Существует множество процессов и явлений, количественная информация для характеристики которых отсутствует или очень быстро изменяется.
В этом случае используются методы экспертных оценок, сущность которых заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.
Метод экспертных оценок применяетсядля сравнения каких-то параметров объектов (напр., комфортность самолета, сравнение автомобилей и др.), находящихся в одном "классе", одинаковой категории, иотносится к разновидности мозгового штурма.
Нарисуем таблицу:
№
Параметр
Вес
А
Б
В
Г
Д
Е
Сумма
Где:
А, Б, В, Г, Д - это сравниваемые объекты (автомобили, самолеты, телефоны и т.д.)
Столбец "Параметр" - это, непосредственно, параметры, которые мы будем сравнивать для объектов.
Столбец "Вес" - вес параметра от 0,15 до 0,3 в зависимости от степени важности для нас.
Параметров желательно выбирать не менее 4 и не более 7, т.к. большее количество параметров влечет расфокусировку и отсутствие четкого понимания результата. То же самое и с количеством сравниваемых объектов - от 4 до 7.
№
Параметр
Вес
А (Боинг)
Б (Туполев)
В (Антонов)
Г (Бомбардир)
Д (Альбатрос)
Е
Магистральная дальность
Вместимость
Расход топлива V
Комфорт
Стоимость эксплуатации
Сумма
3. Далее распределяем "Вес" между параметрами таким образом, чтобы в сумме он был равен 1. Наиболее приоритетным параметрам мы выделяем большее значение. причем каждый параметр варьируется в диапазоне от 0,015 до 0.3.
№
Параметр
Вес
А (Боинг)
Б (Туполев)
В (Антонов)
Г (Бомбардир)
Д (Альбатрос)
Е
Магистральная дальность
0,2
Вместимость
0,15
Расход топлива V
0,25
Комфорт
0,15
Стоимость эксплуатации
0,25
Сумма
4. Задаем описательную сравнительную часть для объектов (самолетов):
Объекты сравнения по параметру "Максимальная дальность" сравниваются по 10-тибальной шкале. Максимальное значение 10 баллов присваивается, если (возможные варианты):
а) самолет пролетает без дозаправки более 5 000 км
б) самолет с дозаправкой пролетает более 10 000 км
в) если данный класс самолета имеет максимальную дальность беспосадочного перелета в своем классе.
При уменьшении расстояния перелета по данным параметрам на каждые 500 км снимается 1 балл.
Параметр "Стоимость эксплуатации" (в нашем случае это самый важный параметр, т.к. ему присвоен максимальный вес):
Самолету присваивается 10 баллов, если (возможные варианты):
а) стоимость эксплуатации самолета за квартал не более 100 000 долларов
б) стоимость эксплуатации не превышает 10 % от номинальной стоимости самолета
И так далее по всем параметрам.
В итоге наша таблица выглядит следующим образом:
№
Параметр
Вес
А (Боинг)
Б (Туполев)
В (Антонов)
Г (Бомбардир)
Д (Альбатрос)
Е
Магистральная дальность
0,2
Вместимость
0,15
Расход топлива V
0,25
Максимальная скорость
0,15
Стоимость эксплуатации
0,25
Сумма
Далее необходимо наши баллы умножить на вес данного параметра. В последний столбец "Е" ставится максимальное значение получившихся чисел. В строке "Сумма" складываем сумму "весов" параметров для каждого самолета.
№
Параметр
Вес
А (Боинг)
Б (Туполев)
В (Антонов)
Г (Бомбардир)
Д (Альбатрос)
Е
Магистральная дальность
0,2
9*0,2 = 1,8
6 *0,2 = 1,2
10*0,2 = 2
8*0,2 = 1,6
7*0,2 = 1,4
Вместимость
0,15
7*0,15 = 1,1
10*0,15 = 1,5
10*0,15 = 1,5
6*0,15 = 0,9
8*0,15 = 1,2
1,5
Расход топлива V
0,25
8*0,25 = 2
7*0,25 = 1,75
9*0,25 = 2,25
9*0,25 = 2,25
8*0,25 = 2
2,25
Максимальная скорость
0,15
10*0,15 = 1,5
8*0,15 = 1,2
9*0,15 = 1,35
8*0,15 = 1,2
7*0,15 = 1,1
1,5
Стоимость эксплуатации
0,25
6*0,25 = 1,5
8*0,25 = 2
9*0,25 = 2,25
10*0,25= 2,5
8*0,25 = 2
2,5
Сумма
7,9
7,65
9,35
8,46
7,7
5. Таким образом, самолет "В" оказался самым эффективным. Далее мы уже анализируем, надо ли нам покупать самолет В, оказавшийся самым эффективным, либо , например, склониться в сторону самолета Г с самыми маленькими эксплуатационными расходами, так как именно этот параметр ключевой.
Точки экспертности следующие:
1. Какие выбираем параметры
2. Как взвешиваем
3. Как задаем характеристики описания
Обычно метод экспертных оценок используется экспертной группой, состоящей из нескольких человек. Первый эксперт независимо от других сравнивает объект А по всем 5-ти критериям. Второй эксперт оценивает объект Б и т.д. Либо возможен вариант, когда один эксперт оценивает все самолеты по одному критерию, второй эксперт оценивает все самолеты по второму параметру и т.д. Затем данные сводят в единую таблицу и подводят итоги.