Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соотносительные ряды согласных фонем



В русском литературном языке есть 2 группы согласных фонем, которые, в отличие от других согласных, образуют в фонетической системе соотносительные ряды.

Первая группа - это парные глухие - звонкие шумные согласные; она включа­ет в себя 12 пар фонем:

<п> - <б> <ш> - <ж>

<п'> - <б'> <ш'> - <ж'>

<ф> - <в> <к> - <г>

<ф'> - <в'> <к'> - <г'>

<т> - <д>

<т'> - <д'>

<с> - <з>

<с'> - <з'>

Парными эти фонемы являются потому, что они сходны по всем признакам, кроме одного - глухости или звонкости, который выступает как дифференциаль­ный признак.

Вторая группа - это парные твердые - мягкие согласные; она включает в себя 15 пар фонем:

<п> - <п'> <р> - <р'>

<б > - <б'> <л> ~ <л'>

<ф> - <ф'> <н> - <н'>

<в> - <в'> <м> - <м'>

<т> - <т'> <к> - <к'>

<д> - <д'> <г> - <г'>

<с> - <с'> <х> - <х'>

<з> - <з'>

И эти фонемы являются парными потому, что они сходны по всем признакам, кроме одного твердости или мягкости, который также выступает как дифференциальный признак.

Особенность соотносительных рядов заключается в том, что все входящие в их состав фонемы в одних и тех же фонетических условиях изменяются одинако­вым образом. Так, если звонкий согласный одной из соотносительных пар, например <т> и <д> в конце слова оглушаются, то в этой фонетической позиции соответственно будут изменяться и все звонкие согласные, входящие в другие со­относительные пары этого ряда:

<п> и <б>; <с> и <з> и др., например: [зубы] - [зуп], [розы] - [рос].

Если глухой согласный какой-либо соотносительной пары в определенной позиции озвончается, то в этой позиции аналогично будут изменяться и глухие согласные других соотносительных пар. То же самое наблюдаем и в соотноси­тельном ряду по твердости-мягкости. Так, если перед гласной фонемой <о> раз­личаются согласные <м> и <м'>, то в этом положении также будут различаться и все остальные пары этого ряда:<н> - <н'>, <д> - <д'> и т.п. Например: [мол] - [м'ол], [нос] - [н'ос], [дом] - [д'орн].

Если перед гласной фонемой <е> не различаются <м> и <м'>, то в этой по­зиции не будут различаться по твердости и мягкости и все другие согласные этого ряда [м'ел], [п'ел], [с'ел], [д'ел] и т.п.

Таким образом, фонемы, входящие в состав рассмотренных рядов, связывает единообразие изменений.

 

§ 5. Согласные фонемы в сильных и слабых позициях

В пределах каждого соотносительного ряда выделяются сильные и слабые позиции и, следовательно, выступают сильные и слабые фонемы.

Сильной называется позиция максимального различения фонологически значимых единиц, а позиции меньшего или минимального их различения - слабой. Фонемы, выступающие в сильных позициях, могут быть названы сильными фонемами, а фонемы, выступающие в слабых позициях,- слабыми.

Сильные позиции по звонкости-глухости: Слабые позиции по звонкости-глухости:
1) перед гласными [там], [ты], [тут], [т'елъ] + + + + 1) в конце слова пруды [прут], прутья[прут]
2) перед сонорными [слои]- [кр'ивъ]-[гр'ивъ]- + + + [злои] + 2) шумные согласные перед шум­ными (кроме в) [пропкъ], [к^з'ба]

 

3) перед фонемами <в>, <в'>  
[тв^р'ец] - [дв^р'ец] + +  
4) перед <j>  
[n'jy]-[б'jy] + +  
5) согласные, не имеющие пары по  
звонкости-глухости (сонорные X, Ц, Ч)  
[прав'ил'нъ]  
+ + +  

 

«+» - обозначает сильную позицию

«-» - обозначает слабую позицию

 

