Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутреннее строение сценария



 

Сценария не существует без сюжета.

Сюжет – это развитие событий и поступков персонажей в их причинно-следственной связи.

 

Сюжет = эпизод + сцены = экспозиция + завязка + развитие + кульминация + финал

 

Экспозиция(что?где?когда?)

Завязка действия(завязка драматического конфликта)

Развитие действия(развитие драматического действия)

Кульминация(наивысшая точка развития драматического конфликта)

Финал(или развязка)

Действие – система поступков персонажей, данная в развитии.

Наиболее важно действие главного героя (причина или мотивировка, цель и средства в достижении цели). Поступок – это визуальное выражение действия, а действие – система поступков.

Контрдействие – препятствует действию героя.

Столкновение действия и контрдействия порождает борьбу, т.е. конфликт.

 

Конфликт– это противоборство характеров и мировоззрений.

 

Искусство строится на конфликте, без конфликта не создать ни сценария, ни фильма.

Для подробного разбора внутреннего строения сценария нам помогут фрагменты сценария успешной исторической драмы Сергея Бодрова старшего «Монгол»(авторы А. Алиев, С.Бодров ст.).

ЭКСПОЗИЦИЯ

 

Задача экспозиции ввести зрителя в курс действия, т.е.задать систему координат: эпоху, место, время, конфликтную ситуацию, характеры героев.

 

Хорош тот сюжет, идею которого можно пересказать в двух-трех предложениях, а не пространно объяснять: «Кто? Кого? И почему?..»

Вопрос: О чем фильм «Монгол»?

Ответ:О том, что испытал молодой Чингиз-Хан, прежде, чем стал Великим воином.

 

 

ТИТР:

"НЕ ПРЕЗИРАЙ СЛАБОГО ДЕТЕНЫША,

ОН МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ СЫНОМ ТИГРА"

МОНГОЛЬСКАЯ ПОСЛОВИЦА

 

НАТ. ЭДЗИН, СТОЛИЦА ТАНГУТСКОГО ЦАРСТВА. МОСТ. ЛЕТО 1185

 

Через пруд перекинут высокий прогулочный мост. По пруду плавают лодки, в них под бумажными зонтиками отдыхают богатые тангуты. Под мостом висят на железных цепях клетки со зверями: тигром, леопардом, дикими котами, гигантскими варанами, гималайским медведем и обезьянами – на каждой соответствующая табличка. Звери смотрят на людей злыми глазами и рычат, хрипят, воют, шипят.

 

В одной из клеток сидит дикарь – полузверь, получеловек. Лицо у него скуластое, худое от постоянного голода, обветренное до бесчувственной корки, почерневшее от пыли.

 

Дети и взрослые смеются, дразнят зверей, нарочно пугаются и пугают друг друга, кидают в клетки еду. Дикарю тоже достается, но меньше, чем зверям. Смотрят на мир страшные узкие глаза, такие же звериные, как у его соседей.

 

На клетке табличка – красный иероглиф.

 

ТИТР(перевод иероглифа):

МОНГОЛ

 

Небо темнеет, над Эдзином нависают тучи. Начинается дождь. Посетители спешат пристать к берегу, уходят из парка, прячутся в беседках и под деревьями.

Дикарь неподвижно сидит в клетке, по его лицу стекают капли дождя.

 

Итак, экспозиция. В начале сценария возникает титр, который аккумулирует основную идею фильма: “Не презирай слабого детеныша...” Читатель уже заинтригован, а после прочтения всего сценария, эпиграф “заиграет” еще сильнее. В мудрости пословицы заключен смысл(идея) фильма, ради которого авторы пишут сценарий и снимают кино.

После эпиграфа мы видим следующее:

Нат. – НАТУРА, или ИНТ. – ИНТЕРЬЕР.

Натура – съемки на открытом воздухе.

Интерьер — съемки в помещении.

 

Эдзин, столица тангутского царства, хоть большинство и не знают, что это за царство, но “аромат старины” уже ощущается. Мост - место локации. Время года – лето, и 12 век – историчекая эпоха. Исчерпывающая информация. Уже с первой страницы задается точка отсчета, читатель автоматически настраивается на нужный лад.

 

ЗАВЯЗКА

 

Завязка— это не просто начало действия, а перемена, поворот судьбы героев, а также конфликт, т.е. борьба героя:

1) с самим собой;

2) с другими людьми;

3) с враждебными герою силами.

 

ЕСУГЕЙ

Был бы я простым монголом, может быть, и не выпил бы. Но если я, хан Есугей, начну нарушать обычаи, мир перевернется.

Есугей поднимает пиалу – и пьет до дна, отщипывает мясо и смотрит на татарина. А тот вдруг улыбнулся. Есугей мрачнеет. Ему не нравится, что татары повеселели.

НАТ. СТЕПЬ. НА ЗАКАТЕ

Всадники пересекают солончаки. Есугей раскачивается в седле, внутри его могучего тела разгорелась боль, на лбу выступил больной пот.

ГОЛОС ТЕМУДЖИНА

Было трудно понять, что пытался сказать мне отец. Но я понял. Он сказал, что невесту я выбрал правильно. Жалел, что так рано оставляет меня одного. И хотел, чтобы я запомнил: самый страшный грех у монголов – предательство. Это были его последние слова.

Почему мы говорим о том, что в этой сцене – завязка основного драматического конфликта? Темуджин, молодой Чингисхан, теряет своего отца Есугея, не только кормильца, но и покровителя. Эта потеря изменит судьбу ребенка, станет причиной того, что несколько лет жизни превратятся в школу выживания, в жестокую борьбу не на жизнь, а на смерть за свое место под солнцем. Следовательно, завязка драматической судьбы сына - в потере отца. Не случись этого, Тимуджин не претерпел бы столько унижений, но и не стал бы Великим полководцем.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Действие развивается. Это понятно. Но развивается оно благодаря поступкам персонажей, толькающим вперед сюжет.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.