Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В АТМОСФЕРЕ



Сложная система воздушных течений над земным шаром определяет погоду и климат в любом месте нашей планеты. Общая циркуляция атмосферы в сочетании с солнечной радиацией, поступающей на Землю, формируют естественные ландшафты, типы растительности и почв, распределение пустынь и влажных тропических лесов, вечных снегов и ледников. Размещение обширных областей антициклонов и циклонов отражает наиболее устойчивые особенности циркуляции атмосферы. Рассматриваются стихийные бедствия метеорологического характера: тропические циклоны (ураганы, тайфуны) и циклоны средних широт, шквальные бури и смерчи (торнадо), экстремальные осадки и снежно-ледниковые явления, грозы, градобития, экстремальные температуры воздуха. Эти природные явления, кроме града и смерчей, приводят к стихийным бедствиям тогда, если происходят на большой территории и продолжаются не менее 6 часов. Атмосферные фронты и атмосферные вихри порождают опасные природные явления. Стихийные бедствия метеорологического характера – тропические циклоны (ураганы, тайфуны) и циклоны средних широт, шквальные бури и смерчи (торнадо), экстремальные осадки и снежно-ледниковые явления, грозы, градобития, экстремальные температуры воздуха находят широкое распространение на планете Земля.

Содержание практического задания соответствует 6 главе учебного процесса.

 

&КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ. Ураганы, тайфуны, бури, смерчи, торнадо, грозы, градобитие, атмосфера, воздушная циркуляция, циклоны, антициклоны

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте общую характеристику стихийных явлений в атмосфере согласно классификации?

2. Приведите характеристику циклонов средних широт и тропических циклонов?

3. Дайте характеристику шквальных бурь и смерчей?

4. Каковы действия населения в условиях угрозы возникновения урагана или бури?

5. Укажите существующие экстремальные осадки и снежно-ледниковые явления в России и их влияние на жизнедеятельность человека?

6. Дайте характеристику гроз, градобитий и защиту от опасности, исходящие от них?

7. Что такое экстремальные температуры воздуха и их влияние на жизнедеятель­ность человека?

 

ЗАДАНИЯ

1. Определите поражающие факторы источников природных ЧС метеорологических явлений, характер их действий и проявлений согласно классификации таблицы 2 учебного пособия (табл.17).

Таблица 17

Поражающие факторы источников природных ЧС метеорологических явлений

Источник природной ЧС Наименование по­ражающего фактора природной ЧС Характер действия, проявления поража­ющего фактора источника природной ЧС
1 . Опасные метеорологические явления и процессы
3.1. Сильный ветер. Шторм. Шквал. Ураган    
3.2. Смерч. Вихрь      
3.3. Пыльная буря      
3.4. Сильные осадки      
3.4.1. Продолжитель­ный дождь (ливень)    
3.4.2. Сильный сне­гопад    
3.4.3. Сильная метель    
3.4.4. Гололед    
3.5. Туман    
3.6. Заморозок    
3.7. Засуха    
3.8. Гроза    

5. Охарактеризуйте метеорологические процессы на территории России (табл.18).

Таблица 18

Метеорологические процессы на территории России

 

Природная опасность Параметры ЧС Последствия проявления Время и частота проявления
Ураганы, смерчи, шквальные ветры      
Грозы, ливни      
Сильные снегопады, метели, снежные бури        
Гололёд, изморозь, обледенение, градобитие        
Резкое похолодание в период вегетации растений      

6. Определите, где находится циклон (рис 21.) и дайте его характеристику. Чем циклон отличается от антициклона?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рис. 21. Циклоны и антициклоны

7. Дополните предложение. Тропический циклон, достигший большой силы – ………………………. – если зарождается в Атлантическом океане,………………….– в Тихом океане, …………………………. – в Индийском океане. На территории суши (пустынях) сильные ветры служат причиной пыльных и песчаных ……………….

8. Решите задачу 1. Вставьте слова в описании опасного метеорологического явления, используя табл.18.

Фрагмент из романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта»

«Гроза стихла, но она вызвала в атмосфере значительное скопление паров, насыщенных электричеством, и привела их в бурное движение. Образовался колоссальный ………………. , словно сгусток тумана конической формы, вершина его находилась внизу, основание – вверху; Этот …………….соединил грозовые тучи с бушевавшими водами. Вскоре он приблизился, крутясь с невероятной быстротой. Он втягивал в себя во время вращения воду, которую как бы выкачивал из озера, и бешенная от этого вращения тяга воздуха всасывала в неё всё, что было на пути. Внезапно……………………налетел на огромное исполинское дерево и охватил его со всех сторон. Дерево задрожало и в мгновение ока рухнуло. А ……………

понесся дальше, выворачивая деревья и сметая всё на своём пути».

О какой природной опасности идёт речь? Это ____________.

Чему равен балл, скорость ветра и название ветрового режима?____________________________________________________________________

а) время существования с – ……………. мин.;

б) скорости вращения – до ………..м/с;

в) удар вращающейся стенки (давление – до ….. т на 1 м2) способен разрушить капитальные строения.

