Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фонетическое членение речи



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

 

 

Современный русский язык

Фонетика Графика Орфоэпия Орфография

Учебно-практическое пособие для бакалавров

дефектологического факультета

 

Курск 2012


 


Печатается по решению

редакционно-издательского

совета университета

 

 

Учебно-практическое пособие по курсу «Современны й русский язык» (Фонетика. Грамматика. Орфография. Орфоэпия) для бакалавров дневного и заочного отделений дефектологического факультета. Курск: 2-е изд. Изд-во КГУ, 2011.72 с.

 

Составители: кандидат филологических наук, доцент Малыхина Т.М.;

кандидат филологических наук, доцент Писарева Л.Е.

 

 

Редактор: кандидат филологических наук, доцент Ларина Л.И.

 

 

В пособии даются краткие теоретические сведения по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии, таблицы, порядок и образцы фонетического анализа слова, задания для самостоятельной работы и словарь терминов.

 

© Курский государственный университет, 2011

 

Предисловие

 

Учебно-практическое пособие предназначено для бакалавров дневного и заочного отделений дефектологического факультета, изучающих курс «Современного русского языка».

Пособие содержит задания для самостоятельной работы и для занятий в аудитории.

Разделы «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография» связаны между собой. Фонетика изучает звуковой состав языка, дифференциальные признаки гласных и согласных, а также фонетические средства: ударение и интонацию; графика соотношение между буквами и фонемами; орфография правила правописания слов и морфем; орфоэпия произносительные нормы литературного языка.

Цель предлагаемого пособия:

1) помочь студентам усвоить фонетический и фонемный состав языка;

2) осознать взаимосвязи между фонемой как звуковой единицей и ее звуковыми представителями в речи;

3) уметь производить фонетический анализ слова;

4) понимать фонемный характер русской графики и орфографии;

5) повысить уровень речевой культуры.

Оно содержит теоретические сведения по изучающим разделам русского языка, таблицы, порядок и образцы фонетического разбора слова, задания для самостоятельной работы по фонетике и словарь терминов.

 


Фонетика

Единицы фонетического членения языка

Фонетическое членение речи.

Фраза – это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и фразовым ударением, заключенное между двумя длительными паузами (границы между фразами обозначаются двумя вертикальными чертами).

Речевой такт – это отрезок звуковой цепи, характеризующийся особой

интонацией и тактовым ударением, заключенный между двумя короткими паузами (границы между речевы­ми тактами обозначаются одной вертикальной чертой).

Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам (фонетическое слово обозначается значком «дужка».

Слог – минимальная произносительная единица, которая состоит из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха и расположен­ных по принципу восходящей звучности.

Звук речи – минимальная единица звуковой цепи, являющаяся

результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными акустическими и перцептивными свойствами.

Образец фонетического членения речи.

Было ветрено I, сыро I и скверно. II

Дверь в сад была открыта, II

На почерневшем от мокроты

Полу террасы I высыхали лужи

Ночного дождя II (Л. Т.)

Ударение

Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов неодносложного слова или слова в составе речевого такта или фонетической фразы.

Словесное ударение – это ударение в узком смысле слова, его функция -объединять слоги в слово. Словесное ударение в русском языке разноместное (дорого, дороже, дорога и т.д.). Разноместное ударение может быть неподвижным (делаю, делать, делает и т.д.) и подвижным (голова, головы, голову и т.д.)

Тактовое ударение – выделение более сильным ударением одного из слов речевого такта.

Фразовое ударение – выделение более сильным ударением одного из тактов фразы и объединение нескольких тактов во фразу вместе с интонационными средствами.

Проклитика – безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает. Это обычно односложные предлоги, союзы, частицы (на горе, сестра и брат, не знаю).

Энклитика– безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает. Это обычно односложные частицы (скажи-ка, он же, придешь ли).

Интонация.

Интонация –ритмико-методическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

У каждого говорящего свой тон речи. Но в некоторых местах речевого потока происходит повышение или понижение тона.

Движения тона вверх или вниз называется интонацией.

В русском языке можно выделить семь основных интонационных конструк­ций (сокращенно ИК, произносится [ика]):

ИК-1: Студенты вернулись

(интонационный центр в примерах отмечен ударением).

Предцентровая часть произносится на среднем тоне.

На гласном центра происходит понижение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-1 ярко проявляется при выражении завершенности в повест­вовательных предложениях.

ИК-2: Когда студенты вернулись?

Предцентровая часть произносится на верхней границе диапазона среднего тона. На ударной части понижение в пределах диапазона среднего тона от верхней границы к нижней, но не ниже. На постцентровой части понижение тона ниже предцентра. ИК-2 характерна для вопросительных предложений с вопросительным словом и для предложений с обращением, волеизъявлением, восклицанием.

ИК-3: Студенты вернулись?

Предцентровая часть произносится говорящим на среднем тоне, на ударном слоге тон резко повышается, достигая верхней точки общего диапазона говорящего. На постцентре тон понижается ниже среднего. ИК-3 наиболее ярко проявляется в вопросительных предложениях без вопросительного слова.

ИК-4: (В среду я не могу прийти) – А не в среду?

Предцентр произносится на среднем тоне говорящего. Восходящее движение тона начинается ниже уровня предцентра и к концу слога достигает или превы­шает этот уровень. ИК-4 проявляется в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом аи в вопросах анкетного характера (фамилия? Имя? Ваш билет?)

ИК-5: Сколько хорошего сделал!

ИК-5 имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение то­на, на гласном второго центра нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентра ниже среднего.

ИК-5 проявляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния:

Какой у нее голос!

а также в вопросительных предложениях с вопросительным словом:

Куда ты идешь?

ИК-6: А что мы сегодня узнали! (торжествующе!)

На гласном центре восходящее движение тона, тон постцентра выше среднего. Этот уровень сохраняется до конца конструкции. ИК-6 употребляется в эмоционально-экспрессивной речи при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния.

ИК-7: А что он умеет! (разочарованно!)

ИК-7 имеет два центра. Предцентровая часть первого центра произносится на среднем тоне. На ударном слоге тон повышается. На постцентровой части тон понижается ниже среднего. На втором ударном слоге тон понижается, на постцентровой части тон ниже среднего. ИК-7 употребляется в эмоционально-экспрессивной речи .

Гласные и согласные звуки и их классификация




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.