Сильные позиции по Слабые позиции по
твердости - мягкости твердости - мягкости
1) в конце слова 1) положение перед [е]
[дан] - [дан'] + + [д'ет], [б'елыи], [д'елъ], [л'ес];
2) перед сильными гласными фонема­- 2) перед согласными непарными
ми, кроме <е>: по твердости-мягкости (ч, ц, ж, ш,
а) перед сильными гласными: фонема ш', j)
<а>, <о>: [зупцы], [jиершы], [лжыцы],
[сат] - [с'ат'], + + [друз'jа];
[мол ] - [м'ол'] + +  
б) перед сильными и слабыми фонема­ 3) перед всеми парными по мягко­-
ми <у>, <и>: сти - твердости, кроме Л
[суда] - [с'уда], [лук] - [л'ук], + + + + [стон], [двор], [з'в'ер'], [пр'ис]
[п'итал] - [пытал] + +  
в) перед слабой гласной фонемой <а>:  
тони [т^н'и], тяни [т'иен'и], + +  
баловать [бъл^ва'т']- +  
беловат [б'ьл^ват] +  
3) фонема <л>, <л'> перед любой со­-  
гласной фонемой:  
[колкъ] - [скол'къ] + +  
4) переднеязычные согласные перед  
заднеязычными (г, к, х) и твердыми  
губными (п, б, м)  
[cтои] - [п'иc'мo], [горкъ]- [гор'къ] + + + +  
5) все непарные по твердости-мягкости  
(Ж, Ш, Ч, Ц, j):  
[чт'ен'иjь] + +  

 

§ 6. Фонема <j>

Фонема <j> определяется как сонорная фрикативная (щелевая) среднеязыч­ная мягкая согласная фонема.

Она в русском литературном языке выступает в двух аллофонах - в соглас­ном аллофоне [j] и в неслоговом гласном аллофоне [и].

Согласный аллофон этой фонемы наблюдается в положении перед ударными гласными:

[j'амъ] [j'аблъкъ] [м^j'а] [м^jу] [тв^jо]

яма яблоко моя мою твое

Аллофон [и] выступает в позиции:

1) перед безударным гласным [моиу] мою;

2) после безударного гласного [в^ина];

3) перед согласными [лаикъ] лайка;

4)на конце слова [мои].

Уже одно то, что у данной фонемы есть не только согласный, но и гласный аллофон, отличает ее от других согласных фонем русского языка. Однако этим ее своеобразие не исчерпывается.

Фонема <j> - это единственная среднеязычная согласная, которая есть в русском языке, и условия ее функционирования ограничены: в отличие от других согласных фонем эта фонема не может выступать: 1) в начале слова; 2) между согласными.

 

Графика

Письмо возникло как средство общения дополнительно к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно зародилось в форме пиктографии, т.е. письма рисунками. Пиктография не располагала алфавитом и не связана с устным языком. Пережиток пиктографии - сохранившиеся вывески в форме рисунков. Отсутствие связи с устной речью позволяет читать, например, рисунок-сапог (сапожник, починка обуви и т.д.). На следующем этапе развития письма в идеографии рисунок сохраняется, но выступает сначала в условном значении, затем превращается в символический знак - иероглиф. (Иероглиф(от греч. священные письмена) фигурные знаки, известные с 4 тысячелетия до н.э. в древнеегипетском письме, где они служили для обозначения целых слов (понятий) или отдельных слогов и звуков речи). При таком письме начертания передают не слова, а значения слов. Дорожные знаки как идеограммы - крест - перекресток и т.д. это иероглифы. Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь расчленяется на звуки, обозначаемые посредством букв. Письмо, передающее звуковую сторону языка бук­вами, называется звуковым или речевым. Однако в нем имеются элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элементам относятся математические знаки (+, -, . , :). К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы между словами " " и др.

Графикойназывается прикладная область знаний о языке, которая устанав­ливает состав начертаний, употребляющихся в письме, и звуковые значения букв.

Каждая буква имеет определенное значение. Совокупность букв, располо­женных в определенном порядке, называется алфавитом, азбукой.

Слово «Алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита: (а - альфа, р - бета, вита - по-новогречески).

Слово «азбука» калька1 со слова «алфавит», происходит от названия 2-х первых букв древнего славянского алфавита кириллицы: (а - аз; б - буки).

