Интерпретация результатов. Исследование непроизвольного запоминания
Исследование непроизвольного запоминания
И условий его продуктивности (по Зинченко П.И.)
Теоретическое обоснование. Непроизвольное запоминание — процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание — продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детермированный особенностями деятельности субъекта. Необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Как показали исследования П.И. Зинченко, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал.
Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия или способы достижения цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий у него интерес и эмоции.
При высокой интеллектуальной активности в процессе деятельности, в итоге которой осуществляется непроизвольное запоминание, последнее может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием. Непроизвольное запоминание является ранней генетической формой памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти.
Цель. Выявление зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.
Опыт 1. Классификация изображений предметов
Экспериментальный материал — 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет, а в правом углу написано двузначное число. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки.
Инструкция. В опыте принимает участие первая подгруппа испытуемых. Перед началом опыта карточки располагают в произвольном порядке и закрывают листом бумаги. Участникам сообщают, что с ними будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по общим признакам, и предлагают расклассифицировать все картинки по группам. Тот, кто завершит работу до окончания опыта, должен будет дополнить выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам. После этого перед участниками опыта ставят задачу воспроизвести по памяти в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа.
Опыт 2. Составление числового ряда
Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1; участвует вторая подгруппа испытуемых.
Инструкция. Карточки располагают так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя в тетрадях сетку из 15 клеток (3 ряда по 5) и объясняют задачу: расположить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку номеров, поместив наименьшее из чисел в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее — в правую клетку нижнего ряда. Ошибочно записанные испытуемыми числа следует зачеркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до окончания опыта должны нарисовать у себя в тетрадях еще одну сетку и вписать в нее сначала все четные числа, а затем"— все нечетные. Далее участникам опыта следует воспроизвести сначала числа, а затем – названия предметов.
Обработка результатов
1. Определить среднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в
обоих опытах.
2. Записать полученные средние значения в таблицу
Задача
Среднее число правильных воспроизведений
предметов
чисел
Классификация предметов
Составление числового ряда
Интерпретация результатов.
1. На основании данных, занесенных в таблицу, проанализировать различия результативности запоминания предметов на первом и втором этапах эксперимента.
2. На основании анализа данных, представленных в таблице, сделать выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания. Так, если безошибочно вписано 50% и более ответов, то констатируется средний и высокий уровень продуктивности запоминания.
3. Установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию предметов и
чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями.