Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Метод экспертных оценок

Существует множество процессов и явлений, количественная информация для характеристики которых отсутствует или очень быстро изменяется.

В этом случае используются методы экспертных оценок, сущность которых заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.

Метод экспертных оценок применяетсядля сравнения каких-то параметров объектов (напр., комфортность самолета, сравнение автомобилей и др.), находящихся в одном "классе", одинаковой категории, иотносится к разновидности мозгового штурма.

Нарисуем таблицу:

Параметр Вес А Б В Г Д Е
               
               
               
               
               
Сумма              

Где:

А, Б, В, Г, Д - это сравниваемые объекты (автомобили, самолеты, телефоны и т.д.)

Столбец "Параметр" - это, непосредственно, параметры, которые мы будем сравнивать для объектов.

Столбец "Вес" - вес параметра от 0,15 до 0,3 в зависимости от степени важности для нас.

Итак, как работает Метод экспертных оценок:

1. Выбираем объект для экспертной оценки;

2. Выбираем параметры для сравнения;

3. Определяем вес каждого параметра;

4. Задаем сравнительную шкалу;

5. Сравниваем.

Пример метода экспертных оценок:

1. Сравниваем самолеты Боинг, Туполев, Антонов, Бомбардир, Альбатрос .

2. Выбираем параметры сравнения.

Параметров желательно выбирать не менее 4 и не более 7, т.к. большее количество параметров влечет расфокусировку и отсутствие четкого понимания результата. То же самое и с количеством сравниваемых объектов - от 4 до 7.

Параметр Вес А (Боинг) Б (Туполев) В (Антонов) Г (Бомбардир) Д (Альбатрос) Е
Магистральная дальность              
Вместимость              
Расход топлива V              
Комфорт              
Стоимость эксплуатации              
Сумма              

 

3. Далее распределяем "Вес" между параметрами таким образом, чтобы в сумме он был равен 1. Наиболее приоритетным параметрам мы выделяем большее значение. причем каждый параметр варьируется в диапазоне от 0,015 до 0.3.

Параметр Вес А (Боинг) Б (Туполев) В (Антонов) Г (Бомбардир) Д (Альбатрос) Е
Магистральная дальность 0,2            
Вместимость 0,15            
Расход топлива V 0,25            
Комфорт 0,15            
Стоимость эксплуатации 0,25            
Сумма              

 

4. Задаем описательную сравнительную часть для объектов (самолетов):

Объекты сравнения по параметру "Максимальная дальность" сравниваются по 10-тибальной шкале. Максимальное значение 10 баллов присваивается, если (возможные варианты):

а) самолет пролетает без дозаправки более 5 000 км

б) самолет с дозаправкой пролетает более 10 000 км

в) если данный класс самолета имеет максимальную дальность беспосадочного перелета в своем классе.

При уменьшении расстояния перелета по данным параметрам на каждые 500 км снимается 1 балл.

Параметр "Стоимость эксплуатации" (в нашем случае это самый важный параметр, т.к. ему присвоен максимальный вес):

Самолету присваивается 10 баллов, если (возможные варианты):

а) стоимость эксплуатации самолета за квартал не более 100 000 долларов

б) стоимость эксплуатации не превышает 10 % от номинальной стоимости самолета

И так далее по всем параметрам.

В итоге наша таблица выглядит следующим образом:

Параметр Вес А (Боинг) Б (Туполев) В (Антонов) Г (Бомбардир) Д (Альбатрос) Е
Магистральная дальность 0,2  
Вместимость 0,15  
Расход топлива V 0,25  
Максимальная скорость 0,15  
Стоимость эксплуатации 0,25  
Сумма              

 

Далее необходимо наши баллы умножить на вес данного параметра. В последний столбец "Е" ставится максимальное значение получившихся чисел. В строке "Сумма" складываем сумму "весов" параметров для каждого самолета.

 

Параметр Вес А (Боинг) Б (Туполев) В (Антонов) Г (Бомбардир) Д (Альбатрос) Е
Магистральная дальность 0,2 9*0,2 = 1,8 6 *0,2 = 1,2 10*0,2 = 2 8*0,2 = 1,6 7*0,2 = 1,4
Вместимость 0,15 7*0,15 = 1,1 10*0,15 = 1,5 10*0,15 = 1,5 6*0,15 = 0,9 8*0,15 = 1,2 1,5
Расход топлива V 0,25 8*0,25 = 2 7*0,25 = 1,75 9*0,25 = 2,25 9*0,25 = 2,25 8*0,25 = 2 2,25
Максимальная скорость 0,15 10*0,15 = 1,5 8*0,15 = 1,2 9*0,15 = 1,35 8*0,15 = 1,2 7*0,15 = 1,1 1,5
Стоимость эксплуатации 0,25 6*0,25 = 1,5 8*0,25 = 2 9*0,25 = 2,25 10*0,25= 2,5 8*0,25 = 2 2,5
Сумма   7,9 7,65 9,35 8,46 7,7  

5. Таким образом, самолет "В" оказался самым эффективным. Далее мы уже анализируем, надо ли нам покупать самолет В, оказавшийся самым эффективным, либо , например, склониться в сторону самолета Г с самыми маленькими эксплуатационными расходами, так как именно этот параметр ключевой.

Точки экспертности следующие:

1. Какие выбираем параметры

2. Как взвешиваем

3. Как задаем характеристики описания

Обычно метод экспертных оценок используется экспертной группой, состоящей из нескольких человек. Первый эксперт независимо от других сравнивает объект А по всем 5-ти критериям. Второй эксперт оценивает объект Б и т.д. Либо возможен вариант, когда один эксперт оценивает все самолеты по одному критерию, второй эксперт оценивает все самолеты по второму параметру и т.д. Затем данные сводят в единую таблицу и подводят итоги.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.