематического контроля;  
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)  
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, вза-имно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практиче-ские работы, творческие работы, са-моанализ и самооценка, наблюде-ния); 6) позволять использовать результа-ты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достиже-ния планируемых результатов ос-воения основной образовательной программы основного общего обра-зования, как основы для оценки дея-тельности образовательного учреж-дения и системы образования разно-го уровня. Система оценки достижения плани-руемых результатов освоения ос-новной образовательной программы основного общего образования должна включать описание органи-зации и содержания государствен-   б) промежуточной аттестации (накоп-ленной оценки); в) итоговой аттеста-ции по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттеста-цию; 3) адаптирует (при необходимости – разрабатывает) инструментарий для итоговой оценки достижения плани-руемых результатов по предметам и/или междисциплинарным програм-мам, вводимым образовательным уч-реждением; 4) адаптирует или разрабатывает мо-дель и инструментарий для: – организации стартовой диагностики; – для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом в целях организации системы внутри-школьного контроля (через Положения о мониторинге качества реализации основной образовательной программы основной школы, о стимулирующих выплатах общеобразовательного учре-ждения);  
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)  
ной (итоговой) аттестации обу-чающихся, промежуточной атте-стации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающих-ся, и оценки проектной деятель-ности обучающихся   5) описывает особенности оценки пла-нируемых результатов освоения про-грамм содержательной части ООП ООО; 6) отражает взаимосвязь внутришколь-ной системы оценки с планируемыми результатами  
II. Содержательный раздел  
14. Содержательный раздел должен включать: 1) программу развития универсальных учебных действий (программу форми-рования общеучебных умений и навы-ков) на ступени основного общего об-разования, включающую формирова-ние компетенций обучающихся в об-ласти использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проект-ной деятельности; 2) программы отдельных учебных предметов, курсов; Раздел 2 Примерной программы «Содержательный раздел» опреде-ляет содержание входящих в него программ: 2.1. Программу развития универ-сальных учебных действий на сту-пени основного общего образования; 2.2. Программу отдельных учебных предметов, курсов, курсов внеуроч-ной деятельности; 2.3. Программу воспитания и социа-лизации обучающихся; 2.4. Программу коррекционной ра-боты По структуре и содержанию данный раздел должен: 1) полностью соответствовать требо-ваниям ФГОС ООО, 2) отражать специфику образователь-ного учреждения, 3) быть преемственным с соответст-вующими разделами ООП начального общего образования  
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)  
3) программу воспитания и социали-зации обучающихся на ступени ос-новного общего образования, вклю-чающую такие направления, как ду-ховно-нравственное развитие и вос-питание обучающихся, их социали-зация и профессиональная ориента-ция, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; 4) программу коррекционной работы      
2.1. Программа развития универсальных учебных действий (УУД) (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования  
18.2.1. Программа развития универ-сальных учебных действий (про-грамма формирования общеучебных умений и навыков) на ступени ос-новного общего образования должна содержать: 1) цели и задачи программы, описа-ние ее места и роли в реализации требований ФГОС ООО; 2) описание понятий, функций, со-става и характеристик универсаль- Раздел 2.1 Примерной программы «Программа развития универсаль-ных учебных действий на ступени основного общего образования» предлагает: 1) формулировку цели и задач про-граммы; 2) описание технологий развития УУД; 3) условия и средства формирования УУД. В рамках разработки данной програм-мы образовательное учреждение пока-зывает: 1) ее преемственность с ООП НОО; 2) взаимосвязь с планируемыми ре-зультатами и стратегиями реализации междисциплинарных программ (п. 1.2); 3) разработанный педагогами образо-вательного учреждения комплект ти-повых задач применения универсаль-  
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)  