Алфавит – это система букв, передающих звуки или фонемы языка. Почти все известные алфавитные системы (языка) письма имеют общее происхождение: они восходят к семитскому письму Финикии, Сирии и Палестины II тысячелетия до н.э. Финикийцы, жившие на восточном побережье Средиземного моря, были известными мореплавателями. Они вели торговлю с государствами Средиземноморья.

_______________________________________________________________

1 Калька (французское слово - копия, подражание) - слово или выражение, представляющие собой перевод по частям иноязычного слова или оборота речи с последующим сложением пе­реведенного в одно целое.

 

В 9 веке до н.э. финикийцы познакомили со своим письмом греков. Греки изменили начертания финикийских букв и их названия, сохранив порядок.

В I тысячелетии до н.э. южная Италия была колонизирована греками. В ре­зультате этого с греческим письмом познакомились народы Италии и латины. Окончательно сформировался классический латинский алфавит в 1 веке до н.э.

Некоторые греческие буквы в латиницу не вошли, некоторые изменили свое звуковое значение, некоторые были созданы заново.

В эпоху Римской империи происходило широкое распространение латинско­го языка и письма. Его влияние усиливалось в средние века в связи с переходом в христианство всех народов Европы. Латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы, а латинское письмо - единственно допус­каемым письмом для богослужебных книг. Латинский язык был на протяжении столетий международным языком европейского культурного мира, а латинский алфавит был принят подавляющим большинством европейских народов.

В 863 г. византийский император направил в Моравию - славянское кня­жество, миссию во главе с 2 братьями Константином и Мефодием. Константин получил имя Кирилл при пострижении в монахи. Братья жили в Солоне, где гово­рили на греческом и славянском языке. Их целью было создание славянской письменности и перевода на славянский язык греческих богослужебных книг.

Константин разработал славянскую азбуку и вместе с Мефодием создал ста­рославянский язык - древнейший литературный язык славян.

Старославянские азбуки, которыми написаны все древние письменные па­мятники, называются глаголицейи кириллицей.

Глаголица и кириллица обнаруживают большое сходство: состав букв, их порядок, значения и названия почти полностью совпадают. Есть похожие буквы. Но начертание букв кириллицы отличается от глаголицы значительной простотой.

Появление кириллицы связано с деятельностью болгарской школы книжни­ков. Кириллица восходит к греческому уставному торжественному письму. Кириллица является той славянской азбукой, которая лежит в основе русского, ук­раинского, белорусского, болгарского, сербского и македонского алфавитов.

Кириллица по мере ее употребления в русском языке подверглась совершен­ствованию. Развитие русской науки в 18 веке, возникшие потребности в печатании гражданских книг вызвали упрощение начертаний кириллицы. В 1708 г. был создан русский гражданский шрифт, причем в изготовлении эскизов букв принимал участие Петр I. В 1710 г. был утвержден новый шрифт азбуки - 1 реформа русской графики. Первоначально Петр I исключил лишние буквы кириллицы: земля (для обозначения звука 3 была оставлена буква зело), Ф - ферт (для обо­значения звука Ф была оставлена фита), кси, пси, омега, ижица. Однако, впоследствии под влиянием духовенства, часть этих букв была восстановлена в употреблении. Была введена Э оборотная, чтобы отличать от (е - йотов). Также введена буква Я вместо В гражданском шрифте устанавливают прописные и строчные буквы. Буква Й (И краткое) была введена академией наук в 1735 г. Букву Ё впервые применил Карамзин в 1797 г. для обозначения звука [о] под ударением после мягких согласных (нёс – [н'ос]).

К 17-18 вв. в литературном языке звук, обозначающийся буквой ять, совпа­дал со звуком [е]; буква ять оказалась ненужной, но по традиции длительно удер­живалась в русской азбуке.

Реформы орфографии 17-18 вв. были исключены все буквы, дублирующие друг друга: ять, фита, i , ъ сохранена как твердый знак; ь - как разделительный мягкий знак и для обозначения мягкости предшествующего согласного. В отно­шении буквы Ё в декрете есть пункт о желательности буквы Ё. Реформа 17-18 вв. упростила русское письмо и облегчила обучение грамотности.

В русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 буква согласные и 2 буквы не обозначают особых звуков, но служат для передачи звуковых особенностей. Русский алфавит имеет прописные и строчные буквы.

Современная русская графика отличается рядом особенностей, которые складывались исторически и представляют определенную графическую систему.

Первая особенность русской графики. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого звука имеется своя буква. В русском алфавите буквменьше, чем звуков речи, поэтому буквы алфавита оказываются многозначными, т.е. могут иметь несколько звуковых значений. Например: буква с («эс») обозначает звуки

[с] - сыр, сад, судно;

[с'] - сядь, синий, сюда;

[з] - сдача, сделать, просьба;

[ш] - сшить;

[ж] - сжать.

Значение буквы «эс» различно в словах суда и сюда. Буква «ЭС» не может быть заменена никакой другой буквой, потому что это привело бы к искажению слова. В этом случае буква «эс» употребляется в своем основном значении. В остальных случаях буква «эс» выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главное и второстепенное значение звука.

Так в слове дом - о в главном значении,

дома - во второстепенном значении.

Вторая особенность графики русского языка - деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на 3 группы.

1. Буквы, лишенные звукового значения,

ъ и ь - не обозначают никаких звуков, а также непроизносимые соглас­ные: солнце, сердце, лестница.

2. Буквы, обозначающие 2 звука, это е [j э], ё [jo], ю [jy], я [jа].

3. Буквы, обозначающие 1 звук - это все буквы русского алфавита, за ис­ключением букв, входящих в 1 и 2 группу.


Третья особенность русской графики - это наличие в ней однозначных и дву­значных букв. К первым относятся буквы, имеющие одно значение: а, о, у, э, ы, ж, ц, ч, ш, щ, й. Так, например, буквы ч, цотносятся к числу однозначных, т.к. буква ч всегда обозначается [ч']> а ц - [ц] твердый звук.

К двузначным относятся:

а) все буквы, обозначающие согласный звук по твердости;

б) буквы, обозначающие гласные звуки: е, ё, ю, я. Например: буква «Б» мо­жет обозначать [б], [б'] [б' и л ], [б ы л]. Буква «Я» в одних случаях обозначает
звук [а], а в других – [jа] [м'ат]а, [д'ад]я, яма[jам]а, якорь[jак]орь.

Буква «И» обозначает [и], [ы]: жир [ж ы р], число [ч и с л о].

Двузначность указанных букв находится в связи со спецификой русской гра­фики именно со слоговым принципом русской графики, который заключается в том, что в русском письме в определенном случае в качестве единицы письма вы­ступает не буква, а слог.

Слог - сочетание согласных и гласных букв - является цельным графиче­ским элементом, части которого взаимообусловлены.

Слоговой принцип применяется для обозначения парных согласных твердых и мягких. Согласные звуки парные по твердости и мягкости имеют фонематиче­ское значение, служат для различения двух оболочек слов. Однако, в русском ал­фавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по твердости-мягкости. Отсутствие букв компенсируется наличием в графике двояких начерта­ний гласных звуков. Так, буквы я, о, ы, э указывают на твердость предшествую­щего согласного. А буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость согласных. Таким об­разом, буквы, обозначающие согласные звуки парные по твердости-мягкости, двузначны, т.е. без учета последующей буквы нельзя определить твердым или мягким является парный по твердости-мягкости.

Слоговой принцип русской графики применяется к обозначению согласного звука [ j ]. Причем это применение осуществляется лишь внутри слов. [ j ] обозна­чается особой буквой И только тогда, когда слог заканчивается этим звуком, сле­дующим за гласным пой, весной. Во всех других положениях [ j ] вместе со следующей гласной обозначается 1 буквой, а именно я [ja], e [jo], e Цэ], ю [jy], такое значение букв е, ё, ю, я имеет место:

1) в начале слова

ель, ёлка, юг, яблоко;

2) после гласных

моя, боец, заявление, мою;

3) после Ъ и Ь
вьюга, объем, объявление.

Применение слогового принципа предполагает удобное решение вопроса о передаче на письме твердого и мягкого согласного, звука [ j ] (сокращение коли­чества букв и экономия места путем устранения написания су).

