Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. Домашнее задание. А. Подготовьте ответы на вопросы:



А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Фонологическая система русского литературного языка.

2. Состав и система согласных фонем русского литературного языка.

3. Системные отношения согласных фонем по месту образования; по способу образования.

4. Позиционная мена и позиционные изменения согласных: по участию голоса и шума; по месту образования, по способу образования; по наличию/отсутствию палатализации.

См.: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 144-157.

Б. Найдите примеры позиционной мены и изменений согласных в пословицах:

Сперва аз да буки, а там и науки. Ничего не смыслить – век киснуть. Ученье лучше богатства. Всё скоро сказывается, да не всё скоро делается. Где сшито на живую нитку, там жди прорехи. Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учён. Старость не радость, не красные дни.

Сделайте полный фонетический анализ слова радость. Определите в этом слове характер позиций согласных фонем, парных по твёрдости/мягкости; глухости/звонкости.

 

Занятие №11

СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ.

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С.162-167, 170-182, 192-203.

2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 84, 85, 90, 91.

3. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 144-157.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Расскажите о позиционной мене и позиционных изменениях согласных. Укажите, в чём различия между позиционной меной и изменениями; на какие признаки согласных они влияют; каковы конечные результаты этих процессов. Приведите примеры позиционных изменений и мены из проанализированных дома пословиц.

2. Охарактеризуйте позиции согласных фонем в слове «радость».

3. Укажите оппозиции согласных фонем по месту образования. Объясните, почему знание этих соответствий необходимо учителю.

4. Расскажите об оппозициях согласных фонем по способу образования и о возможности использовать эти знания в школьной практике.

5. Дайте общую характеристику системы согласных фонем.

 

II. Задания:

1. Объясните, почему в речи студентов-иностранцев наблюдается неразличие и смешение звуков; какова должна быть методика коррекции (исправления) звуков.

2. Проанализируйте, удачно ли подобран в учебных пособиях материал, закрепляющий дифференциацию звуков.

3. Затранскрибируйте слово. Проанализируйте согласные фонемы в указанном слове (установите конститутивные признаки всех фонем; наличие пар; характер позиций у парных фонем).

Вариант 1

1. /т/ - /п/, /з/ - /ж/, /ц/ - /ч/, /т/ -/с/, /ц/ - /с/.

2. /с/ - /ш/

Са – ша, со – шо, су – шу, сы – шы, ас – аш, ос – ош, ус – уш, ыс – ыш. Нас – наш, вас – ваш, усы – уши, сто – что, нос – нож. Саша спрашивает, ваш сын, наш стол. Меня зовут Саша. Нож на столе.

3. Спросить.

 

Вариант 2

1. /т’/ - /ч’/, /т’/ - /с’/, /с’/ - /з’/, /з/ - /з’/, /п/ - /ф/, /ф/ - /х/.

2. /т’/ - /ч’/.

Тя – ча, тё – чё, тю – чу, ти – чи, те – че, ать – ач, оть – оч, уть – уч, ить – ич, есть – еч. Тем – чем, тесно – честно, ветер – вечер, лети – лечи, петь – печь. Мать читала газету.

3. Постучусь.

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Состав и система гласных фонем русского литературного языка.

2. Сильные гласные фонемы и их аллофоны.

3. Слабые гласные фонемы и их аллофоны.

4. Понятие фонемного ряда.

См.: 1) Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 88-92, 103-105. 2) Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 157-160.

Б. Выясните, какие фонемы обозначаются буквами я, е, ё, ю в словах: ель, ёлка, еловый, ярковат, юмор, мелкий, мельчайший, мелочей, боек, моей, большая, семью, веселье, объездчик, съезжались, игривые, шумную.

 

 

Занятие №12

СИСТЕМА ГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ. УДАРЕНИЕ. ТИПЫ ПАРАДИГМАТИЧЕСКИХ СООТНОШЕНИЙ ГЛАСНЫХ; СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ.

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 88-92, 103-105.

2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 178-183.

3. Русская грамматика: В 2 т./ Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М., 1980. Т. I. С. 76-79.

 

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Проанализируйте слова домашнего задания. Расскажите о звуковом значении букв я, е, ё, ю, опираясь на примеры из домашнего задания. Выясните, какие сильные гласные фонемы встретились в тексте этого упражнения. Укажите, как понятие сильной гласной фонемы связано с ударением. Объясните, какие слабые гласные фонемы можно выделить в тексте упражнения. Укажите, в каком звуке они реализованы. Выясните, заместителем каких сильных фонем являются слабые гласные фонемы. Подумайте, почему надо выделять сильную и слабую фонемы [и] - [и], [ у] - [у]. Охарактеризуйте слабую фонему [α]. Укажите, в каких звуках она может быть реализована.

2. Составьте письменно план ответа на вопрос «Система гласных фонем русского языка». Расскажите о гласных фонемах русского языка и системных отношениях между ними.