ных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешколь-ной деятельностью, а также места отдельных компонентов универ-сальных учебных действий в струк-туре образовательного процесса; 3) типовые задачи применения уни-версальных учебных действий; 4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной дея-тельности обучающихся, а также форм организации учебно-исследователь-ской и проектной деятельности в рам-ках урочной и внеурочной деятельно-сти по каждому из направлений; 5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятель-ности по формированию и развитию ИКТ-компетенций; 6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и ин-струментов их использования; Данный раздел может быть исполь-зован содержательного наполнения разделов Программы развития уни-версальных учебных действий (про-грамма формирования общеучебных умений и навыков) на ступени ос-новного общего образования в соот-ветствии со структурой, определен-ной ФГОС ООО ных учебных действий (эти задачи в то же время входят в содержание соот-ветствующего раздела программ по предметам и курсам внеурочной дея-тельности – п. 2.2); 4) включенность системы оценки дея-тельности образовательного учрежде-ния по формированию и развитию УУД у обучающихся в раздел ООП ООО «Система оценки…» – п. 1.3; 5) отражение мониторинга результатов освоения Программы в Положении о мониторинге качества реализации ос-новной образовательной программы основой школы (или других локальных актах)  
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)  
7) планируемые результаты формиро-вания и развития компетентности обу-чающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуаль-ного проекта, выполняемого в процес-се обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе; 8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организа-циями, формы привлечения кон-сультантов, экспертов и научных ру-ководителей; 9) описание условий, обеспечиваю-щих развитие универсальных учеб-ных действий у обучающихся; 10) систему оценки деятельности об-разовательного учреждения по фор-мированию и развитию УУД у обу-чающихся; 11) методику и инструментарий мо-ниторинга успешности освоения и применения обучающимися универ-сальных учебных действий      
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов
18.2.2. Программы отдельных учеб-ных предметов, курсов должны со-держать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основ-ного общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предме-та, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с оп-ределением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспе-чения образовательного процесса; Для разработки в строгом соответст-вии с требованиями ФГОС ООО ка-ждой из программ отдельных учеб-ных предметов, курсов данного раз-дела целесообразно воспользоваться рекомендациями Примерной про-граммы (разделы 2.2 «Программы отдельных учебных предметов, кур-сов», 1.2.3. «Планируемые результа-ты освоения учебных и междисцип-линарных программ», а также При-мерными программами по учебным предметам основной школы К компетенции образовательного уч-реждения при разработке данного раз-дела относится: 1) разработка программ всех предметов учебного плана, в том числе и входящих в часть, формируемую участниками образовательного процесса; 2) разработка программ курсов внеурочной деятельности плана внеурочной дея-тельности (как это требуется в ФГОС начального и среднего общего образования; 3) разработка программ междисципли-нарных курсов с отражением в них вы-бранной в образовательном учрежде-нии стратегий их реализации (п. 1.2). Технологически данный раздел в ООП ООО может быть представлен в виде обобщенной спецификации программ, а сами программы целесообразно разместить а Приложениях в ООП ООО. Кроме того, необходимо отметить, что: – программы по предметам, междисцип-
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
8) планируемые результаты изуче-ния учебного предмета, курса   линарным курсам и курсам внеурочной деятельности разрабатываются на весь период их освоения; – пп. 4, 8 требований ФГОС ООО к структуре программ по отдельным предметам, курсам должны соотно-ситься с соответствующими разделами всей ООП ООО(1.2, 1.3); – календарно-тематическое планирова-ние не входит в обязательную структу-ру программы отдельных учебных предметов, курсов, а потому формы этого планирования, период их разра-ботки (например, на каждый год обу-чения) определяется образовательным учреждением самостоятельно
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
18.2.3. Программа воспитания и со-циализации обучающихся на ступе-ни основного общего образования должна содержать: 1) цель и задачи духовно-нрав-ственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описа- Раздел 2.3 Примерной программы «Программа воспитания и социализа-ции обучающихся на ступени основ-ного общего образования» предлагает подходы к раскрытию содержания оп-ределенных ФГОС ООО ее разделов: 2.3.1. Цель и задачи воспитания и Данный раздел ООП ООО образова-тельного учреждения, как никакой другой, отражает в своем содержании специфику конкретного образователь-ного учреждения, а потому предпола-гает: 1) конкретизацию цели и задач духов-
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
