Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М. 2004. Гуманитарный центр «Владос».
Глава 3. Методика и технология разработки программы педагога дополнительного образования.
Знания, даваемые
насильно, душат разум.
Анатолъ Франс
Основу успеха педагогической деятельности определяет использование педагогом дополнительного образования методики проектирования образовательного процесса.
Проектирование- сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:
• прогнозирование желаемых результатов на основе проблемного анализа. Создается как бы в мыслительном или текстовом варианте;
• воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и предполагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогическая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.
Педагогическое проектирование реализует три основные функции: аналитическую, прогнозирующую, конструирующую.
Особым видом проекта, выполняющим в первую очередь конструирующую функцию, является программа. Для педагога дополнительного образования программа нужна обязательно.
Она - прежде всего инструмент организации педагогического процесса, способ осуществления замысла.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательным является то учреждение, в основе деятельности которого лежат образовательные программы.
Программа- нормативно-управленческий документ, отражающий план и содержание деятельности педагога, учреждения, объединения и целого региона.
Образовательная программа- документ, содержащий основные цели и задачи педагогической деятельности, средства, методы, технологии их реализации. Ее следует рассматривать в качестве нормативного документа, регламентирующего работу педагога дополнительного образования и одновременно содержащего критерии оценки деятельности и педагога, и всего административно-управленческого звена учреждения дополнительного образования детей.
1. ► Понятие образовательной программы дополнительного образования детей
Важно различать образовательную программу учреждения дополнительного образования детей и образовательную программу педагога дополнительного образования.
Под образовательной программой учреждения принято понимать «совокупность профильных образовательных программ: учебных, досуговых, спортивно-оздоровительных, исследовательских и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, развития и адаптации».
Программа учреждения определяет цели и ценности образования в данном образовательном учреждении, а также совокупность всех программ, включенных в учебный план учреждения, реализующий заявленные цели.
Педагог дополнительного образования, разрабатывающий образовательную программу, должен четко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения, поэтому она обязательно должна строиться с учетом главных направлений деятельности учреждения, сложившихся в нем традиций, имеющейся материально-технической базы.
Образовательная программапедагога дополнительного образования - это нормативный документ, отражающий целевые установки учебного профиля (курса), объем, содержательную характеристику профиля (курса), логику его построения, а также порядок изучения и преподавания учебного профиля (курса).
Функции образовательной программы
Любая образовательная программа выполняет следующие основныефункции:
• нормативная функция означает, что образовательная программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
• функция целеполагания заключается в том, что в программе определяются те цели и ценности, ради достижения которых она введена в учебный план учреждения;
• функция фиксации определяет состав элементов содержания, подлежащих усвоению детьми;
• процессуальная функция означает, что в программе определяется логическая последовательность усвоения материала, основные формы и методы обучения детей;
• оценочная функция определяет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки.
Общие требования к образовательным программам педагога:
1.Единство методологических основ построения учебных программ.
2. Соответствие современному уровню развития науки, техники, культуры, искусства.
3. Взаимосвязь с другими образовательными программами в рамках образовательной программы учреждения, отражение целостного (не фрагментарного) объема знаний.
4. Включение в программу всех элементов содержания, необходимых и достаточных для реализации поставленных целей.
5. Конкретность определения знаний, умений и навыков, приобретаемых воспитанниками.
6. Преемственность элементов содержания программы.
7. Соответствие требованиям системности и преемственности в построении образовательного процесса.
8. Направленность на развитие природных способностей ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, его социальной адаптации.
Опыт реализации образовательных программ, разрабатываемых педагогами Москвы, дает основание выделить три основных типа образовательных программ: примерная, экспериментальная и авторская.
1. Примерная программа,утвержденная Министерством образования РФ и рекомендованная Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи в качестве примерной по профилю той или иной образовательной области, - это достаточно распространенный на практике вариант программ, так как в дополнительном образовании детей существует учебная работа, содержание которой совпадает с предметами и методикой их реализации в различных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, профессионального образования и др.). Данные программы ориентированы на достижение детьми стандарта в уровне усвоения знаний, умений и навыков с соответствующей формой проведения оценочного этапа - зачет, экзамен, контрольная работа и пр.
Любая примерная программа в процессе применения ее в педагогической практике подвергается модификации и адаптации. Изменения в нее вносятся с учетом возрастных, психологических, образовательных возможностей детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, особенностями индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика итогов образовательного процесса по данным программам точно не определена и не нормирована. Наиболее типичными примерами критериев результативности, достижений выделяются отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях, участие в дискуссиях; могут быть использованы и количественные показатели знаний, умкапй. *i навыков.
В корректировке примерной программы находит отражение и субъективный момент - профессиональный и жизненный опыт педагога, его собственное видение предмета. Но важно то, что эти изменения не затрагивают принципиальных основ образовательного процесса.
2. Экспериментальная программа представляет собой принципиально иной тип программы. Ее цель – изменение содержания образовательной области (т.е. предложение новых областей знания), организационно-педагогических основ и методов обучения, внедрение новых педагогических технологий. По мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения на экспертном совете эта программа может получить статус авторской, который фиксирует завершение экспериментального этапа работы педагога.
3. Авторская программа полностью разработана и написана педагогом или коллективом педагогов. Ее содержание - это новые предложения в решении проблем в образовании, она обязательно отличается новизной, актуальностью. Программа должна содержать: гипотезу и ее концептуальное обоснование; цель, задачи и ожидаемые результаты; способы диагностики результатов на промежуточных и конечном этапах; разработанный в логике замысла учебно-тематический план с кратким, но убедительным описанием содержания занятий, характера заданий, форм организации образовательной деятельности; описание методики, способов и средств достижения программной цели; отработанный аспект обеспечения необходимыми ресурсами (материальными, техническими, кадровыми и пр.).
Образовательные программы могут дифференцироваться по возрастному признаку и уровню развития детей, а также ориентироваться на различные уровни деятельности детей: репродуктивную, поисковую, творческую. Наиболее важным критерием программной направленности может служить целевое обеспечение индивидуальных потребностей развития личности ребенка. В сфере дополнительного образования детей по данному критерию могут быть следующие виды программ:
• развивающие;
• программы непрофессиональной подготовки;
• программы научно-исследовательской ориентации;
• развивающие творческую одаренность;
• ссцкально-едятттивные;
• спортивно-оздоровительные;
• культурно- досуговые;
• досугово-игровые.
Для классификации программ практическое значение имеет глубокая проработка целей, задач, методов деятельности педагога. Классификатор, по сути, является инструментом работы над программой, уточнения ее параметров (табл. 3).