Каковы должны быть действия человека в условиях подобной опасности?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 18

Классификация (шкала) скорости ветров

 

Баллы Скорость ветра Ветрового режим Признаки
  м/с км/ч    
Штиль (полное затишье) Дым идет прямо
0,9 3,24 Тихий Дым изгибается
2,4 8,64 Легкий Листья шевелятся
4,4 15,84 Слабый Листья двигаются
6,7 24,12 Умеренный Листья и пыль летят
9,3 33,48 Свежий Тонкие деревья качаются
12,3 43,30 Сильный Качаются толстые ветки
15,5 55,80 Крепкий Тоже
19,1 68,80 Буря Стволы деревь­ев изгибаются
22,9 79,41 Шторм, буря Ветви ломаются
26,4 95,00 Сильный шторм Черепица и трубы срываются
30,5 110,00 Жестокий шторм Деревья вырываются с корнем
34,8 122,00 Ураган Везде повреждения
39,2 145,00 Сильный ураган Большие разрушения
43,8 158,00 Тоже Тоже
48,6 175,00 Жестокий ураган — » —
53,6 193,00 Тоже — » —
>58 >200 — » — —» —

 

9. Выберите 2 правильных ответа. Наиболее вероятные места возникновения ураганов – это:

а) город; б) лес; в) пустыня: г) зона с влажным климатом; д) зона с сухим климатом.

10. Опишите причины зарождения урагана (рис. 22).

Рис.22. Схема зарождения урагана

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис. 23. Места зарождения циклонов

 

11. Опишите места зарождения циклонов на планете Земля используя рис.23.

Где больше всего возникает ураганов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

12. Опишите: Что такое «глаз» тайфуна? _____________________________

________________________________________________________________________

13. Дополните предложение. Шквальные бури (……………………….смерчи ……………………….) – это вихри, возникающие в ……………………………….. время года на мощных атмосферных фронтах. Наименьшая по размерам и наибольшая по скорости вращения форма вихревого вращения воздуха называется ……………………(в Америке – ………………………………..).

14. Ответьте на вопрос. Как прогнозируется ураган?_____________________

____________________________________________________________________

15. Вставьте пропущенные цифры. Как выделяют зимы по абсолютной снежности:

а) бесснежные (толщина менее …….. см),

б) малоснежные (до …….–……. см),

в) многоснежные (более ………см).

16. Укажите ЧС при снежных заносах.

а) h = 5–10 см –____________________________________________________ ;

б) h =20–30 см_–_______________________________________________________ ;

в) h более 30 см –_______________________________________________________; ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

15. Укажите способы предупреждения заносов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

16. Ответьте на вопрос. Чем отличаются бугры пучения от наледей?

Пучение – это ________________________________________________________

 

 

Наледь – это_____________________________________________________________

 

17. Дополните предложение. Повреждения, наносимые молнией, обусловлены высо­ким ………………….. электрического поля ( Вт ), большой …………. ……….( А ) в канале молнии и высочайшей…………………… ( °С).

18. Решите задачу. Рассчитайте приблизительное расстояние до эпицентра грозы, чтобы принять меры по обеспечению своей безопасности.

Дано: время между вспышкой молнии и последующим раскатом грома равно 3 сек. Известно, что скорость распространения звука в воздухе равна примерно 344 м/с. ________________________________________________________________________

19. Отметьте правильные ответы. Ваши действия во время грозы:

а) спокойно продолжите говорить по телефону;

б) закроете окна, двери и дымоходы;

в) будете смотреть телевизор, чтобы отвлечься от грозы;

г) отойдёте от берега реки, спуститесь в низину;

д) спуститесь в укрытие, подвал дома или погреб.

20. Дополните предложения: Средства защиты при высоких и низких температурах воздуха следующие: для защиты от неблагоприятного воздействия климатических факторов используются средства индивидуальной защиты: ……………………, …………….., средства защиты ……. и ……………….. уборы.

Спецодежда для защиты от низкой температуры, ветра и атмосферных осадков изготавливается из ……………………………… тканей с водоотталкивающими и другими пропитками, из натурального или искусственного меха и синтетических утеплителей.

 

Выполнил: Проверил:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (оценивается 1 баллом)

Задача 3. Определите высоту и радиус защиты стержневого молниеот­вода (тип Б – 95 %) для жилого дома. Размер защищаемого дома (hx и rx,), принять индивидуально.

Защитное действие от молнии зданий и сооружений основано на свойстве молний поражать наибо­лее высокие и хорошо заземленные металлические конструкции.

Защита состоит из трех основных элементов: молниеприемника, токоотвода и заземлителя. Заземнитель молнезащиты – один или несколько заглубленных в землю электродов, предназначенных для отвода в землю токов молнии. Для защиты небольших строений применяют стержневые молниеприемники из оцинкованной (луженой) стали.