ние ценностных ориентиров, лежа-щих в ее основе; 2) направления деятельности по ду-ховно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, про-фессиональной ориентации обу-чающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию эко-логической культуры обучающихся; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 4) формы индивидуальной и группо-вой организации профессиональной ориентации обучающихся по каж-дому из направлений; 5) этапы организации работы в сис-теме социального воспитания в рам-ках образовательного учреждения, совместной деятельности образова-тельного учреждения с предпри-ятиями, общественными организа- социализации обучающихся; 2.3.2. Основные направления и цен-ностные основы воспитания и со-циализации обучающихся; 2.3.3. Принципы и особенности ор-ганизации содержания воспитания и социализации обучающихся; 2.3.4. Основное содержание духов-но-нравственного развития и воспи-тания обучающихся; 2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися; 2.3.6. Этапы организации социали-зации обучающихся, совместной деятельности образовательного уч-реждения с предприятиями, общест-венными организациями, системой дополнительного образования, ины-ми социальными субъектами; 2.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социали-зации обучающихся; 2.3.8. Организация работы по фор-мированию экологически целесооб- но-нравственного развития, воспита-ния и социализации обучающихся в соответствии с особенностями воспи-тательного процесса; 2) наполнение конкретным содержанием направлений деятельности, видов и форм занятий по духовно-нравственному раз-витию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучаю-щихся, здоровьесберегающей деятельно-сти и формированию экологической культуры обучающихся; 3) отражение особенностей социума и социального заказа в содержании и ор-ганизации профессиональной ориента-ции обучающихся; 4) определение этапов реализации про-граммы в целом, ее взаимосвязь с со-ответствующей программой в ООП НОО, включенность в воспитательное пространство образовательного учреж-дения; 5) планируемые результаты реализа-ции программы необходимо соотнести
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
циями, в том числе с системой до-полнительного образования; 6) основные формы организации пе-дагогической поддержки социализа-ции обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и со-циальных партнеров по направлени-ям социального воспитания; 7) модели организации работы по формированию экологически целе-сообразного, здорового и безопасно-го образа жизни; 8) описание деятельности образова-тельного учреждения в области не-прерывного экологического здо-ровьесберегающего образования обучающихся; 9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся; 10) критерии, показатели эффектив-ности деятельности образовательно- разного, здорового и безопасного образа жизни; 2.3.9. Деятельность образовательно-го учреждения в области непрерыв-ного экологического здоровьесбере-гающего образования обучающихся; 2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обу-чающихся; 2.3.11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учре-ждением программы воспитания и социализации обучающихся; 2.3.12. Методологический инстру-ментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся с другими разделами разрабатываемой ООП ООО (1.2, 1.3 (в части оценки личностных достижений, включая мо-ниторинговые исследования и порт-фель достижений), 2.1, III (в части плана внеурочной деятельности)
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
го учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, фор-мирования здорового и безопасного образа жизни и экологической куль-туры обучающихся; 11) методику и инструментарий мо-ниторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализа-ции обучающихся; 12) планируемые результаты ду-ховно-нравственного развития, воспитания и социализации обу-чающихся, формирования экологи-ческой культуры, культуры здоро-вого и безопасного образа жизни обучающихся    
2.4. Программа коррекционной работы
18.2.4. Программа коррекционной работы должна содержать: 1) цели и задачи коррекционной ра-боты с обучающимися на ступени основного общего образования; 2) перечень и содержание индивиду- Раздел Примерной программы 2.4. Программа коррекционной работы включает рекомендации по содер-жанию: 1) целей и задач программы коррек-ционной работы с обучающимися на При разработке Программы коррекци-онной работы образовательному учре-ждению в части, формируемой участ-никами образовательного процесса, целесообразно отразить: 1) качественную и количественную ха-
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
