Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фонологическая система русского литературного языка



Понятие фонем

Звуковые единицы тогда становятся явлениями языка, когда выступают как единицы функционального плана. Аспект фонетики, в котором единицы звуковой системы рассматриваются как функционально значимые, или как фонемы, называется фонологическим.

Следовательно, в фонетике есть два аспекта изучения единиц звуковой сис­темы: один - артикуляционно-физиологический, другой - функциональный, но объект изучения остается одним и тем же.

Звук речии фонема- это две разные единицы фонетической системы. Они не могут быть отождествлены друг с другом, но не могут быть и оторваны друг от друга. Между звуком речи и фонемой есть непосредственная связь, кото­рая заключается в том, что фонема как единица функционального плана реально отражается в звуках речи, которые являются ее материальным выражением.

Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и разли­чения слов и форм.Два слова могут различаться полностью по составузвуков:

Кол дам;

они могут различаться количеством звуков: Луг плуг;

последовательностью одних и тех же звуков: Кот - ток;

могут различаться только одной звуковой единицей при тождестве всех остальных единиц:

Дом - дам, бил - пил, рос - рот, урон - урок и т.д.

Если два слова отличаются друг от друга только одной звуковой единицей, а во всем другом они тождественны, то можно утверждать, что в данном случае две звуковые единицы выполняют в языке функциональную роль, вы­ступают в качестве средства различения данных словоформ, то есть в качестве фонем языка:

Д<о>м - д<а>м, <о> и <а> выполняют функциональную роль. Следовательно, фонема – это такая единица звуковой системы языка, которая самостоятельно может различать слова и формы. Сопоставим словоформ

[дал] - [ дол] - [дул],

расчленим их на звуковые единицы:

[д/а/л] -[ д/о/л] - [д/у/л].

Из сопоставления видно, что они отличаются друг от друга гласными:

[а]-[о]-[у],

которые находятся в одинаковой фонетической позиции: под ударением между твердыми согласными (причем одинаковыми). Значит, единственное зву­ковое различие между этими формами заключено в качестве гласного, а потому

[а] -[о] - [у]выступают здесь как различители словоформ, то есть как фонемы. Таким образом, эти гласные выступают в одной и той же фонетической позиции, следовательно, их качество не зависит от позиции.

Сопоставим словоформы

[вал] – [в'ал] – [вал'с] – [в'ал'].

Из сопоставления видно, что в этих словоформах есть «разные звуки [о]: от [а] непереднего ряда до [а] переднего образования. У всех этих [а] есть два оди­наковых признака: все они нижнего подъемаи нелабиализованные.Различие же их заключается в непередне-переднем ряде. Следовательно, у всех этих [а] есть два признака,которые не зависят от позиции гласного (то есть от каче­ства соседних согласных), и один зависимыйот этой позиции признак.

Независимымпризнаком оказываются степень подъема языкаи отсутст­вие лабиализации,а зависимым - ряд образованиязвука.

Таким образом, при артикуляционно-физиологической характеристике глас­ных нет необходимости различать признаки, независимые от позиции, и признаки, зависимые от позиции; именно поэтому каждому гласному звуку приписываются три признака: степень подъема языка, отношение к лабиализации и ряд образования. Когда же звуковые единицы рассматриваются в функциональном плане, необходимо отличить независимые, постоянные(или конститутивные)признаки звуковых единиц и зависимые, переменныепризнаки, так как по постоянным, или конститутивным признакам фонемы различаются друг с другом, а по переменным они отличаться друг от друга не могут:

[м'ал] – [м'ол].

Следовательно, фонема- это такая звуковая единица, которая образуется со­вокупностью присущих ей постоянных признаков и отличается от другой фонемы по составу этих признаков.

Переменные, зависимые от позиции признаки в определение фонемы не вхо­дят.

Отсюда становится ясным, что фонема- это непроизносимый реально звук речи, а определенная абстракция, отвлечение от звуков речи, обобщение звуков речи в единицу более высокого порядка.

Например:

фонема <а> - это гласная фонема нижнего подъема нелабиализованная, <о> среднего подъема, лабиализованная,

<и> верхнего подъема, нелабиализованная и т.д.

По этим двум признакам эти фонемы противопоставлены друг другу, но в одном случае фонема <а> выступает и в словоформе [бас], и в словоформе [б'ас']; фонема <о> и в словоформе [м'от], и в словоформе [т'от'] я; фонема <и> и в словоформе [п'ил], и в словоформе [пыл], поэтому можно сказать, что фонема как функциональная единица не совпадает со звуком речи: она только реализуется в звуках речи, которые представляют собой ее аллофоны (в различ­ных учебниках они называются иногда вариантами, иногда оттенками фоне­мы). Например:

фонема <и> есть в словоформе [п 'ил], и в словоформе [пыл], значит, [и] и [ы] - аллофоны фонемы <и>.

Каждый аллофон фонемы отличается от другого аллофона этой же фо­немы переменным признаком, зависящим от позиции, а все аллофоны при­надлежат данной фонеме потому, что все они обладают одной и той же совокупностью постоянных (конститутивных) признаков. Итак, фонема не дана нам в непосредственном наблюдении, ибо это -абстрактная единица звуковой системы; в непосредственном наблюдении -в речи - даны аллофоны фонем. Таким образом, фонема- это единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противопоставляясь другой фонеме в одинаковой фонетической позиции совокупностью при­сущих каждой из них конститутивных признаков и которая реально представле­на в речи ее аллофонами.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.