Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Антонида Челищева с сыном Владимиром



Наталья Статина (Член Южно-Уральского Отделения мужрегиональной Ассоциации генеалогов-любителей, преподаватель политехнического техникума города Челябинска).

 

И СНИТСЯ ВЕЩИЙ СОН...

 

Статина Наталья Владимировна родилась в г. Челябинске. Окончив в 1988 году физико-математическую школу № 31, поступила на фило­логический факультет Челябинского государственного педагогическо­го института. После окончания института работала в школе № 113, сначала учителем русского языка и литературы, а с 1997 года - заме­стителем директора по воспитательной работе. С 2006 года - пре­подаватель литературы в Челябинском политехническом техникуме. В её жизни есть всё: семья, литература, музыка, танец, сцена. Но самое главное дело жизни - составление генеалогического древа.

 

Воспоминания детства всегда самые яркие. Но особенно хорошо мне запомнилось, что раз в год вместе с родителями мы ездили к папино­му двоюродному брату Горшкову Владимиру Дмитриевичу и сестре Анне Дмитриевне в де­ревню Белоярка. Я целый год с нетерпением ждала этой поездки. А с 1990 года мне часто стал сниться один и тот же сон: мужчина лет 30, в гимнастерке и сапогах...

В родне у нас военных не было, кроме Сергея, мужа моей родной сестры Марины, но это был не он. Тогда я стала расспрашивать маму, бабушек... И вот однажды моя бабушка по отцу Ляпустина Антонида Алек­сеевна показала старую фотографию, на которой был запё­чатлён тридцатилетний военный из моего сна! Бабушка расска­зала, что это мой родной дед, Челищев Иван Яковлевич, ро­дом из села Белоярского Щучанского района Курганской облас­ти, что он погиб на фронте во время Великой Отечественной войны где-то под Ленинградом, что похоронка затерялась, что она осталась вдовой с десяти­летним сыном Владимиром (моим отцом). А в 1951 году выш­ла замуж за Ляпустина Григория Павловича (20.03.1909-19.11.1982). Деда Григория я все­гда считала своим родным дедом, поэтому рас­сказ бабушки меня несколько озадачил. Вот с этого и началось мое изучение генеалогичес­кого древа рода Челищевых.

Кто же он, Челищев Иван Яковлевич? Когда и в какой семье родился? Кто были его родите­ли и откуда родом? Как он жил? Где нашел своё последнее пристанище?. Летом 1991 года я по­ехала в село Белоярское...

На берегу реки Миасс раскинулось большое село Белоярское. Возникло оно в 1682 году (эта дата упоминается в дневнике старожила села Г. Д. Чепелева). Первыми поселенцами Белоярского были три брата, беглые каторжники. Назва­ли они себя Иванами по фамилии Согрины (Согра - залитая водой лесная местность). Фами­лия эта до сих пор встречается у жителей села Белоярского и окрестных деревень. Вскоре к ним примкнули Колокольцевы, Босо­вы, беглые крестьяне Ложковы.

Вначале заселение Белоярско­го шло с северной стороны. Из-под Шадринска приехали Ермоли­ны, Пушкарёвы, Завьяловы, Ничевухины. Из деревни Татарка при­шли Мальцевы, Худяковы, Насо­новы. В 1852 году из с. Столбцы Рязанской губернии были сосла­ны рабочие с игольной фабрики (около 40 семей, 21 фамилия). Расселили их по окрестным де­ревням Пивкино, Чумляк, Косулино. В Белоярском поселились Полуротовы, Коклины, Стебаковы, Горшковы, Чепелевы. Стали их на­зывать новосёлами, а край дерев­ни получил название Новосёловка. Из Камышловского уезда при­ехали Бибикины, Галины; с Деми­довских заводов - Пронины, Чер­товы, Игнатьевы, Волковы.

По разным причинам заселяли люди эти места: кто в поисках лучшей жизни, кто не поладил с властями, кто ук­лонялся от военной службы. Этих людей здесь не преследовали и оставляли в покое. Приезжа­ли семьи и из центральной России. Минуя горы, озёра, леса, переселенцы останавливались здесь, на равнинных землях, где нетронутые леса с великим множеством птиц (весной лес пел на разные голоса), много грибов и ягод (вишня, боярка, клубника, земляника). Кругом зарыблен­ные щукой, чебаком, ершом, окунем, налимом озёра. Река Миасс - чистая и прозрачная, вода её была хороша на вкус. Приглашая к чаю, го­ворили: «Садитесь чай пить, вода-то Миасская».Песок в реке переливался разными цветами, в речной глади были видны косяки рыб, по бере­гам - заросли черёмухи, ольхи, вербы...

Вот и облюбовали это место Челищевы, при­ехавшие в Белоярское в 70-е годы XIX века из Вятской губерни Орловского уезда Кожинской волости деревни Покштинской (Кировская об­ласть, Советский район, д. Покшта. В 80-е годы XX века деревня опустела и сейчас нежилая). Деревня появилась на одноимённой реке, кото­рая впадает в р. Вятку. Кругом были глухие леса. В 10-15 км от Покшты на­ходилась д. Целищата. Скорее всего, фамилия Челищевы (на вятский манер -Целищевы) была широко распространена по всей округе. По происхождению они были, видимо, из мещан или однодворцев, имели своё ремес­ло. Переселялись в эти места не от бедности, а ехали на вольные земли (в Вятской губернии в то время на человека мужского пола приходилось 3-5 десятин земли). Хотя надел землёй в селе Белоярское уже прошёл, семьям выделили земельные участки из общественного фонда.

