Одно из основных условий успешной творческой работы педагога - автора программы - это правильно, просто и ясно построенный план изложения. Придерживаясь предложенной структуры программы, при построении плана изложения следует составить в определенной последовательности развернутый перечень всех разделов. Четко составленный план каждого раздела служит организующим началом и руководством в работе автора, помогает в подборе и систематизации материала, обеспечивает последовательность изложения текста, способствует повышению качества образовательной программы.
В процессе работы педагога над рукописью программы план может претерпевать изменения, связанные с уточнением или более углубленной проработкой материала. Однако эти изменения не должны уводить автора от основной цели программы, обозначенной в плане.
При создании программы текст рукописи согласно плану формируют на отдельные логически соподчиненные части, которые снабжают краткими и ясными заголовками, отражающими их содержание. Если программа не имеет оглавления, в пояснительной записке следует указать, из каких разделов она состоит. Многочисленная рубрикация рукописи программы со сложным соподчинением затрудняет пользование программой. Рубрики одной ступени должны быть приблизительно равноценной значимости.
Правильное деление текста на смысловые абзацы способствует усвоению материала. Не следует каждые две-три фразы начинать с абзацного отступа. Абзацами выделяют примерно равные и обособленные по смыслу части теста.
Основные требования к тексту авторской программы - ясность и выразительность языка, простота, четкость и сжатость изложения. При написании программы необходимо добиваться наиболее точного, законченного и в то же время наиболее простого и понятного построения фраз, формулировок и выводов. В тексте программы следует соблюдать унификацию - единообразие терминов, обозначений, условных сокращений. Не допускается применение одинаковых терминов и обозначений для различных понятий и величин без указания их смыслового значения. Если употреблены новые или специфические, неизвестные термины, их следует объяснить. Необходимо избегать неуместного употребления местоимений: я, мы. Например: « В своей программе я решила...». Следует написать: «В программе предлагается..., рекомендуется...» или « Воспитанник должен знать, уметь...»
При употреблении сносок, примечаний их помечают в тексте. Их оформление может быть разное (сквозное по всей рукописи, постраничное и т.п.), но единое по всей работе.
Справочные материалы, разнообразные уточняющие примеры и т.п. помещают в виде приложений в конце текста, перед списком литературы. Приложения группируют в определенной последовательности в соответствии с текстовым содержанием. В текстах обязательно приводится ссылка на данное приложение.
На заметку
Требованияк содержаниюи оформлению авторских образовательных программ дополнительного образованиядетей
Содержание образовательных программ должно соответствовать:
• достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
• определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;
• целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• современным образовательным технологиям. Содержание образовательных программ должно быть направленно на:
• создание условий для развития личности ребенка;
• развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям. Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий.
3. ► Проблема качества дополнительного образования детей
Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Качество - в широком смысле слова - соответствие требованиям, стандартам, «пригодность для использования», способность удовлетворять заявленным или подразумеваемым потребностям.
Качество образований - сложное понятие, включающее в себя уровень обученности школьников, прочность их знаний и практических умений, сформированность познавательных интересов, личностных качеств, мировоззренческой позиции.
И.А. Щербо отмечает, что качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня, оно всегда может быть улучшено. Д.И. Матрос формулирует качество образования как соотношение цели и результата, меру достижения цели.
Качество образования — совокупность существенных свойств образования, соответствующих современным требованиям педагогической теории, практики, способно удовлетворить образовательные потребности личности, общества, государства.
Педагоги Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков выделяют следующие компоненты качества образования: