Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современное состояние издательского дела за рубежом



Инфраструктура издательской отрасли на Западе сложнее, чем в России. Все меньше остается издательств, принадлежащих чисто семейному капиталу, т. е. независимых. Существует множество самых различных издательских групп и объединений – от мелких, состоящих из двух-трех фирм, до гигантских концернов, практически монополизировавших издательскую деятельность в стране. Поэтому, когда видишь название какого-либо издательства – на книге в выходных данных, в каталоге-справочнике, в документе, который предстоит подписать, – важно знать, что за этим названием стоит. Знать это нужно из чисто практических соображений, а вариантов здесь

может быть несколько. Например, самый крайний – за названием вообще ничего не стоит, это не издательство, а лишь "импринт" (Imprint), т. е. издательская марка (когда-то это было самостоятельное издательство, затем оно было куплено более крупным, а впоследствии вообще оказалось расформированным, но читатели привыкли к этому названию, и его оставили). Другой вариант – издательский концерн. По сути дела, это такая же фикция, как и импринт. Нельзя заключить контракт с "Бертельсманном" (Bertelsmann Club, Германия), "Ашеттом" (Hachette, Франция) или "Эльзевиром" (Elsevier, Голландия) (с ними, разве что, может подписать соглашение правительство), издательство же имеет дело с конкретными отделениями, филиалами, входящими в концерн издательствами. Удобнее всего иметь дело с независимым издательством среднего масштаба, у которого есть свой конкретный владелец, принимающий все решения. Более сложный вариант: издательство в своей деятельности является полностью самостоятельным, но формально принадлежит другому более крупному издательству (т. е. входит в издательскую группу) или фирме, с издательской деятельностью напрямую не связанной. В этом случае тоже все текущие вопросы решает руководитель издательства (директор), причем он может действовать даже смелее, чем в первом случае, так как за ним стоит достаточный капитал (и это нелишне знать). Более крупное объединение, помимо входящих в него издательств, может иметь собственную дистрибьютерскую фирму, обеспечивающую реализацию заявок магазинов, сеть собственных книжных магазинов, одну или даже несколько типографий, фирмы, выпускающие издательскую продукцию на нетрадиционных носителях (программы для компьютера, видеокассеты,

компакт-диски), и т. д. Обычно объединение состоит из 5–10 входящих в него фирм или отделений. Издательский концерн отличается от объединения в принципе только масштабами: число входящих в него издательств, издательских отделений и филиалов (в том числе и зарубежных) определяется десятками, если не сотнями; ему может принадлежать несколько типографий и книгораспространительских структур общенационального масштаба, а также журнальные и газетные издательства, телеканалы, информационные сети и т. д. Все эти подразделения чаще всего образуют внутри концерна объединения типа тех, которые были только что описаны (т. е. издательское объединение может быть как самостоятельным, так и входить в состав концерна). Так, в состав концерна "Бертельсманн" в Германии и за рубежом входят издательства и издательские объединения: "Карл Бертельсманн", "Гольдманн", "Бланвалет", "Габлер", "Вивег", "Лексикотек" и др., журнальное объединение "Грунер + Яр", объединения "Пласа и Жанес" в Испании и "Рэндом Хаус" в США, сеть крупнейших книжных клубов по всему миру, телекомпания "РТЛ", музыкальная компания "БМГ" и др. В свое время при создании подобных гигантских объединений мыслилось, что они будут сосредоточивать в одних руках не только все стадии производства и распространения книги, но и всесторонне "эксплуатировать" сюжет или произведение, т. е. выпускать по нему не только книгу, но и, например, видео- или кинофильм, аудиокассету, компакт-диск. Сейчас в развитии издательских концернов наметились две параллельные тенденции противоположного направления:

1) наряду с дальнейшей концентрацией производства, укрупнением старых концернов и созданием новых, внутри самих этих гигантских образований усиливаются процессы дезинтеграции – отделения и филиалы получают больше самостоятельности. В последнее время стал складываться и новый тип объединений:

