Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. Домашнее задание



Подготовьте ответы на вопросы:

1. Ударение и его роль в русском языке;

2. Характер русского ударения (в связи с понятиями свободное/несвободное, подвижное/неподвижное, главное/второстепенное ударение).

3. Интонация (определение понятия; аспекты изучения интонации).

4. Типы интонационных конструкций в русском языке.

См.: Современный русский литературный язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 93-99; Русская грамматика: В 2 т. М., 1980. Т. I. С. 90-95, 96-99. Современный русский язык. Анализ языковых единиц.: Учеб. пособие для студентов филол. ф-тов пед. ун-тов и ин-тов: В 3 ч. Ч.I./ Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995. С. 22-29.

Занятие №7

УДАРЕНИЕ. ИНТОНАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ ИНТОНАЦИИ. ТИПЫ ИНТОНАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Литература

1. Русская грамматика: В 2 т./ Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М., 1980. Т. I. С. 97-103.

2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. М., 1977. С. 194-217.

3. Кодзасов С.В. Интонация// Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 157-158.

4. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударение, интонация. Учеб. пособие. М., 1975. С. 74-187.

5. Павлова М.М., Чумакова Г.Н. Учимся говорить по-русски: Лингафонное пособие. М., 1975. Урок 2.

6. Торсуева И.Г. Интонация// Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 197-198.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Определите функции словесного ударения. Выясните, какие особенности русского ударения обусловливают эти функции: о́рган – орга́н, а́тлас – атла́с, па́рить – пари́ть, пи́ща – пища́, бе́лок – бело́к, наре́зать – нареза́ть, пла́чу – плачу́, ме́ли – мели́, зна́ком – знако́м (см.: Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. С. 679-680).

2. Дайте определение терминам «интонация» и «интонационная конструкция». Укажите, какие компоненты включаются в описание интонационных конструкций (ИК).

II. Задания:

1. Сравните односинтагменные и двусинтагменные варианты интонационного оформления предложения. Установите, какие оттенки смысла обнаруживаются при сопоставлении интонационных вариантов предложения. См.: Павлова М.М., Чумакова Г.Н. Учимся говорить по-русски: Лингафонное пособие. М., 1975. Урок 2 (упр. 10, с. 61).

1 3 1

Моя дочь учится в институте. Моя дочь/ учится в институте.

1 3

Летом мы поедем на Дальний Восток. Летом/ мы поедем на Дальний

Восток.

2. Определите, какова цель упражнения. Объясните, почему необходимо сопоставление конструкций ИК- 1 и ИК-3. См. в том же лингафонном пособии упр. 2 (с. 61).

3 3 1

Его брат инженер? Его брат/ – инженер.

3 3 1

Сегодня мы идём на концерт? Сегодня/ мы идём на концерт.

 

3. Измените смысл высказывания, перемещая интонационный центр с первого слова до последнего. Какую ИК целесообразно использовать при оформлении нейтрального вопроса? Ответьте на вопрос: «Это ваша тетрадь?» Установите, сколько ответов может быть дано.

4. Прослушайте диалоги (см.: Русский язык за рубежом. 1977. №4). Объясните правила употребления ИК. Систематизируйте свои наблюдения:

- Что ты делаешь сегодня вечером?

- Иду на плаванье.

- А завтра?

- А завтра у меня концерт.

- Вы смотрели пьесу Островского «Волки и овцы»?

1 2

- Да, конечно.

- А «Лес»?

1 4

- «Лес» ещё не смотрела. А вы?

2 1

Как раз завтра иду. И вас хочу пригласить. У меня есть лишний

1 3

билет. Вы пойдёте?

- С удовольствием.

 

III. Домашнее задание

А. Определите тип ИК:

Какой у неё голос. (повествовательное предложение – ИК…)

Какой у неё голос? (нейтральный вопрос – ИК…)

Какой у неё голос? (повторение вопроса при ответе – ИК…)

Какой у неё голос? (вопрос-припоминание – ИК…)

Какой у неё голос! (восклицательное предложение – ИК…)

Б. Подготовьтесь отвечать на вопросы:

1. Функциональный аспект изучения звуковых единиц.

2. Понятие фонемы.

