В случаях чрезвычайной сложности проблемы, ее новизны, недостаточности имеющейся информации, невозможности математической формализации процесса решения приходится обращаться к рекомендациям компетентных специалистов, прекрасно знающих проблему, - к экспертам. Их решение задачи, аргументация, формирование количественных оценок, обработка последних формальными методами получили название метода экспертных оценок.
Эксперты (лат. "expertus" - опытный) – это лица, обладающие знаниями и способные высказать аргументированное мнение по изучаемому явлению.
Процедура получения оценок от экспертов называется экспертизой.
Метод экспертных оценок включает в себя три составляющие.
1. Интуитивно-логический анализ задачи. Строится на логическом мышлении и интуиции экспертов, основан на их знании и опыте. Этим объясняется высокий уровень требований, предъявляемых к экспертам.
2. Решение и выдача количественных или качественных оценок. Эта процедура представляет собой завершающую часть работы эксперта. Им формируется решение по рассматриваемой проблеме и дается оценка ожидаемых результатов.
3. Обработка результатов решения. Полученные от экспертов оценки должны быть обработаны с целью получения итоговой оценки проблемы. В зависимости от поставленной задачи изменяется количество выполняемых на этом этапе расчетных и логических процедур. Для обеспечения оперативности и минимизации ошибок на данном этапе целесообразно использование вычислительной техники.
В условиях недостаточно полной и недостоверной информации методы экспертных оценок дают вполне приемлемые результаты. В настоящее время, характеризующееся ускорением научно-технического прогресса, появлением новых проблем организационного, технического, экономического, социально-психологического плана, сфера применения метода расширяется.
Приведем некоторые примеры задач, при решении которых могут использоваться экспертные оценки:
· выбор вариантов технического и социально-экономического развития предприятия;
· отбор проектов при проведении тендеров;
· отбор заявок на получение грантов и разработку научных тем;
· формирование тематики НИР и ОКР;
· определение стратегических целей фирмы и т.п.
Для решения подобных задач могут использоваться различные формы проведения экспертизы:
· дискуссия;
· анкетирование;
· интервьюирование;
· «мозговой штурм»;
· совещание;
· деловая игра и др.
Иногда различные формы используются в комплексе.
Одной из наиболее перспективных форм проведения экспертного оценивания считается метод Дельфы.
Метод Дельфы - это набор процедур, выполняемых в определенной последовательности с целью формирования группового мнения о проблеме, характеризующейся недостаточностью информации для использования других методов.
Метод Дельфы - это метод группового анкетирования. Используемые процедуры характеризуются тремя основными чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью и групповым ответом. Обратная связь осуществляется за счет проведения нескольких туров опроса, причем результаты каждого тура обрабатываются статистическими методами и сообщаются экспертам. Во втором и последующих турах эксперты аргументируют свои ответы. Таким образом, в последующих турах эксперты могут пересмотреть свои первоначальные ответы. От тура к туру ответы экспертов носят все более устойчивый характер и, в конце концов, перестают изменяться, что служит основанием для прекращения опросов.
Практика показывает, что обычно проводится три-четыре тура опросов, так как в дальнейшем оценки перестают изменяться.
Этапы подготовки и проведения экспертизы
Качество получаемых экспертных оценок в значительной степени определяется подготовкой экспертизы, а также применяемыми методами обработки информации, получаемой от экспертов.
Единых правил подготовки и проведения экспертизы нет.
Однако можно выделить основные этапы ее подготовки и проведения. К ним относятся:
· формулировка цели экспертного анализа;
· формирование группы организаторов экспертизы;
· разработка процедур проведения экспертной оценки;
· подбор экспертов;
· получение экспертных оценок;
· обработка результатов опроса и анализ полученных данных;
· установление степени достижения цели экспертизы.
С точки зрения изучаемой нами дисциплины наибольший интерес представляют два этапа: получение экспертных оценок, обработка результатов опроса и анализ полученных данных.