Так вятские Челищевы посе­лились в Белоярке, в части села под названием Абрамовка (село делилась тогда на «края», сре­ди которых были Ермолинский край, Осиновка, Новосёловка, Белый Яр, Кузино болото). Но­восёлы стали обживаться, построили избу, раз­били огород. Много расходов было связано с обработкой земли: нужны были кони, сбруя, хо­зяйственные инструменты. Также надо было раз­водить скотину, птицу, загородить гумна, куда можно было привести и высушить снопы для обмола, прокормиться, одеть, обуть семью - всего не перечесть, что необходимо было сде­лать, да и опыт ведения хозяйства приходил не сразу. Всё это пришлось взять на себя главе семьи - Челищеву Фёдору Сергеевичу (1849-30.03.1887), который приехал в Белоярку с ма­терью Прасковьей Павловной, женой, сыном Яковым и другими родственниками - Челищевым Федотом Григорьевичем, его женой Ефимией Антоновной (сын Максим родился у них в Бело­ярке в 1877 г.).

Что означает фамилия Челищевы? Авторы словарей фамилий делают упор на увеличитель­ное значение прозвища:

1. Челище - большое чело, то есть лоб. Ве­роятно, прозвище лобастого человека.

2. Фамилия Челищев означает большеголо­вого, лобастого человека и образована от сло­ва «чело».

-

 

Антонида Челищева с сыном Владимиром

 

3. «На русскую службу к Александру Невскому перешёл немец Вильгельм Люненбургский старший сын которого Карл, по прозвищу Челище, стал родоначальником дворян Челищевых. Прозвище дано, видимо, за большой лоб (чело). Так как фамилия Челищев встречается в разных местностях, возможно, что она, возникала не один раз (или могла быть дана бывшим крепостным Челищевых)».

В 1887 году 30 марта умер от чахотки (Tyберкулёз лёгких) Фёдор Сергеевич Челищев, ему было всего 38 лет. Похоронили его на следующий день на кладбище за селом (эта запись сделана в метрической книге Оренбургской духовной консистории Челябинского уезда Белоярского прихода за 1887год). Вся забота по хозяйству легла на плечи его сына, Якова Фёдоровича Челищева, который не был приспособлен к крестьянско­му труду. Был он невысокого ро­ста, весёлого нрава, общитель­ный и очень обаятельный. В 1891 году Яков сосватал себе невес­ту, Ирину МихайловнуКошкарову (1874-14.07.1917 гг.) из деревни Косулино, что на другой стороне реки Миасс,

Косулино в XIX веке - «казён­ная деревня, расположенная по левую сторону по почтовому трак­ту изъ г. Челябы въ г. Курганъ (Тобол. губ.) при реке Миасс». Деревня состояла из 100 дворов, там жили около 600 человек, пре­обладали фамилии: Пархаевы, Паршаковы, Зайковы, Коклины, Костромины, Балакины, Кошкаровы. Дома в деревне стояли добротные, в каждом дворе - свиньи, лошади, овцы, коровы. Жители деревни обрабатывали землю, занимались рыболовством, собирали ягоды и грибы. В деревне были свои печники, сапожники, кузница с кузнецом, многие портня­жили, катали пимы, женщины ткали, вышивали, пряли, занимались домашними делами, замеча­тельно пели. Косулино делилась на «края»: крайБулыгино,к Миассу - Новосёловка, у леса - Зайков край. По праздникам ходили друг к другу в гости, ездили на ярмарку (Фролов день).

Семья моей прабабушки Кошкаровой Ирины Михайловны жила в достатке, было большое хозяйство, большой дом-пятистенник, баня, зем­ли, которые обрабатывали своими силами (бат­раков не держали).

Братья Ирины Михайловны (Степан, Николай, Иван, Пётр) были светло-русые, круглолицые, крепкого телосложения, по характеру - простые, общительные, с жёнами они обращались хорошо. Дома у них стояли рядом, большие, пяти­стенные. Ирина Михайловна была ростом выше среднего, лицо широкое, круглое, волосы ру­сые. Как и её братья, с детства была приученак труду. Невольно вспоминаются строчки из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хо­рошо», которые как нельзя лучше описывают жизнь моей прабабушки в девичестве:

Сама я в стадо бегала,

Отцу носила завтракать,

Утяточек пасла,

Потом грибы да ягоды,

Потом: «Бери-ка грабельки

Да сено вороши!»

Так к делу приобыкла я...

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

 

Фамилия Кашкаровы, возможно, произошла от названия «кокшар» - в XIV веке выходец с р. Кокшенги - теперь в Вологодской области; кроме реки Кокшенги есть ещё река Кокшара в Марийской республике. Название обеих рек финно-угорское (kaksi/kokti/kik - два, второй). В Вятском краю в XV веке был городок Кашкар (Какшар), сейчас - Котельнич. Вызванная эко­номическими причинами массовая миграция людей из этих районов распространила фами­лию на Урале и в Сибири.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.