См.: Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 144-147. Современный русский литературный язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1982. (более подробные библиографические сведения см. в списке литературы к занятию №8).

 

Занятие №8

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. ПОНЯТИЕ ФОНЕМЫ И ЕЁ ПРИЗНАКОВ В МОСКОВСКОЙ И ПЕТЕРБУРГСКОЙ (ЛЕНИНГРАДСКОЙ) ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ.

 

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 7-9, 19-21.

2. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемой письменного языка// Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970. С. 149-156.

3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. СПб., 2004. С. 7-18.

4. Виноградов В.А. Фонема// Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 552-554.

5. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 42-44, 46, 56.

6. Касаткин Л.Л. Фонема // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 596-597.

7. Матусевич М.И. Современный русский язык: Фонетика. М., 1976. С. 41, а также 32-40, 42-43.

8. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. С. 220-232.

9. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979. С. 90-94.

10.Щерба Л.В. Слог и фонема// Грамматика русского языка. М., 1960. Т. I. С. 49-50.

 

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Определите типы ИК в предложении «Какой у неё голос…». Объясните, почему целесообразно сопоставление предложений с одинаковым лексическим составом, но различающихся интонационной оформленностью.

2. Расскажите о функциональном аспекте изучения фонетических единиц. Дайте определение основным терминам, связанным с функциональным аспектом изучения фонетических единиц.

3. Укажите, каковы общие и различительные признаки понятий «звук» и «фонема».

4. Расскажите, какие типы признаков учитываются при характеристике фонемы как функциональной единицы.

5. Объясните, в соответствии с какими правилами устанавливаются постоянные признаки фонемы, как определяются дифференциальные и дополнительные признаки фонемы.

 

II. Задания:

Проанализируйте определения фонемы и её признаков в работах разных исследователей: представителей Московской фонологической школы (Р.И. Аванесова, В.Н. Сидорова, А.А. Реформатского, П.С. Кузнецова), учёных Петербургской (Ленинградской) фонологической школы (Л. В. Щербы, Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевич и др.).

Заполните таблицу:

Автор Опре- деле- ние фоне- мы Критерии установле- ния фонемы Типология признаков фонем Реально произно- симые звуки и фонемы Добавочные замечания
           

 

Сделайте вывод (и запишите в тетради), какие признаки фонемы являются общепризнанными; какие свойства фонемы вызывают дискуссии.

 

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации.

2. Сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по данному признаку.

3. Фонемы, непарные по признаку наличие/отсутствие палатализации.

Основные пособия: Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 116-122. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. М., 1987. С. 150-153, 155-157.

4. Затранскрибируйте текст. Найдите в нём согласные фонемы, парные по признаку наличие/отсутствие палатализации; согласные фонемы, непарные по этому признаку. Дайте по 3 примера сильных, слабых позиций согласных фонем по данному признаку из предложенного текста. Сделайте необходимые пояснения:

После грозы.

Пронёсшейся грозою полон воздух.

Всё ожило, всё дышит, как в раю.

Всем роспуском кистей лиловогроздых

Сирень вбирает свежести струю.

 

Всё живо переменою погоды.

Дождь заливает кровель желоба.

Но всё светлее неба переходы,

И высь за чёрной тучей голуба.

 

Рука художника ещё всесильней

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображённей из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль.

(Б. Пастернак)

 

 

Занятие №9

СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ.

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ.

 

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 170-182.

2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 17-24.

3. Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-153.

 

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Затранскрибируйте слова. Подчеркните фонемы, непарные по признаку наличие/отсутствие палатализации. Дополните перечень непарных фонем: машина, гараж, камыши, сушь, в шалаше, ужи, ежей, слышишь, пишешь, цитаты, дикция, центральные, язык, языковой, языковедческий. Укажите, с какими трудностями мы встречаемся при транскрибировании этих слов. Чем вызваны эти трудности?

2. Расскажите о соотносительном ряде согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Назовите пары согласных и докажите их пропорциональный характер.

3. Сделайте транскрипцию слов. Выясните, какие типы сильных позиций для согласных, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации, можно выделить в примерах: бас- бязь, вал – вял, дата – дятел, зарево – зяблик, ласка – лязг, мать – мят, нас – няня, пал – пяльцы, рад – ряд, сад – сядь, резко – авоська, мой – восьмой. Дополните перечень сильных позиций.

