Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции образовательной программы



Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М. 2004. Гуманитарный центр «Владос».

Глава 3. Методика и технология разработки программы педагога дополнительного образования.

Знания, даваемые

насильно, душат разум.

Анатолъ Франс

Основу успеха педагогической деятельности определяет использование педагогом дополнительного образования мето­дики проектирования образовательного процесса.

Проектирование- сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:

• прогнозирование желаемых результатов на основе про­блемного анализа. Создается как бы в мыслительном или текстовом варианте;

• воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и пред­полагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогичес­кая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.

Педагогическое проектирование реализует три основные функции: аналитическую, прогнозирующую, конструирующую.

Особым видом проекта, выполняющим в первую очередь конструирующую функцию, является программа. Для педагога дополнительного образования программа нужна обязательно.

Она - прежде всего инструмент организации педагогичес­кого процесса, способ осуществления замысла.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательным является то учреждение, в основе деятель­ности которого лежат образовательные программы.

Программа- нормативно-управленческий документ, от­ражающий план и содержание деятельности педагога, уч­реждения, объединения и целого региона.

Образовательная программа- документ, содержащий ос­новные цели и задачи педагогической деятельности, средства, методы, технологии их реализации. Ее следует рассматри­вать в качестве нормативного документа, регламентирующего работу педагога дополнительного образования и одновременно содержащего критерии оценки деятельности и педагога, и всего административно-управленческого звена учреждения допол­нительного образования детей.

1. ► Понятие образовательной программы дополнительного образования детей

Важно различать образовательную программу учреждения дополнительного образования детей и образовательную про­грамму педагога дополнительного образования.

Под образовательной программой учреждения принято понимать «совокупность профильных образовательных про­грамм: учебных, досуговых, спортивно-оздоровительных, исследовательских и других программ, отвечающих образо­вательным потребностям ребенка, направленных на его са­мореализацию, достижение им определенного уровня образо­ванности, развития и адаптации».

Программа учреждения определяет цели и ценности об­разования в данном образовательном учреждении, а также совокупность всех программ, включенных в учебный план учреждения, реализующий заявленные цели.

Педагог дополнительного образования, разрабатывающий образовательную программу, должен четко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения, поэтому она обязательно должна строиться с учетом главных направлений деятельности уч­реждения, сложившихся в нем традиций, имеющейся мате­риально-технической базы.

Образовательная программапедагога дополнительного обра­зования - это нормативный документ, отражающий целевые установки учебного профиля (курса), объем, содержательную характеристику профиля (курса), логику его построения, а так­же порядок изучения и преподавания учебного профиля (курса).

Функции образовательной программы

Любая образовательная программа выполняет следующие основныефункции:

нормативная функция означает, что образовательная программа является документом, обязательным для выпол­нения в полном объеме;

функция целеполагания заключается в том, что в про­грамме определяются те цели и ценности, ради достижения которых она введена в учебный план учреждения;

функция фиксации определяет состав элементов содер­жания, подлежащих усвоению детьми;

процессуальная функция означает, что в программе определяется логическая последовательность усвоения ма­териала, основные формы и методы обучения детей;

оценочная функция определяет уровни усвоения эле­ментов содержания, объекты контроля и критерии оценки.

Общие требования к образовательным программам пе­дагога:

1.Единство методологических основ построения учебных программ.

2. Соответствие современному уровню развития науки, техники, культуры, искусства.

3. Взаимосвязь с другими образовательными программа­ми в рамках образовательной программы учреждения, отра­жение целостного (не фрагментарного) объема знаний.

4. Включение в программу всех элементов содержания, необ­ходимых и достаточных для реализации поставленных целей.

5. Конкретность определения знаний, умений и навыков, приобретаемых воспитанниками.

6. Преемственность элементов содержания программы.

7. Соответствие требованиям системности и преемствен­ности в построении образовательного процесса.

8. Направленность на развитие природных способностей ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, его социальной адаптации.

Опыт реализации образовательных программ, разрабаты­ваемых педагогами Москвы, дает основание выделить три основных типа образовательных программ: примерная, экс­периментальная и авторская.

1. Примерная программа,утвержденная Министерством образования РФ и рекомендованная Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи в качестве примерной по профилю той или иной образовательной облас­ти, - это достаточно распространенный на практике вариант программ, так как в дополнительном образовании детей су­ществует учебная работа, содержание которой совпадает с предметами и методикой их реализации в различных учреж­дениях (дошкольных, общеобразовательных, профессиональ­ного образования и др.). Данные программы ориентированы на достижение детьми стандарта в уровне усвоения знаний, умений и навыков с соответствующей формой проведения оценочного этапа - зачет, экзамен, контрольная работа и пр.

Любая примерная программа в процессе применения ее в педагогической практике подвергается модификации и адап­тации. Изменения в нее вносятся с учетом возрастных, пси­хологических, образовательных возможностей детей, режи­мом и временными параметрами осуществления деятельнос­ти, особенностями индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика итогов образовательного процесса по данным программам точно не определена и не нормирова­на. Наиболее типичными примерами критериев результатив­ности, достижений выделяются отчетные концерты, выстав­ки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференци­ях, участие в дискуссиях; могут быть использованы и коли­чественные показатели знаний, умкапй. *i навыков.

В корректировке примерной программы находит отраже­ние и субъективный момент - профессиональный и жизнен­ный опыт педагога, его собственное видение предмета. Но важно то, что эти изменения не затрагивают принципиаль­ных основ образовательного процесса.

2. Экспериментальная программа представляет собой принципиально иной тип программы. Ее цель – изменение содержания образовательной области (т.е. предложение но­вых областей знания), организационно-педагогических основ и методов обучения, внедрение новых педагогических техно­логий. По мере прохождения апробации, обсуждения и ут­верждения на экспертном совете эта программа может полу­чить статус авторской, который фиксирует завершение экс­периментального этапа работы педагога.

3. Авторская программа полностью разработана и напи­сана педагогом или коллективом педагогов. Ее содержание - это новые предложения в решении проблем в образовании, она обязательно отличается новизной, актуальностью. Программа должна содержать: гипотезу и ее концептуальное обоснование; цель, задачи и ожидаемые результаты; способы диагностики результатов на промежуточных и конечном этапах; разработан­ный в логике замысла учебно-тематический план с кратким, но убедительным описанием содержания занятий, характера заданий, форм организации образовательной деятельности; описание методики, способов и средств достижения программ­ной цели; отработанный аспект обеспечения необходимыми ресурсами (материальными, техническими, кадровыми и пр.).

Образовательные программы могут дифференцироваться по возрастному признаку и уровню развития детей, а также ориентироваться на различные уровни деятельности детей: репродуктивную, поисковую, творческую. Наиболее важным критерием программной направленности может служить целе­вое обеспечение индивидуальных потребностей развития лич­ности ребенка. В сфере дополнительного образования детей по данному критерию могут быть следующие виды программ:

развивающие;

• программы непрофессиональной подготовки;

• программы научно-исследовательской ориентации;

• развивающие творческую одаренность;

• ссцкально-едятттивные;

• спортивно-оздоровительные;

• культурно- досуговые;

• досугово-игровые.

Для классификации программ практическое значение име­ет глубокая проработка целей, задач, методов деятельности педагога. Классификатор, по сути, является инструментом работы над программой, уточнения ее параметров (табл. 3).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.