Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (21 - 19 вв. до н.э.)

В период Среднего Царства в искусстве по-прежнему соблюдали традиции Древнего царства, но появились и новые черты.

Столица Фивы, позже Фаюм. В течение 21 в. до н. э. шла борьба между областями Египта, окончившаяся победой южных областей (номов) во главе с правителями Фив. Фиванские правители, став владыками долины Нила, образовали XI династию фараонов. Положение их, однако, было не очень прочным. Фараоны XII династии были вынуждены бороться за земельные богатства. Ради добычи золота и сырья, которым не был богат Средний Египет, они вели, грабительские войны в Нубии, Палестине и Сирии. Фараоны стремились расширить свои владения путем больших ирригационных работ в районе Фаюма.

Во многом изменяется идеология древнеегипетского общества. Появляются сомнения в существовании загробной жизни, отразившиеся в ряде литературных произведений. Развивается наука, особенно медицина и математика.

По-прежнему соблюдаются каноны. Но возникает и стремление к правдоподобию, уменьшается пафос монументальности, появляются жанровые «вольности». Искусство этого времени стилистически неоднородно. В областях (номах) изображения были более живыми, «теплыми» и оригинальными. Столичные художники стремились к совершенству, но зачастую их виртуозно выполненные произведения выглядели официальными и холодными. Во всех видах искусства появились новые стилистические особенности и приемы.

 

Архитектура. От эпохи Среднего царства сохранилось сравнительно немного памятников дворцовой архитектуры. Гробницы вельмож располагаются не у подножья пирамид фараонов, а отдельно. Сами пирамиды становятся существенно меньше и скромнее. Фараоны строят свои пирамиды с заупокойным храмом, коридорами и входом в долине. Однако эти постройки возводятся уже не из камня, а из кирпича-сырца с заполнением специально оставленных пустот в кладке обломками камня, кирпича и песком. Даже облицовка известняковыми плитами, соединенными друг с другом деревянными креплениями, не спасла эти пирамиды от быстрого разрушения.

Скальные храмы. Появляется новый тип: «скальная гробница», сменившая усыпальницу-мастабу и монументальную пирамиду. Часть помещений заупокойного храма вырубается прямо в скале, часть – располагается на открытой террасе вокруг открытого двора. Поминальные храмы становятся больше по размеру и богаче.

Колонны. Окончательно формируется тип египетских колонн. Особую роль приобретают колоннады. Как и все интерьеры – они ярко раскрашиваются. В архитектуре храмов и дворцов различных эпох применялись сформировавшиеся типы капителей: в виде раскрытого растения папируса, в виде закрытого папируса, в виде связки стеблей папируса, в виде цветка лотоса, в виде пальмовых ветвей или женской головы. Волюты (завитки) в виде кобр, символизирующих солнце и Египет, на тысячу лет предвосхитили ионические капители. Были распространены комбинированные капители, соединяющие разные растительные мотивы.

Город Кахун. От времени XII династии до нас дошли развалины города, построенного при входе в Фаюм. Город четко разделялся на районы по социальному признаку – это было и в последующее время, может и в прошлом тоже. В городе был квартал усадеб знати, квартал менее состоятельного свободного населения, и отделенный от других кварталов глухой стеной - квартал рабов с предельно скученными жилищами-клетушками. Город стал крупнейшим древнеегипетским поселением.

Храм Ментухотепа I(20 в до н.э.) на западном берегу Нила. От Нила к пирамиде вела дорога, с двух сторон закрытая стенами (на подобии древних коридоров внутри). Главное святилище было вырублено в скале. Центральное место занимала пирамида, окруженная тремя рядами восьмигранных столбов. Позади пирамиды находился открытый двор, вырубленный частично в скале. Царская усыпальница находилась не в пирамиде, а в тайнике, врубленном в скалу. Рельефы и монументальные скульптурные изображения царя украшали храм и стены ведущей к нему дороги. Теперь изображения фараона не прятали в тайных местах – наоборот, скульптуры и росписи должны были подчеркнуть власть фараона. Ансамбль венчала небольшая пирамида на плоской кровле.