2) несколько независимых издательств создают общие вспомогательные службы – административную, коммерческую, производственную, дистрибьютерскую, что снижает их производственные расходы. С кем лучше иметь дело на практике во всех вышеописанных случаях, зависит от структуры каждого конкретного объединения. Идеальный случай, естественно, – руководитель издательства, которое пользуется полной автономией. Однако многие объединения имеют общие централизованные службы, занимающиеся уступкой и приобретением прав, международными связями, коммерческими вопросами и т. д. В этих деталях неплохо заранее разобраться, хотя бы потому, чтобы вас не "футболили" из одного места в другое и ваши предложения не оставались без ответа. Справедливо и общее банальное замечание: чем крупнее образование, тем выше уровень бюрократии.

Вообще за несколько рискованный проект (а таковым будет представляться любое предложение любого российского издательства) возьмется скорее мелкое или среднее издательство, а не крупное объединение, которое будет делать ставку на беспроигрышные варианты – на массовую литературу, на бестселлеры.

Об издательстве же, с которым вы собираетесь вступить в контакт, желательно знать как можно больше: его статус или принадлежность (независимое или входит в объединение, кому принадлежит), руководство (в том числе и подразделений и направлений, например, литературный директор, руководители отделений, ответственные за уступку и приобретение прав, ответственный за международные связи и даже руководители конкретных серий), год основания, масштабы деятельности (годовой выпуск, объем каталога, объем оборота), специализация и серии. Узкоспециализированных издательств немного, и это, как правило, небольшие фирмы. Большинство средних и крупных издательств, да же при наличии основной специализации, имеют профиль, близкий к универсальному. Учебное издательство, например, почти обязательно будет выпускать детскую, художественную, справочно-энциклопедическую литературу, практические руководства; литературно-художественное – историческую, детскую литературу, литературу по гуманитарным наукам, издания по искусству; издательство литературы по искусству – книги по истории, о природе, о путешествиях, издания для детей и т. д. Тем не менее, предлагая издательству сотрудничество в том или ином направлении, надо знать, насколько широко это направление у него представлено. Возможно, та книга, о которой вы узнали, была единичным опытом. Абсолютное большинство изданий выходит в составе серий. Зная о наличии в зарубежном издательстве серий той или иной тематики, можно более четко обозначить для себя направления сотрудничества. Далее отметим, что в настоящее время книжное дело Западной Европы и США развивается исходя из тенденций, которые явились следствием кризиса рубежа 80–90-х годов XX в.: меняется отношение к книге со стороны потребителей, ее теснят новые средства массовой информации, продолжается структурная перестройка самой отрасли. Эти же тенденции, по-видимому, будут определяющими и в ближайшие несколько лет. Что же касается про-

гнозов на более отдаленную перспективу, например на ближайшие десять лет, то с полной уверенностью можно сказать лишь о немногих вещах. Развитие общемировой экономической ситуации может внести существенные коррективы в любые прогнозы. Прогнозы, делавшиеся десять лет назад, также далеко не полностью подтвердились. Электроника, если и оказала какое-то влияние на издательские процессы, все же не смогла полностью решить многих проблем (например, в книгораспространении), вообще позиции книги в целом также оказались намного прочнее, чем предсказывалось, а развитие новых средств информации, напротив, оказалось более скромным. Тем не менее какие-то самые общие прогнозы касательно самой книги и развития книгоиздательской отрасли не должны вызывать сомнения. Ясно, например, что электроника рано или поздно все же произведет революцию в книгоиздании и книгораспространении. Сама же печатная книга через десять лет останется, хотя может и утратить позиции главного "источника знаний". Очень вероятно также, что в связи с тем, что книге придется более упорно бороться за свое "место под солнцем", подотрасли книжного дела утратят свой антагонизм и будут более тесно взаимодействовать. В том же, что касается более детальных прогнозов, мнения специалистов могут довольно значительно расходиться. Среди подобных наиболее важных прогнозов и тенденций можно выделить ниже перечисленные. Читатель и читательский спрос. Социологические исследования, проводившиеся в последние годы в разных странах, позволяют выявить несколько интересных тенденций. По всей вероятности, будет снижаться интерес к "бестселлерам" и массовой литературе, в то же время спрос вообще будет диверсифицироваться. Общий уровень образования населения