4. Приведите примеры сильных и слабых позиций согласных, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации, из домашнего задания.

 

II. Задания:

1. Затранскрибируйте текст.

2. Выпишите из текста примеры оппозиций согласных фонем по признаку наличие/отсутствие палатализации, доказывающие их соотносительный и пропорциональный характер.

3. Найдите в тексте примеры сильных позиций согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Аргументируйте выводы.

4. Из того же текста выпишите примеры слабых позиций согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Докажите, что позиция по данному признаку является слабой.

 

Вариант 1.

Душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

(А. Пушкин)

Вариант 2

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил, безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

(А. Пушкин)

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку участие голоса и шума.

2. Сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по данному признаку.

3. Согласные фонемы, непарные по признаку участие голоса и шума.

4. Абсолютно сильные и абсолютно слабые согласные фонемы.

 

Основные пособия: 1) Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 162-167, 192-203. 2) Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 116-122. 3) Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-157.

Б. Затранскрибируйте текст. Найдите в нём согласные фонемы, парные по глухости-звонкости; согласные фонемы, непарные по данному признаку.

Приведите по 3 примера позиций согласных фонем, сильных по глухости-звонкости, 3 примера согласных фонем, слабых по глухости-звонкости. Сделайте пояснения:

Само упало яблоко с небес

или в траву его подбросил бес?

А может, ангел сбил крылом с ветвей

или столкнул руладой соловей?

Ударился о землю бок,

и брызнул из него шипящий сок.

Прося меня: «Скорее подбери…» -

чуть зазвенели зёрнышки внутри.

Светясь, лежало яблоко в росе,

и не хотело быть оно, как все,

и отдыхало телом и душой,

как малая планета на большой.

(Е. Евтушенко)

 

Занятие №10

СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ УЧАСТИЕ ГОЛОСА И ШУМА. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ. СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ.

 

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С.162-167, 192-203.

2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 17-24.

3. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-157.

 

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Расскажите о соотносительном ряде согласных фонем, парных по признаку участие голоса и шума. Назовите согласные фонемы, непарные по данному признаку.

2. Приведите из текста стихотворения Е. Евтушенко примеры согласных фонем, находящихся в сильной позиции по признаку участие голоса и шума. Объясните критерии, в соответствии с которыми сильные позиции согласных отграничиваются от слабых.

3. Укажите в этом же тексте случаи позиционной мены согласных по признаку участие голоса и шума. Определите фонологическую сущность мены согласных (влияние мены на различительную способность звуков).

4. Выясните характер позиций согласных фонем (сильная или слабая) по признаку участие голоса и шума в слове столкнул.

5. Установите характер позиций согласных фонем по признаку наличие/отсутствие палатализации в том же слове. Какие из согласных фонем этого слова можно назвать абсолютно сильными; абсолютно слабыми?

6. Определите, сколько согласных фонем в словах: тест, список (отвечая на вопрос, установите интегральные и дифференциальные признаки фонем).

II. Задания:

1. Затранскрибируйте текст.

2. Определите характер позиций согласных фонем, парных по глухости/звонкости:

а) сильная по признаку участие голоса и шума, сильная по признаку наличие/отсутствие палатализации (т.е. абсолютно сильная);

б) сильная по признаку участие голоса и шума, но слабая по признаку наличие/отсутствие палатализации (обозначьте индексом 2);

в) слабая по признаку участие голоса и шума, но сильная по признаку наличие/отсутствие палатализации (обозначьте индексом 1);

г) слабая по признаку участие голоса и шума, слабая по признаку наличие/отсутствие палатализации, т.е. абсолютно слабая (обозначьте индексом 3);

3. Выпишите слова с непарными по глухости/звонкости согласными фонемами. Подчеркните эти фонемы.

Вариант 1

Гляди,

Решивший землю исходить,

Вначале на людей, а после на строенья

И научись в сужденьях исходить

Из справедливости, а не из настроения.

(Я. Козловский)

Вариант 2

Солнце ещё облаков не задело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся за дело:

Слышится, как зазвенела

пила.

(Я. Козловский)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.