Нововведением в архитектуре Среднего царства было и оформление входа в храм в виде двух башен, прямоугольных в плане, с наклонными стенами и узким проходом между ними - пилонов.

«Лабиринт» Аменемхета III (300 х 250 м). Состоял из двух ярусов и 27 внутренних залов.

Аменемхет III — фараон из XII династии. В правление Аменемхета царская власть достигла апогея. С воцарением Аменемхета III постройка гробниц номархов внезапно прерывается. Аменемхету при помощи крутых мер и при опоре на незнатных служащих, составлявших костяк армии, удалось ограничить могущество номархов. Военные походы при Аменемхете предпринимались редко. Лишь изредка в надписях встречаются указания на «разгром Нубии и открытие стран Азии».

Правление Аменемхета сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Он улучшил устройство колоний на Синайском полуострове, обеспечив их водой и постоянной охраной, что позволило более широко проводить работы на медных рудниках и месторождениях бирюзы. Несмотря на долгое царствование, сохранилось мало надписей от Аменемхета III. Тем не менее, они дают высокую оценку правлению Аменемхета. Кроме Файюма, Аменемхет вёл строительство и в других местах Египта. Построил новый храм Осириса в Абидосе, расширял и обновлял другие храмы. Обнёс древнюю столицу (совр. Эль-Каб) большой кирпичной стеной, которая стоит и поныне. При Аменемхете процветала торговля.

При нём были завершены большие ирригационные работы в Файюмском оазисе. Озеро называли Ше-ур — «великое озеро». Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть «отверстие отвода воды» — шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название «Лабиринт», данное греками, произошло от египетского названия Лаперо-хунт — «святилище при шлюзах канала». Можно было запасти достаточно воды, чтобы продержаться на этом запасе 100 дней, в течение низкого стояния Нила. На осушенной территории Файюмского оазиса был построен новый город Крокодилополь с храмом в честь бога-крокодила Себека. На северне Фаюма установили два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III, высеченные из жёлтого кварцита. Высота их составляла почти 12 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера, в окружении крокодилов.

В Файюме Аменемхет возвёл величественное каменное здание, которым восхищались древние греки, прозвавшие это огромное сооружение, с бесчисленными залами и переходами — Лабиринтом. Лабиринт состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон писал, что потолок каждой комнаты состоял из единого камня, что проходы покрыты сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни глина или бетон при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Сейчас от храма остались лишь немногочисленные обломки колонн и фрагменты рельефов, которые когда-то украшали стены.

Необычным было то, что Аменемхет построил для себя две пирамиды. Подобного не случалось со времён правления Снофру в эпоху Древнего царства. Одна пирамида, так называемая «Тёмная пирамида» (104 × 104 м) Аменемхета была возведена в Дахшуре из необожженного кирпича. В этой пирамиде он приказал сделать 2 входа: один, на традиционной северной стороне, вёл в лабиринт коридоров, заканчивающийся тупиком. Через другой, в юго-восточном углу, можно было по такому же лабиринту спуститься в погребальную камеру с красным саркофагом. Однако в этой пирамиде Аменемхет похоронен не был.

Вторая пирамида (102 × 102 м) построена в Хаваре. Хаварская пирамида была центром основанного царского некрополя, к которому принадлежал и прославленный Лабиринт. (Сейчас от неё остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м.) И снова вход в пирамиду расположен с южной стороны. Погребальная камера — чудо древнеегипетской техники. Огромная усыпальница вытесана из цельной глыбы необычайного твердого жёлтого кварцита. В камере находятся два саркофага. Археологи, как обычно, обнаружили оба саркофага пустыми. В одном был похоронен сам Аменемхет, в другом его дочь, которой, принадлежала ещё и расположенная неподалеку малая пирамида.