будет, естественно, повышаться, общее число читателей увеличится, однако доля "сильных читателей", прочитывающих несколько десятков книг в год, будет снижаться, так как чтение все же уступает позиции главного вида досуга. Изменится и психология потребителя книги: "целеустремленный" читатель уступит место читателю-"бабочке", "порхающему" с одной тематической группы на другую. Издателям в этом случае придется довольно резко перестраиваться, приспосабливаться к новым, более разнообразным и фрагментарным вкусам публики. Переход от рынка предложения к рынку спроса. До последнего времени книжный рынок был рынком предложения, т. е. читатели были вынуждены покупать то, что им предлагали издательства. Сейчас ситуация меняется: спрос начинает превалировать над предложением. Это радикальное изменение для книгоиздательской отрасли и ее психологии (от "просветительской" психологии приходится отказываться). Смена рынка предложения на рынок спроса ведет к изменениям в расстановке сил внутри издательств: ведущей фигурой в издательстве становится не литературный директор, а менеджер, отвечающий за маркетинг, или коммерческий директор. От издательств потребуется более глубокое изучение рынка, его отдельных сегментов и издание именно того, в чем эти сегменты читательской аудитории нуждаются. Все шире в книгоиздательской отрасли будут применяться методы маркетинга, разработанные и применяемые в других отраслях. Многие издательства, например, расширяют использование методов прямой продажи – "от двери к двери", на предприятиях и в учреждениях, по подписке и т. д., которые позволяют иметь более тесный контакт с потребителем. Книга и новые носители информации. По поводу влияния новых носителей информации на будущее книги мнения экспертов и издателей колеблются в очень широком диапазоне – от предсказаний полной революции в "способах добывания знаний" до прогнозов лишь незначительного, маргинального влияния. Первые считают, что новые носители цифровой информации (напр., оптические компакт-диски) в корне изменят способы полученияи представления знаний. Книга, по их мнению, должна будет противостоять новому средству получения знаний и проведения досуга, которое будет сочетать достоинства электронных игр будущего, по качеству сравнимых с телефильмами, и самых емких накопителей текстовой информации. Поэтому "выживут" лишь те виды книг, которые требуют длительного, вдумчивого чтения (художественная литература, эссеистика и т. п.). Другие же (справочно-энциклопедическая, учебная литература, практические руководства и даже издания по искусству) будут испытывать все возрастающий натиск новых носителей информации. Любопытно, что этого радикального мнения придерживаются в основном издатели, сами вплотную не занимающиеся выпуском издательской информации на новых носителях. Те же издатели, в репертуаре которых уже сейчас есть компакт-диски, более сдержанны в своих прогнозах. Они, например, считают, что пока цены на читающие устройства для CD, DVD и пр. останутся на прежнем уровне, рынок издательской информации на компакт-дисках будет ограниченным. По их мнению, эта продукция будет лишь дополнять книжную и не составит ей конкуренцию, а книга своих позиций не утратит. Единственная область, где книга может быть значительно потеснена, – это область юридической и медицинской информации. Не оправдала надежд и прогнозов и наметившаяся в конце 90-х годов прошлого века тенденция выпуска так называемых электронных книг (e-book) – портативных читающих устройств, на которые тексты в электронном (цифровом) виде "скачивались" из баз данных. Потребитель счел эти читающие устройства слишком дорогими и неудобными. Фирмы-разработчики сейчас сворачивают их производство и даже закрываются, а издательства, которые специализировались на создании электронных текстов, сейчас переходят на традиционные книги или распространяют свою продукцию через Интернет (т. е. для чтения на компьютере, а не на e-book). В целом же, по мнению экспертов, конкуренция книги и технических средств массовой информации имеет две стороны. Первая, как уже говори-

лось, чисто техническая: новые СМИ проигрывают перед книгой в дешевизне и простоте в обращении. Второй же момент более глубокий, психологический. Книга и база данных отличаются не столько по своей физической форме, сколько по концепции "контекстуализации": если в книге информация дается по принципу последовательности, физической очередности подачи, то в базе данных, на экране "контекстуализация" осуществляется по принципу логической архитектуры, соподчиненности и зависимости, а