3. Выполните фонологический анализ слова трудолюбие.

 

II. Задания:

1. Сделайте фонологический анализ слова.

2. Объясните различия между фонологическим и фонетическим анализом.

 

Вариант 1

Блестит

Вариант 2

Простой

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Графика. Русский алфавит. Соотношения между буквами русского алфавита и фонемами русского языка.

2. Обозначение на письме согласных фонем. Обозначение мягкости согласных фонем. Обозначение фонемы <j>.

3. Обозначение на письме гласных фонем.

4. Звуковые значения букв я, е, ё, ю.

5. Слоговой принцип русской графики. Ограничения в действии слогового принципа русской графики. Отступления от слогового принципа графики.

См.: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 179-182. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 125-131.

Б.Сделайте фонетический и фонологический анализ слова прекрасное.

Занятие №13

ГРАФИКА РУССКОГО ЯЗЫКА.

Литература

1. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 125-130.

2. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 179-182.

3. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974. С. 68-84.

4. Князевская О.А. Алфавит // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 25-26.

5. Филиппова И.С. Графика // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 102.

 

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Сопоставьте графику и произношение слов (используя транскрипцию), выясните, соответствует ли количество букв количеству звуков в каждом из данных слов: готовить, беречь, сеять, появление, ясно, семья, съезд, рожь, польём. Аргументируйте свои выводы.

2. Определите, в каких случаях средствами алфавита обозначена мягкость согласных фонем. Укажите, какими способами передаётся мягкость согласных фонем: люди, сушь, тишь, раньше, мягкий, тянешь, новосёл, лучше, дышит. Установите, какими способами передаётся твёрдость (непалатализованность) согласных фонем. Выясните, в каких словах задания слоговой принцип русской графики, действующий при обозначении палатализованности/непалатализованности согласных фонем, не соблюдается. Почему становятся возможными эти нарушения? Каковы причины нарушения слогового принципа русской графики?

3. Объясните, как обозначена фонема <j> в словах: йотированный, звенья, съёмка, якорь, играешь. Уточните, в каких словах обозначение <j> на письме связано со слоговым принципом русской графики; когда наблюдается ограничение в действии данного принципа.

4. Охарактеризуйте алфавит русского языка. Назовите буквы, используемые для передачи фонем; дифференциальных признаков фонем. Есть ли в русском алфавите лишние буквы?

5. Уточните, следует ли считать обязательным для алфавита требование, тчобы каждая буква обозначала только одну фонему.

6. Выполните графический анализ слова прекрасное.

 

II. Задания:

1. Сделайте графический анализ слова.

2. Определите звуковое значение букв я, е, ё, ю в словах пословц.

 

Вариант 1

1. Зажёгся.

2. Доброе братство милее богатства

Семья воюет, а один горюет.

 

Вариант 2

1. Пожелать.

2. На всякого Егорку есть поговорка.

Старинная пословица не мимо молвится.

 

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Орфография. Основной (морфологический, или морфематический, или морфофонематический) принцип русской орфографии.

2. Фонетические написания в русской орфографии.

3. Традиционные и дифференцирующие написания в русской орфографии.

4. Слитные и полуслитные написания в русской орфографии.

5. Употребление прописных и строчных букв в русской орфографии.

6. Правила переноса слов в русской орфографии.

7. Понятие орфограммы.

См.: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 182-190. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 141-149, 168-178.

Б. Сделайте фонетический и графический анализ слов достичь примирения.

 

Занятие №14

ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Литература

1. Иванова В.Ф. Орфография // Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 303-305.

2. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.

3. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 141-149, 168-178.

4. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 182-190.

5. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С. 122-148.

6. Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. Ростов н/Д, 2005. С. 10-75.

7. Текучёв А.В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе. М., 1982. С. 11-26.

8. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974. С. 89-101.

9. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002.

 

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Сделайте фонетический и графический анализ слов достичь примирения.

2. Расскажите об орфографии как о научной дисциплине. Объясните различия между предметом графики и орфографии.

3. Дайте определение основному принципу русской орфографии; расскажите о его преимуществах и недостатках.

4. Укажите типы отступлений от основного морфологического (морфофонематического) принципа орфографии.

5. Приведите из школьного учебника примеры слов, написание которых подчиняется морфологическому принципу орфографии; является отступлением от него.

Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002. С. 290-291.

6. Выполните орфографический анализ слов достичь примирения.

 

II. Задания:

1. Сделайте графический и орфографический анализ слова.

2. Определите соответствие/несоответствие орфограмм морфологическому принципу; укажите тип отступлений от него.

 

Вариант 1

1. Разбивать (лагерь).

2. Русский язык: Учебник для 5-го класса. М., 2002. С. 20-23, 24-25, 29-30.

Вариант 2

1. Разжечь (костёр)

2. Русский язык: Учебник для 5-го класса. М., 2002. С. 20-23, 24-25, 29-30.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.