Однако слоговой принцип проводится непоследовательно. Главное отступ­ление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных не­парных по твердости-мягкости. После твердых ж, ш, ц гласные обозначаются вопреки слоговому принципу буквами и, е, ё, реже ю, я. Жир, ширь, шест, шёпот, желоб, брошюра, жюри, парашют, цепь, цифра, Коцюбинский, Цявловский.

После всегда мягкой [ч] и [ш'] вопреки слоговому принципу пишут а, о, у: чаща, чашка, чудо, пища, щука, Щорс.

Эти отступления от слогового принципа сложились исторически. В совре­менном русском языке звуки [ж], [ц], [ш] не имеют мягких разновидностей, [ч] и [щ] - твердых, поэтому твердость и мягкость их обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последую­щих гласных букв.

Частные случаи отступлений от слогового принципа:

1) написание иноязычных слов с ьо, вместо ё: бульон, павильон, почтальон, медальон;

2) написание сложносокращенных слов с мягкими ьо, ьа, ьу, йу: сельокруг, сельаэродром, далъуголъ, стройучасток;

3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё: ёж, но йод, Йоркшир.


Орфография

Орфография(от греч. orthos «правильный», «прямой» и grapho «пишу»), или правописание,- это система правил, регулирующих написание отдельных слов и их значимых частей, а также правил о слитных, полуслитных, раздельных и дифференцирующих написаниях, о правилах переноса, об употреблении про­писных букв.

Орфография требует соблюдения правил правописания всеми пишущими на русском языке. Соблюдение правил облегчает письменное общение людей. Орфо­графически неправильное письмо затрудняет чтение и понимание текста.

Каждая орфография опирается на те или иные принципы, среди которых вы­деляется основной принцип, определяющий характер данной орфографии.

Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип правописания.Это значит, что все части слова (корни, приставки, суф­фиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.

Например, корень сад- в словах [саду] - [сат] - [с^довн'ик] - [съд^вот] имеет разный фонетический облик, но орфографически передается в виде сад-;

приставка от- в словах [отпуск], [одбыл], [^тпуст'ит'] произно­сится по-разному, но орфографически передается как от-;

суффикс -ск- [пол'ск'ий], [д'ецк'ий] произносится по-разному, но пи­шется всегда -ск-.

Флексия е в Д. п. в словах сосне [с^сн'е], деревне[д'иер'евн'ь] произносится различно, но орфографически передается одинаково.

Единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме обозначается не в безударном положении должна писаться та буква, которая обо­значает гласный под ударением в той же морфеме.

На морфологическом принципе основано правило правописания глухих-звонких согласных, по которому на письме передается тот согласный, какой произносится в данной морфеме в сильной позиции, т.е. перед гласными, сонорными согласными и [в], [в'].

Отступления от основного принципа русской орфографии незначительны. В одних случаях они объясняются сложностями произношения, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами. Основной принцип русской орфо­графии называют фонемнымили морфофонематическим,понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфем.

Как видно из приведенных примеров, морфологический принцип русской орфографии находит применение в написании как гласных, так и согласных букв. На этой основе построено правило правописания безударных гласных, согласно которого языковых явлений (например, правописание безударных гласных, когда безударный звук позиционно меняется с разными ударными: заря - зори - заре­во); в других случаях отступление объясняется непоследовательностью в прове­дении морфологического принципа. Например, правило о правописании -ецо и -ице в словах письмецо, креслице, хотя под ударением здесь может быть только е: пальтецо, пальтец.

Отступлением от морфологического принципа являются некоторые фонети­ческие написания.

Фонетические написания в русской орфографии связаны с правописанием з, с в приставках без-, воз-, вз-, из-, раз-, роз-, низ-, чрез-, через-. В этих приставках пишется з, если далее следует звонкий согласный и с - если глухой согласный: бездомный, безрадостный, бесшумный, воспеть, избить, бесплодный, воздать, ис­пить.

Подобные фонетические написания обнаруживаются в соотношении приста­вок роз- (рос-) и раз- (рас-).

