Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи»
Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Здесь представлена характеристика детей с ФФН, описаны организация и содержание коррекционной работы, а так же представлены конспекты занятий.
Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. «Учителю о детях с недостатками речи»
была вскрыта тесная связь между нарушениями чтения и письма и отклонениями в развитии устной речи детей, разработаны теоретические основы и методы коррекции письменной и устной речи. Было доказано, что нарушения речи связаны с отклонениями в анализаторной деятельности детей (главным образом в речедвигательной или речеслуховой), обусловливающей нарушения дифференциации звуков речи. Вследствие этого учащиеся с трудом овладевают звуковым анализом и синтезом слова в период начального обучения в школе.
Система преодоления фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:
1) коррекцию произношения, т. е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух;
2) последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
основными задачами учителя, независимо от того, с учащимися каких классов он проводит специальные занятия, являются: 1) длительная работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и исправленные); 2) отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, смазанно; 3) постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь;
4) формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков; 5) закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку, т. е. обучение ребенка более сокращенным и обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.
Даны методические рекомендациипо принципам отбора речевого материала, по работе на различных этапах (постановке, автоматизации, развития слухового вопристия)
Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием». Комплектование групп для детей с нарушениями речи. Характеристика детей с ФФН. Организация коррекционной педагогической работы. Программа коррекционного занятия (планирование +примеры конспектов)
Р.Е. Левина «Основы теории и практики логопедии»
Цель книги – познакомить читателей с результатами исследований, проведенных в секторе логопедии по различным вопросам речевой патологии у детей.
Относительно ФФН: Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый слух — фонематический слух. Она писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ». Кроме того, Р.Е. Левина причиной нарушения письма считала фонематическое недоразвитие и нарушение слухового восприятия.
Р.Е. Левина выделила пять этапов становления фонематического восприятия (от рождения до 3 лет):
I стадия – полное отсутствие дифференциации звуков речи;
II стадия – различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются;
III стадия – ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками;
IV стадия – экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов;
V стадия – завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребенка правильны