Каждый молниеотвод имеет определенную зону защиты – часть пространства, внутри которого обеспечивается защита здания с определенной степенью надежности. Рассмотрим, какую зону защиты образует стержневой отдельно стоящий молниеотвод (рис. 4). Как следует из рисунка, зона защиты для данного молниеот­вода представляет собой конус высотой h0 с радиусом основания на земле r0. Обычно высота молниеотвода (h) не превышает 5 м. Остальные размеры зоны в зависимости от величины (h, м) следующие (табл. 19).

Существуют также зависимости, позволяющие, задаваясь размерами защищаемого объекта (hx и rx,), определить величину h. Эта зависимость для зоны Б имеет вид:

h = ( rx +1,63 hx)/1,5;

 

Таблица 19

Параметры зоны защиты для молниеотвода

 

Параметр, м
Величина параметра для зоны Б
h0 0,92h
R0 1,15 h
rx 1,5·(h – hx/ 0,92)

 

 

Рис. 24. Зона защиты одиночного стержневого молниеотвода

 

1 – граница зоны защиты на уровне высоты объекта; 2 – то же, на уровне земли; h – высота молниеотвода; h0 высота конуса защиты; hxвысота защищаемого объекта; rxрадиус зо­ны защиты на уровне высоты объекта; r0радиус зоны защиты объекта на уровне земли.

 

Токоотводы соединяют молниеприемник с заземлением. Они вы­полняются из оцинкованной круглой стальной проволоки диаметром не менее 5–6 мм, угловой или полосовой стали, труб сечением 50 мм для наружной проводки и не менее 25 мм для внутренней.

Способы соединения показаны на рис. 25. В соединении применя­ют свинцовые прокладки, а сверху заливают эпоксидным клеем.

Токоотводы крепят к стенам строений через 1,5–2 м с помощью скоб, гвоздей; на легковоспламеняемой крыше их устанавливают на деревянных стойках высотой 15–20 см с шагом 50–60 см.

На сухих грунтах применяют вертикальные заземлители –2–3 стержни, вбитые на расстоянии 3 м и соединенные на глубине 0,5 м перемычкой, к которой в середине присоединен токоотвод. Перемычку делают из металлопроката сечением не менее 100 мм. Все элементы соединяют сваркой (рис. 25, В).

Горизонтальные заземлители эффективны на влажных грунтах. Они представляют собой металлические профили длиной 3–5 м из стальной проволоки диаметром 15–20 мм, полосовой стали сечением 160 мм, уголков 40–50 мм, водопроводных труб диаметром 25–60 мм. Заземлители укладывают на расстоянии не менее 5 м от крыльца, дорожек. Можно использовать сам токоотвод, уложенный на метровую глубину (рис. 26, Б).

В домах с металлической крышей токоотвода крепят к обоим скатам и соединяют его с заземлителем.

В домах с неметаллической крышей крепят стальную проволоку, натягивая ее вдоль конька между деревянными стойками, делая молниеприемники выше всех элементов строения (рис. 27). Молниеприемники в виде стоек можно оборудовать на оголовке трубы в виде вилки на высоте не менее 300 мм над трубой.

Для небольшого дома можно использовать цельный кусок прово­локи диаметром 5–8 мм с односторонним спуском токоотвода и одним заземлителем. При этом подземная часть должна быть как можно длиннее, ее располагают обычно вдоль отмостки дома. Используют для защиты и высокие деревья, отстоящие от дома не менее чем в 3 м. Проволоку диаметром 5–8 мм прокладывают по дереву и соединяют с заземлителем

Системы молниезащиты регулярно осматривают. Места, повреж­денные коррозией, окрашивают, зачищают, гайки подтягивают. При необходимости вкапывают рядом новый заземлитель, присоединяя его к токоотводу.

 

 

Рис.26. Вертикальный (электрод­ный) за

землитель (А) и заземлитель горизонталь ного типа (Б).

1 – пешеходная дорожка, 2 – попереч­ная шина, 3 – токоотвод, 4 – вертикаль­ный стержень (электрод), 5 – водосточ­ная труба, 6 – влагопоглощающая об­кладка, 7 – горизонтальный заземлитель (УГВ – уровень грунтовых вод).  
Рис.2 5. Устройство молниезащиы.

А, Б– молниеприемники из стальной

проволоки. В– способы присоединения

гокоотводов к металлической кровле и

между собой: 1– бандаж из оцинкован

ной проволоки диаметром 1,5–2 мм, 2 –

проволока-ка­танка диаметром 6–8 мм, 3

– свинцовая прокладка, 4– кровля, 5

–стальные пластины, 6– болт.

 

Рис. 27. Система молниезащиты

 

1 – стержневой молниеприемник, 2 – тросовый молниеприемник, 3 – стойки,

 

4 – отмостка, 5 – заземлитель, 6 – зона увлажнения, 7 – пешеходная дорожка,

8 – токоотвод.

Занятие 7

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.