ально ориентированных коррекци-онных направлений работы, способ-ствующих освоению обучающимися с особыми образовательными по-требностями основной образова-тельной программы основного об-щего образования; 3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с огра-ниченными возможностями здоро-вья, включающую комплексное об-следование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ос-новной образовательной программы основного общего образования; 4) механизм взаимодействия, преду-сматривающий общую целевую и единую стратегическую направлен-ность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекци-онной и специальной педагогики, специальной психологии, медицин- ступени основного общего образо-вания; 2) направления работы и характери-стику их содержания; 3) механизмы реализации програм-мы; 5) требования к условиям ее реали-зации рактеристику категорий обучающихся с ОВЗ, для которых разработана про-грамма; 2) конкретные условия ее реализации (соотнесенные с содержанием раздела III.II ООП ООО); 3) реально действующую в образова-тельном учреждении систему ком-плексного психолого-медико-социального сопровождения и под-держки обучающихся с ОВЗ; 4) систему взаимодействия с внешни-ми социальными партнерами по про-блемам коррекции и развития детей с особыми образовательными потребно-стями; – взаимосвязь планируемых результа-тов коррекционной работы с содержа-нием раздела 1.2 ООП ООО. Методические рекомендации по разра-ботке Программы коррекционной ра-боты представлены в пособиях 1) Разрабатываем разделы основной образовательной программы начально-
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
ских работников образовательного учреждения, других образователь-ных учреждений и институтов об-щества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; 5) планируемые результаты коррек-ционной работы   го общего образования образователь-ного учреждения: Часть 3. Программа коррекционной работы : методические рекомендации / под ред. Ю. Ю. Бара-новой, М. И. Солодковой, Г. В. Яков-левой. – Челябинск : Издательство ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2011. – 146 с. – ISBN 978-5-503-00008-5; 2) Основная образовательная програм-ма основного общего образования для школ, работающих по системе «Инно-вационная школа» / авт.-сост. Е. Е. Вя-земский. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012 (рекомендации по раз-работке программы работы с одарен-ными детьми)
III. Организационный раздел
14. Организационный раздел должен определять общие рамки организа-ции образовательного процесса, а также механизм реализации компо-нентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: Раздел 3 Примерной программы «Ор-ганизационный раздел» включает: 3.1. Базисный учебный план основ-ного общего образования 3.2. Систему условий реализации основной образовательной програм-мы В связи с тем, что ФГОС начального общего образования (с изменениями) и среднего общего образования включа-ют в «Организационный раздел» как самостоятельный раздел ООП План внеурочной деятельности, а решением Координационного совета при Мини-
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
– учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; – систему условий реализации ос-новной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО   стерстве образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС общего образования (протокол № 6 от 4–5 апреля 2012 г.) разработчикам стандарта поручено внести подобные изменения в ФГОС ООО, образова-тельному учреждению целесообразно включить в Организационный раздел ООП ООО План внеурочной деятель-ности (3.3)
3.1. Учебный план основного общего образования
18.3.1. Учебный план основного об-щего образования: 1) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГО ООО, 2) определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, 3) определяет состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). 4) включает следующие обязательные предметные области и учебные предметы: Раздел 3.1 примерной программы «Базисный учебный план» включает пояснения к назначению частей учебного плана, показывает вариан-ты учебных планов в зависимости от специфики образовательного учреж-дения. Раздел содержит неточности, откло-нения от требований ФГОС ООО в части внеурочной деятельности. При составлении учебного плана необ-ходимо учитывать следующие его осо-бенности: 1) учебный план основного образова-ния является элементом ООП ООО, а не самостоятельным локальным актом, а потому является основным механиз-мом ее реализации; 2) учебный план (учебные планы) ос-новного образования составляется на 5 лет, расчет учебных часов также осу-ществляется на 5 лет, при этом воз-можно также составление помимо го-
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