отнюдь не последовательности, таким образом, издание представляет собой гипертекст. Поэтому окончательный перелом в их борьбе произойдет лишь тогда, когда психология человека изменится таким образом, что ему будет более естественно добывать информацию не просто перелистывая страницы (пусть даже и на экране), а начинать ее поиск от простого к сложному, от более общего к более частному и детальному (или же, наоборот, – от частного к общему), это возможно для справочной и подобной литературы. Еще одна группа аналитиков вообще придерживается мнения, что сейчас

цивилизация вступает в период "упрощения", отказа от излишней технологичности. Поэтому, как они считают, в будущем на первый план все более будут выдвигаться так называемые эргономические моменты, и книга, как более соответствующая природе человека, будет выигрывать по сравнению с очень сложными техническими средствами информации. Положительные качества и преимущества книги. Перед лицом конкуренции со стороны новых средств информации книга должна четче позиционировать себя. Во-первых, при чуть большем распространении компакт-дисков исчезнут издания (справочники, ежегодники и проч.), которые по форме изготовления представляют собой, по сути дела, распечатки баз данных с ЭВМ. Во-вторых, книга в целом будет становиться более красочной, более иллюстрированной, в ней большее значение будет иметь изобразительный момент. Возрастет также общее качество полиграфического исполнения

изданий. В-третьих, еще более четко определятся различия между книгой в переплете и книгой в мягкой обложке. Популярность изданий в мягкой обложке должна будет возрасти. Предсказывается также возрастание роли изданий для детей: в складывающейся непростой для книги ситуации многие родители будут уделять больше внимания привитию детям навыков к чтению.

Изменение и возрастание роли издателя. Многие эксперты считают, что если сейчас новые носители информации пока еще не пользуются популярностью, что это потому, что процесс их производства еще недостаточно прочно взяли в свои руки издатели. По их мнению, информация, издательская по своему характеру, будь она на бумаге или на компакт-диске, должна выпускаться издательствами. Следовательно, роль издателя в будущем должна возрасти и свестись к разработке идей, поиску авторов для воплощения

этих идей и организации их материализации в виде различных информационных продуктов – книг, видеофильмов, телефильмов, компакт-дисков, программ для ЭВМ, баз данных и т. д. При выпуске, например, интерактивного мультимедийного компакт-диска работу авторов, программистов, режиссеров, специалистов по видеоинформации и специалистов по обработке и хранению текстовой информации, собственно производителей должен будет организовывать, и координировать именно издатель. Таким образом, издатель станет тем, кто будет анализировать, и отбирать, представлять и распространять информацию и продукты интеллектуального творчества вне зависимости от формы, в какой они будут представлены. Концентрация и роль издательских групп. Процесс гиперконцентрации в книгоиздательском деле остановить уже нельзя. Крупнейшие издательские объединения оставят весьма ограниченное поле деятельности дня других, более мелких фирм. Особенно это проявится в книгораспространении: малые и средние книгораспространители не смогут противостоять крупным, которые, оснащаясь новым оборудованием, будут постоянно снижать тарифы. Средним и чуть большим издательским предприятиям будет позволено достигать лишь определенного масштаба, но не превышать установленную планку. Противостоять крупнейшим концернам они смогут, только объединившись вокруг какого-то одного издательства-лидера, заключив с ним до-

говоры (создав так называемый архипелаг). Судьба малых издательств. Концентрация издательских групп, по всей вероятности, закроет малым издательским структура и доступ на массовый рынок. Но зато новые издательские технологии сделают рентабельным выпуск самых малых тиражей и дадут им возможность осваивать узкие сегменты рынка, выпускать узкоспециализированную литературу. Должен будет возродиться и известный ранее тип малых фирм, которые представляли собой одновременно издательство, типографию и книжный магазин. Вначале эта схема будет применима к выпуску элитарной художественной литературы, философских эссе, работ по гуманитарным наукам вообще, а в дальнейшем может распространиться и на всю специализированную литературу.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.