 

Обелиски. (др.-греч. «небольшой вертел») — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Обелиски в Древнем Египте были символами Солнца. Перед пилонами ставили каменные обелиски, верхушки которых обивали медными листами, сверкавшими под лучами солнца. Египетские обелиски — монолитные, высеченные из однородной глыбы камня (как правило, асуанского красного гранита). Устанавливались попарно по сторонам от входа в храм. Все четыре стороны египетских обелисков было принято покрывать иероглифами, прославляющими бога Ра и фараонов. Египтяне нередко придавали навершию обелиска пирамидальную форму и покрывали его электрумом (сплав золота с серебром).

 

Скульптура.Основные принципы монументальной пластики остаются неизменными. Отступление от канона Древнего царства выражается только в более стройных пропорциях человеческого тела. Но изображения фараонов устанавливаются теперь не только в закрытых для доступа непосвященных храмовых тайниках, но и на виду у всех, - чтобы внушать массам представление о величии фараона.

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве, что во многом объясняется творческим соперничеством множества локальных школ. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символическим убиением престарелого владыки и совершался над его статуей. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах — от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III.

К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, полудрагоценные камни или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их.

Многие египетские статуи не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислонились спиной к каменному блоку, который служил для них фоном. Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

Искусство Среднего царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего царства).

 

Статуя Ментухотепа 3. В короне Нижнего Египта в белом облачении Осириса фараон сидит на троне. Некоторая грубоватость исполнения, тяжелые массивные ноги, нерасчлененность фигуры как бы подчеркивают грозное величие фараона в его роли бога Осириса. Выразительность статуи усиливается благодаря раскраске. Тем не менее, в Фивах начинается более реалистическое искусство. Фиванские мастера исполняют ряд великолепных портретных голов фараонов XII династии. Художники пытаются передать личность, характер, переживания.

Голова фараона Сенусерта 3. О его мудром царствовании остались многие воспоминания, впоследствии ему поклонялись как божеству, стал одним из прообразов мифического собирательного образа могущественного и мудрого египетского фараона. Сенусерт успешно провёл внутренние реформы в Египте: ограничил власть номархов, чрезмерная независимость которых бросала вызов власти фараона. Сенусерт создал новую систему управления, в результате страна была разделена на три административных центра, каждый из которых управлялся советом старшин, которые подчинялись визирю царя.

Если статуи царей Древнего царства предназначались исключительно для заупокойных храмов, то во времена Среднего царства статуи царя стали устанавливаться не только в гробницах или пирамидных храмах, но и в храмах, посвященным различным богам. Они не были скрыты в замурованных залах, которые посещали лишь избранные. Новые памятники прославляли живого правителя государства, они представляли фараона богом на земле, от которого зависело благополучие его подданных. По всей стране было найдено большое количество статуй Сенусерта III, в основном, из чёрного гранита, сделанных с большим мастерством. Поражает тонкость работы и стремление реалистично передать портретные черты оригинала.

Аменхотеп II (1450–1425 гг. до н. э.), фараон XVIII династии, был могучим и непобедимым воином. Его лук, по легендам, не мог согнуть ни один человек. Аменхотеп II изображён в царском головном уборе немесе, синие и золотые полоски которого напоминали о связи фараона с богами. Поднявшаяся надо лбом кобра-урей — символ бдительности царя, всегда стоявшего на защите спокойствия и целостности государства.

 

Мелкая пластика

Писец со свитком. Писцов, знавших «божественное слово» — иероглифику, созданную богом Тотом, — поддерживавших устои древнеегипетского общества, египетские мастера изображали часто. Письму, религиозным навыкам, мудрости предков египетские юноши обучались в храмовых школах, называвшихся пер анх — «Дом жизни». Эта скульптура очень камерная и реалистичная.

Ёж (сосуд, фаянс). Ёж, способный видеть в темноте, со времён древнего царства почитался как священное животное, защитник дома и домашнего очага.

