Звуковые единицы тогда становятся явлениями языка, когда выступают как единицы функционального плана. Аспект фонетики, в котором единицы звуковой системы рассматриваются как функционально значимые, или как фонемы, называется фонологическим.
Следовательно, в фонетике есть два аспекта изучения единиц звуковой системы: один - артикуляционно-физиологический, другой - функциональный, но объект изучения остается одним и тем же.
Звук речии фонема- это две разные единицы фонетической системы. Они не могут быть отождествлены друг с другом, но не могут быть и оторваны друг от друга. Между звуком речи и фонемой есть непосредственная связь, которая заключается в том, что фонема как единица функционального плана реально отражается в звуках речи, которые являются ее материальным выражением.
Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и различения слов и форм.Два слова могут различаться полностью по составузвуков:
Кол — дам;
они могут различаться количеством звуков: Луг — плуг;
последовательностью одних и тех же звуков: Кот - ток;
могут различаться только одной звуковой единицей при тождестве всех остальных единиц:
Дом - дам, бил - пил, рос - рот, урон - урок и т.д.
Если два слова отличаются друг от друга только одной звуковой единицей, а во всем другом они тождественны, то можно утверждать, что в данном случае две звуковые единицы выполняют в языке функциональную роль, выступают в качестве средства различения данных словоформ, то есть в качестве фонем языка:
Д<о>м - д<а>м, <о> и <а> выполняют функциональную роль. Следовательно, фонема – это такая единица звуковой системы языка, которая самостоятельно может различать слова и формы. Сопоставим словоформ
[дал] - [ дол] - [дул],
расчленим их на звуковые единицы:
[д/а/л] -[ д/о/л] - [д/у/л].
Из сопоставления видно, что они отличаются друг от друга гласными:
[а]-[о]-[у],
которые находятся в одинаковой фонетической позиции: под ударением между твердыми согласными (причем одинаковыми). Значит, единственное звуковое различие между этими формами заключено в качестве гласного, а потому
[а] -[о] - [у]выступают здесь как различители словоформ, то есть как фонемы. Таким образом, эти гласные выступают в одной и той же фонетической позиции, следовательно, их качество не зависит от позиции.
Сопоставим словоформы
[вал] – [в'ал] – [вал'с] – [в'ал'].
Из сопоставления видно, что в этих словоформах есть «разные звуки [о]: от [а] непереднего ряда до [а] переднего образования. У всех этих [а] есть два одинаковых признака: все они нижнего подъемаи нелабиализованные.Различие же их заключается в непередне-переднем ряде. Следовательно, у всех этих [а] есть два признака,которые не зависят от позиции гласного (то есть от качества соседних согласных), и один зависимыйот этой позиции признак.
Независимымпризнаком оказываются степень подъема языкаи отсутствие лабиализации,а зависимым - ряд образованиязвука.
Таким образом, при артикуляционно-физиологической характеристике гласных нет необходимости различать признаки, независимые от позиции, и признаки, зависимые от позиции; именно поэтому каждому гласному звуку приписываются три признака: степень подъема языка, отношение к лабиализации и ряд образования. Когда же звуковые единицы рассматриваются в функциональном плане, необходимо отличить независимые, постоянные(или конститутивные)признаки звуковых единиц и зависимые, переменныепризнаки, так как по постоянным, или конститутивным признакам фонемы различаются друг с другом, а по переменным они отличаться друг от друга не могут:
[м'ал] – [м'ол].
Следовательно, фонема- это такая звуковая единица, которая образуется совокупностью присущих ей постоянных признаков и отличается от другой фонемы по составу этих признаков.
Переменные, зависимые от позиции признаки в определение фонемы не входят.
Отсюда становится ясным, что фонема- это непроизносимый реально звук речи, а определенная абстракция, отвлечение от звуков речи, обобщение звуков речи в единицу более высокого порядка.
Например:
фонема <а> - это гласная фонема нижнего подъема нелабиализованная, <о> – среднего подъема, лабиализованная,
<и> – верхнего подъема, нелабиализованная и т.д.
По этим двум признакам эти фонемы противопоставлены друг другу, но в одном случае фонема <а> выступает и в словоформе [бас], и в словоформе [б'ас']; фонема <о> и в словоформе [м'от], и в словоформе [т'от'] я; фонема <и> и в словоформе [п'ил], и в словоформе [пыл], поэтому можно сказать, что фонема как функциональная единица не совпадает со звуком речи: она только реализуется в звуках речи, которые представляют собой ее аллофоны (в различных учебниках они называются иногда вариантами, иногда оттенками фонемы). Например:
фонема <и> есть в словоформе [п 'ил], и в словоформе [пыл], значит, [и] и [ы] - аллофоны фонемы <и>.
Каждый аллофон фонемы отличается от другого аллофона этой же фонемы переменным признаком, зависящим от позиции, а все аллофоны принадлежат данной фонеме потому, что все они обладают одной и той же совокупностью постоянных (конститутивных) признаков. Итак, фонема не дана нам в непосредственном наблюдении, ибо это -абстрактная единица звуковой системы; в непосредственном наблюдении -в речи - даны аллофоны фонем. Таким образом, фонема- это единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противопоставляясь другой фонеме в одинаковой фонетической позиции совокупностью присущих каждой из них конститутивных признаков и которая реально представлена в речи ее аллофонами.