под уда- без уда-

рением рения

Наряду с морфологическими и фонетическими написаниями, в русской ор­фографии есть традиционные (или этимологические) написания. Это написания, которые не имеют опоры в современных словообразовательных и формообразо­вательных отношениях или в фонетической системе. Они сохраняются в языке лишь по традиции. Приведем примеры. Так, например, написание буквы г в окон­чаниях Р.п. ед. ч. прилагательных, причастий, местоимений (неличных) м. и ср. р.: молодого, доброго, кипящего, моего, которое сохраняется в языке с тех дале­ких эпох, когда эти формы произносились с [г]. Этимологическими безударными гласными аи о: забор, забота, собака, облако - или с е: железо.

Фонетические и традиционные написания имеют отношение к основному принципу русской орфографии, являясь отступлениями от него.

Слитные, полуслитные и раздельные написания не имеют такого отношения и регулируются особыми правилами.

Русская орфография строится так, что каждое самостоятельное слово пишет­ся отдельно. Однако в языке идет процесс образования новых слов, и это образо­вание может быть связано с потерей 2 лексическими единицами своей самостоя­тельности и с превращением их в 1 слово. Подобный процесс идет постепенно и медленно и находит свое отражение в орфографии в виде полуслитных и слитных написаний.

Полуслитные (через дефис)написания отражают незаконченность превра­щения 2-х лексических единиц в одно слово, слитныенаписания - завершен­ность этого процесса.

В орфографии закрепляются те слитные написания, в которых смысловое единство объединившихся единиц находит свое структурное выражение: наличие соединительных гласных (о, е), одного ударения, одной системы флексий и т.д.

Современные правила о слитных и полуслитных написаниях сложны (право­писание сложных прилагательных, существительные). Но можно выделить пра­вила, относящиеся к разным частям речи и регламентирующих полуслитное и слитное написание.

Через дефис пишутся:

1) сложные слова, образуемые повторением одного и того же слова с разны­ми приставками или повторяющегося корня с разными аффиксами: чуть-чуть,

еле-еле, маленький-маленький, жить-поживать. К ним примыкают сложные сло­ва, образуемые соединением синонимов: подобру-поздорову, нежданно-негаданно.

2. Полуслитно пишутся:

а) слова с иноязычными приставками: вице-президент, экс-чемпион, обер-кондуктор;

б) специальные термины, в состав которых входят отдельные буквы алфавита
и цифра или число: ЗИЛ-150; ТУ-134; ИЛ-62; АН-24.

3. Слитно пишутся:

а) сложносокращенные слова: профком, колхоз, завхоз;

б) слова, первой частью которых выступают числительные: пятилетка, семи­летка, восьмичасовой, двоюродный.

В употреблении прописных букв есть четкие правила: с прописной буквы всегда пишется одно слово текста или слово, начинающее новое предложение по­сле точки; Ф.И.О.; клички животных, прозвища, названия географических и ас­трономических объектов, названия газет, журналов, предприятий, учреждений.

Однако в составных собственных именах и географических названиях пра­вила употребления прописных букв колеблются: в одних случаях все слова пи­шутся с прописной буквы, в других - первое слово. Строгих правил пока не вы­работано.

Дифференцирующие написания в русской орфографии незначительны и ре­гулируются частными правилами. К ним относится:

1) употребление буквы е (ё) в глаголе и буквы о в существительном, когда в произношении они не отличаются: поджёг (глаг.) и поджог (сущ.);

2) употребление прописной и строчной букв для различения собственного и нарицательного существительного: Орел (город) орел (птица), Блок (поэт) - блок (шлаковый);

3) к ним относятся и написания кампания (посевная) компания (круг людей); бал и балл;

4) написание ь после шипящих в словах женского рода и отсутствие его в словах мужского рода: тушь - туш (марш);

5) написание ь после ч в повелительном наклонении и в инфинитиве. Диф­ференцирует эти формы с существительными, у которых после ч ь не пишется: плач - плачь, сеч (от сеча) - сечь.

Орфография регулирует правила переноса слов. Основным является правило переноса по слогам, но с учетом словообразовательной структуры слова. Главное - слово переносится по слогам: сту - ден - ты, эк-за-ме- ны, дос - ка, поэто­му нельзя ни оставлять на строке, ни переносить на другую строку часть слова: вп -рок, ры-хл. Такие слова не переносятся.

Нежелательно разбивать при переносе приставки, суффиксы:

надо русс-ский - русс-кий

рас - тянули - ра- стянули.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.