Рельефы и росписи. Усиливаются административные области – номы. В каждом номе правитель строит себе усыпальницы и храмы, которые богато украшаются скульптурой и живописью, которые становятся более реалистичными. Искусство Среднего царства необыкновенно богато и своеобразно в отношении росписи. В сальных гробницах найдены замечательные росписи. Мастера покрывали стены слоем грунтовки, а когда штукатурка высыхала, делали росписи темперой. Появляются новые сюжеты: например, пришествие кочевников-семитов. Увеличивается количество изображений животных, растений, природы – то есть уже не культовые изображения. В изображении животных проявляется большая свобода и отступление от канона. В передаче животных реалистичны не только форма, но и цвет.

Композиции росписей и рельефов по-прежнему строились по ярусам-регистрам. Росписи становятся более самостоятельными – меньше связаны с рельефом. Резкая обводка сменяется тонкой и мягкой прорисовкой. Богаче становится палитра, художники начинают использовать оттенки основных цветов, смешивая их с белилами (толченая известь).

Наиболее известны изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях. Изображение кошки, прячущейся в зарослях папируса: художник реалистично воспроизвел оттенки шерсти кошки, ее гибкий контур. Нарядная стая птиц укрывается в листве акации; особенно выразителен удод.

В барельефе появляются многофигурные композиции, выполненные с большим реализмом: тощий пастух, толстый сборщик папируса.

 

Интерьеры.Убранство интерьеров в богатых домах было красочным, декоративным. Роскошные, часто облицованные слоновой костью, обитые медными и даже золотыми пластинами, или расписанные яркими цветами колонны поддерживали потолок, ковры и занавеси завершали образ «расписной шкатулки». Египетские дома строились без окон. Освещались помещения через внутренние дворики и световые колодцы. Под потолком вынимали несколько камней, оставляя небольшие щели. Поэтому в помещениях царил полумрак. Чтобы добиться выразительности интерьеров, мастера использовали очень яркие цвета. Потолки обычно выкрашивали в темно-синие или сине-зеленые цвета. Стены снизу белили, а ближе к потолку выкрашивали в красный, синий, иногда черный цвет. Таким образом создавали ощущение парения, приподнятости интерьера. Карнизы и косяки дверей тоже расписывались: часто это были полосы красного, синего, оранжевого и зеленого цвета.

Художественное ремесло. Появляется большое количество украшений, ювелирных изделий. Многие украшения, сосуды и статуэтки делают из фаянса.

Сосуды. Из камня – базальта, алебастра, известняка - египтяне делали сосуды различной формы. Чаще использовалась цилиндрическая, но могли быть и в форме бочонка, шара, даже сердца. Многие сосуды из камня лишены декора, их художественная ценность – это красота материала и формы. Поверхность сосудов шлифовалась с помощью цилиндрической трубки, часто многие месяцы. Но никому еще не удалось объяснить - как египтянам удавалось высверлить внутреннюю поверхность сосуда через узкое отверстие. Некоторые ученые думают, что посуда выполнена из особого бетона, секрет которого был утерян.

Египетские женщины пользовались множеством различных притираний и косметических средств, которые хранили во всевозможных флакончиках, сосудах, коробочках из алебастра, дерева, слоновой кости и бронзы. Существовали зеркала из полированной бронзы.

Стекло. Вулканическое стекло (обсидиан) использовалось ещё в каменном веке для обработки режущих инструментов. Большая часть древнейших изделий из стекла была найдена в Египте, но возможно, что некоторые из этих изделий были в Египет ввезены из Месопотамии. К XV веку до н.э. стекло массово производилось в Передней Азии, на Крите и в Египте. Технологии производства стекла из природных материалов представляли собой тщательно охраняемую тайну.

