Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять: что в вас есть, что в вас можно поменять? Коуч будет помогать вам менять ту часть, что мыслит. В вас есть то, что мыслит, или способность мыслить. Если сделать вас способными мыслить иначе, чем теперь, глубже, эффективнее – дать инструменты, с помощью которых это можно делать очень эффективно, то вы сами измените свою жизнь: вы сами увидите, что вам следует менять и как. То, что мы будем менять, – это мыслящий принцип.
Как в машине есть двигатель, колеса и трансмиссия, так и мыслящие принципы, как говорит нам современная психиатрия и древняя йога, в человеке могут быть разные: есть то, что мешает, и то, что способствует; есть то, что предназначено для одного, и есть то, что предназначено для другого.
Давайте подумаем, что можно изменить в мыслящем принципе человека? Поведение является следствием существования мыслящего принципа: если мы изменим мыслящий принцип, то изменится и поведение. Мыслящий принцип – это способность мыслить. Мы можем мыслить по-разному. Например, на музыкальном инструменте мы можем играть левой рукой, можем правой, можем носом. Так и мыслить мы можем, оказывается, разными инструментами, которые есть внутри нас. Например, есть интуиция, и мы можем ее задействовать. Есть способность анализировать – ум, его тоже можно задействовать: логика относится к области ума. Кто анализирует, тот использует и логику. Коучинг говорит о существовании четырёх видов интеллекта, или разных состояний сознания:
· интеллект рассудка, или ума – способность к анализу и оценке. Оценка всегда опирается на собственный опыт и мнение, а не на то, что есть на самом деле. Этот вид интеллекта дает иллюзию правоты и учит ее отстаивать, то есть конфронтировать с иными мнениями, а не сотрудничать с ними.
· интеллект чувств, или сердца: люди, которые научились скреплять друг друга сердцем, более счастливые. Есть методика, как услышать свое сердце и научиться слышать сердца собратьев, понять чувства другого человека. Можно научиться общаться сердцами. Голос сердца делает отношения между людьми совсем другого качества и позволяет слышать друг друга даже без слов. А. Экзюпери сказал: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь».
· интеллект эмоций – эмоций, которые руководят жизнью человека. Такой человек будет со стороны выглядеть зависимым и нестабильным. Интеллект эмоций толкает нас к разного рода привязанностям, то есть к несвободе. Он вынуждает нас казаться, а не быть. Коуч помогает человеку увидеть этот интеллект в себе и научиться с ним справляться.
· интеллект разума, или истинной индивидуальности – состояние сознания, когда человек видит шире и глубже, чем обычно. В нем есть ощущение стабильности, равновесия, а окружающие его люди замечают элементы силы и мудрости в нем. Интеллект разума делает нас настоящими, помогает понять, какие мы на самом деле и какими в действительности можем стать. В отличие от рассудка, разум не дает оценку (которая всегда окрашена предвзятостью), а понимает явление как бы целиком. Следовательно, взаимодействие с этим видом интеллекта, а также с интеллектом сердца приводит к тому, что человек начинает видеть происходящее беспристрастно, или адекватно. Развивая разум и сердце, человек входит в зону адекватности и расширения визии, а значит, настоящего, а не надуманного развития.
Исходя из данных нами определений, можно сделать следующие выводы.
Обычно человек видит всё со своей точки зрения, он анализирует через призму своего опыта и степени несвободы (привязанности, предвзятости). Такое мировоззрение можно сравнить с постулатом: карта местности не есть местность.
Коучинг помогает человеку раскрыть способность исследовать мир таким, каков он есть, то есть он помогает составить представление о самой местности, а не судить о ней по карте.
Мы уже касались существования в человеке способности мыслить объемно, понимать сразу и целиком. Возможно, вы почти сразу забыли об этом, потому что это найдено и описано нами, а не вами: психика человека так устроена, что лишь то, что найдено самим человеком, будет его ценностью. Поэтому коучинговые тренинги заключаются в развитии в человеке способности мыслить объемно, адекватно, непредвзято и эффективно, и тогда он найдет сам то, что ему нужно. Это и есть суть наших тренингов.
Высшее, что есть в человеке, – это разум. Алишер Навои красиво описал предназначение высшего человеческого интеллекта: «Тому, кто жизнь постиг, расцвет и умиранье, над мыслью власть важней, чем над тремя мирами». Он сказал о значении мысли. Таким образом, давайте еще раз определимся с функцией разумной составляющей в человеке – способности разума касаться мыслей, видеть сразу и объемно, – которую мы и будем развивать, чтобы она развивала нас:
– способность охватывать любую идею или проект со всех сторон сразу и одновременно;
– видеть не «со своей колокольни», а видеть вещь такой, какая она есть на самом деле.
Попробуем описать качества человека, развивающего свою разумную составляющую.
Способность к постижению. Есть хорошее древнегреческое слово «пистижен» (производное от «пистис») - «интуитивное проникновение в сущность каждой вещи». Интересно, что в греческом оригинале Библии, в идее Христа (Веруйте, и дано вам будет), использовалось слово «пистис», которое переводится не как «вера», а как «интуитивное проникновение». Просто переводчики не понимали, как лучше перевести это слово. Другими словами, Христос говорил: интуитивно проникайте, касайтесь разумом каждой идеи, и дано вам будет.
Если с этой точки зрения посмотреть на богословие, многое объясняется по-другому: не веруйте в то, что вам говорит кто-то, а постигайте сами, развивайте свой разум. В первом случае – пассивное принятие того, что есть, и вытекающая из этого массовая аморфность; во втором – активное участие в своей жизни и взятие ответственности за жизнь в свои руки. В первом случае человеку ничего не остается, как перекладывать вину за происходящее на других; во втором – возможность всё изменить самому и личная ответственность за происходящее и за такие изменения.
Способность к вмещению. Постигая, вы раздвигаете границы своих представлений о мире. Идеи вы вмещаете в разум, и эти идеи, в свою очередь, раздвигают границы разума, то есть делают его способным к более объемному восприятию мира, к вмещению большего количества идей.
Таким образом, постижение и вмещение – основные функции разума.