– филология (русский язык, родной язык, литература, родная литерату-ра, иностранный язык, второй ино-странный язык); – общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); – математика и информатика (мате-матика, алгебра, геометрия, инфор-матика); – основы духовно-нравственной культуры народов России; – естественно-научные предметы (физика, биология, химия); – искусство (изобразительное искус-ство, музыка); – технология (технология); – физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безо-пасности жизнедеятельности). 5) предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечи-вающих образовательные потребно-     дового – недельного учебного планов; 3) образовательное учреждение само-стоятельно определяет режим обуче-ния (5- или 6-дневная учебная неделя) и, тем самым выбирает максимальный объем учебной нагрузки; 4) образовательное учреждение само-стоятельно в пределах установленной СанПиНами максимально допустимой учебной нагрузки распределяет необ-ходимое количество учебных часов по предметам по годам обучения; 5) учебный план основного образова-ния включает две части – обязатель-ную и часть, формируемую участни-ками образовательного процесса; 6) часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процес-са, образовательное учреждение опре-деляет самостоятельно на основе соци-ального заказа, специфики ООП ООО; 7) продолжительность учебного года в 5–9 классах 34 учебные недели без учета государственной (итоговой) ат-
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
сти и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; 6) определяет нормативный срок ос-воения основной образовательной программы основного общего обра-зования составляет 5 лет, а количе-ство учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов; 7) основная образовательная про-грамма основного общего образова-ния может включать как один, так и несколько учебных планов. 8) для развития потенциала обу-чающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными воз-можностями здоровья, могут разра-батываться с участием самих обу-чающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индиви-дуальных учебных планов сопрово-ждается поддержкой тьютора обра-зовательного учреждения     тестации (п. 42 Типового положения об общеобразовательном учреждении). Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в основной школе представлены в Приложении 2. Примерная модель учебного плана ООП ООО представлена в Приложе-нии 3.
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
18.3.2. Система условий реализации основной образовательной програм-мы основного общего образования должна содержать: 1) описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, мате-риально-технических, информаци-онно-методических; 2) обоснование необходимых изме-нений в имеющихся условиях в со-ответствии с приоритетами основ-ной образовательной программы ос-новного общего образования обра-зовательного учреждения; 3) механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; 4)сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой сис-темы условий; контроль состояния системы условий. 19. Требования к условиям реализа-ции основной образовательной про- Раздел Примерной программы 3.2. «Система условий реализации ос-новной образовательной програм-мы» включает оптимальные реко-мендации по содержательному на-полнению обязательных разделов данной части ООП ООО: 3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образователь-ной программы основного общего образования 3.2.2. Психолого-педагогические ус-ловия реализации основной образо-вательной программы основного общего образования 3.2.3. Финансовое обеспечение реа-лизации основной образовательной программы основного общего обра-зования 3.2.4. Материально-технические ус-ловия реализации основной образо-вательной программы 3.2.5. Информационно-методические Разработка данного раздела ООП ООО носит конкретный характер, потому что: 1) должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования кон-кретной школы; 2) учитывает организационную струк-туру образовательного учреждения, а также его взаимодействие с Учредите-лем по вопросам создания условий; 3) опирается на локальные акты обра-зовательного учреждения, норматив-ные правовые акты муниципального, регионального, федерального уров-ней; 4) результатом анализа каждой из групп условий является дорожная кар-та (сетевой график) по формированию недостающих в конкретном образова-тельном учреждении условий реализа-ции основной образовательной про-
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
граммы основного общего образова-ния характеризуют кадровые, фи-нансовые, материально-технические и иные (психолого-педагогические, информационно-методические) ус-ловия реализации требований к ре-зультатам освоения основной обра-зовательной программы основного общего образования условия реализации основной обра-зовательной программы основного общего образования граммы основного общего образова-ния. Анализ недостающих условий образо-вательное учреждение может прово-дить самосто

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.