Археологи находили слитки из цветного стекла и сосуды, иногда с инкрустацией из полудрагоценных камней. Стеклодувная трубка в это время еще не была изобретена. Самые ранние сосуды производили, вращая стеклянные волокна вокруг формы из песка и глины, насаженной на металлический стержень. Затем многократно нагревали все это, пока оно не сплавлялось в единый сосуд. В конце процесса форму разрушали, а стержень вынимали из получившегося сосуда. Чаще всего стекло было синего цвета. Для орнамента использовали стеклянные нити разных цветов – нескольких оттенков синего, зеленый, желтый, красный, белый, черный. Из цветных стекол научились изготавливать подделки под драгоценные камни. Эти подделки ценились наравне с драгоценностями.

Керамика. Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI тысячелетие до н. э., 60 000 лет назад). Кроме посуды и ваз египтяне изготавливали из глины статуэтки, ожерелья, изображения скарабеев, детские игрушки, печати, даже саркофаги. Древнейшие египетские кирпичи (желтого цвета) найдены в пирамидах Мемфиса. Кроме них, были черные кирпичи (из смеси глины с рубленой соломой). На кирпичах для пирамид выдавливалось рельефом имя фараона. Именно в Древнем Египте начали украшать стены зданий эмалированными плитками (изразцами).

Текстиль. Сохранились льняные ткани додинастического периода и эпохи первой династии. В египетских гробницах были найдены деревянные и глиняные фигурки ткачей. Ткани египетских мумий показывают, что люди Древнего Египта владели совершенным ткацким мастерством. При всем нашем современном оборудовании мы не можем достичь некоторых результатов, полученных когда-то древними мастерами. Легчайшие, почти прозрачные ткани, изготавливаемые мастерами, сравнивались с «дыханием ребёнка» или «сотканным воздухом» и ценились буквально на вес золота. Мастера умели изготовлять прочные полотняные ткани, знали способ их предохранения от тления, был известен лак, сохраняющий яркость и свежесть красок в течение длительного времени.

Ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий. В эпоху Нового царства появились жёлтые и коричневые красители. В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды.

Хотя египтяне с давних времён занимались овцеводством, овечья шерсть считалась ритуально нечистой. Для изготовления одежды использовали только льняные ткани.

Маски. Жрецы в храмах во время совершения обрядов надевали гипсовые раскрашенные маски, изображавшие богов.

Украшения. Для изготовления ювелирных изделий применяли золото. Ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства. Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного. Широко применялся также электр — сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и стекла. Предпочтение отдавалось камням, окрашенным в яркие и чистые тона — сердолику, лазуриту, сардониксу, малахиту, бирюзе. Тех камней, которые сейчас считаются драгоценными — рубинов, сапфиров, алмазов, изумрудов, — древние египтяне не знали. Известно, что с древних времен камням-самоцветам приписывались чудодейственные свойства, которые помогают их обладателям. Так, считалось, что сапфир придает ясность мыслям и излечивает проказу; смарагд (изумруд) отгоняет дурные сны, отводит черные мысли и успокаивает сердце; бирюза приносит счастье в любви; аметист смягчает злобу и предохраняет от опьянения; берилл - добрый спутник странников; гранат дает власть над людьми и будит любовные страсти; яшма исцеляет все болезни и так далее. Эти же свойства приписывались и цветным стеклам.

Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна, так что оно превращалось в своеобразный воротник. Ожерелья были не только частью наряда — они служили почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо отличившихся военных и чиновников.

Помимо ожерелий, любимыми украшениями и мужчин, и женщин были браслеты, которые носили на предплечьях, запястьях и на щиколотках. Носили также кольца-печатки с выгравированными именами владельцев и изображениями богов.

Люди скромного достатка любили украшения ничуть не меньше. Их украшения делались из керамики, стекла и кости. Фаянсовым бусинам для ожерелий придавали форму бутонов и лепестков лотоса, васильков, маргариток, виноградных гроздьев, листьев, окрашивали их в разные цвета. Чаще всего использовали оттенки голубого и зелёного, а также белый цвет. Такие ожерелья очень красиво смотрелись на смуглой коже.

Египетские дамы вставляли живые цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и окружающие вдыхали их аромат.

 

К 19 в. до н.э. происходит возврат к канонам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.