Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фонетический слог. Понятие фонетического слога



Слог фонетический – часть фонетического слова, обычно состоящая из гласного звука или сочетания согласного (согласных) с гласным звуком, объединенных в соответствии с принципом восходящей звучности. С физиологической точки зрения слог представляет собой комплекс звуков, произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха.

В современном языкознании существует несколько теорий слога:

1) экспираторная теория: слог рассматривается как сочетание звуков, произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха, границей слога считается момент самого слабого выдоха;

2) мускульная теория слога: слог определяется как отрезок звучащей речи, произносимый одним импульсом мускульного напряжения речевых органов;

3) артикуляционно-акустическая теория: фонетический слог понимается как минимальная произносительная единица речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно;

4) сонорная теория: слог рассматривается как сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным.

В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, которая была разработана Р.И.Аванесовым. Слог понимается как волна звучности, сонорности. В слоге сочетаются звуки, которые обладают разной степенью звучности. Наиболее звучные образуют вершину слогов, являются слоговыми, остальные звуки рассматриваются как неслоговые. Слоговыми обычно бывают гласные звуки, так как они наиболее звучные. Поэтому количество слогов в слове соответствует количеству гласных звуков. Слоговыми могут быть также и согласные звуки, чаще в этой роли выступают сонорные звуки как самые звучные из согласных. Однако в качестве слогообразующих они используются нечасто: это наблюдается при быстром темпе речи.

Слова в русском языке бывают односложными (дом, стол, я), двусложными ([н’é- бъ], [трá-вы]), многосложными ([н’ь-б’ие-сá],[/\-в’и-á-цы-jъ]). В фонетические слова могут входить от двух до пяти слогов.

Классификация слогов

Фонетические слоги классифицируются по нескольким признакам:

1) по характеру конечного звука: закрытые и открытые.

Открытый фонетический слог – слог, оканчивающийся на гласный: [р/\-бо- тъ], [н/\ - фстр’`ê- чу ], [ту-мá-ны ]

Закрытый фонетический слог – слог, который оканчивается на согласный звук (в том числе и Й): [ч`äй-н’ик].

2) по характеру начального звука: неприкрытые и прикрытые.

Прикрытый фонетический слог – слог, который начинается с согласного звука: [слý -жбъ], [к/\-рáбл’]. Неприкрытыми называются слоги, начинающиеся гласными звуками: [/\р-бýс], [и-глá].

3) по месту в слове: начальные, серединные, конечные.

4) по отношению к ударению: ударные и безударные – предударные (первый предударный, второй предударный) и заударные.

Ударный слог отличается от других наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука, а также большей напряженностью артикуляции. В безударных слогах происходит редукция гласных звуков: в первом предударном, находящемся непосредственно перед ударным слогом, редукция гласных меньше, чем во втором предударном прикрытом слоге и заударных слогах.

Основной закон построения слога. Структура слога

Основной закон построения фонетического слога – закон открытого слога. В большинстве случаев слоги строятся по принципу восходящей звучности, согласно которому звуки располагаются в слоге от менее звучного к более звучному (по возрастающей звучности). В современном русском языке принцип восходящей звучности (закон открытого слога) наиболее последовательно действует в срединных слогах. Что касается начального и конечного слогов, то они могут строиться с отступлениями от принципа восходящей звучности, образуя различные комбинации: слоги восходяще-нисходящей звучности [брáт] и нисходяще-восходящей [м^х’ú]. Необходимо отметить, что только конечные слоги могут оканчиваться сочетанием шумных с последующим шумным или сонорным согласным: [ф’и -н/\н - с’úст], [во́пл’^].

Правила слогораздела

Слогораздел – граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи. В существующих теориях слога имеются в виду разные основания при определении границы слога. Согласно теории сонорности (Р.И.Аванесов, М.В.Панов и др.), слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности.

Структуру слогов принято изображать схематически. При этом условно звучность элементов, составляющих слог, обозначают цифрами: 4 (самая высокая звучность) – это звучность гласных, 3 – звучность сонорных, 2 – звучность звонких шумных, 1 – звучность шумных глухих. При слогоделении учитываются: 1) количество гласных, 2) количество согласных, находящихся между гласными, и 3) качество этих согласных.

Основные правила деления слов на фонетические слоги таковы:

1. Если между гласными находится согласный звук, то он всегда отходит к последующему слогу: [б’ие _р’•ó -зъ], [п/\ -л’`ế - м’и-къ]

2. Если между гласными находится несколько шумных, то все они отходят к последующему слогу: [хл/\ -пý -шкъ], [ст/\-рó -шкъ].

3. Если между гласными находятся два сонорных, то оба сонорных могут быть отнесены к последующему слогу: [в/\ - лнá], [к/\- рмá]. Либо граница слогов устанавливается между двумя сонорными: [в/\л - нá], [к/\р - мá].

4. Если между гласными оказывается сочетание шумного с сонорным, то все они отходят к последующему слогу: [п’и - с’мó], [с’т’ие - клó].

5. Если между гласными находится сонорный в сочетании с шумным, то слогораздел проходит между этими звуками: [к/\н - в’éрт], [кáр - тъ].

6. Если между гласными находится сочетание [j] с любым другим согласным, то [j] всегда отходит к предыдущему слогу: [тá·ŭ - нъ], [крá·й - н’ий].

Деление слова на слоги – явление чисто фонетическое. Оно не совпадает с членением слова на морфемы, например: в слове петь 2 две морфемы (пе/ть), но один слог [п’êт’]; в слове писать 3 морфемы ( пис/а/ть) и 2 слога [п’и /сá•т’]. Слогоделение на стыке морфем имеет свои особенности, что обусловлено действующими в языке законами. Так, не допускается употребление двух одинаковых согласных в пределах одного фонетического слога. Поэтому, если стечение двух согласных наблюдается на стыке приставки и корня, слогораздел проходит между одинаковыми согласными и тогда предшествующий слог становится закрытым, например: [б’ьс-с’иер-д’`ế-чный]. Если же такое стечение наблюдается в пределах одной морфемы, сочетание согласных упрощается за счет сокращения долготы, и тогда слогораздел проходит после гласного: [и -м:у -н’и - т’éт]

ФОНОЛОГИЯ




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.